Местное и губернское управление
Местные учреждения занимали значительное место в сис- теме государственных учреждений, с созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за со- ответствующими министерствами, в результате соединения близких по функциям и назначению министерств — как цент- ральных исполнительных органов — с подчиненными им мест- ными yчpeждeниями возникли ведомства, характерной чертой которых было четкоё кертикальное управление. Появились и оп- ределенные формы ведомственных связей, которые заключались в том, что в центральном аппарате производились назначение и увольнение высших местных чиновников подведомственных учреждений, из центрального аппарата в подведомственные учреждения рассылались циркуляры распоряжения приказы и другие акты ведомственного управления, существовала сис- тема внутриведомственного контроля за исполнением этих до- кументов, стали издаваться ведомственные издания. Усилению ведомственного управления противостояло желание местных властей подчинить себе все местных учреждения.
В первой половине XIX в. в административном отношении Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Города также были особым объектом управления. Практика местного управления в первой половине XIX в. шла по пути дальнейшего усиления власти губернатора как высшего правительственного чиновника в местных административных органах власти. За этот период увеличилось число губерний (с 48 до 52) и число губерний, возглавляемых генерал-губернаторами.
Должность генерал-губернатора вводилась там, где местная специфика требовала значительной власти, самостоятельности! в принятии решений и оперативности в действиях, т. е. в столи- цахи на окраинах империи. В других губерниях эта должности вводилась эпизодически, в соответствии с обстоятельствами. Геи нерал-губернатор осуществлял надзор за всеми гражданскими, а нередко и военными учреждениями вверенной ему территории. Полномочия и функции губернаторов как глав местных админи- страций были исключительно широки, губернатор обладал всеет полнотой административной власти в губернии. В его компетен - ции были надзор за полицией, тюрьмами, рекрутскими набо - рами, проведением социальных программ, благотворительной деятельностью. Он курировал хозяйственные дела, такие, как сбор налогов, ход выполнения натуральных повинностей, пред- седательствовал при продаже откупов.
В Финляндии, Прибалтике, Сибири, а также в Петербурге и Москве возглавляли управление также генерал-губернаторы. В состав генерал-губернаторства входило несколько губерний.
Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. Им подчинялись все государственные учреждения, находившие- ся на территории губернии. В их ведении были воинские части местных войск. Губернаторы подчинялись Министерству внут- ренних дел. В некоторых губерниях вместо гражданских на- значались военные губернаторы. Иногда в губерниях были воен- ный и гражданский губернаторы.
Все суды губернии фактически зависели от губернатора: он утверждал кандидатуры выбранных судей, мог вмешиваться во все стадии судопроизводства, утверждал решения многих уголовных дел.
Сами же губернаторы были фактически бесконтрольны, не- смотря на существование формального контроля их деятельно- сти со стороны высших государственных учреждений — Сената, Министерства внутренних дел, Комитета министров. В каждой губернии, как и прежде, при губернаторе существовало губернское правление, состоящее из трех-четырех человек, задачи которых сводились к обсуждению и решению «общих дел» В его состав входили губернатор в качестве председателя, вице-губернатор, советники и асессоры. Местными органами финансового управления в губерниях были казенные палаты. Они производили раскладку налогов и осуществляли надзор за их поступлением, ведали питейной и соляной монополиями. Во главе казенных палат стояли вице губернаторы, а с 1845 г. — председатели казенных палат.
Все исполнительные дела вела канцелярия губернского прав- ления, в структуре которой начиная с 1824 г. было четыре отделения. Первое отделение заведовало обнародованием за- конов и постановлений, контролировало движение дел, зани- малось подбором кадров; второе — следило за исполнением дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»; третье — вело наблюдение за проживающими в губернии поднадзорны- ми, а также контролировало состояние мостов, дорог, почты и медицинских учреждений. Четвертое отделение курирова- ло финансовые вопросы, такие, как строительство казенных зданий, развитие сельского хозяйства, промышленности и тор- говли.
Поток дел, проходивший через губернское правление, был ог- ромен: ежедневно губернатор должен был подписывать поряд- ка 270 бумаг.
Губернии делились на уезды, во главе которых стояли ниж- ние земские суды. Земский суд состоял из выборных лиц. Воз- главлял его исправник. В состав суда входили 4—5 дворянских заседателей и несколько заседателей от государственных кресть- ян. С 1837 г. исправник стал назначаться губернским прав- лением, введены должности становых приставов, также назна- чаемых.
Управление городами было сосредоточено в руках городничих и управ благочиния.
Уезды делились на волости. Волостью управляло волостное правление в составе волостного головы, старост и писаря.
