Активизирующий опросник «За и против—1» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизирующий опросник «За и против—1»



Цели методики:

1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента
группы профессий (это скорее внешняя цель).

2. Активизировать самоопределяющегося клиента для
ценностно-нравственных размышлений, связанных с вы­
бором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

Процедура использования и подсчет результатов:

1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориен­
тировочно определить, какие группы профессий являют­
ся для вас наиболее привлекательными».

2. Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клет­
ку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой
части методики (см. Приложение 1 в данном разделе по­
собия).

3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3 —
Вопросы для «За и против—1»), а каждый клиент простав­
ляет в соответствующих клетках бланка баллы, означаю­
щие его желание выполнять на работе данные действия.
Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов,
тем больше желания выполнять данное действие).

4. Подсчет результатов:

 

— Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой
колонках проставляется знак «минус»;

— Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывает-
ся алгебраическая сумма всех баллов и результат выписы­
вается справа от бланка (см. Приложение 1, графа «Сумма
баллов») — в итоге получается двадцать результатов, соот­
ветствующих двадцати группам профессий (при этом мо-
гут быть и отрицательные значения, и нули).

Ю- Заказ 3716


I"


5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно дЛя
мужчин-мальчиков и для девушек (см. Приложение 6
«Нормы» для «За и против— 1»). '

6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати
групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его
результат отличается от данной нормы, для чего ему необ­
ходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

 

— Клиент выписывает каждую норму справа от колонки
«Сумма баллов», в другой колонке — «Нормы» (чтобы нор­
мы находились перед глазами — для простоты расчетов);

— Если результат попадает в «норму», то считается, что
к данной группе профессий интерес обычный. Например,
результат — (-2), а «норма» — (-6, +3); результат нахо­
дится в пределах от (-2) до (+4), следовательно, к данной
группе профессий интерес обычный (особого желания ра­
ботать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от
«нормы», в графе «Результаты» (см. Приложение 1) выпи­
сывается «О» («ноль»);

— После этого определяется разница между своим ре­
зультатом и крайним (ближним) значением нормы, на­
пример, результат — (+5), а «норма» — (-4, +3); вычитаем
из результата крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2).
В данном случае можно говорить о некотором особом ин­
тересе к этой группе профессий — соответственно в графе
«Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: ре­
зультат — (—7), а «норма» — (—2, +2); вычитаем из своего
результата крайнее, то есть ближнее, значение нормы:
(-7) - (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсут­
ствии интереса к данной группе профессий — в графе «Ре­
зультаты» выписывается «—5» и т п.

 

7. После определения соответствия своего результата
норме психолог зачитывает название группы профессий,
а клиент выписывает это название в графе «Профессии».
Далее определяется соответствие по следующей профес­
сии и т. д.

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по
каким-то группам профессий результаты плюсовые (ин­
терес к соответствующим профессиям имеется), по ка­
ким-то — нули (интерес невыраженный), а где-то — ми­
нусы (интерес отсутствует).


Активизирующий опросник «За и против—2»

Методика проводится аналогично опроснику «За и гютив-1» (см. выше). При этом используется несколько ной бланк ответов (см. Приложение 2), естественно, дру­гие вопросы (см. Приложение 4 — Вопросы для «За и про-2») и другие «нормы» (см. Приложение 7, «Нормы» пля«Заипротив-2»).

Мы рекомендуем рисовать на одном листочке сразу два бланка: для опросников «За и против—2» и «За и про-тИВ-3». По объему данные методики небольшие, и их вполне можно успеть провести за одно занятие.

Цель опросника «За и против—2» — ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности кли­ента и также спровоцировать его для размышлений цен­ностно-смыслового плана о будущих профессиональных выборах.

Общая инструкция: «Сейчас мы выявим наиболее раз­витые ваши качества и способности для будущих профес­сий... Вам будут предлагаться различные действия, а вы должны оценивать свою готовность их выполнить по шка­ле от 0 до 5 баллов: чем лучше развита ваша способность, тем больше баллов...».

Во всем остальном процедура проведения и обработка результатов такая же, как в опроснике «За и против—1».

Активизирующий опросник «За и против

Общая схема проведения методики такая же, как в оп­росниках «За и против-1» и «За и против — 2» (см. выше).

