Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения лпп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения лпп



1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;!

2 балла — явно ошибочный ответ или честное призна­
ние в отсутствии ответа;......,, t


3 балла — минимально конкретизированный ответ
(например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в
какой...);

4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный от­
вет, не противоречащий другим ответам.

По самооценкам самих учащихся, наибольшие трудно­сти вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вари­антов выбора (самоопенки на \ ровне 2—3 баллов...).

12.9. «Смыслы-сюрпризы»

Цель методики — помочь клиентам осознать свои основ­ные жизненные смыслы и саму динамику их развития.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе (классе).

Общая схема проведения опросника следующая:

1. Клиент (группа) рисует бланки (табл. 36). При этом
названия этапов жизни психолог называет уже по ходу
процедуры.

2. Далее каждый выписывает первый «этап жизни» (на­
пример, «время обучения в выпускных классах в школе».

3. В графе «основные ожидания» выписываются 1—2
самых важных ожидания от жизни на этом этапе. Жела­
тельно, чтобы такие «ожидания» не были формальными,
типа «хорошо учиться» и т.п. Качество методики повыша­
ется в зависимости от степени искренности клиента.

4. Далее в последующих графах выписываются: 1) при­
мерный процент реализации этих ожиданий (для каждого
в отдельности); 2) «сюрпризы жизни», которые специаль­
но не планировались, но которые оказались «ярким собы­
тием» данного периода; 3) примерный «процент счастья
«на данном этапе жизни». Опыт показывает, что основная
масса клиентов спокойно воспринимает фразы типа «про­
цент счастья» или «сюрпризы жизни».

5. Аналогично выписываются этапы и характеристика
всех последующих этапов. Перечень самих этапов может


заранее составить психолог (это лучше делать в гомоген­ных возрастных группах, например в студенческих ауди­ториях, когда у многих студентов этапы выстраиваются примерно одинаково, лишь с некоторыми различиями). Но можно после первого, общего для всех этапа разре­шить каждому самому выписать этапы, характерные именно для его жизни (это лучше делать в разновозраст­ных группах). При этом может возникнуть вопрос: как быть с «ожиданиями» и «сюрпризами» предполагаемого будущего, ведь никто не знает, что нас ждет? — Каждый выписывает свои «предполагаемые» ожидания и сюрпри­зы (тем более, что и сюрпризы можно планировать и каж­дый втайне это делает, иначе жизнь была бы неинтерес­ной, без «сюрпризов»-то!).

6. После этого в оставшейся свободной части листа
(или на обратной стороне листа) каждый кратко отвечает
в письменном виде на три вопроса:

1) выявить общую тенденцию в изменении ожиданий
(от первого до последнего этапов);

2) определить, в чем же заключался главный смысл
жизни (как некой целостности)? А также определить, ка­
ков «примерный процент» реализации этого смысла?

3) определить, каков «примерный процент» общего
счастья такой жизни?

 

7. Заметим, что при внешней своей простоте методика,
особенно на — последних этапах (при подведении «ито­
гов» спланированной таким образом жизни), может ока­
заться не только достаточно сложной, но и «обидной» для
тех, кто поначалу представлял свою жизнь слишком упро­
щенно. Наиболее сильные «обиды» возникают у тех, кто
так и не обнаруживает какого-либо серьезного изменения
(развития) своих смыслов от времени школы до периода
зрелости и старости...

8. При анализе результатов можно также деликатно
посмотреть, в какой степени в «ожиданиях» и «сюрпризах
жизни» проявились элитарные ориентации, например,
в какой степени встреча со «знаменитыми» и «влиятель­
ными людьми» (с элитой) помогла в решении карьерных и
жизненных проблем (?), наблюдались ли элементы неко­
торого «хвастовства» по поводу своей «сопричастности»
элите? и т. п.


Таблица 36 Бланк для активизирующего опросника «Смыслы и сюрпризы»  
Этапы жизни Основные «ожидания» (1—2 ожи­дания от жизни) Примерный процент реализации каждого ожидания «Сюрпризы жизни» (то, что специаль­но не планиро­валось, но ока­залось очень важным для жизни) Общий «процент счастья» на данном этапе жизни  
1. Обучение в старших классах шко­лы         i
2. Поступление в вуз (или ра­бота после школы)       i
И т. д.        
Ответить на вопросы: | 1. Выявить общую тенденцию в изменении ожиданий (от nep^l вого до последнего этапов). | 2. Определить, в чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостности)? А также определить, каков «при­мерный процент» реализации этого смысла? 3. Определить, каков «примерный процент» общего счастья такой жизни?  

