Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис власти и первая попытка

Поиск

РЕФОРМИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СССР
(1945 — НАЧАЛО 60-х гг. XX в.)

Период с 1945 по 1964 гг. в истории Советского государства
можно разделить на две части:

• первое послевоенное десятилетие (с сентября 1945 по
март 1953 г.), которое характеризуется борьбой за восста-
новление разрушенного войной народного хозяйства и по-
иском пути дальнейшего строительства социализма в ус-
ловиях «холодной» войны и возобновления политических
репрессий;

• десятилетие в период руководства государством Н.С. Хру-
щевым (1953—1964), которое впоследствии назовут «от-
тепелью».

Общими факторами, повлиявшими на развитие Советско-
го государства и права в рассматриваемый период, были
следующие:

• рост международного авторитета СССР. Без его участия
практически не решалась ни одна из глобальных проблем
мировой политики. Советский Союз являлся постоянным
членом Совета Безопасности ООН;

• образование и развитие мировой системы социализма, ку-
да входили более 10 государств;

• распад колониальной системы. Борьба за независимость,
образование десятков новых государств в Азии, Африке,
Латинской Америке;

• политическое, экономическое и военное противостояние
СССР—США, блока НАТО и Организации Варшавского
Договора. Эта конфронтация получила название «холодной
войны»;

научно-техническая революция и проблема реализации ее
достижений в экономике государства и военном деле.


Вышеуказанные обстоятельства обусловили развитие
внешнеполитических функций Советского государства:

• сотрудничество и взаимопомощь государств мировой сис-
темы социализма;

• организация и участие в надгосударственных координи-
рующих органах: Совете Экономической Взаимопомощи
(СЭВ, январь 1949 г.), Организации Варшавского Догово-
ра (ОВД, май 1955 г.);

• борьба за сферы влияния путем оказания экономической,
военной, культурной помощи странам так называемого
«третьего мира».

В то же время конфронтация СССР и США потребовала
дальнейшего развития оборонной функции государства, роста
военных расходов. Научно-техническая революция сделала ос-
новным критерием успеха государственной политики сферу эко-
номики.

После войны существовало два возможных пути выхода из
тяжелой экономической ситуации и два мнения при разработ-
ке проекта четвертого пятилетнего плана (1945—1946):

1) проведение хозяйственных реформ в стране, преимущест-
венное развитие промышленности группы «Б» по производству
товаров широкого потребления, повышение жизненного уровня
населения, удовлетворение материальных нужд;

2) возвращение к довоенной модели экономического разви-
тия, ускоренное развитие тяжелой промышленности и наращи-
вание военно-экономического потенциала за счет увеличения
норм эксплуатации и командного управления экономикой. Сначала казалось, что избран первый путь. В обращении к демобилизованным воинам Красной армии ЦК ВКП(б) призывал к восстановлению народного хозяйства, строительству новых жилищ, школ, больниц, а потом уже фабрик, заводов, электростанций. В речи перед избирателями в начале 1946 г. Сталин обещал в ближайшее время отменить карточную систему, расширить производство товаров народного потребления
и повысить жизненный уровень трудящихся путем снижения
цен на все товары. Однако эта «избирательная программа» ос-
талась нереализованной, и в конечном итоге страна пошла по
второму пути развития. Причины такого выбора были заложены не столько в двойственной позиции руководства, сколько в трудностях реформирования самого производства. Созданный в предшествующие
годы военно-промышленный комплекс с трудом поддавался


переводу на производство товаров народного потребления. К тому же обострение международной ситуации после 1945 г. не по-
зволило свернуть военное производство.

Первая послевоенная пятилетка ознаменовалась крупными
инвестициями в промышленность. Было восстановлено и вновь
построено около 4500 предприятий. Однако распыление инве-
стиций и как следствие этого замораживание начатых проектов
неизбежно приводили к политике «приоритетов» — росту инве-
стиций для узкого числа отраслей. Выпуск товаров народного
потребления оставался на прежнем уровне, что приводило
к хроническому дефициту товаров группы «Б».

Недостаток продуктов питания и товаров широкого по-
требления сказывался на жизненном уровне населения. Даже
карточная система не могла удовлетворить существовавших
потребностей населения в продовольствии. В 1946 г. власть
прибегла к крайней мере — снижению норм выдачи хлеба
иждивенцам и детям и даже к снятию с продовольственных пай-
ков некоторых категорий населения. Многие школьники стар-
ших классов вынуждены были бросать учебу и устраиваться на
заводы, где оставалось снабжение по продовольственным кар-
точкам.

