Лозунги новой политики М.С. Горбачева
Похожие статьи вашей тематики
Гласность
| Ускорение
| Перестройка
| Имела целью сделать достоянием общест- венности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно: внутренние проблемы страны. Началось изу- чение «белых пятен» истории
| Призыв к ускорению темпов экономическо- го развития
| Стремление к реконст- рукции не только эко- номики, но и всего об- щественного порядка в целом. Однако в ко- нечном итоге это при- вело к распаду систе- мы государственного устройства
| Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских реформ. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков, и все это
в конечном итоге ускорить общественно-экономическое раз- витие.
В основу экономической реформы была положена новая инве- стиционная политика, направленная прежде всего на техниче- ское перевооружение предприятий современной техникой. Уско- рение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако та- кой рывок был нереален, несмотря на огромные инвестиции в эту сферу, и через 2—3 года какого-либо эффекта не было достигнуто.
Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, практиче- ски сразу после апрельского пленума было издано постанов- ление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкого- лизма».
Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьян- ства вводились меры административного наказания: лишение премий, путевок в дома отдыха и санатории и т. д. Производст- во водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно со- кращаться приблизительно на 10%, но реально антиалкогольная кампания была ускорена, и уже в 1985—1986 гг. производство этого вида продукции сократилось практически в два раза. Од- нако результаты этого были минимальны. Уничтожение богатых виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. А хрониче- ский дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому самого- новарению. Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден на XXVII съезде КПСС (1986). Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2,5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. На этом этапе реформ большое значение было уделено организации труда и производства на государственных предприятиях и развитию негосударственных секторов экономики. Уже на первом этапе новая политика вызывала сильное сопротивление управленческого аппарата. Реформы, провозглашенные в центре, тормозились на местах. Предприятия фактически не получили самостоятельности, регистрация кооперативов
и лицензирование частной трудовой деятельности были сопря- жены с большими бюрократическими трудностями, контроль за качеством продукции при низком его уровне привел в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.
Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987— 1988 гг., предусматривал широкое внедрение рыночной эко- номики. Предполагалось, что предприятия, переведенные на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой, и эта конкуренция приведет к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению ее себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтере- сованы в получении прибыли. Государство теряло контроль над ценами, которые отныне должны были устанавливаться рынком на основе закона спроса и предложения.
Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К тому же к началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25% получали чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятии государственных дотаций открывало им прямую дорогу к банкротству. А способ увеличить прибыльность путем сокращения рабочей силы создавал реальную угрозу безработицы, и потому не был одобрен ни руководством предприятий, ни самими рабочими коллективами. Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, рост цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции значительно истощили государственный бюджет, который к тому же лишился двух крупных источников своего пополнения. Первым источником был традиционный экспорт сырья (нефти и газа). Падение цен на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта сократилась на одну треть только за 1985—1986 гг. Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании. В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в сферу обращения поступили не обеспеченные товарами деньги. Рыночная экономика в условиях гиперинфляции свелась к натуральному обмену (бартеру) и стимулировала не долгосрочное развитие производства, а быстрое получение прибыли в основном за счет торговли. Проведение преобразований, по мнению высшего партийное государственного руководства, было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным оппозиционно к новому
курсу. За 5 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». Такой же процесс отстранения от власти «брежневской гвардии» про- исходил и в республиках. К власти приходили молодые партий- цы, сторонники реформ.
Целью политических реформ на первом этапе было провоз- глашено создание демократической модели социализма.
Основные направления реформирования политической системы
(демократизация государственного управления)
Возрождение прежних институ- тов власти, долгое время лишенных былого значения. Новая организа- ция центральных органов власти
| Политический плюрализм, возрождение общественных организаций и отказ от одно- партийной системы
| Создание право- вого государст- ва, базирующе- гося на принци- пах разделения властей, парла- ментаризме, приоритете прав человека
| Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоот- ношения центра и республик в условиях демо- кратии
| Создание правового государства с главенством закона и при- оритетом прав человека требовало изменения старого законода- тельства. Были приняты новые законы:
• о праве граждан на судебное обжалование действия адми- нистрации;
• о свободе прессы и средств массовой информации;
• об общественных организациях;
• о въезде и выезде из СССР.
Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за «антисоветскую пропаганду», санкции в отношении религии.
