Кризис власти и первая попытка
РЕФОРМИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СССР (1945 — НАЧАЛО 60-х гг. XX в.)
Период с 1945 по 1964 гг. в истории Советского государства можно разделить на две части:
• первое послевоенное десятилетие (с сентября 1945 по март 1953 г.), которое характеризуется борьбой за восста- новление разрушенного войной народного хозяйства и по- иском пути дальнейшего строительства социализма в ус- ловиях «холодной» войны и возобновления политических репрессий;
• десятилетие в период руководства государством Н.С. Хру- щевым (1953—1964), которое впоследствии назовут «от- тепелью».
Общими факторами, повлиявшими на развитие Советско- го государства и права в рассматриваемый период, были следующие:
• рост международного авторитета СССР. Без его участия практически не решалась ни одна из глобальных проблем мировой политики. Советский Союз являлся постоянным членом Совета Безопасности ООН;
• образование и развитие мировой системы социализма, ку- да входили более 10 государств;
• распад колониальной системы. Борьба за независимость, образование десятков новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке;
• политическое, экономическое и военное противостояние СССР—США, блока НАТО и Организации Варшавского Договора. Эта конфронтация получила название «холодной войны»;
• научно-техническая революция и проблема реализации ее достижений в экономике государства и военном деле.
Вышеуказанные обстоятельства обусловили развитие внешнеполитических функций Советского государства:
• сотрудничество и взаимопомощь государств мировой сис- темы социализма;
• организация и участие в надгосударственных координи- рующих органах: Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ, январь 1949 г.), Организации Варшавского Догово- ра (ОВД, май 1955 г.);
• борьба за сферы влияния путем оказания экономической, военной, культурной помощи странам так называемого «третьего мира».
В то же время конфронтация СССР и США потребовала дальнейшего развития оборонной функции государства, роста военных расходов. Научно-техническая революция сделала ос- новным критерием успеха государственной политики сферу эко- номики.
После войны существовало два возможных пути выхода из тяжелой экономической ситуации и два мнения при разработ- ке проекта четвертого пятилетнего плана (1945—1946):
1) проведение хозяйственных реформ в стране, преимущест- венное развитие промышленности группы «Б» по производству товаров широкого потребления, повышение жизненного уровня населения, удовлетворение материальных нужд;
2) возвращение к довоенной модели экономического разви- тия, ускоренное развитие тяжелой промышленности и наращи- вание военно-экономического потенциала за счет увеличения норм эксплуатации и командного управления экономикой. Сначала казалось, что избран первый путь. В обращении к демобилизованным воинам Красной армии ЦК ВКП(б) призывал к восстановлению народного хозяйства, строительству новых жилищ, школ, больниц, а потом уже фабрик, заводов, электростанций. В речи перед избирателями в начале 1946 г. Сталин обещал в ближайшее время отменить карточную систему, расширить производство товаров народного потребления и повысить жизненный уровень трудящихся путем снижения цен на все товары. Однако эта «избирательная программа» ос- талась нереализованной, и в конечном итоге страна пошла по второму пути развития. Причины такого выбора были заложены не столько в двойственной позиции руководства, сколько в трудностях реформирования самого производства. Созданный в предшествующие годы военно-промышленный комплекс с трудом поддавался
переводу на производство товаров народного потребления. К тому же обострение международной ситуации после 1945 г. не по- зволило свернуть военное производство.
Первая послевоенная пятилетка ознаменовалась крупными инвестициями в промышленность. Было восстановлено и вновь построено около 4500 предприятий. Однако распыление инве- стиций и как следствие этого замораживание начатых проектов неизбежно приводили к политике «приоритетов» — росту инве- стиций для узкого числа отраслей. Выпуск товаров народного потребления оставался на прежнем уровне, что приводило к хроническому дефициту товаров группы «Б».
Недостаток продуктов питания и товаров широкого по- требления сказывался на жизненном уровне населения. Даже карточная система не могла удовлетворить существовавших потребностей населения в продовольствии. В 1946 г. власть прибегла к крайней мере — снижению норм выдачи хлеба иждивенцам и детям и даже к снятию с продовольственных пай- ков некоторых категорий населения. Многие школьники стар- ших классов вынуждены были бросать учебу и устраиваться на заводы, где оставалось снабжение по продовольственным кар- точкам.
