Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
Внешняя политика Советского Союза с началом перестройки стала основываться на новых принципах, получивших название по книге М.С. Горбачева «новое мышление». Была признана не- возможность обеспечения безопасности государства путем по- пыток достижения военного превосходства, и на первый план выдвигались политические и дипломатические методы.
Несколько встреч на высшем уровне между президентами СССР и США {Женева, 1985 г.; Рейкьявик, 1986 г.; Вашинг- тон, 1987 г.) имели результатом подписание в 1987 г. Согла- шения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений в 1991 г.
Война в Афганистане была прекращена в 1989 г., а совет- ские войска выведены с его территории.
Урегулирование этого регионального конфликта позволило наладить отношения с восточным соседом СССР — Китаем. Во время визита Горбачева в Пекин в 1989 г. были затронуты во- просы сокращения пограничных войск на советско-китайской границе и экономического сотрудничества.
Отказ СССР от политики применения силы, в том числе и по от- ношению к своим союзникам в Восточной Европе, привел к быстрому
крушению коммунистических режимов в Польше, Чехословакии. Венгрии, ГДР, Румынии, Болгарии. Организация Варшавского До- говора и Совет Экономической Взаимопомощи распались.
В июле 1990 г. СССР дал свое согласие на объединение Гер- мании. Германский вопрос, служивший камнем преткновения в европейской политике на протяжении почти 45 лет, был, на- конец, решен. СССР начал выводить свои войска из ГДР и дру- гих стран Восточной Европы.
Во время кризиса в Персидском заливе в начале 1991 г. СССР вместе со странами мирового сообщества выступил с осуждением агрессии Ирака против Кувейта.
В 1991 г. Президент СССР был приглашен на ежегодную встречу лидеров семи ведущих стран мира. На.встрече обсуж- дались вопросы оказания экономической помощи Советскому Союзу путем предоставления кредитов.
Благодаря мирным инициативам СССР в мире, было положе- но начало разоружению, подписаны первые договоры о сокраще- нии вооружений.
Распад СССР поставил на повестку вопрос дипломатического признания бывших союзных республик. Вместо одного большо- го государства на мировую арену вышли несколько новых госу- дарств.
2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.
Новая российская государственность в 1991 —1993 гг. нахо- дилась в процессе становления.
Положенный в основу государственности принцип разделения властей не имел твердой законодательной основы, не было ба- ланса между законодательной и исполнительной властями.
Исполнительная власть, сосредоточенная в руках президен- та и правительства, постоянно встречала противодействие со стороны власти законодательной, представленной Съездом на- родных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР. Тре- ния особенно обострились в вопросах проведения экономиче- ской политики. Правительство выступало за более радикальные методы реформирования экономики, законодатели, обеспокоен- ные падением жизненного уровня населения, — за более осто- рожные реформы с упором на социальную защищенность.
После долгой борьбы с центром за более интенсивный курс экономических реформ российские власти после распада СССР
получили возможность воплотить свои радикальные идеи в жизнь. Однако сколько-нибудь проработанной программы экономических и политических преобразований демократическая оппозиция не смогла выработать, уделяя большее внимание критике, а не позитивному началу. В итоге план экономической реформы был обнародован только в конце октября 1991 г. Решительно отвергнув идею государственного регулирования рыночной экономики, «демократы» пошли на риск потери реальных рычагов управления экономической сферой. Несмотря на провозглашенные благие цели этих реформ стремление стабилизировать финансовое положение в стране, уменьшить ставший постоянным дефицит государственного бюджета, создать путем приватизации мощный класс собственников в государстве, запустить механизмы рыночной конкуренции, — реальные методы и механизмы для достижения таких целей не были продуманы, а радикализм, с которым реформы проводились, получил в итоге название «шоковой терапии».