При этом используются несколько иной бланк ответов (рисуется на одном листке с бланком ответов для методи­ки «За и против—2» — см. Приложение 2), иной перечень вопросов (см. Приложение 5 — Вопросы для «За и про­тив—3») и иные «нормы» (см. Приложение 7 — «Нормы» Для «За и против—3»),

Дается также несколько иная общая инструкция: «С по­мощью опросника мы выявим ваши профессиональные Ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях... Вам будут зачитываться различные утверж­дения, а вы должны оценить, насколько вы с ними соглас-

10* 291


ны по шкале от 0 до 5 баллов: чем больше эти утверждения вам близки, тем больше баллов».

Сама процедура и обработка результатов такие же, как в опросниках «За и против — 1» и «За и против — 2»'(см выше).

Обобщение результатов всех трех частей опросника «За и против»

Целью обобщения результатов опросников «За и про­тив—1, 2 и 3» является определение соответствия между привлекательными группами профессий (результаты «За и против—1»), сформированностью тех или иных качеств клиента (результаты опросника «За и против-2») и цен­ностями клиента (результаты «За и против-3»).

Естественно, данное соответствие является очень при­близительным и служит лишь дополнительной информа­цией для принятия окончательного решения. В данном случае важнее смоделировать с клиентом саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора.

Общая схема определения соответствия между резуль­татами трех частей опросника «За и против»:

1. Используется специальная таблица соответствия
(см. Приложение 8).

2. В колонку «Результаты—1» выписываются итоговые
баллы по всем двадцати группам профессий (см. пример в
Приложении 9).

3. По результатам опросника «За и против—2» опреде­
ляется соответствие наиболее развитых качеств и наибо­
лее привлекательных профессий. Например, наиболее
привлекательная группа профессий — «Торговля, сер­
вис», а наиболее развитые качества — это «Аккуратность»,
«Координация движений», «Умение общаться», «Жизнен­
ный опыт». На пересечении группы профессий «Торгов­
ля, сервис» и названных наиболее развитых качеств под­
считываем все «плюсы» и общую их сумму выписываем
в графе «Результат—2». В нашем примере сумма получи­
лась бы = «5 (пять) плюсов».

4. Аналогично подсчитываются баллы по другим наи­
более привлекательным профессиям.

5. В итоге можно посмотреть, насколько качества кли­
ентов позволяют ему быть «успешным» по разным при­
влекающим его профессиям.


5 Точно так же определяется соответствие привлека-

ттьных профессий и наиболее важных для клиента цен-

Тостей (по опроснику «За и против—3»), а все суммы соот-

н сТВующих «плюсов» записываются в графу «Резуль-

тат-3».

7 Это также позволяет посмотреть, насколько те или иные привлекательные профессии позволят клиенту реа­лизовать важные для него ценности и смыслы...

8. Завершается работа общим подсчетом результатов
по всем трем опросникам: по графам: «Результаты—1»,
«Результаты-2» и «Результаты—3». Итоговые результаты
записываются в графу «Итоговые результаты».

9. Все это позволяет не только выявить наиболее при­
влекательные для данного клиента группы профессий, но
и ориентировочно оценить, насколько эти профессии вы­
бираются с учетом развитости качеств клиента, а также,
насколько эти профессии позволят ему реализовать свои
основные смыслы и ожидания от данного труда.

Важные особенности проведения опросника «За и против»

Поскольку методика «За и против» является активизи­рующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих «тестов».

1. Психолога не должно смущать, что некоторые
вопросы составлены в эмоционально провокационном
плане. Такие вопросы — это маленькие философские ди­
леммы. Заметим, что сама методика задумывалась как
провоцирование размышлений над подобными вопроса­
ми. Например, вместо того, чтобы прямо ставить данные
вопросы перед клиентами (что, скорее всего, вызвало бы
непонимание и даже определенные психологические ба­
рьеры), эти вопросы просто включены в другую деятель­
ность — заполнение бланка ответов. В итоге опросник
воспринимается большинством клиентов как вполне
«нормальный»...

2. Некоторые вопросы психолог может по-своему ком­
ментировать, что также категорически запрещается при
работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования не­
которых вопросов была подсказана учащимися, которые
часто сами (и по-своему) комментируют «заинтересовав-

' 293


шие» их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может через та­кие комментарии обозначать наиболее важные ценност­но-смысловые акценты профессионального и личностно­го самоопределения.

