Местное и губернское управление 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное и губернское управление



Местные учреждения занимали значительное место в сис-
теме государственных учреждений, с созданием министерств
местные государственные учреждения были закреплены за со-
ответствующими министерствами, в результате соединения
близких по функциям и назначению министерств — как цент-
ральных исполнительных органов — с подчиненными им мест-
ными yчpeждeниями возникли ведомства, характерной чертой
которых было четкоё кертикальное управление. Появились и оп-
ределенные формы ведомственных связей, которые заключались
в том, что в центральном аппарате производились назначение
и увольнение высших местных чиновников подведомственных
учреждений, из центрального аппарата в подведомственные
учреждения рассылались циркуляры распоряжения приказы
и другие акты ведомственного управления, существовала сис-
тема внутриведомственного контроля за исполнением этих до-
кументов, стали издаваться ведомственные издания. Усилению
ведомственного управления противостояло желание местных
властей подчинить себе все местных учреждения.

В первой половине XIX в. в административном отношении
Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Города также были особым объектом управления. Практика местного управления в первой половине XIX в. шла по пути дальнейшего усиления власти губернатора как высшего правительственного чиновника в местных административных
органах власти. За этот период увеличилось число губерний
(с 48 до 52) и число губерний, возглавляемых генерал-губернаторами.


Должность генерал-губернатора вводилась там, где местная
специфика требовала значительной власти, самостоятельности!
в принятии решений и оперативности в действиях, т. е. в столи-
цахи на окраинах империи. В других губерниях эта должности
вводилась эпизодически, в соответствии с обстоятельствами. Геи
нерал-губернатор осуществлял надзор за всеми гражданскими,
а нередко и военными учреждениями вверенной ему территории.
Полномочия и функции губернаторов как глав местных админи-
страций были исключительно широки, губернатор обладал всеет
полнотой административной власти в губернии. В его компетен -
ции были надзор за полицией, тюрьмами, рекрутскими набо -
рами, проведением социальных программ, благотворительной
деятельностью. Он курировал хозяйственные дела, такие, как
сбор налогов, ход выполнения натуральных повинностей, пред-
седательствовал при продаже откупов.

В Финляндии, Прибалтике, Сибири, а также в Петербурге
и Москве возглавляли управление также генерал-губернаторы.
В состав генерал-губернаторства входило несколько губерний.

Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы.
Им подчинялись все государственные учреждения, находившие-
ся на территории губернии. В их ведении были воинские части
местных войск. Губернаторы подчинялись Министерству внут-
ренних дел. В некоторых губерниях вместо гражданских на-
значались военные губернаторы. Иногда в губерниях были воен-
ный и гражданский губернаторы.

Все суды губернии фактически зависели от губернатора: он
утверждал кандидатуры выбранных судей, мог вмешиваться во
все стадии судопроизводства, утверждал решения многих уголовных дел.

Сами же губернаторы были фактически бесконтрольны, не-
смотря на существование формального контроля их деятельно-
сти со стороны высших государственных учреждений — Сената,
Министерства внутренних дел, Комитета министров. В каждой губернии, как и прежде, при губернаторе существовало губернское правление, состоящее из трех-четырех человек, задачи которых сводились к обсуждению и решению «общих дел» В его состав входили губернатор в качестве председателя, вице-губернатор, советники и асессоры. Местными органами финансового управления в губерниях были казенные палаты. Они производили раскладку налогов и осуществляли надзор за их поступлением, ведали питейной и соляной монополиями. Во главе казенных палат стояли вице губернаторы, а с 1845 г. — председатели казенных палат.


Все исполнительные дела вела канцелярия губернского прав-
ления, в структуре которой начиная с 1824 г. было четыре
отделения. Первое отделение заведовало обнародованием за-
конов и постановлений, контролировало движение дел, зани-
малось подбором кадров; второе — следило за исполнением
дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»; третье —
вело наблюдение за проживающими в губернии поднадзорны-
ми, а также контролировало состояние мостов, дорог, почты
и медицинских учреждений. Четвертое отделение курирова-
ло финансовые вопросы, такие, как строительство казенных
зданий, развитие сельского хозяйства, промышленности и тор-
говли.

Поток дел, проходивший через губернское правление, был ог-
ромен: ежедневно губернатор должен был подписывать поряд-
ка 270 бумаг.

Губернии делились на уезды, во главе которых стояли ниж-
ние земские суды. Земский суд состоял из выборных лиц. Воз-
главлял его исправник. В состав суда входили 4—5 дворянских
заседателей и несколько заседателей от государственных кресть-
ян. С 1837 г. исправник стал назначаться губернским прав-
лением, введены должности становых приставов, также назна-
чаемых.

Управление городами было сосредоточено в руках городничих
и управ благочиния.