Ликвидировать карточную систему удалось только в 1947 г.,
причем ее ликвидация трактовалась весьма оптимистически —
как «вывод советских людей на дорогу изобилия» и «открытие
коммунистического близкого будущего». В этот же период было начато проведение денежной реформы. Реформа заключалась в обмене 10 старых рублей на 1 новый. Вклады населения в сбербанках пересчитывались по более льготному курсу (1 к 1 при вкладе до 3 тыс. рублей, 3 к 2 при вкладе от 3 до 10 тыс. рублей, 2 к 1 при вкладе свыше 10 тыс. рублей), но эти вклады составляли лишь 15% всех денежных
накоплений населения. Особенно пострадали при таком обмене
колхозники, чьи сбережения, накопленные за 1945—1946 гг.,
когда цены на сельхозпродукты на свободном рынке были наи-
более выгодными, не хранились, как правило, в сберкассах. По
итогам этой реформы треть всей денежной массы не была пред-
ставлена владельцами для обмена в госбанках. Реформа существенно отразилась на ценах. Новые цены были установлены на уровне коммерческих, что дало в дальнейшем возможность их снижения, которое трактовалось как доказательство улучшения жизни советских людей. Однако реально в городах уровень жизни 1928 г. был достигнут толькок 1954 г.


Высшие органы власти

10 февраля 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет
второго созыва (выборы первого созыва состоялись в 1937 г. по-
сле принятия конституции). Выборы были прямыми, равными,
с тайным голосованием. Однако при выдвижении нескольких
кандидатов в каждом избирательном округе регистрировали
только одного кандидата, что сводило на нет сам принцип вы-
боров.

Уже в марте 1946 г. открылась первая сессия Верховного Со-
вета. На ней были внесены изменения в названия высших ор-
ганов: народные комиссары были переименованы в министров,
а Совет народных комиссаров — в Совет министров (Совмин)
под руководством председателя Совмина. Пост председателя
Совмина занял Сталин. Наиболее значительные посты распре-
делились следующим образом:

 

Министр вооруженных сил Сталин
Министр иностранных дел Молотов
Специальный (атомный) комитет Берия
Министр внешней торговли Микоян
Министр культуры Ворошилов
Министр сельского хозяйства Андреев
Министр промышленности Каганович

 

В руководстве страны преобладали ставленники Сталина. Одна-
ко стабильности в высших эшелонах власти не было. В ближай-
шем окружении стареющего Сталина обозначились две соперни-
чавшие группы преемников.

В первую группу входили Г.М. Маленков — секретарь ЦК
ВКП(б), заместитель председателя Совета министров СССР,
начальник управления кадров ЦК ВКП(б), Л.П. Берия — ми-
нистр внутренних дел СССР, заместитель председателя Совета
министров СССР, член Политбюро, маршал Советского Союза.
Кроме того, в эту группу входили многие руководители оборон-
ной промышленности.

Все они выступали за продолжение строительства модели,
сложившейся в СССР в конце 30-х гг., главным принципом ко-,
торой являлось ускоренное развитие военно-промышленного
комплекса за счет внеэкономических средств стимулирования


труда, расширения системы ГУЛАГа, эксплуатации идеи «жизнь
в осажденной крепости». Вместе с тем предполагалось уделить
внимание развитию легкой промышленности и улучшению жиз-
ненного уровня трудящихся путем снижения цен на товары пер-
вой необходимости.

Лидерами другой группировки являлись А.А. Жданов — секре-
тарь ЦК ВКП(б) по идеологии, член Политбюро, Н.А. Возне-
сенский — председатель Госплана СССР, М.И. Родионов — пред-
седатель Совета министров РСФСР, А.А. Кузнецов — первый
секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и др.

Они полагали, что после окончания войны СССР находится
в более выгодном положении. Во-первых, Советский Союз поль-
зовался бесспорным международным авторитетом освободителя
Европы от фашизма. Во-вторых, СССР являлся необъятным
рынком для западной промышленности, которая после войны
переживала очередной кризис. Таким образом, играя на эконо-
мическом интересе и на международных политических противо-
речиях (прежде всего США и Англии), нет необходимости лю-
бой ценой развивать военно-промышленный комплекс, можно
немного отпустить сжатую до упора пружину центральной вла-
сти и заняться внутренним обустройством России.