Меры в области экономики включали:
• либерализацию цен, снятие государственного контроля над политикой ценообразования, что в условиях дефицита, общего падения объемов производства и несовершенства новой рыночной модели в России привело к резкому подорожанию не только промышленных товаров, но и предметов первой необходимости, продуктов питания;
• замораживание заработной платы, что сильно ухудши- ло жизненный уровень населения. В январе—феврале 1992 г. в Москве и ряде других городов прошли митинги с требования- ми улучшения жизненного положения населения, повышения зарплаты, начались забастовки железнодорожников, авиадис- петчеров, шахтеров, учителей, врачей. Все чаще звучали при- зывы возврата к старому;
• установление высокого уровня налогообложения, что в условиях зарождения рыночной экономики и общего падения производства делало невыгодным инвестиции в производство и вело в конечном итоге к массовому укрывательству налогов от государства. «Черная бухгалтерия» стала всеобщим явлени- ем, когда общий вес налогов с предпринимательской деятельно- сти стал достигать 80%;
• сокращение социальных программ при общей незащи- щенности населения;
• приватизация государственной собственности, проведен- ная под руководством А. Чубайса, имела целью пополнение госу- дарственного бюджета и передачу в частные руки бесприбыльных
и убыточных предприятий. Однако ценная бумага, дававшая пра- во на часть государственной собственности — приватизационный чек (ваучер), — быстро обесценилась на реальном рынке. Мно- гочисленные махинации с ваучерами финансовых фондов, скупав- ших их за бесценок у населения, привели к перераспределению собственности в обществе и резкой социальной дифференциации.
Все это вызвало экономический кризис в государстве.
Разрыв сложившихся в бывшем СССР экономических связей из-за введения независимыми государствами своих валют, тамо- женных барьеров породил огромный кризис неплатежей. Мно- гие предприятия перерабатывающей промышленности лишились сырьевых источников, расположенных теперь на территории других государств.
Сильный рост цен, не учитывающих рыночную конъюнктуру, породил кризис сбыта. Даже в самых процветающих отраслях (газовой и нефтяной) убытки предприятии значительно превы- шали прибыли.
При отсутствии свободных оборотных средств у предприятий и развитой банковской системы в стране разразился кризис не- платежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных неплатежей пред- приятий составляла свыше 2 трлн рублей. Правительство по- пыталось изменить ситуацию, предоставив предприятиям для взаиморасчетов дешевые государственные кредиты. Однако предприятия тратили полученные кредиты на выплату зарпла- ты своим работникам, что в конечном итоге только увеличива- ло денежную массу, находившуюся в обращении. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы повысились с 11,4 до 28%. Резкое падение курса рубля свело на нет попытки финансовой стабилизации экономики. За три квартала 1992 г. общий спад производства достиг 20%. При этом производство мяса и колбасных изделий сократилось почти на 30%, телевизоров, тканей, стиральных машин и других важных товаров широкого потребления — на 22—27%.
Криминализация экономики
Экономическая свобода дала возможность выйти на поверхность крупным мафиозным структурам, чьи капиталы накапливались в сфере «черного» рынка, а отмывались через зарегистрированные в законном порядке фирмы и предприятия. Резко возросло количество экономических преступлений, причем при отсутствии законодательной базы экономические преступления оставались безнаказанными (например, финансовые пирамиды типа МММ, банки, объявлявшие себя банкротами и переводившие деньги вкладчиков за границу).
Расхищение государственной собственности в процессе при- ватизации приняло чудовищный размах. Реальные доходы от приватизации государственной собственности оказались в десят- ки раз меньше ожидаемых. Огромные суммы, проплывшие ми- мо государственного бюджета, осели в карманах криминальных коммерсантов и не менее криминальных государственных чинов- ников, с чьего ведома совершались махинации с государствен- ной собственностью.
При резком дефиците инвестиций внутри страны из России ежегодно вывозится несколько миллиардов долларов.
Жесткий правительственный экономический курс вызвал оп- позицию правительству и привел в конечном итоге к конфликту между законодательной и исполнительной ветвями власти. На VII съезде народных депутатов РСФСР в декабре 1992 г. ситуа- ция настолько обострилась, что избежать конфликта стало возможным только при участии Конституционного суда РСФСР. Президент был вынужден отправить в отставку главу правитель- ства Е. Гайдара, его место занял более умеренно настроенный В. Черномырдин.
