Управление присоединенными территориями
Присоединение многочисленных народов к России сопровож - далось часто тем, что их территории сохраняли особый правовой режим, элементы государственности, свои этнические черты и местные традиции самоуправления. Однако правители России! в управлении окраинными территориями опирались, прежде все» го, на военно-административные меры.
Управление Царством Польским. По решению Венского конгресса 1815 г. большая часть герцогства Варшавского под на- званием Царства Польского отошла к России.
Польша делилась на 8 воеводств, воеводства — на поветы, а поветы — на гмины. Во главе воеводств стояли воеводы, по- веты управлялись поветовыми старостами, а гмины — войтами. Во всех органах местного управления главную роль играла ' шляхта. Законодательным органом Царства Польского являлся Сейм, состоящий из двух палат: Сената и Посольской избы. Члены Сената назначались царем, а члены Посольской избы из- бирались шляхтой и городскими общинами. Сейм избирался на 6 лет и должен был созываться один раз в 2 года.
Александр I предоставил Польше особый статус, она управ- лялась на основе конституции. По конституции император Рос- сии являлся одновременно и наследственным королем Польши. Для управления Польшей царь назначал своего наместника.
При наместнике Царства Польского состоял Государственный совет, обладающий административными функциями. Наместни- ку также подчинялись министерства (военное, внутренних дел,
юстиции, финансов, просвещения, духовных дел). Царству Поль- скому предоставлялось право иметь свою армию. После подавления польского восстания 1830—1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и I государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была также упразднена. На территории Польши размещались русские войска, находящиеся в подчинении наместника. Несколько позже воеводства были переименовали в губернии, а поветы — в уезды.
Управление Финляндией. Великое княжество Финляндское былоприсоединено к России в 1809 г. после войны со Швеци и. Царское правительство предоставило Финляндии особый правовойстатус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию. русскийимператор являлся одновременно великим князем Фин- ским. Он стоял во главе исполнительной и судебной вла- сти, обладал правом утверждения законов.
Законодательным органом Великого княжества являлся сейм. Для управления Финляндией Сейм в 1809 г. избрал Правитель- ственный совет Великого княжества Финляндского в составе 12 членов. Однако фактически управление Финляндией находи- лось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем. В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся генерал губернатору. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.
Со временем царское правительство стало несколько огра- ничивать права Финляндии. Все большее значение приобретал статс-секретарь по финляндским делам, находившийся при царе.
Управление Бессарабией. В первые годы после присоеди- нения (1812—1828) в Бессарабии сохранялось прежнее админи- стративное устройство. Новый закон 1828 г. (Учреждение для управления Бессарабской областью) отменил наместничество, и в Бессарабии была введена общерусская административная система.
Для ее управления в 1813 г. был опубликованы Правила временного правления Бессарабией, согласно которым всеми делами внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор. В 1816 г. была введена должность полномочного наместника. Управление Грузией. Фактически присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10—20-е гг. XIX в.
Водочная Грузия была разделена на 5 уездов, в каждом из которых создана управа земской полиции во главе с капитан-испанником из числа русских чиновников и двух заседателей из грузин ских Дворян. Городами управляли военные коменданты, которая были Ьусскими офицерами. Их помощниками являлись полицией стеры — представители грузинского дворянства. В 1846 г. была административно разделена на две губернии (Тифлисскую и Кутаисскую), а губернии — на уезды.
В Делом управление Грузией было вверено командиру отданного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление Грузии была сосредоточено в Верховном грузинском правлении во глав с царским генералом. Правление делилось на четыре экспедицию (административных дел, казны и экономических дел, уголовную гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.
Управление Северным Азербайджаном и Арменией. В на чале ХХ в. к России присоединен Северный Азербайджан его территория была поделена на несколько провинций. Управление провинцией осуществлялось комендантом, назначаемая из чина русских офицеров. Провинции, в свою очередь, дел ись на. магалы, которые управлялись магальными наибами иместных феодалов.
В 1&;28 г. к России были присоединены Эриванское и На- хичевапское ханства, из которых затем была образована Армян! екая область. Дляуправления ею создано областное управлении во главь с областным начальником. Область была поделена на округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа — на магалы, Во главе которых стоял наиб из местных дворян.
Позднее для управления всем Закавказьем царское прави - тельствс) назначило наместника. Он обладалширокими власт - ными полномочиями в административной, судебной и военной!
* * *
Российская система государственного управления при Александре I становится более четкой и разветв- ленной, создается система органов вертикального от- раслевого управления (министерства заменяют колле- гии), усиливаются элементы законности.
