Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизирующий опросник «За и против—1»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели методики: 1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента 2. Активизировать самоопределяющегося клиента для Процедура использования и подсчет результатов: 1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориен 2. Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клет 3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3 — 4. Подсчет результатов: — Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой — Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывает- Ю- Заказ 3716 I" 5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно дЛя 6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати
— Клиент выписывает каждую норму справа от колонки — Если результат попадает в «норму», то считается, что — После этого определяется разница между своим ре
7. После определения соответствия своего результата 8. В итоге получается общая картина (общий фон): по Активизирующий опросник «За и против—2» Методика проводится аналогично опроснику «За и гютив-1» (см. выше). При этом используется несколько ной бланк ответов (см. Приложение 2), естественно, другие вопросы (см. Приложение 4 — Вопросы для «За и про-2») и другие «нормы» (см. Приложение 7, «Нормы» пля«Заипротив-2»). Мы рекомендуем рисовать на одном листочке сразу два бланка: для опросников «За и против—2» и «За и про-тИВ-3». По объему данные методики небольшие, и их вполне можно успеть провести за одно занятие. Цель опросника «За и против—2» — ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности клиента и также спровоцировать его для размышлений ценностно-смыслового плана о будущих профессиональных выборах. Общая инструкция: «Сейчас мы выявим наиболее развитые ваши качества и способности для будущих профессий... Вам будут предлагаться различные действия, а вы должны оценивать свою готовность их выполнить по шкале от 0 до 5 баллов: чем лучше развита ваша способность, тем больше баллов...». Во всем остальном процедура проведения и обработка результатов такая же, как в опроснике «За и против—1». Активизирующий опросник «За и против — 3» Общая схема проведения методики такая же, как в опросниках «За и против-1» и «За и против — 2» (см. выше). При этом используются несколько иной бланк ответов (рисуется на одном листке с бланком ответов для методики «За и против—2» — см. Приложение 2), иной перечень вопросов (см. Приложение 5 — Вопросы для «За и против—3») и иные «нормы» (см. Приложение 7 — «Нормы» Для «За и против—3»), Дается также несколько иная общая инструкция: «С помощью опросника мы выявим ваши профессиональные Ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях... Вам будут зачитываться различные утверждения, а вы должны оценить, насколько вы с ними соглас- 10* 291 ны по шкале от 0 до 5 баллов: чем больше эти утверждения вам близки, тем больше баллов». Сама процедура и обработка результатов такие же, как в опросниках «За и против — 1» и «За и против — 2»'(см выше). Обобщение результатов всех трех частей опросника «За и против» Целью обобщения результатов опросников «За и против—1, 2 и 3» является определение соответствия между привлекательными группами профессий (результаты «За и против—1»), сформированностью тех или иных качеств клиента (результаты опросника «За и против-2») и ценностями клиента (результаты «За и против-3»). Естественно, данное соответствие является очень приблизительным и служит лишь дополнительной информацией для принятия окончательного решения. В данном случае важнее смоделировать с клиентом саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора. Общая схема определения соответствия между результатами трех частей опросника «За и против»: 1. Используется специальная таблица соответствия 2. В колонку «Результаты—1» выписываются итоговые 3. По результатам опросника «За и против—2» опреде 4. Аналогично подсчитываются баллы по другим наи 5. В итоге можно посмотреть, насколько качества кли 5 Точно так же определяется соответствие привлека- ттьных профессий и наиболее важных для клиента цен- Тостей (по опроснику «За и против—3»), а все суммы соот- н сТВующих «плюсов» записываются в графу «Резуль- тат-3». 7 Это также позволяет посмотреть, насколько те или иные привлекательные профессии позволят клиенту реализовать важные для него ценности и смыслы... 8. Завершается работа общим подсчетом результатов 9. Все это позволяет не только выявить наиболее при Важные особенности проведения опросника «За и против» Поскольку методика «За и против» является активизирующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих «тестов». 