Новое правительство, приступая к экономическим реформам, старалось подчеркнуть, что оно начинает с нуля. Однако, по сути, новый курс явился продолжением старого курса времен перестрой- ки. Главными приоритетами экономической политики объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфля- цией, т. е. монетаристский подход к решению экономических про- блем. Относительно кризиса российской промышленности говори- лось только о намерении правительства снизить темпы падения производства, сдержать рост безработицы.
Социальный кризис
Социальная цена реформ была огромной. Только к концу 1992 г. реальные доходы населения сократились на 40%. В российских семьях основной статьей расхода стало питание: в среднем на питание тратилось до 60% всего семейного бюджета, а в семьях с детьми и пенсионерами — до 80%. Такой процент экономисты не фиксировали даже в тяжелые послевоенные годы. Всеобщее обнищание населения вызывало многочисленные забастовки и акты протеста, особенно работников бюджетной сферы. Летом—осенью 1992 г. президент издал указ о повышении заработной платы в бюджетной сфере. Была введена шкала из 18 разрядов в зависимости от квалификации, стажа работника, его образовательного уровня и т. д. Были повышены пенсии по старости и студенческие стипендии. Однако эти меры не, могли спасти ситуацию.
Непоправимый удар был нанесен по сферам образования, науки, культуры. Сокращение государственных дотаций в этих сферах резко снизило их уровень и вызвало массовый отток «мозгов» за границу. Из страны начался массовый отток науч- ных работников и деятелей культуры. Те же, кто оставался, теряли возможность нормально работать; сокращался выпуск «нерентабельной» научной литературы, падало качество образо- вания.
Конфронтация между законодательной и исполнительной вет- вями власти шла по двум основным вопросам: экономическому и политическому. В экономической сфере законодатели настаи- вали на проведении реформ с особым вниманием к социальной сфере, в политической — на придании парламенту реальных властных полномочии. Проблема, однако, заключалась в том, что парламент не отвечал за реализацию принятых им решений, а постоянное противодействие парламента правительственной политике просто парализовало властные структуры.
Парламент, имевший право вносить изменения и дополнения в действующую конституцию, предпринял ряд попыток законо- дательно ограничить сферу деятельности исполнительной власти и наделить самого себя неограниченными властными полномо- чиями, что нарушало баланс ветвей власти в государстве.
В такой ситуации отсутствие законодательного закрепления основ государственного строя делало чрезвычайно актуальным вопрос о новой конституции. На 11 апреля 1993 г. был назначен референдум об основных положениях новой конституции, но со- бравшийся в марте 1993 г. внеочередной Съезд народных депу- татов РСФСР отменил проведение референдума.
Путч 1993 г. был результатом затянувшегося конфликта ме- жду президентом и правительством, с одной стороны, и парла- ментом — с другой. Роспуск парламента президентом и воен- ное сопротивление парламентариев во главе с вице-президентом страны А. Руцким и председателем Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатовым (штурм телецентра «Останкино», расстрел из танков Белого дома повлекли за собой человеческие жертвы) в конечном итоге привели к усилению позиции президента.
Судебная власть в России
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, ад- министративного и уголовного судопроизводства. Судебная
власть в лице судей независима и подчиняется только Консти- туции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд РФ, состоящий из 19 судей, разре- шает дела о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов, нормативных актов президента, Сове- та Федерации, Государственной Думы, правительства;
конституций республик, иных нормативных актов субъектов РФ и т. д.;
разрешает споры о компетенции между федеральными орга- нами государственной власти, проверяет конституционность за- кона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, дает толкование Конституции РФ.
Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
Высший арбитражный суд — высший орган по разрешению экономических споров.
