Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
Основы для формирования тоталитарного политического режи- ма были заложены в Советской России еще в период Гражданской войны. Государственная власть в тот период была сосредоточена в руках одной группы лиц (политической партии), полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и охранявшей монополию на власть насилием, террористическими средствами, путем запугивания и идеологического нажима на население. В стране были ликвидированы политические свободы и возмож- ность легального существования политической оппозиции.
Сталин, рассуждая о средствах организации людей для выпол- нения гигантских задач, стоящих перед государством, подчеркивал, что «репрессии в области социалистического строительства явля- ются необходимым элементом наступления». В связи с этим им была выдвинута идея обострения классовой борьбы по мере по- строения социализма.
30-е гг. стали периодом сильнейших потрясений. Страна за это десятилетие пережила три крупных репрессивных кампании, которые по масштабам, результатам и последствиям можно сравнивать с войнами.
Первая репрессивная кампания связана с изменением курса государства. Она затронула «кулаков» и «подкулачников», соци- ально-вредных (паразитических) элементов: служителей культа, мелких торговцев, «нэпманов», а также старых специалистов сферы промышленности, которых обвиняли в саботаже и вреди- тельстве.
Вторая репрессивная волна захватила широкие народные массы (рабочих, крестьян, служащих) и была обусловлена об- щим ужесточением карательной политики Советского государ- ства, заменой гражданско-правовых, трудовых, административ- ных отношений на уголовно-правовые.
Согласно указам Президиума Верховного Совета СССР, при- нятым в 1940 г., была установлена уголовная ответственность за нарушения трудовой дисциплины, выпуск недоброкачествен- ной или некомплектной продукции, невыполнение приказа об обязательном переводе инженеров, мастеров, квалифицирован- ных рабочих на другое предприятие и т. д. Третья репрессивная кампания приходилась в основном на 1934—1938 гг. Под ее ударом оказались партийные, государственные, военные кадры, руководители промышленности, научные работники, профессора вузов и т. д. Многие оказались жертвами «сведения личных счетов».
В результате этой кампании из 139 членов ЦК ВКП(б) в 1934—1939 гг. арестованы ПО, из 1966 делегатов XVII съезда ВКП(б) (февраль 1934 г.) к XVIII съезду (март 1939 г.) на сво- боде остались всего 59 человек. Были репрессированы трое из пяти маршалов Советского Союза, все командармы, 90% ком- коров, 70% командиров дивизий и полков.
Всего за десятилетие репрессии затронули 7—10 млн человек.
Социальная политика государства в тот период стави- ла целью обеспечить:
•промышленное и сельскохозяйственное развитие страны необходимыми людскими ресурсами;
• социальную поддержку проводимых преобразований. Чтобы предотвратить бегство крестьян из голодающей деревни
в 1932—1933 гг., при всеобщей паспортизации колхозников лишили паспортов. Без паспорта крестьяне не могли покинуть деревню, на- ниматься на работу в городе. У рабочих продолжала сохраняться трудовая повинность и трудовые книжки. В сторону ужесточения было изменено рабочее законодательство: с 1932 г. за один про- гул рабочего не только увольняли, но и могли лишить хлебных карточек и квартиры. Ужесточение законодательства распростра- нялось и на крестьян. Закон «о пяти колосках» в качестве меры наказания за самые незначительные хищения предполагал десяти- летнее тюремное заключение или расстрел. Толчком к очередным репрессиям стало убийство Кирова в Ленинграде в 1934 г. Уже через несколько часов после убийства был подготовлен новый закон, по которому любое следствие по делам о терроризме должно было заканчиваться в течение 10 дней, рассматриваться в суде без участия обвинения и защиты, без права обжалования и ходатайств о помиловании, а приговоры о расстреле должны были приводиться в исполнение сразу же после их оглашения. По делу об убийстве Кирова проходили бывшие противники Сталина — Зиновьев и Каменев. Всего к расстрелу было приговорено 14 человек. По делам о терроризме проходили бывшие участники дискуссии о внутрипартийной демократии. В 1937 г. процесс против «антисоветского объединенного троцкистско зиновьевского центра» закончился расстрелом 16 подсудимых, среди которых были Зиновьев и Каменев. По настоянию Сталина была организована проверка партийных билетов, которая превратилась в «чистку»: было «разоблачено свыше 100 вражеских организаций и групп». Обширная чистка партии и репрессии преследовали две цели: они укрепляли власть вождя и вводили в партийное руководство новых людей,
лично преданных Сталину. Политика «чисток» в партии значив тельно упрочила позиции сталинских сторонников: Микояна Жданова, Хрущева, Молотова, Берии и др. В конце 20-х — 30-е гг. партия окончательно становится пpaвящей группой в государстве, аппарат управления которого при обрел следующие характерные черты:
• замкнутость (путь в высшее руководство страны шел толь- ко через партийные организации); иерархичность (в сложившейся иерархии партийных и советских должностей занятие каждой ступени зависело не от выбора снизу, а от назначения и рекомендации сверху);
• жесткая централизация: власть была сконцентрирована в «верхах» партии, причем механизм осуществления на местах принятых в центре решений действовал благодаря не только су- ровой дисциплине, но и тому, что партия располагала разветв- ленным карательным аппаратом в лице НКВД и ГПУ;
• тенденции к слиянию партийного аппарата с государствен- ным (через партийные ячейки во всех государственных органи- зациях, в профсоюзах, в Советах партия имела возможность обеспечить принятие любого решения).