Ликвидировать карточную систему удалось только в 1947 г., причем ее ликвидация трактовалась весьма оптимистически — как «вывод советских людей на дорогу изобилия» и «открытие коммунистического близкого будущего». В этот же период было начато проведение денежной реформы. Реформа заключалась в обмене 10 старых рублей на 1 новый. Вклады населения в сбербанках пересчитывались по более льготному курсу (1 к 1 при вкладе до 3 тыс. рублей, 3 к 2 при вкладе от 3 до 10 тыс. рублей, 2 к 1 при вкладе свыше 10 тыс. рублей), но эти вклады составляли лишь 15% всех денежных накоплений населения. Особенно пострадали при таком обмене колхозники, чьи сбережения, накопленные за 1945—1946 гг., когда цены на сельхозпродукты на свободном рынке были наи- более выгодными, не хранились, как правило, в сберкассах. По итогам этой реформы треть всей денежной массы не была пред- ставлена владельцами для обмена в госбанках. Реформа существенно отразилась на ценах. Новые цены были установлены на уровне коммерческих, что дало в дальнейшем возможность их снижения, которое трактовалось как доказательство улучшения жизни советских людей. Однако реально в городах уровень жизни 1928 г. был достигнут толькок 1954 г.
Высшие органы власти
10 февраля 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет второго созыва (выборы первого созыва состоялись в 1937 г. по- сле принятия конституции). Выборы были прямыми, равными, с тайным голосованием. Однако при выдвижении нескольких кандидатов в каждом избирательном округе регистрировали только одного кандидата, что сводило на нет сам принцип вы- боров.
Уже в марте 1946 г. открылась первая сессия Верховного Со- вета. На ней были внесены изменения в названия высших ор- ганов: народные комиссары были переименованы в министров, а Совет народных комиссаров — в Совет министров (Совмин) под руководством председателя Совмина. Пост председателя Совмина занял Сталин. Наиболее значительные посты распре- делились следующим образом:
Министр вооруженных сил
| Сталин
| Министр иностранных дел
| Молотов
| Специальный (атомный) комитет
| Берия
| Министр внешней торговли
| Микоян
| Министр культуры
| Ворошилов
| Министр сельского хозяйства
| Андреев
| Министр промышленности
| Каганович
|
В руководстве страны преобладали ставленники Сталина. Одна- ко стабильности в высших эшелонах власти не было. В ближай- шем окружении стареющего Сталина обозначились две соперни- чавшие группы преемников.
В первую группу входили Г.М. Маленков — секретарь ЦК ВКП(б), заместитель председателя Совета министров СССР, начальник управления кадров ЦК ВКП(б), Л.П. Берия — ми- нистр внутренних дел СССР, заместитель председателя Совета министров СССР, член Политбюро, маршал Советского Союза. Кроме того, в эту группу входили многие руководители оборон- ной промышленности.
Все они выступали за продолжение строительства модели, сложившейся в СССР в конце 30-х гг., главным принципом ко-, торой являлось ускоренное развитие военно-промышленного комплекса за счет внеэкономических средств стимулирования
труда, расширения системы ГУЛАГа, эксплуатации идеи «жизнь в осажденной крепости». Вместе с тем предполагалось уделить внимание развитию легкой промышленности и улучшению жиз- ненного уровня трудящихся путем снижения цен на товары пер- вой необходимости.
Лидерами другой группировки являлись А.А. Жданов — секре- тарь ЦК ВКП(б) по идеологии, член Политбюро, Н.А. Возне- сенский — председатель Госплана СССР, М.И. Родионов — пред- седатель Совета министров РСФСР, А.А. Кузнецов — первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и др.
Они полагали, что после окончания войны СССР находится в более выгодном положении. Во-первых, Советский Союз поль- зовался бесспорным международным авторитетом освободителя Европы от фашизма. Во-вторых, СССР являлся необъятным рынком для западной промышленности, которая после войны переживала очередной кризис. Таким образом, играя на эконо- мическом интересе и на международных политических противо- речиях (прежде всего США и Англии), нет необходимости лю- бой ценой развивать военно-промышленный комплекс, можно немного отпустить сжатую до упора пружину центральной вла- сти и заняться внутренним обустройством России.