Они предлагали более уравновешенное развитие экономики
и некоторое реформирование политической системы. В частно-
сти, укрепление российской государственности, создание нацио-
нальной Российской коммунистической партии, превращение
Ленинграда в столицу РСФСР с переездом туда высших органов
власти и управления (Верховного Совета и Совета министров
России). Сталин вроде бы склонялся на сторону Жданова—Кузнецова,
но в августе 1948 г. Жданов внезапно умер, а затем последовала
расправа с его сторонниками («Ленинградское дело», 1950 г.). Вме-
сте с тем Сталин намеревался ударить и по другой группировке,
убрать старых соратников (Ворошилова, Молотова, Берия),
поднять новую волну массовых политических репрессий («дело
Еврейского антифашистского комитета», 1952 г., «дело кремлев-
ских врачей», 1953 г.). Органами государственной безопасности были заведены дела на писателей В. Гроссмана и И. Эренбурга, поэтов С. Маршака и Б. Слуцкого. После публикации произведений А. Ахматовой и М. Зощенко за пропаганду «идеологии, чуждой духу партии», был закрыт журнал «Ленинград», авторы были исключены из Союза писателей. Ставшему председателем этого союза Фадееву было поручено навести порядок в его рядах.


Под особый контроль было поставлено самое массовое искус-
ство — кино. Особой критике за идеологическую невыдержан-
ность подверглись фильмы «Иван Грозный», «Большая жизнь»
(за неправильное освещение роли партийных работников), «Ад-
миргл Нахимов».

Не избежал печальной участи и театр. В конце 1946 г. в кам-
пании против «космополитизма» в журнале «Культура и жизнь»
требовали вообще исключить из репертуара театров пьесы зару-
бежных авторов.

В музыке за «пренебрежение лучшими традициями и опытом...
русской классической оперы», за потворствование «извращенным
вкусам эстетствующих индивидуалистов» особой критике были
подвергнуты Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский,
опера Мурадели «Великая дружба» об установлении Советской
власти на Кавказе. Последовала крупная чистка в Союзе компо-
зиторов. Большинство деятелей искусства, хотя и не были высла-
ны в лагеря, были вынуждены прекратить свою работу.

Особый контроль был установлен за наукой.

Мистификации от науки захлестнули биологию, в которой
академик Т. Лысенко, возглавивший Всесоюзную академию
сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ),
утверждал возможность влиять на человеческую природу и до-
водил теорию изменчивости видов до полного абсурда.

Все науки, которые бурно развивались на Западе, в СССР были
признаны лженауками. В этот список вошла не только генетика,
но и квантовая физика, теория вероятностей, социология и статис-
тический анализ, кибернетика, волновая механика, психоанализ.
Такая политика в конечном итоге приводила лишь к отставанию
отечественной науки.

Именно на послевоенный период приходится расцвет системы
концентрационных лагерей в СССР. Частичное открытие архивов ГУЛАГа позволяет уточнить цифру находившихся в заключении людей около 2,5 млн, к которым следует прибавитьоколо 2,5 млн переселенцев. Труд заключенных использовался в основном на тяжелых, трудоемких производствах: на лесозаготовках, в горнодобывающей промышленности, в отраслях с большой степенью риска, на добыче урана, свинца, золота, на строительстве железных дорог (дорога Байкал — Амур), крупных плотин (Усть-Каменогорск), городов (Комсомольск-на-Амуре, Находка, Воркута, Магадан, Братск и др.), каналов (Волго-Донской канал). Массовые восстания прокатились о концентрационным лагерям в 1948—1954 гг. Особенно высокий их уровень приходится


на начало 50-х гг. после смерти Сталина и отстранения Берии.
Восстания были подавлены, однако в качестве наказаний власть
применяла уже не расстрелы, а увеличивала сроки заключения.

После смерти Сталина в высшем политическом руковод-
стве обозначился кризис власти. Этому способствовали сле-
дующие причины.

• Сталин не назначил своего преемника;

• сложившаяся система единоличного правления исчезала,
и предстояло найти формы коллективного руководства;

• необходимость возвращения к коллегиальным методам ру-
ководства партией и правительством не отрицалась никем.
Стремление к коллективному руководству диктовалось,
прежде всего, желанием высшего руководства обеспечить
собственную безопасность;

• коллегиальное руководство диктовалось необходимостью
разделения партийной и государственной власти;

• коллективное руководство неизбежно вело к борьбе за
власть различных группировок.

