Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лозунги новой политики М.С. Горбачева

Поиск

 

Гласность Ускорение Перестройка
Имела целью сделать достоянием общест- венности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно: внутренние проблемы страны. Началось изу- чение «белых пятен» истории Призыв к ускорению темпов экономическо- го развития Стремление к реконст- рукции не только эко- номики, но и всего об- щественного порядка в целом. Однако в ко- нечном итоге это при- вело к распаду систе- мы государственного устройства

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских
реформ. Между ними существовала логическая взаимосвязь:
гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка
должна была служить устранению этих недостатков, и все это


в конечном итоге ускорить общественно-экономическое раз-
витие.

В основу экономической реформы была положена новая инве-
стиционная политика, направленная прежде всего на техниче-
ское перевооружение предприятий современной техникой. Уско-
рение предполагало опережающее развитие машиностроения
с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако та-
кой рывок был нереален, несмотря на огромные инвестиции
в эту сферу, и через 2—3 года какого-либо эффекта не было
достигнуто.

Старым направлением при реформировании было улучшение
трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на
рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, практиче-
ски сразу после апрельского пленума было издано постанов-
ление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкого-
лизма».

Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьян-
ства вводились меры административного наказания: лишение
премий, путевок в дома отдыха и санатории и т. д. Производст-
во водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно со-
кращаться приблизительно на 10%, но реально антиалкогольная
кампания была ускорена, и уже в 1985—1986 гг. производство
этого вида продукции сократилось практически в два раза. Од-
нако результаты этого были минимальны. Уничтожение богатых
виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб
многовековой традиции виноделия в этих районах. А хрониче-
ский дефицит алкогольных напитков и карточная система их
распределения привели в конечном итоге к массовому самого-
новарению. Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден на XXVII съезде КПСС (1986). Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2,5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. На этом этапе реформ большое значение было уделено организации труда и производства на государственных предприятиях и развитию негосударственных секторов экономики. Уже на первом этапе новая политика вызывала сильное сопротивление управленческого аппарата. Реформы, провозглашенные в центре, тормозились на местах. Предприятия фактически не получили самостоятельности, регистрация кооперативов


и лицензирование частной трудовой деятельности были сопря-
жены с большими бюрократическими трудностями, контроль за
качеством продукции при низком его уровне привел в конечном
итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987—
1988 гг., предусматривал широкое внедрение рыночной эко-
номики.
Предполагалось, что предприятия, переведенные на
самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать
между собой, и эта конкуренция приведет к интенсификации
производства, к улучшению качества продукции и сокращению
ее себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтере-
сованы в получении прибыли. Государство теряло контроль над
ценами, которые отныне должны были устанавливаться рынком
на основе закона спроса и предложения.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях
отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К тому же к началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25% получали чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятии государственных дотаций открывало им прямую дорогу к банкротству. А способ увеличить прибыльность путем сокращения рабочей силы создавал реальную угрозу безработицы, и потому не был одобрен ни руководством предприятий, ни самими рабочими коллективами. Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, рост цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции значительно истощили государственный бюджет, который к тому же лишился двух крупных источников своего пополнения. Первым источником был традиционный экспорт сырья (нефти и газа). Падение цен на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта сократилась на одну треть только за 1985—1986 гг. Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании. В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в сферу обращения поступили не обеспеченные товарами деньги. Рыночная экономика в условиях гиперинфляции
свелась к натуральному обмену (бартеру) и стимулировала не долгосрочное развитие производства, а быстрое получение прибыли в основном за счет торговли. Проведение преобразований, по мнению высшего партийное государственного руководства, было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным оппозиционно к новому


курсу. За 5 лет перестройки состав Политбюро обновился на
85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». Такой
же процесс отстранения от власти «брежневской гвардии» про-
исходил и в республиках. К власти приходили молодые партий-
цы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провоз-
глашено создание демократической модели социализма.

Основные направления реформирования
политической системы

(демократизация государственного управления)

 

Возрождение прежних институ- тов власти, долгое время лишенных былого значения. Новая организа- ция центральных органов власти Политический плюрализм, возрождение общественных организаций и отказ от одно- партийной системы Создание право- вого государст- ва, базирующе- гося на принци- пах разделения властей, парла- ментаризме, приоритете прав человека Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоот- ношения центра и республик в условиях демо- кратии

Создание правового государства с главенством закона и при-
оритетом прав человека требовало изменения старого законода-
тельства. Были приняты новые законы:

• о праве граждан на судебное обжалование действия адми-
нистрации;

• о свободе прессы и средств массовой информации;

• об общественных организациях;

• о въезде и выезде из СССР.

Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи
за «антисоветскую пропаганду», санкции в отношении религии.