Благодаря закону об общественных организациях появилось огромное количество комитетов, групп, народных фронтов и об- щественных фондов. Однако доминирующее положение КПСС делало невозможным сколько-нибудь заметную конкуренцию с ней новых партий. В 1988 г. выдвинутый на XIX партийной конференции проект реформы центральных органов власти был принят Верховным Советом СССР. Вводилась двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР (2250 депутатов) с 5-летним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили На альтернативной основе тайного прямого всеобщего голосования, причем
1500 депутатов избирались населением, а 750 — партией, проф- союзами и общественными организациями Съезд избирал из сво- его состава Верховный Совет СССР. / съезд народных депутатов (1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с М. Горбачевым. На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правоза- щитник А. Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый с должности в конце 1987 г. за ради- кальный «уклон». Оппозиция осудила систему выборов и их ре- зультаты. Опираясь на поддержку наиболее популярных средств массовой информации (газеты «Аргументы и факты», «Москов- ский комсомолец», журнал «Огонек», телевизионная программа «Взгляд»), радикалы начали активную пропаганду своих взгля- дов. Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами по- литическая реформа, основные положения которой включали:
• введение не только представительной, но и прямой демо- кратии в виде периодически проводимых референдумов;
• избрание главы государства — президента — прямым тай- ным всеобщим голосованием;
• введение особой процедуры выражения недоверия прези- денту — импичмента;
• отмену 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей «ру- ководящую и направляющую роль КПСС» в советском об- ществе и государстве;
• введение многопартийности и политического плюрализма. В экономической сфере их предложения сводились:
• к быстрому введению рыночных отношений;
• либерализации цен;
• внедрению в экономику тех видов собственности, которые признаны наиболее эффективными, т. е. частной собствен- ности.
В вопросе национальной политики:
• образование нового федеративного государства на добро вольной основе с широкими правами субъектов Федерации. В декабре 1989 г. собрался // съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания М. Горбачева в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере — смешанной формы экономики и разнообразия форм собственности. Было также принято решение о введении в стране новой должности Президента СССР.
В марте 1990 г. Ill съезд народных депутатов СССР отме- нил статью 6 Конституции и ввел должность президента. Новая реформа вызвала критику теперь уже как слева, так и справа. Для консерваторов, представлявших собой партийную элиту с пошатнувшимся в новых условиях положением, нежелатель- ным было сосредоточение власти в руках президента, для ра- дикалов неудовлетворительным был сам способ его избрания. Радикалы настаивали на всеобщем голосовании при избрании главы государства. Однако умеренное большинство высказалось за избрание президента съездом. Первым (и последним) прези- дентом СССР стал М. Горбачев. Однако его избрание отразило резкое снижение популярности этого политика в стране. На са- мом съезде за него проголосовало не более 60% депутатов.
Тем временем экономическое положение в стране продолжа- ло ухудшаться: с прилавков исчезли самые необходимые това- ры, усилилась инфляция. При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале ра- дикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших эко- номических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консер- вативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет РСФСР, чтобы иметь возмож- ность провести предполагаемые реформы на республиканском уровне. Успех на выборах в Верховный Совет России в марте
1990 г. блока радикальных сил «Демократическая Россия» по- ставил Б. Ельцина во главе Российской Федерации. Правитель- ство России было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы. *
Отмена 6-й статьи требовала от КПСС выработки новых прие- мов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в пар- тии «Демократическая платформа КПСС» (лидеры Б. Ельцин, Н. Травкин, Г. Гдлян) настаивала на демократизации партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Ельцин заявил о выходе из партии.
Политический плюрализм в стране с только формирующей- ся новой политической системой привел к созданию большого числе партий и движений, многие из которых стояли на сход- ных идейных позициях и различались лишь организационно.
Политический центр в лице президента Горбачева подвергал- ся критике как слева, так и справа, все более теряя поддержку не только политических партий, но и общества в целом.
Кризис государственного управления. Распад СССР и создание СНГ
С мая 1990 г. начался бурный процесс создания различных политических партий. Однако какого-либо серьезного развития партийное строительство не имело. Многие из возникших поли- тических партий объединились на почве антикоммунизма в мас- совое общественное движение «Демократическая Россия», кото- рое пользовалось большим авторитетом и поддержкой.