В России создается новый высший совещательный орган — Государственный совет, которому была передана
К значительная часть функций Сената. Однако большин- ство планов преобразований выполнено не было, а про- веденные реформы не имели принципиального харак- тера.
Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения в стране усилить карательные функции власти. Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцеля- рии было учреждено III отделение, усилен полицей- ский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последователь- ностью оставался верным самодержавию, хотя и до- пускал либерализм в тех случаях, если это не под- рывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие от- пущены на волю, купечеству и духовенству предос- тавлены привилегии, ограничено дробление поме- щичьих имений.
Он много и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился. Одна- ко вся эта деятельность способствовала подготовке и проведению дальнейших преобразований в России.
Вопросы для повторения
1. В чем заключался план реформ М.М. Сперанского?
2. Назовите функции центральных высших учреждений Российской империи в первой половине XIX в. Почему они часто дублировались?
3. Какую роль в государственном управлении играла Император- ская канцелярия? Назовите ее важнейшие отделения.
4. Что такое система ведомственного управления? Назовите наи- более важные ведомства в России в первой половине XIX в.
5. Расскажите о системе управления Российским государством при Николае I.
Глава VIII РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XIX в.
1. АЛЕКСАНДР II. РЕФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Российская империя занимала огромное пространство: от Балтики до Тихого океана, от Северного Ледовитого до Черно- го моря. Территория империи включала Финляндию и Польшу, в вассальной зависимости от России находились Бухарское и Хивинское ханства, под протекторатом России был также Тувинский край. В 60—70-х гг. XIX в. Средняя Азия была при- соединена к России, на ее территории образовалось Туркестан- ское генерал-губернаторство.
Управление этой огромной территорией, разделенной на гу- бернии, было сосредоточено в руках генерал-губернаторов — наместников императора, назначавшихся монархом из центра. Формально генерал-губернаторы подчинялись Министерству внутренних дел.
С 1850 по 1900 г. население страны почти удвоилось с 75 млн человек до 130 млн. При этом доля городского населения посто- янно увеличивалась, а сельского — уменьшалась. Города из административных и торговых центров постепенно превращаются в центры промышленности. Среди городского населения в порефор- менный период образуется самый молодой социальный слой — рабочие. Однако их социальный статус еще не был определен госу- дарством: по паспортам они продолжали числиться крестьянами и мещанами. В сельском хозяйстве было занято 70,8% населе- ния, в промышленности — 20,3, в торговле — 6,2, на транспор- те — 2,7%.
Первым сословием в государстве продолжало оставаться дво- рянство. Но экономическое положение этого класса после 1861 г. сильно пошатнулось: лишившись крестьянских рук, помещики с трудом приспосабливались к новым условиям. Часть из них смогла воспользоваться полученными по выкупной операции средствами для организации передового хозяйства в имениях,
остальные постепенно разорялись. Площадь дворянского земле- владения постоянно сокращалась. К концу века 1/3 крупных землевладельцев была недворянского происхождения.
Изменения в социальной структуре общества были связаны с появлением новых классов: буржуазии и пролетариата. Про- мышленная буржуазия вырастала из дореформенной торговой буржуазии — из купцов, а также из зажиточных крестьян, дво- рян, иностранцев. Однако русская буржуазия отличалась от за- падной более тесным союзом с государством и незначительным политическим влиянием. Вместо борьбы за это политическое влияние и привилегии для своего класса купцы и фабриканты предпочитали приобретать дворянский титул, избавлявший от повинностей в пользу государства и предоставлявший в том чис- ле и политические привилегии.
Особенности имел и российский пролетариат. Он был сильно связан с деревней. Часть фабрик размещалась в селах, рабочие имели приусадебные хозяйства и занимались сельское хозяйствен- ным трудом. Одной из особенностей российского пролетариата была его сильная концентрация в центральном промышленном районе. Эта повышенная по сравнению с западными странами концентрация пролетариата на предприятиях часто служила спо- собом компенсировать отсталость техники, для обслуживания которой требовалось большее число рабочих.