Уезды делились на волости. Волостью управляло волостное
правление в составе волостного головы, старост и писаря.

Полицейское управление

 

Важнейшим элементом исполнительного аппарата местной
администрации была полиция. Она подразделялась на местную
и городскую, специальных губернских полицейских органов не
было, и объединяющим органом всей полицейской системы был
сам губернатор.

В Петербурге и Москве полицию возглавляли обер-полицмей-
стеры. В остальных губернских городах во главе управы бла-
гочиния стояли полицмейстеры. Каждый губернский город
делился на части, которыми ведали частные приставы.

Задачи частей сводились к охране порядка на своей терри-
тории, надзору за трактирами, гостиницами и ресторанами,
устройству в дома призрения подкидышей; при частях всегда


находились врачи и окушерки. Здесь же наказывали провинившихся(их пороли). Части подразделялись на кварталы - это

была самая низшая исполнительная испольнительная инстанция, во главе их стояли квартальные надризетил, которым подчинялись полицейсие и будочник.

В 1837 г. была проведена реформа полицейских органов, и полицейская сеть была распронена на сельские районы страны, низшей полицейской должностью была должность станового пристава. В сельской местности также существаовала сельская выборная полиция: сотские и десяткие и вотчинная полиция помещников. Все эти структуры работали согласовано.

Уездную полицию возгавлял исправник, который избиратеся на три года уездным дворянством. При нем существовал земский суд, в состав которого входили заседатели от дворян, а с 1837г. - и от государтсвенных крестьян.

В первой половине 19 в. в Росси не существовало строго разделения функции между полцией и суом, полиция также проводила свое дознание и имела право судить в маловажных полцейских вещах.

В структуре полцейских органов губернских и столичых городов имелись управы благоличиния, при которых функционировали гуаптвахты, долговый тюрьмы и полицейиские архивы. Кроме того начиная с 40-х годов создаются врачебно-полицейские комитеты на которые возлагался контроль за публичным домами и тайно промышаляющими женщинами.

В начале 19 века вы Росси созданы жандармские части которые в 1826 г. объединены в отдельный корпус жандаром. Он

был пазделен на 5, а позднее на 8 жандармских округов, которые в свою очередь делились на отделения. Каждое отделение объединяло 1-2 губерни.

Первые жандармские чины и части появились в 1815 года в армии и выполняли функции военной полиции. К середи 19 века на местах сущестовали губернские жандармские упарления, в губернских, паотртовых городах и крепостях - городские команды жандармов.

В первой половине 19 века в России была также создана сеть тюрем. Тюрьмы были политические(для совершивших государственные преступления), моестырские(церковные преступления), общего\углолвные тюрьмы для всех прочих преступлеников, которые находилось в ведомстве Министерства внутренних дел.ю

Общеуголовные тюрьмы были в каждом городе. В Сибири в этот период сформировалось система каторжных тюрем,

 

а по пути к ним — этапы и полуэтапы. К числу тюрем также
относились работные и смирительные дома. Среднегодовое ко-
дичество заключенных в середине XLX в. в России составляло
примерно 300 тыс. человек.

Значительная часть местных органов власти подчинялась
главному жандармскому управлению., основная задача которо-
гобыла аналогична полицейским органам — обеспечивать об-
щественный порядок.

Сословные учреждения.
Финансовые и административно-
хозяйственные органы

 

Определенную роль в местном управлении играли сословные
учреждения. Дворянские собрания действовали на протяжении
первой половины XIX в. Губернский предводитель дворянства
формально был вторым лицом в губернии после губернатора.
Однако фактическое значение выборных дворянских органов бы-
ло невелико (за исключением Московского и Петербургского
дворянских собраний, очень влиятельных).

Более влиятельной была Шестигласная дума, исполнитель-
ный орган городского самоуправления: она руководила выбора-
ми должностных лиц городского сословного управления, опре-
деляла размеры их жалования, утверждала городской бюджет,
заботилась о продовольственном, снабжении города, проводила
раскладку налогов, осуществляла выдачу паспортов, следила за
состоянием городских казенных зданий и т. д.

В первой половине XIX в. существовал довольно значитель-
ный финансовый и административно-хозяйственный аппарат на
местах, распределенный по ведомствам.

Основными финансовыми учреждениями в губерниях были
казенные палаты, а в уездах — казначейства, которые вели
учет всех прямых налогоплательщиков губернии и предоставля-
ли соответствующие данные в Министерство финансов или
в Сенат.

Казенные палаты занимались раскладкой на население земских повинностей и контролировали их исполнение, вели учет доходов и расходов в губернии и уездах, наблюдали за поступлением прямых и косвенных налогов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, организовывали денежные выдачи, в том числе ежемесячное жалование


чиновникам. С 1817 г. при казенных палатах существовали
отделения питейных сборов, которые заведовали казенными
магазинами по торговле вином, осуществляли контроль за винокуренными заводами и винными откупами.