Коллективное руководство после смерти Сталина возглавил
Г. Маленков — председатель Совета министров и Первый сек-
ретарь ЦК КПСС. Его активно поддерживали четыре заместите-
ля по Совету министров: Л. Берия, В. Молотов, Н. Булганин,
Л. Каганович. К. Ворошилов
стал председателем Верховного
Совета. Я. Хрущев не имел никаких государственных должно-
стей, но занимал второе место в ЦК КПСС. Президиум ЦК был
утвержден в составе 10 человек: Маленков, Берия, Хрущев, Во-
рошилов, Молотов, Булганин, Каганович, Микоян, Сабуров
и Первухин. Высшее руководство страной сосредоточилось в ру-
ках тройки: Маленков — Берия — Молотов. Вскоре Первым
секретарем ЦК стал Н. Хрущев. В ходе борьбы за власть был арестован и расстрелян Берия. Отставка Маленкова с поста председателя Совмина усиливала позиции Хрущева. Руководство правительством перешло к Булганину. Противники Хрущева в 1957 г. потерпели окончательное поражение: члены Президиума ЦК КПСС Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов потребовали отставки Хрущева. Хрущев в свою очередь потребовал, чтобы решение об отставке принимал не Президиум, а Пленум ЦК партии. ЦК отменил решение об отставке Хрущева, принятое на Президиуме, и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Противники Хрущева были выведены из Президиума. В 1958 г. Хрущев совместил два поста — Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР.


С первых же дней коллегиального руководства были предпри-
няты следующие мероприятия:

• личный секретариат Сталина был распущен;

• была объявлена амнистия для заключенных со сроком не
более 5 лет, а также осужденных за взяточничество, эко-
номические и военные преступления, административные
правонарушения;

• начата кампания «за восстановление социалистической за-
конности», которую возглавил сам Берия;

• были упразднены «тройки» — особые трибуналы по поли-
тическим делам;

• членов и кандидатов в ЦК партии стали знакомить с ма-
териалами о роли Сталина в репрессиях, о его рекомен-
дациях об ужесточении допросов и т. д.;

• Берией были обнародованы факты о личном приказе Ста-
лина об убийстве С. Михоэлса;

• были освобождены подследственные, проходившие по «де-
лу врачей», а само уголовное дело было прекращено.

Но поворотным событием в отказе от сталинской политики стал
XX съезд КПСС, созванный до установленного срока с целью
подвести итоги перемен после смерти Сталина. На XX съезде
в 1956 г. Хрущев выступил с двумя докладами: отчетным и сек-
ретным.

Отчетный доклад (прочитан всем участникам съезда) Секретный доклад (прочитан только членам партии)
• Основная мысль доклада — за- щита подлинного ленинизма. • Во внешней политике впервые говорилось, что существование двух блоков (капиталистического и социалистического) не обяза- тельно должно вести к их столкно- вению, и провозглашался курс на мирное сосуществование СССР с другими странами • В отношении социалистического лагеря впервые заявлялось о мно- гообразии моделей социализма и о том, что советская модель не должна быть обязательным образ- цом для социалистических стран • Доклад описывал складывание и упрочение культа личности Ста- лина. • Давался анализ искажения Ста- линым принципа демократическо- го централизма, рассказывалось о чистках партии, репрессиях, не- законных методах следствия • Лично на Сталина возлагалась вина за депортацию народов, за фабрикацию фальшивых загово- ров, за конфликт с лидером Юго- славии Тито


Отчетный доклад (прочитан всем участникам съезда) Секретный доклад (прочитан только членам партии)
• Во внутренней политике доклад кратко затрагивал преступления «клики Берии» и «ошибки» Моло- това, Маленкова и Сталина (не на- зывая его имени) • Провозглашалось возвращение к ленинским принципам коллеги- ального руководства, демократи- зации в партии, которым противо- поставлялся культ личности • Ответственность за поражения первых дней войны была возложе- на на Сталина • Члены партии из этого доклада узнали о существовании ленин- ского «завещания». • Вопрос об ответственности пар- тии перед обществом в целом по- ставлен не был

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.014 с.)