Благодаря активной трехлетней настойчивой пропаганде, преж- де всего через государственные средства массовой информации, произошла мировоззренческая революция («революция в умах»). Массы советских людей отвернулись от социализма. Возник и умело распространялся, в первую очередь усилиями творческой интеллигенции, культ либеральной западной цивили- зации, а США стали образцом для подражания. К этому времени начало сказываться и субъективное обстоятельство, сыгравшее определенную роль в истории СССР и России. Взаимная не- приязнь Горбачева и Ельцина, возникшая еще осенью 1987 г., стала фактором политической жизни страны. При этом по- пулярность Горбачева уменьшалась, а Ельцина — увеличива- лась. После смерти А.Д. Сахарова (14 декабря 1989 г.) он стал общепризнанным лидером новой России. 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация
о государственном суверенитете России, а Б.Н. Ельцин вскоре стал председателем Верховного Совета РСФСР.
Летом того же года Верховный Совет РСФСР принял эконо- мическую программу «500 дней», которая выражала стремление России к резкому прорыву в рыночные отношения. Программа «500 дней» означала, что руководство России действительно на- меревается осуществить рыночную реформу.
На фоне всевозрастающего экономического развала рыночная инициатива получила поддержку и одобрение народа. Горбачев предложил Ельцину вместе осуществлять рыночную реформу. Но в ходе доработки в правительстве и в Верховном Совете СССР программа потеряла всякий смысл. Ельцин заявил, что со- трудничать вместе с союзными властями невозможно и перешел к открытой конфронтации. В частности, в октябре 1990 г. он указал на три варианта развития дальнейших событий:
1) Россия вводит свою валюту, устанавливает границу, само- стоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю экономиче- скую деятельность;
2) радикальная реорганизация СССР, создание коалиционного руководства из числа сторонников Ельцина и Горбачева;
3) Горбачев «не отпускает» Россию, не идет на радикальные политические и экономические реформы — крах СССР в тече- ние ближайшего полугода. Горбачев ответил серией законов и попытался заручиться поддержкой армии:
• «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны» от 24 сентяб- ря 1990 г.;
• «Об уголовной ответственности за блокирование транс- портных коммуникаций и иные незаконные действия, по- сягающие на нормальную и безопасную работу транспор- та» от 23 октября 1990 г.;
• «Об обеспечении действия законов и иных актов законо- дательства Союза ССР» от 23 октября 1990 г.;
• «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле» от 31 октября 1990 г. В целях стабилизации критической ситуации 26 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».
Вместо Совета министров СССР учреждался Кабинет мини- стров СССР во главе с премьер-министром. Кабинет министров СССР непосредственно подчинялся президенту СССР, который, таким образом, стал возглавлять систему органов государствен- ного управления.
Президент возглавил Совет безопасности СССР — новый госу- дарственный орган, на который возлагалась «выработка рекомен- даций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, эко- номической и экологической безопасности, преодолению послед- ствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обес- печению стабильности и правового порядка в обществе».
Вторым принципиально важным решением IV съезда народ- ных депутатов стало постановление о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик.
В начале 1991 г. были произведены кадровые назначения: премьер-министром стал B.C. Павлов, министром внутренних дел СССР назначен Б.К. Пуго, должность министра иностран- ных дел СССР занял А.А. Бессмертных, поскольку прежний ми- нистр Э.А. Шеварднадзе подал в отставку и на прощание на- пугал съезд словами: «Наступает диктатура — заявляю об этом со всей ответственностью. — Никто не знает, какая это будет диктатура, кто придет, что за диктатор, какие будут порядки».
В целом же к этому времени горбачевская перестройка окончательно зашла в тупик. Период благозвучных демокра- тических заклинаний и словесных баталий закончился. Ради- кальная националистическая оппозиция накопила достаточно сил и практически пришла к власти. Прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. 19 февраля 1991 г. Ельцин по Центральному телевидению обвинил Горбачева в проведении антинародной политики (денежных манипуляциях, беспрецедентном повышении цен, использовании армии против гражданского населения, крахе экономики) и потребовал его немедленной отставки, передачи власти Совету Федерации. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, в котором приняло участие население 9 союзных республик, более 70% высказались «за». Президент СССР выступил в роли гаранта сохранения Союза. Но в решительный момент Горбачев допустил грубый политический просчет. В ночь на 28 марта 1991 г., накануне открытия внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР, на котором
Горбачев собирался обвинить Ельцина в заговоре, направленном на развал СССР, в Москву в первый раз были введены войска. Шаг этот, с одной стороны, объяснялся желанием Горбачева показать силу (армия послушна), с другой стороны, он откро- венно боялся Ельцина (неизвестно, чем бы закончился съезд, обвинение могло обернуться и против самого Горбачева). С по- дачи средств массовой информации депутаты восприняли ввод войск как великое оскорбление. Съезд приостановил свою ра- боту до вывода войск. Горбачев не решился на открытую конфронтацию и уступил. Ельцин умело перехватил инициативу. 12 июня 1991 г. состоя- лись выборы первого Президента России, на которых уверенно победил Ельцин (57,3%).
