Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления крестьянами

Поиск

 

Для управления отпущенными на волю крестьянами Положе-
ния 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину),
в зависимость от руководивших правительственных органов
Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав
которых вошли лица, жившие на земле помещика. Сельские
общества были объединены в волости, включавшие сельские об-
щества с населением от 300 до 2 тыс. человек.

Сельское общество выбирало сельский сход и сельского
старосту.
Староста созывал сход для решения хозяйственных,
бытовых и организационных вопросов, следил за выполнением
повинностей, имел право за проступки подвергать крестьян
штрафу до 1 рубля, принудительным работам и аресту до двух
дней.

Волостное управление включало волостной сход, волост-
ного старшину, волостное правление
и крестьянский волост-
ной суд.

Волостной сход включал выборных от каждых десяти дво-
ров, решал хозяйственные и общественные вопросы, например,
вопросы рекрутской повинности, создания волостных училищ,
волостных запасных магазинов и др.


Волостной старшина, избиравшийся на волостном сходе, исполнялволостные приговоры, заведовал волостным хозяйством, руководил деятельностью сельских старост и занимался административно-полицейскими вопросами.

Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривалимущественные споры между крестьянами, незначительные проступки, совершенные ими.

Контроль за деятельностью сельского и волостного управлений осуществлял мировой посредник, избиравшийся из местных потомственных дворян и утверждавшийся по представлению губернатора правительством. Мировой посредник, с одной
стороны, являлся представителем центральной власти, а с другой — был связан с местным дворянством. В компетенции ми-
рового посредника находились следующие вопросы: содействие соглашению крестьян с помещиками и составлению уставных
грамот; утверждение выборных должностных лиц крестьянско-
го управления; рассмотрение жалоб на органы крестьянского
управления и т. д. Все распоряжения мирового посредника
должны были неукоснительно выполняться должностными лица-
ми крестьянского управления.

Итоги реформ

 

Реформы середины XIX в. были крупнейшим шагом в разви- тии страны и на полвека вперед заложили основные тенден- ции экономической и политической эволюции.

 

Реформы 60—70-х гг. XIX в. мало затронули высшие органы
государственной власти. Прежде всего, они были направлены на
преобразование системы местного управления. Император Алек-
сандр II исходил из того, что монархия — лучшая и наиболее
приемлемая для России форма правления. Но политический кри-
зис конца 70-х — начала 80-х гг. XIX в., вызванный недоволь-
ством значительной части общества результатами проведенных
реформ, подвел Александра II к выводу о необходимости завер-
шения реформ созданием представительного высшего органа
страны и преобразованием системы центрального управления.
Однако 1 марта 1881 г. царь-освободитель был убит членами
«Народной воли», поставившей целью изменение социально-по-
литического строя в России путем цареубийства.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЕЙ
В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА III

 

Принцип самодержавия, оставаясь незыблемым, претворялся
при каждом царе по-разному: то жестоко и круто, то смягчаясь
уступками и «послаблениями». И в мартовские дни 1881 г. рус-
ское общество жадно обсуждало все, что было известно о че-
ловеке, вставшем на самой вершине общественной пирамиды
Сведения были противоречивы. Одни уверяли в либеральных сим-
патиях нового царя, не подтверждая, впрочем, это достаточное
убедительными фактами. Другие считали его консерватором.

Александр III (1881 —1894) родился в 1845 г. Он не был
предназначен в наследники престола. Его, как второго сына им-
ператора, готовили к военной карьере. В 1865 г. умер его стар-
ший брат, и Александр стал наследником престола. Лишь с это-
го времени Александр Александрович, которому уже минуло
20 лет, стал получать соответствующее его новой роли образо-
вание. Учителей подбирал руководивший образованием наслед-
ника граф С.Г. Строганов, человек весьма консервативных взгля-
дов. Среди них — профессора Московского и Петербургского
университетов К.П. Победоносцев, СМ. Соловьев, Ф.И. Бус-
лаев, Я.К. Грот; военное дело наследнику преподавал генерал
М.И. Драгомиров.

Упорный и настойчивый, не лишенный практической сметки
Александр III был наделен весьма прямолинейным умом. Идеа-
лом царя было патриархальное, отеческое правление, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие.