Благодаря закону об общественных организациях появилось
огромное количество комитетов, групп, народных фронтов и об-
щественных фондов. Однако доминирующее положение КПСС
делало невозможным сколько-нибудь заметную конкуренцию
с ней новых партий. В 1988 г. выдвинутый на XIX партийной конференции проект реформы центральных органов власти был принят Верховным Советом СССР. Вводилась двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР (2250 депутатов) с 5-летним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили На альтернативной основе тайного прямого всеобщего голосования, причем


1500 депутатов избирались населением, а 750 — партией, проф-
союзами и общественными организациями Съезд избирал из сво-
его состава Верховный Совет СССР. / съезд народных депутатов (1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с М. Горбачевым. На съезде
сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правоза-
щитник А. Сахаров и бывший секретарь Московского горкома
КПСС Б. Ельцин, снятый с должности в конце 1987 г. за ради-
кальный «уклон». Оппозиция осудила систему выборов и их ре-
зультаты. Опираясь на поддержку наиболее популярных средств
массовой информации (газеты «Аргументы и факты», «Москов-
ский комсомолец», журнал «Огонек», телевизионная программа
«Взгляд»), радикалы начали активную пропаганду своих взгля-
дов. Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами по-
литическая реформа,
основные положения которой включали:

• введение не только представительной, но и прямой демо-
кратии в виде периодически проводимых референдумов;

• избрание главы государства — президента — прямым тай-
ным всеобщим голосованием;

• введение особой процедуры выражения недоверия прези-
денту — импичмента;

• отмену 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей «ру-
ководящую и направляющую роль КПСС» в советском об-
ществе и государстве;

 

• введение многопартийности и политического плюрализма.
В экономической сфере их предложения сводились:

• к быстрому введению рыночных отношений;

• либерализации цен;

• внедрению в экономику тех видов собственности, которые
признаны наиболее эффективными, т. е. частной собствен-
ности.

В вопросе национальной политики:

• образование нового федеративного государства на добро вольной основе с широкими правами субъектов Федерации. В декабре 1989 г. собрался // съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания М. Горбачева в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере — смешанной формы экономики и разнообразия форм собственности. Было также принято решение о введении в стране новой должности Президента СССР.


В марте 1990 г. Ill съезд народных депутатов СССР отме-
нил статью 6 Конституции и ввел должность президента. Новая
реформа вызвала критику теперь уже как слева, так и справа.
Для консерваторов, представлявших собой партийную элиту
с пошатнувшимся в новых условиях положением, нежелатель-
ным было сосредоточение власти в руках президента, для ра-
дикалов неудовлетворительным был сам способ его избрания.
Радикалы настаивали на всеобщем голосовании при избрании
главы государства. Однако умеренное большинство высказалось
за избрание президента съездом. Первым (и последним) прези-
дентом СССР стал М. Горбачев. Однако его избрание отразило
резкое снижение популярности этого политика в стране. На са-
мом съезде за него проголосовало не более 60% депутатов.


Тем временем экономическое положение в стране продолжа-
ло ухудшаться: с прилавков исчезли самые необходимые това-
ры, усилилась инфляция. При экономической неэффективности
реформ центральной власти и в конечном итоге их провале ра-
дикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших эко-
номических преобразований, но их инициативы наталкивались
на противодействие большинства съезда, настроенного консер-
вативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу
в выборах в Верховный Совет РСФСР, чтобы иметь возмож-
ность провести предполагаемые реформы на республиканском
уровне. Успех на выборах в Верховный Совет России в марте


1990 г. блока радикальных сил «Демократическая Россия» по-
ставил Б. Ельцина во главе Российской Федерации. Правитель-
ство России было сформировано из сторонников радикальных
реформ и приступило к выработке программы. *

Отмена 6-й статьи требовала от КПСС выработки новых прие-
мов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в пар-
тии «Демократическая платформа КПСС» (лидеры Б. Ельцин,
Н. Травкин, Г. Гдлян) настаивала на демократизации партии, на
признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти
предложения были отклонены, Ельцин заявил о выходе из партии.

Политический плюрализм в стране с только формирующей-
ся новой политической системой привел к созданию большого
числе партий и движений, многие из которых стояли на сход-
ных идейных позициях и различались лишь организационно.

Политический центр в лице президента Горбачева подвергал-
ся критике как слева, так и справа, все более теряя поддержку
не только политических партий, но и общества в целом.

Кризис государственного управления.
Распад СССР и создание СНГ

С мая 1990 г. начался бурный процесс создания различных
политических партий. Однако какого-либо серьезного развития
партийное строительство не имело. Многие из возникших поли-
тических партий объединились на почве антикоммунизма в мас-
совое общественное движение «Демократическая Россия», кото-
рое пользовалось большим авторитетом и поддержкой.