Ельцин предложил гражданам России простую и понятную всем программу:
• экономические реформы немедленно, но без ухудшения жизни;
• решительная борьба с привилегиями партийно-государст- венной номенклатуры;
• предоставление республикам РСФСР суверенитета.
Демократизация СССР сказалась и в отказе от жесткого дик- тата центра по отношению к республикам, им были предостав- лены более широкие полномочия в рамках СССР. Подъем нацио- нального самосознания способствовал усилению центробежных тенденций в регионах, на политической арене набирали силу на- циональные фронты. Назрела необходимость заключения ново- го федеративного договора, причем далеко не все республики стремились к его подписанию. В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был подписан Федеративный договор «9+1» между центром и девятью республиками: Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном и Азербайджаном. Вопрос о статусе 6 республик, не подписавших союзный договор (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия), решен не был. В июле 1991 г. Президент СССР М. Горбачев провел встречу с Президентами России и Казахстана Б.Ельциным и Н. Назарбаевым. На встрече речь шла о подписании союзного договора, после чего должна была последовать отставка наиболее консервативных руководителей в правительстве СССР — премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова и председателя КГБ В. Крючкова. Предполагаемая отставка ускорила реализацию заговора консерваторов, направленного на восстановление властных структур КПСС и центрального союзного руководства.
19 августа 1991 г., во время нахождения Президента СССР Горбачева на отдыхе на Форосе (Крым), группа высших руко- водителей СССР предприняла попытку совершить государствен- ный переворот. Было объявлено, что президент по состоянию здоровья не может управлять страной и власть берет Государ- ственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в ко- торый вошли:
В. Павлов
| премьер-министр СССР
| Б. Пуго
| министр внутренних дел СССР
| В. Крючков
| председатель КГБ
| Г. Я наев
| вице-президент СССР, объявивший в своем при- казе о вступлении в «исполнение обязанностей Президента СССР»
| О. Бакланов
| первый заместитель председателя Совета оборо- ны СССР
| В. Стародубцев
| председатель Крестьянского союза СССР
| А. Тизяков
| президент Ассоциации госпредприятий и объек- тов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР
| Обращаясь к населению страны, ГКЧП объявил, что пере- стройка зашла в тупик, что политика Горбачева привела к рас- паду государственности, а также заявил о намерении восстано- вить в стране порядок и предотвратить развал СССР, для чего устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев и вво- дилась цензура. Была также приостановлена деятельность пар- тий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен выпуск оппозиционных газет.
В Москву были введены войска. С 19 августа жители Моск- вы собирались вокруг Белого дома, где заседал Верховный Совет РСФСР. Войска заняли выжидательную позицию. Боль- шинство республик не признали законность ГКЧП (за исключе- нием республик Средней Азии и Азербайджана). Противостоя- ние в столице закончилось 21 августа. Путчисты потерявшие рычаги власти, отправились на Форос к президенту и вскоре были арестованы. Горбачев вернулся в Москву. По требованию демократов деятельность КПСС была запрещена, ЦК КПСС объ- явил о самороспуске, также был распущен Кабинет министров.
Попытка переворота ускорила процесс распада Союза. Начался последовательный развал всех государственных структур. После
путча восемь республик заявили о своем суверенитете, были признаны независимыми республики Прибалтики. Съезд народ- ных депутатов СССР объявил о самороспуске, и до заключения нового союзного договора его функции перешли к Верховному Совету СССР. Ликвидировано было большинство союзных ми- нистерств.
На встрече президентов России, Украины и Белоруссии 8 де- кабря 1991 г. в Беловежской Пуще было объявлено о ликвида- ции союзного договора об образовании СССР и образовано новое достаточно неопределенное государственное формирование — Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для вступления в него других республик.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, куда Горбачев даже не был приглашен, к СНГ присоединились еще восемь республик, кроме республик Прибалтики и Грузии, что фактически означало ко- нец СССР. Горбачеву, президенту уже несуществующей страны, не оставалось иного выхода, как сложить с себя президентские полномочия.
|