В создающемся правовом государстве постоянно возрастает значение судебной власти, которая является условием существо- вания гарантий от произвола и злоупотреблений законом, столь ха- рактерных явлений для тоталитарного общества, построенного на принуждении и насилии. Конституцией созданы условия независи- мости судебной власти, ибо судьи несменяемы, неприкосновенны. Кроме того, конституция обеспечивает демократический порядок рассмотрения дел в открытом, состязательном процессе, а где это предусмотрено, — с участием присяжных заседателей. Независи- мость судов обеспечивается также исключительным финансирова- нием их из федерального бюджета. Однако судебная власть испытывает колоссальную нехватку профессиональных кадров, находится в сложном финансовом положении, страдает от несоответствия законодательных норм сложившимся реалиям. Современный этап перехода от тоталитарного общества ознаменован небывалым ростом преступности, а в сознании многих граждан реформы ассоциируются скорее с грандиозной «криминальной революцией», чем с демократизацией. Действительно, криминал затронул практически все слои населения и, что представляется наиболее опасным, приобрел «полугосударственный характер, будучи связан, прежде всего, с переделом власти и государственной собственности, проводимым сверху». В сложившихся условиях совершенно очевидно, что дальнейшая демократизация общества невозможна без последовательной борьбы с преступностью, заталкивающей общество в рамки криминальной диктатуры. Важнейшее значение
в этих условиях приобретает сильная, независимая, справедли- вая судебная власть.
Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.
Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при- нята новая Конституция России, определившая систему госу- дарственного устройства в постсоциалистической России.
Новая конституция закрепила политические изменения, про- исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму- щественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий- ская Федерация — Россия есть демократическое федератив- ное государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуще- ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го- сударственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб- ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла- стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об- разом, государственную власть в Российской Федерации осуще- ствляют:
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государст- венная Дума);
• Правительство Российской Федерации;
• суды Российской Федерации.
Характер государственной власти, основанный на положениях конституции, отражает в целом переходный характер государствен- ной власти от авторитарной — к подлинно демократической, пе- реход от тоталитарного общества — к гражданскому.
Несмотря на новые демократические формы и принципы соз- данной системы институтов государственного управления, было очевидно усиление в распределении власти от представительных органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима- ния общественности, политических партий, а дискуссии по во- просу необходимости перераспределения властных функций в пользу главным образом представительной власти обостряются вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив- шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве- чает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении. Кроме того, «президентская» структура государственной власти в России обоснована не только условиями переходного перио- да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.
* * *
Деятельность Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации, Государственной Ду- мы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политиче- скую борьбу в значительной степени к парламентским формам.
В 1993 г. в России наблюдался высокий процент ин- фляции. Экономические проблемы были чрезвычайно сложными. Жизненный уровень населения продолжал падать. Российское правительство в начале 1994 г. ста- ло проводить жесткий антиинфляционный курс.
В этот же период шла приватизация предприятий. Суть ее состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности и повысить инвестиции в реальный сектор экономики. Однако эта задача оста- лась невыполненной. Деньги, полученные за продажу предприятий, стали использоваться для выплаты зара- ботной платы, пенсий, решения других проблем.
И только в 1994—1997 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране.
Однако в этот период при некотором увеличении за- работной платы реальная покупательная способность населения снизилась, происходило количественное
и качественное ухудшение состояния промышленности и сельского хозяйства. Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы потребовали усиления государственного контроля над финансами. Центробанк России отказался от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов, был установлен жесткий контроль над денежной массой, что позволило до лета 1998 г. поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам, пенсий, недофинансирование государственных расходов. Для поддержания бюджета государство, министерство финансов широко использовали внутренние ресурсы. Поиск денег именно на внутреннем рынке не был случайностью. Возможности получать средства извне сократились. В конце 1997 г. началось резкое падение мировых цен на нефть, что в свою очередь повлекло снижение цен на те виды сырья, в стоимость которых закладывались большие расходы на энергоносители: медь, никель, алюминий. Для России это означало дополнительное падение доходов от экспорта.
Эти и другие факторы привели к тяжелому экономическому кризису в России в августе 1998 г. Было объявлено о фактическом банкротстве страны. Одно- временно Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.
