Становление системы советских судебных органов
Первым законодательным актом, упразднившим дореволюци- онные органы правосудия и положившим начало созданию ново- го советского суда, был Декрет СНК от 22 ноября (5 декаб- ря) 1917 г. «О суде» № 1.
Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением. Однако временно выборы осуществлялись соответствующими Советами (что практически длилось около 20 лет). Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам — суммой иска до 3 тыс. рублей, по уголовным — наказанием не свыше 2 лет лишения свободы.
Разрешался только кассационный порядок обжалования при- говоров и решений судов. Кассационными инстанциями яв- лялись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разреша- лось руководствоваться законами свергнутых правительств при условии, что «таковые не отменены революцией и не проти- воречат революционной совести и революционному правосо- знанию».
Предварительное следствие временно возлагалось на местных судей единолично (однако постановления о задержании и о пре- дании суду утверждались всем составом суда).
Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверен- ным — по гражданским делам) мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.
Дальнейшее развитие общая судебная система получила в Декрете ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 г. «О суде» № 2.
Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность местных судов, учреждались «окружные народные суды», которые избирались городскими и уездными Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве обвинителей или защитников.
Практика осуществления правосудия показала необходимость повышения авторитета народных судов, упрощения их органи- зации, расширения компетенции.
Декрет СНК от 13 июля 1918 г. «О суде» № 3 разрешил ме- стным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тыс. рублей и уголовные дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Но действи- тельно крупным шагом в совершенствовании судебной системы стало Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 30 ноября 1918 г., которое устраняло прежнюю судебную систе- му, учредив повсеместно единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключени- ем дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для со- ветской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социали- стическим правосознанием. 21 октября 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде, которое внесло некоторые изменения в организацию судоустройства и судопроизводства. Была сделана попытка усилить независимость судей путем установления порядка, при котором судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами, которые могли разрешить и досрочный отзыв судей. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их
функций привлекались лица из числа соответствующих специа листов, списки которых имелись в местных исполкомах.
В целом первые декреты и положения о суде сформулирова- ли и закрепили основные принципы советского судопроизводст- ва и судоустройства. К ним относятся:
• открытое разбирательство дел (гласность);
• коллегиальное рассмотрение дел; осуществление правосу- дия с участием народных заседателей;
• национальный язык судопроизводства, состязательность (участие защитника и обвинителя);
• отделение предварительного следствия от судебного раз- бирательства;
• ограниченная выборность судей и народных заседателей;
• классовый подход при подборе судей, народных заседате- лей, следователей, защитников и обвинителей.
Декрет СНК «О суде» № 1 «для борьбы против контрреволюционных сил, принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний» учредил особые судебные органы в виде революционных трибуналов. Первоначально ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные комиссии. В январе 1918 г. СНК учредил ревтрибуналы печати, ведению которых подлежали «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати». В условиях разгоревшейся Гражданской войны значение деятельности ревтрибуналов возросло. Это обусловило внимание советского партийно-государственного руководства к их организационному укреплению.
В соответствии с этим Декрет СНК от 4 мая 1918 г.:
• упростил систему ревтрибуналов путем ее унификации, т. е. отмены деления на трибуналы по борьбе с контрре- волюцией, по борьбе со спекуляцией, по делам печати;
• сократил количество местных ревтрибуналов, они были ос- тавлены только в крупных центрах (столицах, губернских городах, узловых станциях железных дорог);
• уточнил подсудность и сосредоточил внимание ревтрибу- налов на борьбе с наиболее опасными для советской вла- сти преступлениями;
• учредил для производства предварительного следствия при каждом ревтрибунале следственную комиссию, а также особую коллегию для поддержания обвинения в суде.
и возбуждения уголовного преследования в отношении лиц по подозрению в контрреволюционных преступлениях.
Для рассмотрения важнейших дел по первой инстанции, от- носящихся к подсудности ревтрибуналов, по Декрету ВЦИК" от 29 мая 1918 г. учреждался Революционный трибунал при ВЦИК в составе председателя и шести членов, которые избирались ВЦИК. При этом трибунале состояли Следственная комиссия и Центральная коллегия обвинителей, на которую возлагалось (кроме непосредственных обязанностей) руководство аналогич- ными коллегиями при местных трибуналах.
Положение о революционных трибуналах, утвержденное ВЦИК 12 апреля 1919 г., внесло существенные изменения в их организа- цию и порядок деятельности. В ст. 1 указывалось, что «революци- онные трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти».
Ревтрибуналы учреждались по одному на губернию и, кроме того, в городах с населением свыше 200 тыс. человек. Они стали действовать в составе председателя и двух членов, избиравших- ся на один месяц Советом или исполкомом только из числа ответственных политических работников. Ввиду особой значимо- сти подсудных трибуналам дел они не ограничивались в опре- делении меры наказания и при вынесении приговора руковод- ствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести». На подачу кассационных жалоб и про- тестов на приговоры предоставлялось 48 часов с момента вручения копии приговора осужденному.
Состав следственных комиссий стал назначаться самим три- буналом, который получил также право проверки законности следственных действий местных ЧК. Срок следствия устанавли- вался один месяц. Революционный трибунал при ВЦИК реорганизовывался в Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов при ВЦИК учреждался Кассационный трибунал. Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. уточнило дела для их подсудности (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). После окончания Гражданской войны согласно Положению о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы. Кроме общих ревтрибуналов осенью 1918 г. были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии
с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 г. реввоентрибуналы создавались при соответствующих реввоенсо- ветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных во еннослужащими.
В целом революционные военные трибуналы в годы Граждан- ской войны существовали как особые суды военного ведомства т. е., имели ведомственный характер.
|