Полицейское управление
Важнейшим элементом исполнительного аппарата местной администрации была полиция. Она подразделялась на местную и городскую, специальных губернских полицейских органов не было, и объединяющим органом всей полицейской системы был сам губернатор.
В Петербурге и Москве полицию возглавляли обер-полицмей- стеры. В остальных губернских городах во главе управы бла- гочиния стояли полицмейстеры. Каждый губернский город делился на части, которыми ведали частные приставы.
Задачи частей сводились к охране порядка на своей терри- тории, надзору за трактирами, гостиницами и ресторанами, устройству в дома призрения подкидышей; при частях всегда
находились врачи и окушерки. Здесь же наказывали провинившихся(их пороли). Части подразделялись на кварталы - это
была самая низшая исполнительная испольнительная инстанция, во главе их стояли квартальные надризетил, которым подчинялись полицейсие и будочник.
В 1837 г. была проведена реформа полицейских органов, и полицейская сеть была распронена на сельские районы страны, низшей полицейской должностью была должность станового пристава. В сельской местности также существаовала сельская выборная полиция: сотские и десяткие и вотчинная полиция помещников. Все эти структуры работали согласовано.
Уездную полицию возгавлял исправник, который избиратеся на три года уездным дворянством. При нем существовал земский суд, в состав которого входили заседатели от дворян, а с 1837г. - и от государтсвенных крестьян.
В первой половине 19 в. в Росси не существовало строго разделения функции между полцией и суом, полиция также проводила свое дознание и имела право судить в маловажных полцейских вещах.
В структуре полцейских органов губернских и столичых городов имелись управы благоличиния, при которых функционировали гуаптвахты, долговый тюрьмы и полицейиские архивы. Кроме того начиная с 40-х годов создаются врачебно-полицейские комитеты на которые возлагался контроль за публичным домами и тайно промышаляющими женщинами.
В начале 19 века вы Росси созданы жандармские части которые в 1826 г. объединены в отдельный корпус жандаром. Он
был пазделен на 5, а позднее на 8 жандармских округов, которые в свою очередь делились на отделения. Каждое отделение объединяло 1-2 губерни.
Первые жандармские чины и части появились в 1815 года в армии и выполняли функции военной полиции. К середи 19 века на местах сущестовали губернские жандармские упарления, в губернских, паотртовых городах и крепостях - городские команды жандармов.
В первой половине 19 века в России была также создана сеть тюрем. Тюрьмы были политические(для совершивших государственные преступления), моестырские(церковные преступления), общего\углолвные тюрьмы для всех прочих преступлеников, которые находилось в ведомстве Министерства внутренних дел.ю
Общеуголовные тюрьмы были в каждом городе. В Сибири в этот период сформировалось система каторжных тюрем,
а по пути к ним — этапы и полуэтапы. К числу тюрем также относились работные и смирительные дома. Среднегодовое ко- дичество заключенных в середине XLX в. в России составляло примерно 300 тыс. человек.
Значительная часть местных органов власти подчинялась главному жандармскому управлению., основная задача которо- гобыла аналогична полицейским органам — обеспечивать об- щественный порядок.
Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
Определенную роль в местном управлении играли сословные учреждения. Дворянские собрания действовали на протяжении первой половины XIX в. Губернский предводитель дворянства формально был вторым лицом в губернии после губернатора. Однако фактическое значение выборных дворянских органов бы- ло невелико (за исключением Московского и Петербургского дворянских собраний, очень влиятельных).
Более влиятельной была Шестигласная дума, исполнитель- ный орган городского самоуправления: она руководила выбора- ми должностных лиц городского сословного управления, опре- деляла размеры их жалования, утверждала городской бюджет, заботилась о продовольственном, снабжении города, проводила раскладку налогов, осуществляла выдачу паспортов, следила за состоянием городских казенных зданий и т. д.
В первой половине XIX в. существовал довольно значитель- ный финансовый и административно-хозяйственный аппарат на местах, распределенный по ведомствам.
Основными финансовыми учреждениями в губерниях были казенные палаты, а в уездах — казначейства, которые вели учет всех прямых налогоплательщиков губернии и предоставля- ли соответствующие данные в Министерство финансов или в Сенат.
Казенные палаты занимались раскладкой на население земских повинностей и контролировали их исполнение, вели учет доходов и расходов в губернии и уездах, наблюдали за поступлением прямых и косвенных налогов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, организовывали денежные выдачи, в том числе ежемесячное жалование
чиновникам. С 1817 г. при казенных палатах существовали отделения питейных сборов, которые заведовали казенными магазинами по торговле вином, осуществляли контроль за винокуренными заводами и винными откупами.