Глава 13

Схемы анализа и самоанализа г. ситуаций профессионального и личностного самоопределения

13.1. Общая характеристика данных методик

Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некото­рые теоретические модели, а с другой стороны, как само­стоятельные методики. Психологический смысл их ис­пользования заключается в возможности максимально обобщенного рассмотрения наиболее сложных вопросов, связанных с принятием решения и планированием перс­пектив развития самоопределяющегося человека.

По сравнению со многими другими формами работы схемы позволяют сложное представить в простой и понят­ной (наглядной) форме. Но некоторые схемы (например, ценностно-нравственного плана) применять следует в не­навязчивой форме. Лучше даже просто иметь их в своем арсенале и использовать только тогда, когда без схемы рассмотреть какой-то важный для учащихся (или для кли­ента) вопрос не удается. Можно также специально созда­вать такую проблемную ситуацию, когда у участников занятия появится желание самостоятельно построить не­которую обобщенную модель для рассмотрения интересу­ющей их проблемы.

Общая логика практического применения схем подразу­мевает следующий порядок: 1 — озадачивание подростков (создание мотивационнои основы рассмотрения данного вопроса); 2 — краткое знакомство со схемой; 3 — рассмот­рение с помощью схемы нескольких типичных задач-ситуаций (лучше заготовленных заранее); 4 — только после освоения схемы на задачах — использование каж­дым подростком схемы для оценки собственной ситуации (для самооценки).

Закач3716


К схемам общей оценки ситуаций самоопределения можно отнести: «восьмиугольник основных факторов вы­бора профессии» — по Е. А. Климову; схему уровней сформированности ЛПП; схему различения внешних и внутренних выборов; схему альтернативного выбора и по­строенные на ее основе методики уточнения выбираемой специальности конкретных учебных заведений.

К методикам ценностно-нравственной оценки ситуаций относятся: схема осуществления человека — по В. Франк-лу; поле ценностных ориентации; «нравственный пере­кресток»; схема принципиального различения зависти и чувства справедливости; схема принципиального разли­чения стереотипов: Труженика, Лентяя и Бездарности в «Трех судьбах»; схема «расплаты и достижений» и др.

Для оценки и последующей коррекции взаимоотноше­ний профконсультанта с клиентом (на случай реального непонимания между ними) была разработана методика с несколько необычным названием «ОтКронвение». Само название — «ОтКронвение» — указывает на то, что мето­дика является модифицированным вариантом консульта­ционной игры «Интрига», разработанной А. А. и Е. А. Кро-ник. В процедурном плане наш вариант отличается от игры Кроник тем, что мы отказались от громоздких карточек и весь ход игры отражается в специальных бланках. Мето­дика используется только с согласия клиента. Профкон-сультант и консультируемый по очереди оценивают свое отношение друг к другу по чувствам, степени воздействия и пониманию, а также пытаются отгадать эти оценки, после чего раскрывают свои записи в бланках и обсужда­ют их. В другом варианте методики «ОтКронвение» рас­сматриваются: оценка сложности проблемы клиента, уро­вень согласованности действий психолога и клиента, а также степень самообладания клиента в ходе консульта­ции.

I 13.2. «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову)

*■ Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оцени­вать собственные ситуации самоопределения. Методику

370 -,-v.,^


можно использовать с учащимися 8-х—9-х и даже более старших классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает
учащихся: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?»
Обычно подростки правильно выделяют различные фак­
торы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.).
Ведущий кратко все это выписывает на доске. Но очень
быстро ученики начинают повторяться или просто замол­
кают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в дан­
ную проблему.

2. Затем ведущий говорит: «Психологи выделили самые
главные факторы профессионального выбора. Таких фак­
торов восемь, и их можно представить в виде «восьмиуго­
льника». Далее ведущий быстро рисует такой «восьмиуго­
льник» и кратко комментирует эти факторы (рис. 15).
На данном этапе работы нарисованный «восьмиугольник»
пока еще не совсем понятен большинству, поэтому следует
сразу же показать на примерах, как с его помощью можно
анализировать те или иные ситуации самоопределения.