Благодаря активной трехлетней настойчивой пропаганде, преж-
де всего через государственные средства массовой информации,
произошла мировоззренческая революция («революция
в умах»). Массы советских людей отвернулись от социализма.
Возник и умело распространялся, в первую очередь усилиями
творческой интеллигенции, культ либеральной западной цивили-
зации, а США стали образцом для подражания. К этому времени
начало сказываться и субъективное обстоятельство, сыгравшее
определенную роль в истории СССР и России. Взаимная не-
приязнь Горбачева и Ельцина, возникшая еще осенью 1987 г.,
стала фактором политической жизни страны. При этом по-
пулярность Горбачева уменьшалась, а Ельцина — увеличива-
лась. После смерти А.Д. Сахарова (14 декабря 1989 г.) он стал
общепризнанным лидером новой России. 12 июня 1990 г. на
I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация


о государственном суверенитете России, а Б.Н. Ельцин вскоре
стал председателем Верховного Совета РСФСР.

Летом того же года Верховный Совет РСФСР принял эконо-
мическую программу «500 дней», которая выражала стремление
России к резкому прорыву в рыночные отношения. Программа
«500 дней» означала, что руководство России действительно на-
меревается осуществить рыночную реформу.

На фоне всевозрастающего экономического развала рыночная
инициатива получила поддержку и одобрение народа. Горбачев
предложил Ельцину вместе осуществлять рыночную реформу.
Но в ходе доработки в правительстве и в Верховном Совете
СССР программа потеряла всякий смысл. Ельцин заявил, что со-
трудничать вместе с союзными властями невозможно и перешел
к открытой конфронтации. В частности, в октябре 1990 г. он
указал на три варианта развития дальнейших событий:

1) Россия вводит свою валюту, устанавливает границу, само-
стоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю экономиче-
скую деятельность;

2) радикальная реорганизация СССР, создание коалиционного
руководства из числа сторонников Ельцина и Горбачева;

3) Горбачев «не отпускает» Россию, не идет на радикальные
политические и экономические реформы — крах СССР в тече-
ние ближайшего полугода. Горбачев ответил серией законов и попытался заручиться поддержкой армии:

• «О дополнительных мерах по стабилизации экономической
и общественно-политической жизни страны» от 24 сентяб-
ря 1990 г.;

• «Об уголовной ответственности за блокирование транс-
портных коммуникаций и иные незаконные действия, по-
сягающие на нормальную и безопасную работу транспор-
та» от 23 октября 1990 г.;

• «Об обеспечении действия законов и иных актов законо-
дательства Союза ССР» от 23 октября 1990 г.;

«Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную
торговую деятельность и за злоупотребления в торговле»
от 31 октября 1990 г. В целях стабилизации критической ситуации 26 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР был принят
Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».


Вместо Совета министров СССР учреждался Кабинет мини-
стров СССР во главе с премьер-министром. Кабинет министров
СССР непосредственно подчинялся президенту СССР, который,
таким образом, стал возглавлять систему органов государствен-
ного управления.

Президент возглавил Совет безопасности СССР — новый госу-
дарственный орган, на который возлагалась «выработка рекомен-
даций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области
обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, эко-
номической и экологической безопасности, преодолению послед-
ствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обес-
печению стабильности и правового порядка в обществе».

Вторым принципиально важным решением IV съезда народ-
ных депутатов стало постановление о проведении референдума
по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических
Республик.

В начале 1991 г. были произведены кадровые назначения:
премьер-министром стал B.C. Павлов, министром внутренних
дел СССР назначен Б.К. Пуго, должность министра иностран-
ных дел СССР занял А.А. Бессмертных, поскольку прежний ми-
нистр Э.А. Шеварднадзе подал в отставку и на прощание на-
пугал съезд словами: «Наступает диктатура — заявляю об этом
со всей ответственностью. — Никто не знает, какая это будет
диктатура, кто придет, что за диктатор, какие будут порядки».

В целом же к этому времени горбачевская перестройка
окончательно зашла в тупик. Период благозвучных демокра-
тических заклинаний и словесных баталий закончился. Ради-
кальная националистическая оппозиция накопила достаточно
сил и практически пришла к власти. Прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. 19 февраля 1991 г. Ельцин по Центральному телевидению обвинил Горбачева в проведении антинародной политики (денежных манипуляциях, беспрецедентном повышении цен, использовании армии против гражданского населения, крахе экономики) и потребовал его немедленной отставки, передачи власти Совету Федерации. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, в котором приняло участие население 9 союзных республик, более 70% высказались «за». Президент СССР выступил в роли гаранта сохранения Союза. Но в решительный момент Горбачев допустил грубый политический просчет. В ночь на 28 марта 1991 г., накануне открытия внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР, на котором


Горбачев собирался обвинить Ельцина в заговоре, направленном
на развал СССР, в Москву в первый раз были введены войска.
Шаг этот, с одной стороны, объяснялся желанием Горбачева
показать силу (армия послушна), с другой стороны, он откро-
венно боялся Ельцина (неизвестно, чем бы закончился съезд,
обвинение могло обернуться и против самого Горбачева). С по-
дачи средств массовой информации депутаты восприняли ввод
войск как великое оскорбление. Съезд приостановил свою ра-
боту до вывода войск. Горбачев не решился на открытую конфронтацию и уступил. Ельцин умело перехватил инициативу. 12 июня 1991 г. состоя-
лись выборы первого Президента России, на которых уверенно
победил Ельцин (57,3%).

