Реформы государственного управления
Развитие советской государственности во второй половине 40 — начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.
Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.
К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрез- вычайные органы власти военного времени.
Деятельность Советского государства стала осуществляться конституционными органами, в 1946—1948 гг. состоялись выбо- ры в Советы всех уровней.
После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.) стали восстанавли- ваться так называемые «ленинские принципы государственного руководства и социалистической законности», активизировалась работа Советов, расширялись права союзных республик.
22 января 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и уси- лении их связи с массами», которое потребовало решительной борьбы с проявлениями бюрократизма и волокиты, невниматель-. ного отношения к нуждам населения; рекомендовало расширить права местных Советов в вопросах планирования развития хо- зяйства края (области), города, района, а также производства и распределения продукции предприятий местной промышлен- ности; организации жилищного, культурно-бытового и дорож- ного строительства. Эти рекомендации ЦК КПСС юридически были закреплены в новых положениях о местных (сельских
и районных) Советах депутатов трудящихся, утвержденных Вер- ховными Советами союзных республик в 1957—1960 гг.
Сессии Советов стали проводиться регулярно, на них обсу- ждались важные вопросы государственной и хозяйственной жиз- ни. Законопроекты по ряду вопросов предварительно выносились на всенародное обсуждение, которое, однако, практическо- го значения не имело, поскольку носило характер политиче- ских кампаний, направленных на безусловное одобрение и под- держку.
В конце 1962 г. краевые, областные Советы депутатов тру- дящихся были разделены на промышленные и сельские, которым соответственно подчинялись промышленные и сельскохозяйст- венные районы. Этот эксперимент оказался неудачным, посколь- ку нарушалось единство власти: в одном регионе оказалось два хозяина, что вело к дезорганизации управления.
Курс на расширение прав союзных республик нашел свое выражение прежде всего в области управления экономикой. В 1954—1956 гг. из союзного подчинения в ведение республик были переданы около 15 тыс. промышленных предприятий.
Правительствам республик было предоставлено право само- стоятельно утверждать планы производства и распределения промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями рес- публиканского значения. В результате удельный вес местных товаров вырос с 31% почти до 50%. Кроме того, в государст- венном бюджете СССР было отменено деление бюджета со- юзных республик на республиканский и местный. Республики сами стали распределять средства, выделенные им федеральным центром. В феврале 1957 г. в целях лучшего учета интересов союзных республик был образован специальный государственный орган — Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР, на которую была возложена подготовка предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строитель- ства в союзных республиках; предварительное изучение и рас- смотрение запросов союзных республик о принятии мер в области хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения. В 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому к компетенции союзных республик было отнесено решение вопросов их внутреннего административно-территориального устройства (определение границ районов, областей). Были приняты меры по восстановлению политических прав ряда народов, репрессированных в годы войны.
Вскоре после окончания войны произошли некоторые изме- нения в системе органов государственного управления СССР. Ряд военно-промышленных наркоматов, комитетов, управлений' был расформирован или реорганизован в центральные органы управления мирными отраслями промышленности, государствен- ной жизни.
Например, в январе 1946 г. Наркомат боеприпасов преобразу- ется в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения СССР, в феврале того же года Наркомат минометного вооружения — в Наркомат машиностроения и приборостроения СССР.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о пре- образовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы министров, а наркоматов — в министерства. Официально это переименование объяснялось тем, что старое название «уже не выражает в достаточной сте- пени отчетливо тот объем компетенции и ответственности, ко- торый возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государствен- ного управления».
Поиск лучшей организации управления народным хозяйством СССР первоначально осуществлялся путем разукрупнения ведомств, создания новых центральных отраслевых органов. В результате ряд общесоюзных министерств был разделен на два: одно для западных, другое для восточных районов стра- ны. К февралю 1947 г. в СССР уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства (по Конституции СССР 1936 г. — соответственно 8 и 10). Однако вскоре наметилась обратная тенденция — к сокращению количества центральных ведомств. Начиная со второй половины 50-х гг. шел непрерывный поиск наиболее целесообразных организационно-правовых форм государственного управления. Негативное влияние на этот необходимый в целом процесс оказали элементы субъективизма и волюнтаризма в управлении государством, свойственные Н.С. Хрущеву. Поэтому далеко не все управленческие преобразования того времени оказались жизнеспособными и продуманными. Тем не менее была проделана большая работа по сокращению численности государственного аппарата и ограничению его привилегий. К концу 50-х гг. были упразднены свыше 10 тыс. излишних и параллельно действовавших контор, организаций, управлений, отделов и других подразделений различных министерств и ведомств, высвобождены и направлены непосредственно на производство более 900 тыс. квалифицированных работников.
Весной и летом 1957 г. на основе Закона «О дальнейшем со- вершенствовании организации управления промышленностью и строительством» отраслевой принцип управления народным хозяйством был заменен территориальным. Таким путем рассчи- тывали избавиться от излишней централизации, преодолеть ве- домственные барьеры, приблизить управление к производству. В связи с этим некоторые отраслевые общесоюзные и союзно- республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строительством, упразднялись.
Вся страна была разделена на 105 экономических админи- стративных районов. В каждом из них создавался Совет народ- ного хозяйства (Совнархоз), который осуществлял комплексное руководство всеми предприятиями и стройками на данной тер- ритории. Однако вскоре выявились серьезные недостатки тер- риториального принципа. Руководство конкретной отраслью промышленности, представляющей собой в производственно-тех- ническом отношении единое целое, оказалось раздробленным по экономическим районам.