3.Ведущий зачитывает учащимся первую задачу-ситуа­цию (Задача-ситуация 1): «Девятиклассник Вова Б. соби­рается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекает­ся спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист», отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профес­сия». Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но това­рищи слушают его как-то молча...»1.

4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько

продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого

надо разобраться, как строится личная профессиональная

перспектива — ЛПП (вс е ли остальные факторы учитыва-

1 Заметим, что подобные задачи-ситуации легко может составить любой

педагог или психолог, работающий с подростками. Главное, чтобы

в этих ситуациях отражались основные факторы выбора профессии

и чтобы эти задачи-ситуации не были слашком громоздкими.


i



Ск лонност и

Мнение родителей

Информиро­ванность

Мнение товарищей

Уровень притязаний

Потребности рынка

Способности

ются при построении его планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними про­водится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией (см. пример на рис. 15).

5. Наконец, в целом оценивается, удачно построена
профессиональная перспектива или нет. Например, в
приведенном выше примере с Вовой Б. ЛПП строится с
учетом мнения родителей и уровня притязаний, потреб­
ности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о
выбираемой профессии вызывает некоторые сомнения, а
что касается склонностей, способностей и одобрения та­
кого выбора товарищами, то в данной ситуации это как-то
не прозвучало.

6. Иногда для закрепления (для лучшего понимания
схемы) классу можно предложить вторую, более сложную
задачу-ситуацию, например (Задача-ситуация 2): «Лариса
Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапев­
том. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы — литерату­
ра и история. Дома любит шить и читать иностранную ли­
тературу. Лариса считает, что профессия врача очень ин­
тересная и благородная. Лариса — тихая и спокойная
девочка, с претензиями на утонченность и изысканность.
В классе ее уважают, но к намерению стать врачом отно­
сятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют
намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в тех­
нический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса
сразу поступить в медицинский институт, а если не посту­
пит — год поработать санитаркой и поступать снова, уже
имея стаж работы и даже небольшой опыт...». Например,
в данной ситуации очевидно, что Лариса не учитывает
мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает
свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по
поводу ее знаний профессии и готовности пройти слож­
ный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки
зрения уровня притязаний и потребностей общества вы­
бор довольно обоснованный.

Естественно, при анализе данных задач-ситуаций ве­дущий сначала обращается к классу и просит самих уча­щихся высказываться по каждому фактору, лишь в конце обозначая свое мнение.


ЛПП

, Рис 15. Пример анализа задачи-ситуации 1

с помощью «восьмиугольника» выбора профессии

7. Когда ведущий почувствует, что «восьмиугольник» по­нят большинством учащихся (а это чувствуется по их выска­зываниям), можно даже предложить классу небольшую кон­трольную работу, что особенно ценно в условиях, когда в данной школе читается курс по профориентации или пла­нированию карьеры. Для этого каждый вырывает из тетради листочек, подписывает его, быстро рисует три «восьмиуго­льника», лишь обозначая факторы выбора точками (подпи­сать можно лишь фактор — ЛПП), а также нумеруя все три «восьмиугольника». Далее ведущий зачитывает поочередно две новые задачи-ситуации, а учащиеся самостоятельной оценивают их в своих листочках, соединяя ЛПП с теми фак­торами, которые учитываются при выборе профессии. Третий «восьмиугольник» используется для оценки собст-^ венной ситуации самоопределения, как ее представляет сам, подросток. Естественно, оценка за данную контрольную ра-;. боту проставляется только по первым двум задачам.

Самооценку ситуации самоопределения по третьему «восьмиугольнику» ведущий психолог может использо­вать для сбора и уточнения информации о данном учени­ке (что особенно важно, когда психолог работает с дан­ным классом постоянно, то есть реально). Например, если по первым двум задачам ситуации были оценены верно, то психолог уже в большей степени может доверять и са­мооценке ученика, но если задачи-ситуации проанализи-J рованы неправильно, то, значит, ученик плохо освоил



пг


данную схему («восьмиугольник») и его самооценка, ско­рее всего, тоже неверная.

Данную самооценку конкретного ученика можно ис­пользовать и в индивидуальных профконсультациях, на­пример, психолог может попросить ученика прокоммен­тировать его видение своей ситуации самоопределения, и этот разговор может оказаться взаимно полезным и доста­точно конкретным.