3. У самих некоторых педагогов и психологов могут
возникнуть вопросы, связанные с такими «профессио­
нальными группами», как «Преступления» и «Бродяги-
попрошайки». Конечно, включение таких групп является
нетрадиционным для подобных методик, хотя социологи
и философы, выделяя типичные группы населения в раз­
ных культурах, давно говорят о «неизбежности» преступ­
ников и проституток, а социальные педагоги говорят
о том, что уже давно сформировался институт «професси­
ональных нищих»... К сожалению, часть подростков раз­
мышляет и о таких перспективах своего самоопределения
(иногда из «озорства» или «осознанно», иногда — вынуж­
денно, в силу специфического социально-экономическо­
го и антидуховного положения современной РФ). Смысл
обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать
подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто
начать обсуждение данной проблемы. Если не педагоги и
психологи начнут обсуждать подобные вопросы, то тогда
кто?... К сожалению, другие «специалисты» времени зря
не теряют: идея «криминализации общества» до сих пор
еще весьма популярна не только в подростковой среде.

4. При обработке и интерпретации результатов в опрос­
нике «За и против—1» следует помнить, что некоторые нор­
мы произвольно нами сдвинуты «вверх». Например, «нор­
мы» для «Преступной деятельности» для мальчиков рань­
ше были: (+3) — (+8), и тогда многие попадали в «плюс»,
что как бы «подтверждало» их намерения... Мы изменили
«нормы», которые стали выглядеть так: (+6) — (+11), и
тогда уже редко кто из подростков попадает в «плюс»...
Аналогично изменены нормы для «Бродяг-попрошаек»:
с (-1) - (+4) раньше — до (+5) - (+9) сейчас... Соответ­
ственно изменены «нормы» для девушек: по «Преступной
деятельности» — с (+2) — (+7) раньше до (+6) — (+11)
сейчас, а для «Бродяг-попрошаек» с (-2) - (+2) ранее
до (+3) - (+7) сейчас...

5. На этапе подведения итогов могут возникать ситуа­
ции, когда кто-то сильно недоволен результатами. Ни


коем случае нельзя слишком «серьезно» подходить к та-в м результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так «успокоить» клиента: «Ско-

ее всего, у Вас просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не Ваша вина: скорее всего, методика не совсем удачная» и т.п. Но в лю­бом случае клиент может не только задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче...

6. При большом желании на этапе обобщения результа­тов всех трех частей опросника можно не только учитывать соответствие групп профессий — качествам и ценностям (что отражено через «плюсы» в таблице соответствий — см. Приложение 8), но и учитывать несоответствия. Например, если какое-то качество по самооценке клиента развито плохо или какая-то ценность не является для кли­ента значимой (при сравнении с «нормами» получается «минус»), то все это также можно представить в виде ал­гебраической суммы и отразить в графе «Результат—2» и «Результат—3» (см. Приложение 8). На наш взгляд, в «руч­ном» варианте все это получается довольно громоздко (для особо желающих), а вот в компьютерном варианте это быстро обрабатывала бы машина.

Некоторые проблемы интерпретации полученных результатов

Как уже отмечалось, методика «За и против» не явля­ется психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения диагностиче­ской ценности опросника «За и против» следовало бы со­блюсти следующие условия:

1. Исключить «провокационные» и «эмоционально не
нейтральные» вопросы (после чего методика значительно
потеряла бы в активизирующем плане и воспринималась
бы многими клиентами-учащимися как более «скучная»).

2. Не комментировать даже некоторые вопросы в ходе
проведения методики (но тогда психолог не имел бы воз­
можности делать акценты на наиболее существенных
проблемах профессионального самоопределения, что так­
же снизило бы активизирующий эффект).


               
   
     
 
     
 
     
 
 


3. Значительно расширить выборку обследованных дЛя
уточнения психометрических «норм», например, по каж­
дой группе (мальчиков-подростков и девушек) довести
«статистику» до 200—300 обследованных.

4. Разработать «нормы» не «вообще», а для каждой об­
разовательно-возрастной группы клиентов (например
для подростков, для абитуриентов, отдельно для каждой
группы безработного и незанятого населения...).

5. Желательно также разработать «нормы» для каждого
культурно-национального региона страны...

6. Периодически обновлять «нормы» (желательно че­
рез каждые 3—5 лет).

7. Обязательно соотносить результаты опросника с дру­
гими профориентационными методиками.

8. Проводить обследование по всем этим методикам
в течение определенного (длительного) времени, напри­
мер, 2—3 раза в течение учебного года или хотя бы в тече­
ние 2—3-х лет, чтобы была возможность отслеживать
динамику изменения профессиональных намерений, са­
мооценку своих возможностей и изменения в ценност­
но-смысловой сфере и т.п.

Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоце­ниваем психодиагностические возможности данной про­цедуры.

При интерпретации результатов психолог может опи­раться на общую (формальную, внешнюю) схему, описан­ную в процедуре использования каждой из трех частей ме­тодики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким об­разом, формальная схема обсуждения — это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и ин­туиция не помогают...

Полученный материал является лишь скромной ин­формацией для принятия окончательного решения. При­емлемым итогом работы с опросником «За и против» яви­лось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопро­сов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала не­которые такие вопросы..;..;.,


aoinreg wwAq


 

I

 

оо                                        
                                         
                                         
                                         
                                         

Приложение ■) Бланк для опросника «За и против» (2-я и 3-я части)

Ф.И.О.. Класс

Бланк для опросника

. Школа
а л ^ S S К I о &1 и д£

«За и против—2» (Каким?)

Дата.

 

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
§

12 24 36 48 60

Бланк для опросника

a i

«За и против -3» (Зачем?)

 

           
           
           
           
           
           
           
           
           

16 24 32 40


г Приложение 3

. * Вопросы для методики «За и против—1»

Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свое желание выполнять на работе следующие действия:

1 Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, ви­деть мир собственными глазами.

2. Многократно повторять одни и те же эксперименты
ради стремления к истине, к новому знанию.

3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помо­
гать им добрым словом и делом.

4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как
можно дороже...

5. Отдавать все силы служению Богу.

6. Работать с самой современной техникой, знать ее
устройство и эксплуатацию.

7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других
людей.

8. Выступать перед аудиториями, на сцене, на экране, по
радио.

9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высо­
кой точности и качеству.

 

10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего
народа...

11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения,
коммуникации...), получая за это очень приличные
деньги.

12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подо­
роже.

13. Стремиться воплотить себя в великом творении искус­
ства.

14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя
заботой и вниманием.

15. Если понадобится, использовать для построения свое­
го счастья грубую силу, натиск и хитрость.

16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы
и другие выполняли приказы и указы, законы и поста­
новления.

17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хо­
чется и где хочется.


18. Любить растения и животных, а также самому за ними
ухаживать (в том числе и фекалии-»какашки» соби­
рать...)1.

19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир

20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбу­
сом, трамваем..., а также самому их обслуживать.

21. Работать в спокойных и комфортабельных условиях
без волнений и физических нагрузок.

22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе
не спорить с ними.

23. Оказывать медицинскую помощь только за очень боль­
шие деньги (как в «развитых» странах...).

24.Иметь возможность презирать тех, кто Вам не понра­
вился с первого взгляда.

25.Поменьше верить в милость Божью и побольше дове­
рять в деловых вопросах самому себе (считается самый
большой грех...).

26.Иметь возможность перекладывать ответственность за
ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по
работе (это особый «талант»).

27.Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточ­
ников, проституток и их сутенеров...

28. Иметь возможность всегда быть естественным на ра­
боте, никогда не улыбаться и не грустить по «заказу»
(по производственной необходимости...), то есть быть
самим собой на работе.

29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышен­
ном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (ка­
кие-то работы это позволяют...).

30. Умело использовать недостатки законов для достиже­
ния своих целей.

31. Иметь возможность перекладывать всю тяжелую рабо­
ту на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоро-
вье (по принципу: пу сть дураки «вкалывают»...).

1 Здесь и далее в скобках иногда будут указываться примеры провокаци­онных комментариев психолога, заставляющие дополнительно заду­маться учащихся и не идеализировать те или иные трудовые действия. Если приведенные примеры покажутся кому-то слишком «неприлич­ными», то можно попробовать сказать об этом же какими-то иными словами, но так, чтобы подростки хотя бы поняли, о чем идет речь... В целом же размышления о профессиях должны быть полными, учи­тывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные...


 

32. Получать за работу только честно заработанные деньги,
которые соответствуют затраченным Вами усилиям.

33. Быть обычным, нормальным работником, делать все
тихо и спокойно, без волнений и переживаний (по
принципу: хорошему человеку и переживать нечего).

 

34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать толь­
ко работе.

35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблю­
дать законы и общепринятые нормы.

36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие
законы (которые «ну просто отстают от жизни»...).

 

37. Иметь возможность никогда не драться, не воровать и
не попрошайничать по «производственной необходи­
мости»...;

38. Бороться против того, чтобы животных использовали
на мясо и шкуры.