1. Психолога не должно смущать, что некоторые 2. Некоторые вопросы психолог может по-своему ком ' 293 шие» их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может через такие комментарии обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения. 3. У самих некоторых педагогов и психологов могут 4. При обработке и интерпретации результатов в опрос 5. На этапе подведения итогов могут возникать ситуа коем случае нельзя слишком «серьезно» подходить к та-в м результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так «успокоить» клиента: «Ско- ее всего, у Вас просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не Ваша вина: скорее всего, методика не совсем удачная» и т.п. Но в любом случае клиент может не только задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче... 6. При большом желании на этапе обобщения результатов всех трех частей опросника можно не только учитывать соответствие групп профессий — качествам и ценностям (что отражено через «плюсы» в таблице соответствий — см. Приложение 8), но и учитывать несоответствия. Например, если какое-то качество по самооценке клиента развито плохо или какая-то ценность не является для клиента значимой (при сравнении с «нормами» получается «минус»), то все это также можно представить в виде алгебраической суммы и отразить в графе «Результат—2» и «Результат—3» (см. Приложение 8). На наш взгляд, в «ручном» варианте все это получается довольно громоздко (для особо желающих), а вот в компьютерном варианте это быстро обрабатывала бы машина. Некоторые проблемы интерпретации полученных результатов Как уже отмечалось, методика «За и против» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения диагностической ценности опросника «За и против» следовало бы соблюсти следующие условия: 1. Исключить «провокационные» и «эмоционально не 2. Не комментировать даже некоторые вопросы в ходе 3. Значительно расширить выборку обследованных дЛя 4. Разработать «нормы» не «вообще», а для каждой об 5. Желательно также разработать «нормы» для каждого 6. Периодически обновлять «нормы» (желательно че 7. Обязательно соотносить результаты опросника с дру 8. Проводить обследование по всем этим методикам Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры. При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения — это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают... Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником «За и против» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы..;..;., aoinreg wwAq
I
Приложение ■) Бланк для опросника «За и против» (2-я и 3-я части)
Бланк для опросника
«За и против—2» (Каким?) Дата.
12 24 36 48 60 Бланк для опросника
«За и против -3» (Зачем?)
16 24 32 40 г Приложение 3 . * Вопросы для методики «За и против—1» Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свое желание выполнять на работе следующие действия: 1 Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами. 2. Многократно повторять одни и те же эксперименты 3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помо 4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как 5. Отдавать все силы служению Богу. 6. Работать с самой современной техникой, знать ее 7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других 8. Выступать перед аудиториями, на сцене, на экране, по 9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высо
10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего 11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения, 12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подо 13. Стремиться воплотить себя в великом творении искус 14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя 15. Если понадобится, использовать для построения свое 16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы 17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хо 18. Любить растения и животных, а также самому за ними 19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир 20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбу 21. Работать в спокойных и комфортабельных условиях 22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе 23. Оказывать медицинскую помощь только за очень боль 24.Иметь возможность презирать тех, кто Вам не понра 25.Поменьше верить в милость Божью и побольше дове 26.Иметь возможность перекладывать ответственность за 27.Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточ 28. Иметь возможность всегда быть естественным на ра 29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышен 30. Умело использовать недостатки законов для достиже 31. Иметь возможность перекладывать всю тяжелую рабо 1 Здесь и далее в скобках иногда будут указываться примеры провокационных комментариев психолога, заставляющие дополнительно задуматься учащихся и не идеализировать те или иные трудовые действия. Если приведенные примеры покажутся кому-то слишком «неприличными», то можно попробовать сказать об этом же какими-то иными словами, но так, чтобы подростки хотя бы поняли, о чем идет речь... В целом же размышления о профессиях должны быть полными, учитывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные...