В сельском хозяйстве продолжался процесс расслоения кре- стьянства: зажиточные крестьяне и помещики, использовавшие наемный труд, представляли собой сельскую буржуазию. Сель- ский пролетариат формировался из безземельных или мало- земельных батраков, работавших по найму. Существовал слой середняков, не использовавших наемный труд. Однако соци- альная дифференциация в деревне во многом сдерживалась кре- стьянской общиной, являвшейся основной организацией в де- ревне. Прослойка интеллигенции была чрезвычайно малочисленной 0,36% от всего населения, но влиятельной. Крымская война (1853—1856) существенно ухудшила экономическое положение России. Рекрутские наборы в годы войны, реквизиция скота, фуража и продовольствия, рост денежных и натуральных повинностей, вызванных войной, разоряли население. Война нанесла заметный ущерб промышленности и торговле. Резко сократились экспорт и импорт товаров. Уровень жизни народа стремительно падал, в стране нарастало антикрепостническое движение крестьянства. В 1854—1855 гг. происходили массовые побеги крестьян от помещиков. Поводом их
явились царские указы о наборе в морское (1854) и сухопутные (1855) ополчения. Вскоре после окончания войны, весной — летом1856 г., крестьяне ряда южных губерний России устреми- лись в Крым «за волей». Эти массовые акции крестьян произ- вели сильное впечатление на правящие круги России. Наиболе- дальновидным из них стала очевидной целесообразность отмене- ны крепостного права.
19 февраля 1855 г. императором стал Александр II (1855— 1881), которому предстояло войти в историю под именем царя освободителя. Современники, близко его знавшие, отмечали, что Александр II не унаследовал от своего отца железной воли И в начале своего правления он держался консервативны» взглядов. В то же время молодой император был достаточно прагматичен: он не желал идти наперекор жизни во имя от - влеченных принципов, умел понять необходимость компромисса» и уступок. Наставник Александра II — поэт В.А. Жуковский — сумел воспитать в своем ученике определенные гуманные наклонности.
Гражданские дела вначале не занимали первостепенного мес- та в государственной деятельности наследника престола. Ос- новное внимание и интерес его были сосредоточены на армии.- Николай I не раз объявлял сыну в рескриптах свою «душевную благодарность» за службу в армии. И хотя сам Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, он постепенно втягивался в них. В 1839 г. Александр Николаевич назначается присутствующим в Государственный совет, в, сле- дующем году — в Комитет министров, а в 1841 —1842 гг. — членом этих высших государственных органов. В 1842 г. на Александра Николаевича впервые возложили решение всех го- сударственных дел по Комитету министров, Государственному совету, министерствам. Государственные заботы в деятельности Александра II были подчинены всепоглощающей цели — восстановить престиж и величие России после бесславного поражения в Крымской войне. Насущные потребности внутренней и внешней политики пришли в столкновение с важными основами николаевской системы.
Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных решений. В силу особенностей государственного устройства и жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха. Александр II мог выбирать только между вариантами реформирования строя, но не между старой, николаевской
системой и новым порядком. Реформы и составили главное де- ло царствования Александра II.
Александр II встал на путь освободительных реформ не в си- лу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознав- ший «уроки» Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Об этом говорили потом и другие видные государственные деятели. Так, СЮ. Витте в своих воспоминаниях отмечал, что «Крым- ская война открыла глаза наиболее зрячим; они осознали, что Россия не может быть сильна при режиме, покоящемся на раб- стве». Объявляя об условиях заключенного мира, Александр II отмечал в манифесте внутриполитические задачи, стоящие пе- ред Россией: «...да утверждается и совершенствуется ее внут- реннее благоустройство: правда и милость да царствует в судах ее: да развивается повсюду и с новой силой стремление к про- свещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов, всем равно справедливых, всем равно покровительст- вующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных».
Этот внутриполитический курс постепенно претворялся в жизнь. 3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет. Александр II отказался от своей прежней позиции насаждения «цензурного террора». Верно оценив обстоятельства в этот пе- риод, А.И. Герцен основал Вольную типографию в Лондоне (1853), журналы «Полярная звезда» (1855), «Голоса России» (1856), «Колокол» (1857). И в самой России возникали и чита- лись новые издания: «Русский вестник», «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Вскоре были ликвидированы стеснения, введенные в университетах после 1848 г., разрешена свободная выдача заграничных паспортов, облегчено создание акционерных обществ и компаний и т. д. К коронации в августе 1856 г. была объявлена амнистия всем политическим заключенным — декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830—1831 гг.; 9 тыс. человек освободились от полицейского надзора. С ведома Александра II министр внутренних дел С.С. Ленской вел переговоры с предводителями дворянства некоторых губерний о развитии инициативы в высшем сословии в деле освобождения крестьян. Однако дворянство не спешило с решением этого вопроса. Осторожен был в своих действиях и Александр II. В ожидании «инициативы» дворянства он не предпринимал никаких решительных шагов, хотя конкретные вопросы отмены крепостного права ему были известны, например, проект
освобождения крестьян в имении его тетки, великой княгини Елены Павловны в селе Карловка Полтавской губернии, являв- шийся как бы моделью предстоящей реформы.