Они предлагали более уравновешенное развитие экономики и некоторое реформирование политической системы. В частно- сти, укрепление российской государственности, создание нацио- нальной Российской коммунистической партии, превращение Ленинграда в столицу РСФСР с переездом туда высших органов власти и управления (Верховного Совета и Совета министров России). Сталин вроде бы склонялся на сторону Жданова—Кузнецова, но в августе 1948 г. Жданов внезапно умер, а затем последовала расправа с его сторонниками («Ленинградское дело», 1950 г.). Вме- сте с тем Сталин намеревался ударить и по другой группировке, убрать старых соратников (Ворошилова, Молотова, Берия), поднять новую волну массовых политических репрессий («дело Еврейского антифашистского комитета», 1952 г., «дело кремлев- ских врачей», 1953 г.). Органами государственной безопасности были заведены дела на писателей В. Гроссмана и И. Эренбурга, поэтов С. Маршака и Б. Слуцкого. После публикации произведений А. Ахматовой и М. Зощенко за пропаганду «идеологии, чуждой духу партии», был закрыт журнал «Ленинград», авторы были исключены из Союза писателей. Ставшему председателем этого союза Фадееву было поручено навести порядок в его рядах.
Под особый контроль было поставлено самое массовое искус- ство — кино. Особой критике за идеологическую невыдержан- ность подверглись фильмы «Иван Грозный», «Большая жизнь» (за неправильное освещение роли партийных работников), «Ад- миргл Нахимов».
Не избежал печальной участи и театр. В конце 1946 г. в кам- пании против «космополитизма» в журнале «Культура и жизнь» требовали вообще исключить из репертуара театров пьесы зару- бежных авторов.
В музыке за «пренебрежение лучшими традициями и опытом... русской классической оперы», за потворствование «извращенным вкусам эстетствующих индивидуалистов» особой критике были подвергнуты Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский, опера Мурадели «Великая дружба» об установлении Советской власти на Кавказе. Последовала крупная чистка в Союзе компо- зиторов. Большинство деятелей искусства, хотя и не были высла- ны в лагеря, были вынуждены прекратить свою работу.
Особый контроль был установлен за наукой.
Мистификации от науки захлестнули биологию, в которой академик Т. Лысенко, возглавивший Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), утверждал возможность влиять на человеческую природу и до- водил теорию изменчивости видов до полного абсурда.
Все науки, которые бурно развивались на Западе, в СССР были признаны лженауками. В этот список вошла не только генетика, но и квантовая физика, теория вероятностей, социология и статис- тический анализ, кибернетика, волновая механика, психоанализ. Такая политика в конечном итоге приводила лишь к отставанию отечественной науки.
Именно на послевоенный период приходится расцвет системы концентрационных лагерей в СССР. Частичное открытие архивов ГУЛАГа позволяет уточнить цифру находившихся в заключении людей около 2,5 млн, к которым следует прибавитьоколо 2,5 млн переселенцев. Труд заключенных использовался в основном на тяжелых, трудоемких производствах: на лесозаготовках, в горнодобывающей промышленности, в отраслях с большой степенью риска, на добыче урана, свинца, золота, на строительстве железных дорог (дорога Байкал — Амур), крупных плотин (Усть-Каменогорск), городов (Комсомольск-на-Амуре, Находка, Воркута, Магадан, Братск и др.), каналов (Волго-Донской канал). Массовые восстания прокатились о концентрационным лагерям в 1948—1954 гг. Особенно высокий их уровень приходится
на начало 50-х гг. после смерти Сталина и отстранения Берии. Восстания были подавлены, однако в качестве наказаний власть применяла уже не расстрелы, а увеличивала сроки заключения.
После смерти Сталина в высшем политическом руковод- стве обозначился кризис власти. Этому способствовали сле- дующие причины.
• Сталин не назначил своего преемника;
• сложившаяся система единоличного правления исчезала, и предстояло найти формы коллективного руководства;
• необходимость возвращения к коллегиальным методам ру- ководства партией и правительством не отрицалась никем. Стремление к коллективному руководству диктовалось, прежде всего, желанием высшего руководства обеспечить собственную безопасность;
• коллегиальное руководство диктовалось необходимостью разделения партийной и государственной власти;
• коллективное руководство неизбежно вело к борьбе за власть различных группировок.