Следствием этого стало стремительное подорожа- ние доллара. Далее последовал тяжелейший банков- ский кризис. Многие частные банки следом за госу- дарством стали отказывать своим клиентам в выплате их собственных средств. Осложнилось и внешнеэко- номическое положение страны. Западные финансо- вые институты отказывали России в кредитах.
События 17 августа 1998 г. подвели определенный итог неудачам в проведении реформ в стране в 90-е гг. и вызвали разногласия о сущности экономических ре- форм, их результатах и перспективах.
Правительство, возглавляемое С. Кириенко, было от- правлено в отставку. Государственная Дума дважды от- клоняла кандидатуру B.C. Черномырдина, предложенную
президентом России на пост премьер-министра. После борьбы за новую кандидатуру премьер-министра прави- тельство возглавил политик, имеющий большой опыт и пользующийся авторитетом, — бывший министр ино- странных дел Е.М. Примаков. Е.М. Примаков был пер- вым после 1993 г., кто пользовался поддержкой Фе- дерального Собрания.
Правительство, возглавляемое Е.М. Примаковым, су- мело создать условия для экономического роста. Эти тенденции затем приобрели относительно стабильный характер.
В 1996 г. президент Б.Н. Ельцин был переизбран на второй срок, получив во втором туре 55% голосов.
В мае 1999 г. ряд фракций Государственной Думы пред- приняли попытку объявила импичмент президенту Ельци- ну. Эта попытка провалилась, однако она спровоцировала длительный кризис во взаимоотношениях президента и ру- ководства правительства. 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков был отправлен в отставку, и на пост премьер-министра был назначен СВ. Степашин. 9 августа 1999 г. его сменил В.В. Путин.
31 декабря 1999 г. президент России Б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны В.В. Путину.
26 марта 2000 г. президентом Российской Федера- ции был избран В.В. Путин.
Вопросы для повторения
1. Назовите, республикой какого типа — президентской или парла- ментской — является РФ? Дайте обоснованный ответ.
2. Расскажите, как происходили реформы власти начиная с 1991 г.?
3. Назовите основные черты формирующегося пост тоталитарного государства.
4. Кратко перечислите прерогативы высших органов законодатель- ной и исполнительной ветвей власти в РФ.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ХРОНОЛОГИЯ
(государственное управление)
Годы
| События
|
| Призвание варягов.
| 862-879
| Княжение Рюрика в Новгороде.
| 879-912
| Правление Олега.
|
| Поход Олега на Киев. Объединение Киева и Нов-
|
| города.
| 907, 911
| Походы Олега на Византию. Договор с греками.
| 912—945
| Княжение Игоря в Киеве.
|
| Договор Игоря с Византией.
|
| Установление уроков и погостов.
| 945-964
| Правление Ольги.
| 964—972
| Княжение Святослава.
| 980—1015
| Княжение Владимира I.
|
| Крещение Руси.
|
| «Правда Ярослава».
| 1019—1054
| Княжение Ярослава Мудрого.
|
| Разгром печенегов.
|
| «Правда Ярославичей».
|
| Съезд князей в Любече.
|
| Восстание в Киеве.
|
| «Устав» Владимира Мономаха.
| 1113—1125
| Княжение Владимира Мономаха.
| 1125—1132
| Княжение Мстислава Великого.
| 1125—1157
| Княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской
|
| земле.
| 1153—1187
| Княжение Ярослава Осмомысла в Галиче.
| 1157—1174
| Княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суз-
|
| дальской земле.
|
| Захват Киева войсками Андрея Боголюбского.
| 1176—1212
| Княжение Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
|
| Поход Игоря Новгород-Северского против половцев.
|
| Объединение Галицкого и Волынского княжеств Рома-
|
| ном Мстиславичем.
|
| Избрание Темучина (Чингисхана) вождем монгольских
|
| племен на курултае.
|
| Завоевание Волжской Болгарии монголо-татарами.
|
Годы
| События
|
|
| Образование Ливонского ордена.
| 1237-
|
| Покорение Батыем Северо-Восточной Руси.