32. Получать за работу только честно заработанные деньги, 33. Быть обычным, нормальным работником, делать все
34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать толь 35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблю 36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие
37. Иметь возможность никогда не драться, не воровать и 38. Бороться против того, чтобы животных использовали
39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремить- < 40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в ? пыль!»). 41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей. 42. Скрупулезно изучать теоретический и практический
43. Не терять самообладания при виде крови, открытых 44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя с вами уютно. с 45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером виду»...). 46. Конструировать новые приборы, делать их надежны-, ми, эффективными и красивыми. 47. Пресекать любую несправедливость, насилие, наруше 48. Перевоплощаться в образы других людей (играть на 49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппа 50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы. 51. Работать в сложных и необычных условиях (под зем 52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию 53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже 54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в вы '55. Знать «свое место», строго соблюдать неписаные зако-j ны поведения в работающей группе, жестоко расплачиваться за их нарушение. 56. Не нарушая законов(!), стараться улучшить жизнь об 57. Жить под открытым небом, питаться тем, что Бог по 58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, что 59. Самому побольше знать, чтобы было чему учить дру 60. Постоянно быть внимательным и осторожным, быст .61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу. 62. Думать на работе только о простых, понятных и прият 63. Общаться на работе только с красивыми и здоровыми 64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услу- фактически «за спасибо»...). 65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять..- 66. Иметь возможность беречь зрение, поменьше работать (Л Брать подарки и взятки «без всяких там дурацких пере-живаний», смело используя свое служебное положение и власть (к сожалению, в наше время в ряде работ без эТОго сложно «вписаться» в существующие системы производственных отношений...)'. 58 Делать на работе все только по-своему и соответствен-но самому отвечать за все... 69 Иметь возможность часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей... 70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправлять ках»...). 71. Делать замечания всем, кто ругается на работе матом 72. Бескорыстно отдавать немалую часть своих денег 73. В своих размышлениях основываться только на стро 74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и
75. Иметь возможность разводить на работе рыбок, выра 76. Иметь возможность работать только с теми людьми, 77. Демонстрировать на работе хорошие манеры поведе __ гополучным и удачли вым в делах. Еще раз напоминаем, что само построение методики носит несколько провокационный характер (даже название — «За и против» — говорит °о этом)... К сожалению, приходится говорить и о таком варианте «профессионального самоопределения» хотя бы для того, чтобы подростки осознавали, в каком реальном «обществе» им придется находить свое место, а может, и для того, чтобы постепенно формировать У них отвращение к подобному «самоопределению»... Ведь притягательно именно запретное (или замалчиваемое)... 78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда 79. Искренне верить в мистику, в астрологические горо 80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время 81. Быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с 82. Признавать свои ошибки, отказываться от прежних 83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье 84. Обязательно улыбаться на работе всякому клиенту и 85. Нести слово Божье людям (и так зарабатывать себе на 86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях 87. Смело вступать в противоборство даже с очень силь 88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настро 89. Соблюдать технику безопасности в работе с механиз 90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых 91. Испытывать радость от силы и напряжения своих 92. Не останавливаться ни перед чем, ради получения вы 93. Описывать скучные и банальные вещи очень живо и о4 Часто выполнять сразу несколько дел одновременно, уметь быстро переключаться на разные виды работ. q5 Часто рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки... 96 Уметь организовывать, руководить людьми. 97 Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от
98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в лю 99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и 100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инс Приложение 4 Вопросы для методики «За и против—2» Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свою способность и готовность выполнять следующие действия: 1. Я никогда не оставляю после себя мусор. 2. Мне несложно заставить самого себя сделать что-то З.Я готов демонстрировать свои познания в разных областях. 4. У меня легко получаются движения с высокой точно 5. Я хорошо решаю различные логические и математиче 6. Я не раз замечал, что другие устают от какой-либо ра 7. Я знаю, что окружающим нравится моя внешность. 8. Мне несложно развеселить любую компанию. 9. Я всегда стараюсь выполнять свои обещания и держать Ю. Окружающие считают, что у меня есть талант к искусствам, который можно было бы и развивать. П. Я могу в любой ситуации получить свою выгоду: кто-то мне даже завидует по этому поводу.
12. Я считаю, что дураки и негодяи — это тоже люди, и да 13. Ценить работника надо не за «чистоту» на его рабочем 14. Я никогда не делаю того, что лично мне скучно и не 15. Я стараюсь не забивать себе голову всякими фактами, 16. Я терпеть не могу, когда приходится выполнять ка 17. Окружающие считают, что с логикой и математикой у 18. Я считаю, что физический труд унижает благородного 19. Я даже не стараюсь приукрашивать свою внешность, 20. Я не раз замечал, что окружающие слушают меня без 21. Если откровенно, то меня мало волнуют страдания чу 22. Я ничего не понимаю в искусстве и не очень-то стра 23. Если мне не обеспечат нормальные условия, то я вряд 24. У меня всегда найдутся друзья и близкие люди, кото
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.018 с.) |