Коллективное руководство после смерти Сталина возглавил Г. Маленков — председатель Совета министров и Первый сек- ретарь ЦК КПСС. Его активно поддерживали четыре заместите- ля по Совету министров: Л. Берия, В. Молотов, Н. Булганин, Л. Каганович. К. Ворошилов стал председателем Верховного Совета. Я. Хрущев не имел никаких государственных должно- стей, но занимал второе место в ЦК КПСС. Президиум ЦК был утвержден в составе 10 человек: Маленков, Берия, Хрущев, Во- рошилов, Молотов, Булганин, Каганович, Микоян, Сабуров и Первухин. Высшее руководство страной сосредоточилось в ру- ках тройки: Маленков — Берия — Молотов. Вскоре Первым секретарем ЦК стал Н. Хрущев. В ходе борьбы за власть был арестован и расстрелян Берия. Отставка Маленкова с поста председателя Совмина усиливала позиции Хрущева. Руководство правительством перешло к Булганину. Противники Хрущева в 1957 г. потерпели окончательное поражение: члены Президиума ЦК КПСС Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов потребовали отставки Хрущева. Хрущев в свою очередь потребовал, чтобы решение об отставке принимал не Президиум, а Пленум ЦК партии. ЦК отменил решение об отставке Хрущева, принятое на Президиуме, и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Противники Хрущева были выведены из Президиума. В 1958 г. Хрущев совместил два поста — Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР.
С первых же дней коллегиального руководства были предпри- няты следующие мероприятия:
• личный секретариат Сталина был распущен;
• была объявлена амнистия для заключенных со сроком не более 5 лет, а также осужденных за взяточничество, эко- номические и военные преступления, административные правонарушения;
• начата кампания «за восстановление социалистической за- конности», которую возглавил сам Берия;
• были упразднены «тройки» — особые трибуналы по поли- тическим делам;
• членов и кандидатов в ЦК партии стали знакомить с ма- териалами о роли Сталина в репрессиях, о его рекомен- дациях об ужесточении допросов и т. д.;
• Берией были обнародованы факты о личном приказе Ста- лина об убийстве С. Михоэлса;
• были освобождены подследственные, проходившие по «де- лу врачей», а само уголовное дело было прекращено.
Но поворотным событием в отказе от сталинской политики стал XX съезд КПСС, созванный до установленного срока с целью подвести итоги перемен после смерти Сталина. На XX съезде в 1956 г. Хрущев выступил с двумя докладами: отчетным и сек- ретным.
Отчетный доклад (прочитан всем участникам съезда)
| Секретный доклад (прочитан только членам партии)
| • Основная мысль доклада — за- щита подлинного ленинизма.
• Во внешней политике впервые говорилось, что существование двух блоков (капиталистического и социалистического) не обяза- тельно должно вести к их столкно- вению, и провозглашался курс на мирное сосуществование СССР с другими странами
• В отношении социалистического лагеря впервые заявлялось о мно- гообразии моделей социализма и о том, что советская модель не должна быть обязательным образ- цом для социалистических стран
| • Доклад описывал складывание и упрочение культа личности Ста- лина.
• Давался анализ искажения Ста- линым принципа демократическо- го централизма, рассказывалось о чистках партии, репрессиях, не- законных методах следствия
• Лично на Сталина возлагалась вина за депортацию народов, за фабрикацию фальшивых загово- ров, за конфликт с лидером Юго- славии Тито
|
Отчетный доклад (прочитан всем участникам съезда)
| Секретный доклад (прочитан только членам партии)
| • Во внутренней политике доклад кратко затрагивал преступления «клики Берии» и «ошибки» Моло- това, Маленкова и Сталина (не на- зывая его имени)
• Провозглашалось возвращение к ленинским принципам коллеги- ального руководства, демократи- зации в партии, которым противо- поставлялся культ личности
| • Ответственность за поражения первых дней войны была возложе- на на Сталина
• Члены партии из этого доклада узнали о существовании ленин- ского «завещания».
• Вопрос об ответственности пар- тии перед обществом в целом по- ставлен не был
|
|