| 1239-
|
| Завоевание Батыем Южной Руси.
| 1240, декабрь
| Взятие Киева монголо-татарами.
| 1240-
|
| Монголо-татарское иго.
| 1257-
|
| Перепись русского населения монголами.
|
|
| Восстания в русских городах против монголо-татар.
| 1273-
|
| Княжение первого московского князя Даниила Алек-
|
|
| сандровича.
| 1325-
|
| Княжение Ивана Калиты в Москве.
|
|
| Перенесение митрополии из Владимира в Москву.
| 1340-
|
| Княжение Семена Гордого в Москве.
| 1353-
|
| Княжение Ивана II Красного в Москве.
| 1359-
|
| Княжение Дмитрия Донского.
|
|
| Строительство белокаменного кремля в Москве.
|
|
| Битва на реке Воже.
| 1380,
|
|
| 8 сентября
| Куликовская битва.
|
|
| Разорение Москвы Тохтамышем.
| 1389-
|
| Княжение Василия I Дмитриевича.
| 1425-
|
| Княжение Василия II Темного.
| 1462-
|
| Княжение Ивана III.
|
|
| Поход Ивана III на Новгород. Битва на реке Шелони.
|
|
| Присоединение Новгорода к Москве.
|
|
| Стояние на реке Угре. Падение монголо-татарского ига.
|
|
| Присоединение Твери к Москве.
|
|
| Судебник Ивана III.
| 1505-
|
| Правление Василия III.
|
|
| Присоединение Пскова к Москве.
|
|
| Присоединение Смоленска к Москве.
|
|
| Присоединение к Москве Рязанского княжества.
| 1533-
|
| Правление Ивана IV.
| 1533-
|
| Регентство Елены Глинской.
|
|
| Венчание Ивана Грозного на царство.
|
|
| Созыв первого Земского собора.
|
|
| «Судебник» Ивана Грозного.
|
|
| Стоглавый собор.
|
|
| Присоединение Казанского ханства.
|
|
| Присоединение Астраханского ханства к России.
|
|
| Отмена кормлений.
| 1558-
|
| Ливонская война.
| 1565-
|
| Опричнина.
|
|
| Введение «заповедных лет».
| 1581-
|
| Поход Ермака в Сибирь.
| 1584-
|
| Царствование Федора Ивановича.
|
|
| Учреждение патриаршества в России.
|
|
| Гибель царевича Дмитрия в Угличе.
|
|
| Указ о пятилетнем сыске крестьян (урочные лета).
|
Годы
| События
| 1598—1605
| Царствование Бориса Годунова.
| 1605—1606
| Правление Лжедмитрия i.
| 1606—1610
| Правление Василия Шуйского.
| 1608—1610
| Тушинский лагерь Лжедмитрия II.
|
| Начало открытой польской интервенции.
| 1613,
| Избрание Михаила Романова царем на Земском
| 21 февраля
| соборе.
| 1613—1645
| Царствование Михаила Федоровича.
|
| Столбовский мир со Швецией.
| 1632—1634
| Смоленская война.
| 1637—1642
| «Азовское сидение».
| 1645—1676
| Царствование Алексея Михайловича.
|
| Соборное уложение.
| 1648—1654
| Освободительная борьба украинского народа во главе
|
| с Богданом Хмельницким.
|
| Начало церковных реформ Никона.
| 1666—1667
| Дело патриарха Никона.
| 1676—1682
| Царствование Федора Алексеевича.
| 1677—1681
| Война России с Турцией и Крымским ханством.
|
| Бахчисарайский мир с Турцией и Крымским ханством.
|
| Отмена местничества.
| 1682-1725
| Царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V).
|
| Стрелецкий бунт в Москве. «Хованщина».
| 1682—1689
| Правление Софьи Алексеевны.
| 1687, 1689
| Крымские походы В.В. Голицына.
|
| Открытие Славяно-греко-латинской академии.
|
| Нерчинский договор с Китаем.
| 1697—1698
| «Великое посольство».