В 1837 г. в связи с созданием Министерства государственных имуществ, в чьи функции входило управление государственными землями и государственными крестьянами, которых насчитывалось 9 млн. душ мужского пола, были учреждены соответствующие местные органы: в губерниях — палаты государственных имуществ, в округах (один округ включал два-три уезда) — окружные управления, в сельской местности — сельский сход, сельское управление, сельская расправа, волостной сход и волостное правление.
В состав палаты государственных имуществ входили совет- ники, асессоры, губернский лесничий и землемер. Палата вы- полняла хозяйственные функции: продажу незаселенных госу- дарственных земель, их обмен, сдачу в аренду и т. д.
Сельские и волостные расправы были органами сословного гражданского и уголовного суда для государственных крестьян. Сельскую расправу возглавлял сельский старшина, которого из- бирал сельский сход; кроме него, в состав расправы входили два избираемых заседателя. Делопроизводство в сельской расправе вел сельский писарь. В компетенции сельских расправ были мелкие уголовные дела. Приговоры, которые она выносила, ог- раничивались конфискацией краденых вещей, небольшими де- нежными штрафами, присуждением к общественным работам сроком до шести дней, наказанием розгами до 20 ударов. При сельской расправе имелась тюрьма. Аналогичным образом бы- ли организованы и волостные расправы, их полномочия были чуть шире.
Управление на местах удельными землями, которые принад- лежали императорской семье, осуществлялось удельными конторами. Во главе конторы стоял управляющий. Контора состояла из трех столов: хозяйственного (который управлял крестьянами), счетного (для ведения учета доходов) и судного (собирались сведения о делах удельных крестьян в судах).
Удельным конторам подчинялись сельские приказы, возглав- ляемые головой. Он выбирался удельными крестьянами на три года. Численность удельных крестьян накануне 1861 г. не дохо- дила до 1 млн душ мужского пола. Гораздо многочисленнее были помещичьи крестьяне: в середине XIX в. их насчитывалось около 11 млн. душ мужскогопола. Ими по своему усмотрению управляли помещики.
Управление крестьянами
За время царствования Николая I по крестьянскому вопросу было создано девять секретных комитетов и издано около 100 указов.
Предпринимались следующие меры по решению крестьян- ского вопроса. Было запрещено продавать крепостных кресть- ян без земли, крепостных крестьян с разделом семьи и возме- щать долг крепостными крестьянами с отрывом их от земли.
В 1837—1841 гг. П.Д. Киселевым была разработана рефор- ма государственной деревни. Подготовка реформы сосредо- точилась в специально созданном для этой цели V отделении Собственной Е. И. В. канцелярии. Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана во вновь созданное Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен П.Д. Киселев.
По этой реформе государственные крестьяне были превра- щены в юридически свободных землевладельцев. Их земельные наделы были значительно увеличены. Для управления государ- ственной деревней создавались казенные палаты, в уездах — казенные округа. Вводилось крестьянское самоуправление. Упо- рядочивались повинности крестьян.
Чтобы избежать малоземелья, было предпринято переселение крестьян на новые земли. Предусматривалось учреждение школ, больниц, ветеринарных пунктов. В западных губерниях ликви- дировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам.
Второй этап задуманной Киселевым реформы, предполагав- ший медленную эволюцию помещичьей деревни в сторону посте- пенного ограничения крепостного права вплоть до его отмены, не был осуществлен. После обсуждения проекта дальнейших преобразований в секретном комитете, состоящем из земле- владельцев, все его антикрепостническое содержание реформы было сведено на нет. Дальнейшие меры были настолько осторожными, что их результат нисколько не отразился на реальном положении крепостных крестьян.
• 1842 г. — указ об «обязанных крестьянах». В основу указа был положен принцип добровольного согласия между помещиком и крепостными. Крепостной крестьянин мог получить личную свободу от помещика, а также землю, но не в собственность, а только в пользование, за которое был обязан выполнять те же феодальные повинности, которые не могли быть, однако, увеличены по желанию помещика.
• 1847 г. — новый указ дал право крепостным крестьян при продаже имения помещика за долгивыкупиться на волю ту же цену, которая устанавливалась на торгах. Выкупившиеся таким способомкрестьяне зачислялись в разряд государствен- ных крестьян.
• 1847 г. — проведена инвентарная реформа на окраинах страны. Правительство осуществило точную фиксацию кресть- янских повинностей, которые не могли быть увеличены поме- щиками.
|