В 1837 г. в связи с созданием Министерства государственных имуществ, в чьи функции входило управление государственными землями и государственными крестьянами, которых насчитывалось 9 млн. душ мужского пола, были учреждены соответствующие местные органы: в губерниях — палаты государственных имуществ, в округах (один округ включал два-три уезда) — окружные управления, в сельской местности — сельский сход, сельское управление, сельская расправа, волостной сход и волостное правление.

В состав палаты государственных имуществ входили совет-
ники, асессоры, губернский лесничий и землемер. Палата вы-
полняла хозяйственные функции: продажу незаселенных госу-
дарственных земель, их обмен, сдачу в аренду и т. д.

Сельские и волостные расправы были органами сословного
гражданского и уголовного суда для государственных крестьян.
Сельскую расправу возглавлял сельский старшина, которого из-
бирал сельский сход; кроме него, в состав расправы входили два
избираемых заседателя. Делопроизводство в сельской расправе
вел сельский писарь. В компетенции сельских расправ были
мелкие уголовные дела. Приговоры, которые она выносила, ог-
раничивались конфискацией краденых вещей, небольшими де-
нежными штрафами, присуждением к общественным работам
сроком до шести дней, наказанием розгами до 20 ударов. При
сельской расправе имелась тюрьма. Аналогичным образом бы-
ли организованы и волостные расправы, их полномочия были
чуть шире.

Управление на местах удельными землями, которые принад-
лежали императорской семье, осуществлялось удельными
конторами.
Во главе конторы стоял управляющий. Контора
состояла из трех столов: хозяйственного (который управлял
крестьянами), счетного (для ведения учета доходов) и судного
(собирались сведения о делах удельных крестьян в судах).

Удельным конторам подчинялись сельские приказы, возглав-
ляемые головой. Он выбирался удельными крестьянами на три
года. Численность удельных крестьян накануне 1861 г. не дохо-
дила до 1 млн душ мужского пола. Гораздо многочисленнее были помещичьи крестьяне: в середине XIX в. их насчитывалось около 11 млн. душ мужскогопола. Ими по своему усмотрению управляли помещики.


Управление крестьянами

За время царствования Николая I по крестьянскому вопросу было создано девять секретных комитетов и издано около
100 указов.

Предпринимались следующие меры по решению крестьян-
ского вопроса.
Было запрещено продавать крепостных кресть-
ян без земли, крепостных крестьян с разделом семьи и возме-
щать долг крепостными крестьянами с отрывом их от земли.

В 1837—1841 гг. П.Д. Киселевым была разработана рефор-
ма государственной деревни. Подготовка реформы сосредо-
точилась в специально созданном для этой цели V отделении
Собственной Е. И. В. канцелярии. Государственная деревня
была изъята из ведения Министерства финансов и передана во
вновь созданное Министерство государственных имуществ,
во главе которого был поставлен П.Д. Киселев.

По этой реформе государственные крестьяне были превра-
щены в юридически свободных землевладельцев. Их земельные
наделы были значительно увеличены. Для управления государ-
ственной деревней создавались казенные палаты, в уездах —
казенные округа. Вводилось крестьянское самоуправление. Упо-
рядочивались повинности крестьян.

Чтобы избежать малоземелья, было предпринято переселение
крестьян на новые земли. Предусматривалось учреждение школ,
больниц, ветеринарных пунктов. В западных губерниях ликви-
дировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным
лицам.

Второй этап задуманной Киселевым реформы, предполагав-
ший медленную эволюцию помещичьей деревни в сторону посте-
пенного ограничения крепостного права вплоть до его отмены,
не был осуществлен. После обсуждения проекта дальнейших
преобразований в секретном комитете, состоящем из земле-
владельцев, все его антикрепостническое содержание реформы
было сведено на нет. Дальнейшие меры были настолько осторожными, что их результат нисколько не отразился на реальном
положении крепостных крестьян.

• 1842 г. — указ об «обязанных крестьянах». В основу указа был положен принцип добровольного согласия между помещиком и крепостными. Крепостной крестьянин мог получить личную свободу от помещика, а также землю, но не в собственность, а только в пользование, за которое был обязан выполнять те же феодальные повинности, которые не могли быть, однако, увеличены по желанию помещика.


• 1847 г. — новый указ дал право крепостным крестьян
при продаже имения помещика за долгивыкупиться на волю
ту же цену, которая устанавливалась на торгах. Выкупившиеся
таким способомкрестьяне зачислялись в разряд государствен-
ных крестьян.

• 1847 г. — проведена инвентарная реформа на окраинах
страны. Правительство осуществило точную фиксацию кресть-
янских повинностей, которые не могли быть увеличены поме-
щиками.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.004 с.)