Для преодоления таких отрицательных последствий сначала были созданы координирующие республиканские совнархозы, затем Высший совет народного хозяйства СССР при Совете ми- нистров СССР, а также государственные комитеты по отраслям. В целом же управление промышленностью усложнилось, стало еще более многоступенчатым и громоздким.
Реформы в области управления сельским хозяйством на- чались с кампании по укрупнению колхозов, в результате их общее количество сократилось почти в три раза. Укрупнение усилило колхозы, но стали умирать деревни и даже села, рас- положенные далеко от центральной усадьбы. Следующий шаг был сделан в марте 1958 г., когда был принят Закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинотракторных станций». МТС — государственные сельскохозяйственные предприятия — были созданы в 1928 г. и сыграли большую роль в борьбе за социалистическое переустройство деревни, которая не располагала необходимыми материальными и техническими средствами для машинной обработки земли, уборки урожая. Однако к концу 50-х гг. все в большей степени стали проявляться отрицательные стороны такого положения, когда на одной и той же земле хозяйство вели две организации — колхоз и МТС.
Это порождало «двоевластие» в организации сельскохозяй- ственного производства и использовании техники, снижало от- ветственность за повышение урожайности. Многие колхозы,
окрепнув, стремились приобрести в собственность трактора, ав- томашины и другую технику, чтобы использовать ее не только для основных сельскохозяйственных работ, но и для механиза- ции животноводства, в строительстве и т. д.
С учетом этих обстоятельств и при наличии достаточного количества автотракторной техники в руках государства было при- знано целесообразным реорганизовать МТС в ремонтно-техниче- ские станции, а технику продать колхозам. Проведенная реорга- низация в определенной мере способствовала развитию сельского хозяйства, появлению «колхозов-миллионеров», но и в этом деле были допущены неоправданная торопливость и административный нажим при продаже техники, что заставило многие колхозы взять на себя непосильные долговые обязательства.
В целом, несмотря на проведенные мероприятия, существен- ных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произош- ло. С 1963( г. СССР начал закупать недостающее количество продовольствия (в первую очередь хлеб) за границей.
Причины неудач многих реформ, проводимых Н.С.Хрущевым, сводятся к следующему. В период с середины 50-х до начала 60-х гг. была предпринята первая попытка партийно-государст- венного руководства СССР реформировать тоталитарный по- литический режим, отказаться от государственного террора. Однако методы и средства, которые знали и, главное, применяли люди, стоявшие во главе партии и государства, не позволили в полной мере решить поставленные задачи. К середине 50-х гг. в СССР имелся опыт решения социальных и экономических про- блем в основном чрезвычайными средствами, путем «штурма и натиска», борьбы «за урожай», «за металл», «за белое и черное золото». Поэтому продолжались попытки развивать общество и экономику командно-административными способами, полити- ческими кампаниями: освоение целины (1954—1960); «кукуруз- ная лихорадка» (1955—1957), «соревнования» с Америкой по производству мяса, молока, электроэнергии на душу населения (конец 50-х гг.) и др. В идеологии господствовала упрощенная концепция общественного развития, сложившаяся в 30-е г. XX в., которая трактовала социализм как непрерывное, поступательное, непротиворечивое движение к «сияющим вершинам коммунизма». Имевшиеся и возникающие на этом пути трудности объясняли отсутствием опыта, наследием прошлого и происками врагов (внутренних и внешних). Сомнения в правильности выбранного пути считались тяжким уголовным преступлением, а высшими аргументами
правильности — соответствующие отрывки из партийных доку- ментов, цитаты из произведений «основоположников» (В.И. Ле- нина, К. Маркса, Ф. Энгельса).
Внедренный в сознание людей за 40 лет советской власти манящий образ коммунизма пользовался популярностью, ка- зался реально достижимым. Поэтому руководством страны в 1961 г. была предпринята еще одна попытка «обогнать время» и в течение 20 лет напряженного труда и непрерывной вос- питательной работы привести народ к заветному рубежу. На XXII съезде КПСС была принята Программа КПСС, которая сформулировала эту задачу.
Осмысление уроков предшествующего периода, его нега- тивных последствий для судеб народа и страны руководство страны свело к превращению Сталина из «вождя всех времен и народов» в «злого гения истории». Такая персонифицирован- ная форма ответственности позволила сузить основу анализа причин серьезных неудач, вывести политическое руководство СССР из зоны критики, сохранить основные принципы тотали- тарного режима (монополия узкой группы на власть, однопар- тийность, государственная собственность как основа экономики, КПСС — ядро политической системы и др.).
В 1961 г. на XXII съезде партии был принят также новый устав КПСС. Согласно этому уставу в партии утверждались внутренняя демократия, народный контроль и коллективное руководство, подчеркивалась необходимость периодического об- новления партийных кадров и руководящего состава. По но- вому уставу на каждых выборах замене подвергалась полови- на состава райкомов, треть состава парторганов на областном и республиканском уровне. Было запрещено избираться в одни и те же органы несколько раз. Члены высшего руководства пар- тии могли оставаться на своем посту на более долгий период, если при голосовании получали три четверти голосов в свою пользу.
Главным автором этой реформы был Хрущев. Реформа силь- но пошатнула стабильность номенклатуры. Период хрущевских преобразований закончился государственным переворотом, осуществленным группой Л.И. Брежнева в октябре 1964 г. Первый секретарь ЦК КПСС председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущев был освобожден от всех постов и отправлен на пенсию. Таким образом, к началу 60-х гг. партийная номенклатура взяла власть в СССР в свои руки.
|