Характерными чертами политической системы, сложившейся в СССР к середине 30-х гг. XX в., стали:
1 культ вождя «всех времен и народов» Сталина;
2 единственная политическая партия, являющаяся «руково- дящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (Конституция СССР 1936 г.);
3 официальная единая идеология. Эта идеология провозгла- шала в качестве ведущих принципов: подчинение личных инте- ресов государственным; пролетарский интернационализм; верхо- венство идеологии над законом и законностью; наличие особой коммунистической морали и нравственности; абсолютная моно- полия государства на средства массовой информации;
4 всеобъемлющая, вездесущая система тайного и открытого политического контроля, которая предполагала наличие мощно- го, многочисленного и разветвленного репрессивного государст- венного механизма. Основной задачей этой системы являлась жестокая борьба с инакомыслием, формирование атмосферы то- тального страха и всеобщего доносительства;
5 экономической основой политической системы являлась государственная собственность на орудия и средства производства, которая предполагала жесткое централизованное управление экономикой страны. Отсюда широкое использование внеэкономических (репрессивных) стимулов, труда заключенных;
6 конечной целью этой политической системы являлось соз- дание монолитного общества, способного реализовать программ- ную идею мощного во всех отношениях коммунистического го- сударства.
Таким образом, к середине 30-х гг. XX в. в СССР было в ос- новном создано тоталитарное государство, характеризующееся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией политических прав и свобод, применением массовых репрессий в качестве средства обеспечения власти и реализации внутри- политических задач, активной внешней политикой, направлен- ной на расширение и увеличение сферы своего влияния.
Система управления предприятиями, состоящая из двух ди- ректоров — «красного» партийца и «технического» специалиста, в 30-е гг. упразднялась. Вся власть сосредоточивалась в руках генерального директора. Массовые репрессии среди управленче- ского персонала поставили задачу обеспечения промышленности управленческими кадрами. Началась кампания по выдвижению из рабочих управляющего персонала, начали организовываться курсы и технические училища. Этот процесс имел как положи- тельную, так и отрицательную стороны:
Положительная
| Отрицательная
| • Рост технических знаний;
• Быстрое продвижение рабочих по служебной лестнице;
• Возникновение новой техничес- кой интеллигенции, лояльной к власти
| • Уход с заводов наиболее квали- фицированной части рабочих;
• Пополнение рабочего класса вы- ходцами из деревни с низкой ква- лификацией;
• Падение качества и производи- тельности труда
| Массовые репрессии изымали из производственного процесса большое количество рабочей силы, которая затем концентриро- валась в лагерях. Именно на этот период приходится расцвет ГУЛАГа, где к 1941 г. содержалось свыше 2 млн человек, 20% которых были осуждены за политические преступления.
Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
Репрессии в СССР совпали по времени с пропагандой идеи социалистической законности в советском праве. Конечное
воплощение эта идея получила в Конституции 1936 г., приняв той VIII съездом Советов. Эта была «самая демократичная кон- ституция в мире».
Конституция провозглашала широкие гражданские свободы и права личности, открытость судебного процесса, право на зав щиту, неприкосновенность личности, жилища, права переписки Конституция провозглашала свободу слова и печати.