Опыт показал, что приведенный способ использова­ния схемы для анализа ситуаций самоопределения опти­мальный. Например, если проводить анализ ситуаций бо­лее строго и «грамотно», то есть учитывать взаимозависи­мости факторов, а также все возможные сочетания этих факторов, то сама схема становится очень громоздкой и не только подростки, но и многие взрослые сразу же в ней запутаются (мы однажды уже наблюдали такую картину, когда эту схему пытались использовать «более корректно с методологической точки зрения» — те, кто это попробо­вал, уже через несколько минут сами расхохотались, осоз­нав всю абсурдность своей затеи). Кстати, сам Е.А.Кли-мов неоднократно говорил и писал о предпочтительности более простых методов, особенно в практической кон­сультативной работе, заявляя, например: «Чем более про­ста методика как внешнее средство профессиональной де­ятельности, тем большего профессионализма она требует от психолога практика»...

Заметим, что данный, «восьмиугольник» вполне мож­но использовать в индивидуальной работе с подростком. Эта схема анализа ситуаций самоопределения сможет оказаться очень полезной на этапе знакомства с клиен­том, когда требуется уточнить его проблему и совместно наметить пути дальнейшей работы. Заметим также, что работа с «восьмиугольником» предполагает реальное взаимодействие психолога-профконсультанта и клиента, то есть обеспечивает настоящий диалог.

13.3. Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП)

Данная схема составлена на приведенном выше «вось­миугольнике» основных факторов выбора профессии Е. А. Климова, а также на некоторых положениях теории


поэтапно-планомерного формирования умственных дей­ствий с заранее заданными свойствами П. Я. Гальперина. При этом сами факторы выбора, выделенные Е. А. Кли­мовым, обеспечивают определенную ориентировку в си­туации выбора, а типы ориентировки в какой-то степени соотносимы с типами построения ЛПП.

Сама такая система типов и уровней сформированно­сти ЛПП имеет вид 12-клеточной таблицы (рис. 16). По вертикали выделяются 4 способа (типа) построения ЛПП (критерий выделения типов — учет основных факто­ров выбора, степень их обобщения, применительно к кон­кретному выбору): 1) отсутствие сознательно планируемо­го выбора (фактически выбор осуществляет не сам под­росток, а его родители, учителя, психологи или даже его приятели-советчики); 2) выбор конкретной профессии с опорой на неполную систему факторов выбора (напри­мер, учет только своих склонностей или мнения товари­щей, но неучет других важных факторов выбора); 3) выбор конкретной профессии с учетом всех (или основных для данной ситуации) факторов, то есть правильный выбор; 4) способность повторить правильный выбор в усложнен­ных или меняющихся ситуациях (в условиях неожидан­ной болезни, переезда и т.п.), то есть наличие метода пра­вильного выбора. В какой-то мере это соответствует тре­тьему типу ориентировки при решении определенных мыслительных задач — по П. Я. Гальперину.

По горизонтали выделяются три уровня реализации того или иного способа (типа) построения ЛПП (крите­рий выделения уровней — степень активности самого подростка): 1) пассивное принятие данного типа, но не более того (например, подросток в душе считает, что «луч­ше слушать свою маму и не «дергаться»); 2) использова­ние способа, но только «на словах» (в разговорах, спорах о правильности того или иного способа выбора профессии); 3) использование способа «на деле» (посещение подгото­вительных курсов, кружков по интересам или, наоборот, демонстративное бездельничание).

Общий порядок использования данной схемы анализа ситуаций самоопределения примерно такой же, как и в работе с «восьмиугольником» основных факторов выбора профессии (см. выше):

Сначала психолог обозначает 12-клеточную таблицу на доске и кратко ее комментирует (рис. 16).


Типы сформированное™ ЛПП

Пример анализа I/ задачи-ситуации 3

4-й тип — способ пра­вильного выбора

3-й тип — конкретный правильный выбор

2-й тип — неучет основ­ных факторов выбора

1-й тип — отсутствие

самостоятельного выбора |_____ ]_____ ]______ Уровни сформирован-

.;■.,. j 2 3 ностиЛПП:

v 1 -й уровень — пассив-

* ное принятие способа

у,' 2-й уровень — исполь-

зование «на словах»

j. ■

V 3-й уровень — исполь-

,у. зование «на деле»

т§ Рис. 16. Пример анализа ситуации (см. Задачу-ситуацию 3)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.31.236 (0.044 с.)