В записке Елены Павловны об отмене крепостного права ли- беральная бюрократия в содружестве с либеральными общест- венными деятелями в лице А.А. Абазы и других предлагала ва- риант освобождения крестьян с землей за выкуп, превращение крестьян в мелких земельных собственников при сохранении крупного помещичьего землевладения.
Александр II поначалу попытался действовать методами сво- его отца. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учреж- ден Секретный комитет. Однако комитет, составленный из ни- колаевских сановников, работал вяло, никакого энтузиазма не проявляло и дворянство. Ряд влиятельных лиц, близких к ца- рю — брат Александра II великий князь Константин, бывший министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев, — су- мели убедить императора, что медлить с реформами нельзя.
В конце 1857 г. под давлением генерал-губернатора В.И. На- зимова дворянство Виленской губернии ходатайствовало о без- земельном освобождении своих крестьян. Правительство вос- пользовалось удобным случаем: Александр II предписал дворянам Виленской губернии создать губернский комитет для выработ- ки проекта крестьянской реформы. Рескрипт (предписание) ца- ря был опубликован. Правительство ознакомило общество со своими намерениями, правительственный комитет по крестьян- скому делу утратил свой тайный характер и из Секретного был переименован в Главный комитет.
После публикации рескрипта дворянство всех областей империи вынуждено было ходатайствовать об учреждении у себя губернских комитетов. В них сложилось две группировки. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким наделом. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральное меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля представляла меньшую ценность. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей. В советской историографии такое решение историографами часто связывалось с усилением крестьянского движения. Царь и его приближенные действительно боялись повторения пугачевщины, однако не меньшую роль
сыграл иной фактор — наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название либеральной бюрократии.
Покровителем либеральных бюрократов был брат царя вели- кий князь Константин Николаевич, а влиятельным их предста- вителем — чиновник министерства внутренних дел Н.А. Ми- лютин. К числу либеральных бюрократов принадлежали также секретарь Константина Николаевича А.В. Головин (впослед- ствии министр народного просвещения), брат Н.А. Милютина Д.А. Милютин, ставший затем военным министром, близкий к царю генерал Я.И. Ростовцев.
В начале 1859 г. для обработки проектов дворянских комите- тов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Рос- товцевым. Фактически комиссии стали играть главную роль в подготовке проекта крестьянской реформы. Выработанный в комиссии проект подвергся обсуждению депутатов, прислан- ных дворянскими комитетами, а затем передан в высшие госу- дарственные органы. Опираясь на поддержку царя, либералы смогли отстоять основы своего проекта, в то же время их про- тивникам удалось внести немало изменений.
Крестьянская реформа
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Поло- жение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Кре- стьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому пере- давался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрут- скую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялись община и общинное землевладение.
Принятие 19 февраля 1861 г. «Положения о крестьянах, вы- шедших из крепостной зависимости», касались двух важнейших сторон крестьянского быта: личной зависимости крестьян от по- мещиков и поземельных отношений.
При личном освобождении' крестьяне обязательно наделя- лись землей. Обязательность эта была взаимной; помещик был обязан предоставить крестьянам надел, но и крестьяне были обязаны этот надел получить: в законе прямо говорилось, что надел предоставляется крестьянам не только «для обеспечения их быта», но и «для выполнения их обязанностей перед прави- тельством и помещиком».
Лишь по истечении 9 лет крестьяне имели право отказаться от надела, а следовательно, и освободиться от связанных с ним повинностей. Но осуществление этого права было обставлено такими условиями, что воспользоваться им крестьяне могли лишь в редких случаях.
Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аг- рарное развитие России обеспечит существование двух типов хозяйств — крупного помещичьего и мелкого крестьянского. По- этому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, од- нако они в среднем на- 20% были меньше тех участков, ко- торыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Мало- земелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное развитие.
Часть плодородных земель у крестьян отбиралась, чтобы за- ставить брать ее в аренду. В нечерноземных районах надел уве- личивался для получения большого выкупа. Крестьянам давали участки в разных местах.
За землю требовалось внести выкуп. Крестьяне платили 20% стоимости, а государство — 80%, давая ссуду на выплату в те- чение 49 лет по 6% годовых с количества ссуды. К 1910 г. ока- залось, что крестьяне уплатили 1,5 млрд рублей при стоимости земли 550 млн рублей. Крестьяне попадали в экономическую за- висимость от государства и помещиков.