В вопросе строительства социализма Конституция провозгла- шала его окончательную победу как «начальную стадию комму- низма».
Была изменена избирательная система. Если Конституция 1924 г. лишала отдельные категории населения избирательных прав, то теперь избирательные права предоставлялись всем без исключения. Вводилось тайное голосование. Однако все эти демократические принципы на практике были сведены на нет сложившейся традицией выдвигать на пост единственного канн- дидата.
Была изменена и система высших органов государства: съезд Советов и Центральный исполнительный комитет были замене- ны на Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — Со- вета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет изби- рался всем населением каждые четыре года.
Изменился состав СССР, вместо 7 республик их стало 11: две автономные области в составе РСФСР получили статус респуб- лик — Казахстан и Киргизия, а три Закавказские республики — Армения, Грузия и Азербайджан — были разъединены. Принятие новой Конституции было следствием завершавшегося процесса «реабилитации государства» как такового, ведь согласно марксистской концепции государство при социализме должно было отмереть. Еще в 1917 г. Ленин доказывал необходимость сохранения государства на стадии социализма. Сталин по-своему дополнил этот тезис, утверждая, что по мере развития советского строя государство должно укрепляться. Всесилие советского государства (особенно его карательных органов) для его собственных граждан объяснялось тем, что страна находилась в капиталистическом окружении, жаждущем смести с лица земли оплот социализма. Образ врага (внешнего и внутреннего, «саботажника») и постоянное напоминание о военной угрозе оправдывали необходимость построения сильного государства, способного противостоять внешней агрессии.
Широкому пересмотру подверглась история. Исчез из учебников ленинский тезис о царской России как о «тюрьме народов», политика колонизации стала признаваться для многонациональных
окраин России «относительным благом» ввиду цивилизаторской роли русского народа. Исторические исследования и художест- венные произведения обратились к деятельности выдающихся государственных личностей прошлого — Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, а в особенности Ивана Грозного. В целом процесс «реабилитации государства» имел положитель- ный характер: он вызвал небывалый подъем патриотизма, во многом предопределившего победу СССР в Великой Отечествен- ной войне.
Одна из характерных особенностей Конституции 1936 г. со- стояла в том, что с ее принятием была предпринята попытка отойти от марксистской идеи объединения законодательной и исполнительной власти в сторону парламентаризма. Статья 32 следующим образом закрепляла этот принцип: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Сове- том СССР».
Это имело большое значение с точки зрения повышения ав- торитета законов, роли и значения представительных органов власти. Однако предоставление Президиуму Верховного Совета СССР права принимать указы, юридический статус которых был неясен, не позволило последовательно реализовать вышеуказан- ный принцип. Вскоре СНК СССР совместно с ЦК ВКП(б) стали также пользоваться законодательной властью.
Исключительно важное политическое значение имела статья 126, в которой впервые была открыто закреплена руководящая роль Ком- мунистической партии в советском обществе и государстве.
Отличительной чертой Конституции являлся декларативный демократизм, который ярко проявился в главе X «Основные пра- ва и обязанности граждан». Конституция значительно расшири- ла права и политические свободы, отменила все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан. Впервые на конституционном уровне было закреплено равноправие мужчин и женщин. Равным политическим и социальным правам и свободам граж- дан соответствовали равные обязанности: соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, беречь и укреплять общественную социалистическую собсвенность, защи- щать с оружием в руках социалистическое Отечество и др. Конституция 1936 г. законодательно закрепила победу социализма в СССР. Таким образом, мечта о справедливом общественном и государственном устройстве все теснее сближалась с образом тоталитарной административно-репрессивной системы, сформированной в СССР.
Основной закон 1936 г. действовал в течение 40 лет. Эта Конституция послужила основой для разработки и принятия ос- новных законов союзных республик. При этом была проведена их унификация. В июне—июле 1936 г. во всех союзных респуб- ликах были созданы конституционные комиссии, подготовившие проекты республиканских конституций, которые в январе—мар- те 1937 г. были утверждены.
Конституция СССР 1936 г. имела определенное международ- ное значение. В частности, она служила идеалом для той части населения других государств, которая разделяла идеи социализ- ма или сочувствовала им, объединяла противников фашистской диктатуры.
|