В этом он руководствовался как советами своего ближайше-
го окружения, так и наставлениями отца, Александра II, кото-
рый в завещании писал о том, чтобы Александр III не увлекался
модными теориями и помнил, что могущество России основано
на единстве государства, а потому все, что может «клониться
к потрясению его единства для него пагубно и не должно быть
допускаемо».И Александр III, являясь русским человеком по своим чувствам и мыслям, находясь в определенных социальных условиях,
предшествующих его царствованию, считал, что сильная го-
сударственная власть поможет наведению порядка и является
благом для страны. Ближайшим советником царя был бывший его наставник К.П. Победоносцев (1827—1907), занимавший пост обер-прокурора


Святейшего Синода. В 60-е гг. Победоносцев участвовал в под-
готовке Великих реформ, но к 80-м гг. стал их яростным врагом.
Именно Победоносцева современники считали вдохновителем
реакции. Он был главным советником царя и имел на него зна-
чительное влияние. В речи, обращенной к Александру III после
вступления его на престол, Победоносцев призвал монарха и ми-
нистров немедленно отказаться от политики реформ, приведшей,
по мнению оратора, к трагедии цареубийства. Колебания нового
императора закончились. Был отвергнут разработанный еще при
Александре II проект «конституции» М.Т. Лорис-Меликова, пред-
полагавший введение центрального законосовещательного органа
из представителей земств, городов, дворянства. Либеральные ми-
нистры один за другим подавали в отставку, их места занимали
консерваторы.

Начавшийся спад экономического роста в 80-х гг. сильно
обеспокоил правительство. В правительстве осознавалась необ-
ходимость стимулирования экономического роста. Это можно
было сделать либо прямым инвестированием промышленных
предприятий, либо изменением характера налогообложения.
Министр финансов Н.Х. Бунге возлагал надежды на второе.
С 1887 г. в России отменяется подушная подать, вместо нее вво-
дятся новые налоги: акцизы на спирт, табак, сахар, облагаются
дополнительными налогами недвижимость, торговля. Стремясь
сократить количество опекаемых государственной казной пред-
приятий, правительство тем не менее вынуждено было поддер-
живать стратегически важные отрасли — горные, оружейные
заводы, паровозостроение. Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос. При отсутствии какого-либо законодательства относительно наемного труда степень эксплуатации рабочих на предприятиях была высокой. Это вызывало различные формы
протеста фабричных рабочих. Усиление стачечного движения в 80-е гг. заставляло правительство непосредственно заниматься рабочим вопросом и вмешиваться в сферу взаимоотношений нанимателя и наемного рабочего. Крупнейшая Морозовская стачка в 1885 г., судебный процесс над рабочими после нее, массовые увольнения сделали рабочий вопрос особо актуальным. Важное значение придавал Александр III укреплению властных структур. Назначение Игнатьева министром внутренних дел было воспринято либеральным обществом как своеобразное продолжение политики Лорис-Меликова. Между тем Игнатьев сразу провел ряд мероприятий по укреплению государственного аппарата.


Положение рабочих до введения законодательства Изменение положения рабочих после введения законодательства (1882—1886)
• Договоры о найме были кратко- временными. • При приеме на работу у рабочих обычно отбирали паспорта, что ставило их в личную зависимость от нанимателя. • Рабочий день не был ограничен и достигал 16—18 часов. • Женский и детский труд оцени- вался ниже, но его продолжитель- ность также не ограничивалась. • Штрафы не были регламентиро- ваны и могли перекрывать зар- плату. • Вторичная эксплуатация не за- прещалась (обязательное прожи- вание рабочих в специальных до- мах хозяина с завышенной платой за жилье, выдача зарплаты не деньгами, а продуктами через фабричные лавки) • Условия найма вносились в спе- циальные расчетные книги и ста- новились обязательными для фаб- риканта и рабочего. • Рабочий день малолетних детей (от 12 до 15 лет) ограничивался 8 часами, труд детей до 12 лет во- обще запрещался. Запрещалась работа в ночные часы несовер- шеннолетних и женщин. • Регламентировались штрафы: они не должны были превышать 1/3 зарплаты, причем штрафные деньги должны были использо- ваться только на нужды рабочих. • Запрещалось расплачиваться с рабочими товаром из заводских лавок

 

В сентябре 1881 г. вступило в действие Положение о мерах к ох-
ранению государственного порядка и общественного спокойствия.
На территориях, объявленных на «исключительном положении»,
оно вводило чрезвычайные меры: генерал-губернаторам и градо- начальникам давались особые полномочия. Положение об охране
подтверждало неспособность самодержавия управлять на основе
собственных же законов. Объявленной как временная мера Поло-
жение об охране просуществовало вплоть до 1917 г.