Ельцин предложил гражданам России простую и понятную
всем программу:

• экономические реформы немедленно, но без ухудшения
жизни;

• решительная борьба с привилегиями партийно-государст-
венной номенклатуры;

• предоставление республикам РСФСР суверенитета.

Демократизация СССР сказалась и в отказе от жесткого дик-
тата центра по отношению к республикам, им были предостав-
лены более широкие полномочия в рамках СССР. Подъем нацио-
нального самосознания способствовал усилению центробежных
тенденций в регионах, на политической арене набирали силу на-
циональные фронты. Назрела необходимость заключения ново-
го федеративного договора, причем далеко не все республики
стремились к его подписанию. В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был подписан Федеративный договор «9+1» между центром и девятью республиками: Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном и Азербайджаном. Вопрос о статусе 6 республик, не подписавших союзный договор (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия), решен не был. В июле 1991 г. Президент СССР М. Горбачев провел встречу с Президентами России и Казахстана Б.Ельциным и Н. Назарбаевым. На встрече речь шла о подписании союзного договора, после чего должна была последовать отставка наиболее консервативных руководителей в правительстве СССР — премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова и председателя КГБ В. Крючкова. Предполагаемая отставка ускорила реализацию заговора консерваторов, направленного на восстановление властных структур КПСС и центрального союзного руководства.


19 августа 1991 г., во время нахождения Президента СССР
Горбачева на отдыхе на Форосе (Крым), группа высших руко-
водителей СССР предприняла попытку совершить государствен-
ный переворот. Было объявлено, что президент по состоянию
здоровья не может управлять страной и власть берет Государ-
ственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в ко-
торый вошли:

 

В. Павлов премьер-министр СССР
Б. Пуго министр внутренних дел СССР
В. Крючков председатель КГБ
Г. Я наев вице-президент СССР, объявивший в своем при- казе о вступлении в «исполнение обязанностей Президента СССР»
О. Бакланов первый заместитель председателя Совета оборо- ны СССР
В. Стародубцев председатель Крестьянского союза СССР
А. Тизяков президент Ассоциации госпредприятий и объек- тов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР

Обращаясь к населению страны, ГКЧП объявил, что пере-
стройка зашла в тупик, что политика Горбачева привела к рас-
паду государственности, а также заявил о намерении восстано-
вить в стране порядок и предотвратить развал СССР, для чего
устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев и вво-
дилась цензура. Была также приостановлена деятельность пар-
тий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен
выпуск оппозиционных газет.

В Москву были введены войска. С 19 августа жители Моск-
вы собирались вокруг Белого дома, где заседал Верховный
Совет РСФСР. Войска заняли выжидательную позицию. Боль-
шинство республик не признали законность ГКЧП (за исключе-
нием республик Средней Азии и Азербайджана). Противостоя-
ние в столице закончилось 21 августа. Путчисты потерявшие
рычаги власти, отправились на Форос к президенту и вскоре
были арестованы. Горбачев вернулся в Москву. По требованию
демократов деятельность КПСС была запрещена, ЦК КПСС объ-
явил о самороспуске, также был распущен Кабинет министров.

Попытка переворота ускорила процесс распада Союза. Начался
последовательный развал всех государственных структур. После


путча восемь республик заявили о своем суверенитете, были
признаны независимыми республики Прибалтики. Съезд народ-
ных депутатов СССР объявил о самороспуске, и до заключения
нового союзного договора его функции перешли к Верховному
Совету СССР. Ликвидировано было большинство союзных ми-
нистерств.

На встрече президентов России, Украины и Белоруссии 8 де-
кабря 1991 г. в Беловежской Пуще
было объявлено о ликвида-
ции союзного договора об образовании СССР и образовано новое
достаточно неопределенное государственное формирование —
Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для
вступления в него других республик.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, куда Горбачев даже не был
приглашен, к СНГ присоединились еще восемь республик, кроме
республик Прибалтики и Грузии, что фактически означало ко-
нец СССР. Горбачеву, президенту уже несуществующей страны,
не оставалось иного выхода, как сложить с себя президентские
полномочия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.016 с.)