Крестьяне, не имевшие возможности внести 20% стоимости земли, на 20 лет до 1881 г. оставались «временно обязанными» и продолжали трудиться на барщине. После этого срока поло- жение «временнообязанных» отменялось, но за надел требова- лось уплатить выкуп. Но так как для перехода на выкуп не было установлено никакого срока, эта «временность» из срочной, как предполагалось ранее, превращалась в бессрочную. Размеры и формы повинностей, если не состоится добровольное соглаше- ние между помещиком и крестьянами, определялись местными Положениями.
На основании Общего положения крестьяне немедленно получали ряд гражданских прав: могли заключать разного рода сделки, предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслом, владеть движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак без согласия помещика и т. д. Из бесправных рабов, представлявших собственность своего господина, крестьяне превращались в личностей, обладавших по закону известными правами. С помещика была снята ответственность за уплату крестьянами податей и отбывание ими рекрутской повинности.
На государственных крестьян основания Положения 19 февраля были распространены указами 18 января и 24 ноября 1866 г. государственные крестьяне, как и удельные, сохраняли полностью свой прежние наделы, значительно превышавшие по размерам на- делы помещичьих крестьян.
Но выкуп для них не был обязательным, а представлялся на усмотрение сельских обществ и отдельных домохозяев; до выкупа они продолжали платить по-прежнему оброчную подать.
Особым указом 16 мая 1867 г. было определено поземельное устройство государственных крестьян в западных губерниях Литве, Белоруссии и Правобережной Украине); в этих губерниях оброчная подать была заменена выкупными платежами,и крестьяне сразу переходили в разряд собственников. Но резкое уменьшение наделов крестьян и высокие платежи за эти наделы создали почву для развития кабальной зависимости крестьян от помещиков, носившей, по существу, крепостнический характер.
Однако Александр II был убежден, что самодержавная монар- хия — это лучшая и наиболее органичная для русского народа форма правления. Неограниченность самодержавной власти Александра II в полной мере проявляется в годы подготовки и проведения реформ. Своей волей он вынуждал к принятию угодных ему решений Государственный совет и Главный комитет, подавляя оппозицию крепостников. На недовольство крестьян экономическими условиями реформы (уменьшение наделов, вы- сокие повинности и выкупные платежи за них) он отвечал: «Ни- какой другой воли не будет, как та, которую я вам дал».
Реформа государственного управления
В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала:
«Император всероссийский есть монарх самодержавный и не- ограниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает».
В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся на- мечаемых реформ государственного управления, был учрежден
| Реформы 60-х гг. XIX в. должны были приспособить старый, крепостнический аппарат к новым, буржуазным отношениям. Крепостническое государство делало первые шаги по пути к буржуазной монархии.
|
новый правительственный совещательный орган Совет министров. В начале своей деятельности он рассматривал государст- венные дела, материалы и отчеты о работе министерств и домств. Председателем Совета министров был император, принадлежало право внесения на рассмотрение любых вопросах созывался совет также по его распоряжению. Членами Совета министров являлись председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, министры, руководители главных управлений, В начале 80-х гг. Совет министров фактически прекратил работу.
Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провел большую работу ГШ рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие года ослабло. Функции Государственного совета оставались прежня ми, но при нем были учреждены различные комитеты Кавказский, по делам об устройстве сельского населения и комиссии по охране государственного порядка, Особое вещание для охраны спокойствия. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.
Отмена крепостного права ускорила экономическое развитие России. Это обусловило значительное усиление роли мини стерств, ответственных за руководство отраслями производства Для России с ее обширной территорией особенно велико был значение железных дорог. Поэтому в 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразован в Министерство путей сообщения.
Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов быля создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов. В составе Министерства финансов был также образован департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями оказывающий финансовую помощь частным предприятиям. Были упразднены старые казенные кредитные учреждения и вместо них в 1860 г. создан Государственный банк. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, в последующие годы число частных банков возросло. В условиях обострения внутриполитической ситуации, активизации народнического движения в феврале 1880 г. правительство пошло на учреждение Верховной распорядительной
комиссии во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым (1825— 1888),на которую возлагалась обязанность восстановления существенного спокойствия. III отделение Императорской кан- церлярии было ликвидировано, а его функции переданы Де- партаментуполиции Министерства внутренних дел, всостав котороговходило семь делопроизводств. Важнейшим из них было Третье делопроизводство, занимавшееся политическим сыскоми охраной царя. В системе МВД также были созданы гллавное управление по делам печати и Главное тюремное Отправление.
|