|
| Стрелецкий бунт.
|
| Константинопольский мир с Турцией.
| 1700—1721
| Северная война.
|
| Поражение русских войск под Нарвой.
| 1703, 16 мая
| Основание Петербурга.
|
| Начало губернской реформы.
| 1709, 27 июня
| Полтавская битва.
|
| Прутский поход Петра I.
|
| Учреждение Сената.
|
| Указ о единонаследии.
|
| Воинские уставы.
|
| «Дело царевича Алексея».
|
| Начало первой ревизии населения.
| 1718—1721
| Учреждение коллегий.
|
| Учреждение Главного магистрата.
|
| Создание Синода.
| 1721,
|
| 22 октября
| Принятие Петром i императорского титула.
|
| Издание Табели о рангах.
|
| Принятие Устава о престолонаследии.
|
Годы
| События
|
| Введение подушной подати.
|
| Принятие таможенного тарифа.
| 1725—1727
| Царствование Екатерины I.
|
| Учреждение Академии наук.
|
| Создание Верховного тайного совета.
| 1727—1730
| Царствование Петра II.
|
| «Затейка» верховников.
| 1730—1740
| Правление Анны Ивановны.
|
| Отмена указа о единонаследии.
|
| Учреждение Кабинета министров.
|
| Указ о прикреплении работников к заводам.
| 1740—1741
| Царствование Ивана VI Антоновича.
| 1741,
| Дворцовый переворот и возведение на трон Елизаве-
| 25 ноября
| ты Петровны.
| 1741—1761
| Царствование Елизаветы Петровны.
|
| Отмена внутренних таможенных пошлин.
| 1761 — 1762
| Правление Петра III.
|
| Манифест о вольности дворянства.
| 1762, 28 июня
| Дворцовый переворот, низложение Петра III.
| 1762—1796
| Царствование Екатерины II.
|
| Секуляризация церковных земель.
|
| Разрешение помещикам ссылать своих крестьян в Си-
|
| бирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов.
|
| Создание Вольного экономического общества.
| 1767—1768
| Уложенная комиссия.
|
| Первый раздел Речи Посполитой.
|
| Губернская реформа Екатерины II.
|
| Принятие Декларации о вооруженном нейтралитете.
|
| Присоединение Крыма к России.
|
| Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под
|
| протекторат России.
|
| Жалованные грамоты дворянству и городам.
|
| Второй раздел Речи Посполитой.
|
| Третий раздел Речи Посполитой.
| 1796—1801
| Правление Павла I.
|
| Учреждение об императорской фамилии (новый закон
|
| о престолонаследии).
|
| Манифест о трехдневной барщине.
| 1798-1799
| Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова,
|
| рейд эскадры Ф.Ф. Ушакова.
| 1801, с 11
|
| на 12 марта
| Дворцовый переворот. Убийство Павла I.
| 1801—1825
| Царствование Александра I.
| 1801 — 1803
| Негласный комитет.
|
| Образование министерств.
|
| Указ о вольных хлебопашцах.
|
| План государственных преобразований М.М. Спе-
|
| ранского.
|
Годы
| События
|
| Присоединение Финляндии к России.
|
| Создание Государственного совета.
|
| Реформа министерской системы.
|
| Создание Священного союза.
|
| Конституция Царства Польского.
| 1821—1822
| Создание Южного и Северного обществ.
| 1825—1855
| Царствование Николая I.
| 1825,
|
| 14 декабря
| Восстание декабристов в Петербурге.
| 1825,
|
| 29 декабря —
|
|
| Создание II и III отделений Собственной его импе-
|
| раторского величества канцелярии.
|
| Цензурный («Чугунный») устав.
|
| Университетский устав.
|
| Открытие первой железной дороги Петербург—Цар-
|
| ское Село.
| 1837—1841
| Реформа управления государственными крестьянами.
|
| Указ об обязанных крестьянах.
| 1855—1881
| Царствование Александра II.
| 1857, январь
| Создание Секретного комитета по крестьянскому делу.
| |
| Поделиться:
|
|