Думая о выходе из кризисной ситуации, Александр III не пред-
лагал принимать никаких радикальных мер. Источник кризиса он
искал в «ложных», занесенных с Запада идеях, помутивших об-
щественное сознание. Свою задачу император видел, прежде все-
го, в укреплении верховной власти и ее пошатнувшегося авто-
ритета. В то же время правительством проводится политика заигрывания с либералами. В 1881 г. Игнатьев издает циркуляр,
в котором обещает созвать «сведущих людей». «Сведущие люди»
в количестве 13 человек были призваны по назначению правительства от земств и городских самоуправлений для обсуждения
вопроса о выкупных платежах.


Игнатьева, как министра внутренних дел, особенно беспокои-
ло дальнейшее проведение выкупной операции: крестьянство не
могло платить выкупные платежи в таких огромных размерах,
как было предусмотрено реформой. Положение крестьянства
было безвыходным. Поэтому Игнатьев решается на снижение
выкупных платежей. 28 декабря 1881 г. об этом был издан
закон.

Игнатьев пытался также регулировать переселенческое дви-
жение в России. По некоторым подсчетам, ежегодно из старых
областей Центральной России около 40 тыс. крестьян переселя-
лись в Сибирь, в Среднюю Азию, на Дальний Восток. Внимая
требованиям помещиков, государство стремилось ограничить
переселенческое движение, чтобы сохранить в старых районах
дешевую рабочую силу. В сентябре 1881 г. издается указ о ре-
гулировании переселенчества. По этому указу переселение раз-
решалось только с ведома Министерства внутренних дел. Од-
нако большого практического значения это не имело, так как
крестьянство и в дальнейшем по своему усмотрению переселя-
лось из центра страны на окраины.

Когда в 1882 г. Игнатьев попытался созвать нечто вроде зем-
ского собора, он получил отставку. Министром внутренних дел
был назначен Д. Толстой, бывший министр просвещения при
Александре II. Приход Толстого был встречен восторженно
поклонниками самодержавия. М.Н. Катков в «Московских ведо-
мостях» писал, что имя Толстого не требует никакой характе-
ристики — оно само является манифестом и программой пра-
вительства.

В 1884 г. Министерство просвещения ввело новый университетский устав. По поводу этого устава Катков заявил в «Московских ведомостях»: «Встаньте, господа, правительство идет... Правительство возвращается». Открыто провозглашалась политика свертывания реформ и укрепления самодержавия. Отказываясь от преобразований, Александр III все менее боялся серьезного противодействия. Его высказывания о «непоколебимости» самодержавия становятся все более категоричными. «Я слишком глубоко убежден в безобразии выборного представительного начала, чтобы когда-либо допустить его в России в том виде, как оно существует по всей Европе», заявлял император. В основе политики Александра III лежало стремление сохранить старый, патриархальный уклад крестьянской жизни. Перед самодержавием в связи с этим встал вопрос о реформе «крестьянского управления», о необходимости реорганизации земства.


Осенью 1881 г. под председательством сенатора Коханова бы-
ла создана комиссия для подготовки проекта дальнейших ре-
форм местного самоуправления. Из состава комиссии было вы-
делено так называемое «совещание», которое и занялось подго-
товкой проекта о «гармоническом» сочетании местного само
управления и органов правительственной власти. Однако пред-
ставители крупного землевладения, предводители дворянства
губернаторы подвергли резкой критике проект совещания. В
1885 г. кохановская комиссия была закрыта.

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских началь-
никах. Земским начальником мог быть только потомственные
дворянин, ему были присвоены административные и судебные
функции. Институт земских начальников призван был укрепить
позиции властей в деревне.

 

Городская контрреформа

В 1892 г. была проведена городская контрреформа. В горо-
дах было ограничено избирательное право для несостоятельных
слоев населения. Были лишены избирательных прав не только
рабочие, но и все, не имеющие недвижимой собственности:
квартиронаниматели, приказчики, мелкие торговцы. Правитель-'
ство отстранило от выборов в городские думы и тех домовла-
дельцев, имущество которых оценивалось ниже 3 тыс. рублей
в столицах и не менее 1,1/2 тыс. рублей в губернских городах.
В 132 городах с населением более чем 9 млн человек избира-
тельным правом на выборах в городские думы пользовались не
более 100 тыс. человек. Положение 1892 г. расширило власть
городского головы, который отныне считался состоящим на го-
сударственной службе, получал чины и ордена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.009 с.)