 

39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремить- <
ся, чтобы все уважали и побаивались Вас.

40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в ?
пути, всегда быть первым на дороге («не глотать чужую „

пыль!»).

41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей.

42. Скрупулезно изучать теоретический и практический
опыт в какой-либо области знания.

 

43. Не терять самообладания при виде крови, открытых
ран, ожогов, опухолей (и даже гордиться, что другие
всего этого боятся)...

44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя с вами уютно. с

45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером
благопристойности для окружающих (в профессиях,.
где наблюдают за каждым Вашим шагом, где Вы — «на -

виду»...).

46. Конструировать новые приборы, делать их надежны-,

ми, эффективными и красивыми.

47. Пресекать любую несправедливость, насилие, наруше­
ние закона.

48. Перевоплощаться в образы других людей (играть на
работе различные роли — в соответствии с необходи­
мостью).

49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппа­
ратуру и приборы.

50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы.


51. Работать в сложных и необычных условиях (под зем­
лей, на ветру, у доменной печи...), получая за это весь­
ма приличные деньги.

52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию
на рынке товаров и услуг.

53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже
там, где другие его не замечают и пытаться донести до
окружающих, что мир — прекрасен...

54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в вы­
ходные и праздничные дни.

'55. Знать «свое место», строго соблюдать неписаные зако-j ны поведения в работающей группе, жестоко распла­чиваться за их нарушение.

56. Не нарушая законов(!), стараться улучшить жизнь об­
щества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хо­
рошо всем было, и законы не нарушались...).

57. Жить под открытым небом, питаться тем, что Бог по­
слал, и радоваться полной свободе от чего бы то ни бы­
ло и от кого бы то ни было...

58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, что­
бы из них получалось хорошее мясо, шкура, другая
продукция...

59. Самому побольше знать, чтобы было чему учить дру­
гих.

60. Постоянно быть внимательным и осторожным, быст­
ро реагировать на все изменения в пути, соблюдать
правила дорожного движения.

.61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу.

62. Думать на работе только о простых, понятных и прият­
ных вещах (есть и такие удивительные профессии).

63. Общаться на работе только с красивыми и здоровыми
людьми (а с больными и несчастными пусть кто-то
другой занимается...).

64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услу-
: га, получая лишь «символическую» зарплату (помогать

фактически «за спасибо»...).

65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять..-
(в каких-то профессиях это просто необходимо и без
этого сложно выстраивать свои отношения с колле­
гами).

66. Иметь возможность беречь зрение, поменьше работать
с экраном компьютера.


Брать подарки и взятки «без всяких там дурацких пере-живаний», смело используя свое служебное положение и власть (к сожалению, в наше время в ряде работ без эТОго сложно «вписаться» в существующие системы производственных отношений...)'.

58 Делать на работе все только по-своему и соответствен-но самому отвечать за все...

69 Иметь возможность часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидко­стей...

70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправлять­
ся со своими конкурентами и противниками (чтобы
работа была полна интриг и страстей — как в «кинуш-

ках»...).

71. Делать замечания всем, кто ругается на работе матом
(и получать за это зарплату...).

72. Бескорыстно отдавать немалую часть своих денег
больным и немощным людям (и так трудиться радост­
но и самозабвенно...).

73. В своих размышлениях основываться только на стро­
гой логике и математике (чтобы все было четко и по­
нятно, как будто «по полочкам разложено»).

74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и
развлечения, быть настоящим «аристократом» (есть
профессии, где без этого нельзя создать себе образ на­
стоящего профессионала, без чего окружающие Вас
просто не поймут...).

 

75. Иметь возможность разводить на работе рыбок, выра­
щивать цветочки, любить все вокруг (чтобы это не ме­
шало основной работе).

76. Иметь возможность работать только с теми людьми,
которые лично Вам приятны.

77. Демонстрировать на работе хорошие манеры поведе­
ния, быть обаятельным, изысканным, выглядеть бла-

__ гополучным и удачли вым в делах.

Еще раз напоминаем, что само построение методики носит несколько провокационный характер (даже название — «За и против» — говорит °о этом)... К сожалению, приходится говорить и о таком варианте «профессионального самоопределения» хотя бы для того, чтобы подростки осознавали, в каком реальном «обществе» им придется на­ходить свое место, а может, и для того, чтобы постепенно формировать У них отвращение к подобному «самоопределению»... Ведь притяга­тельно именно запретное (или замалчиваемое)...


78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда
появляется настроение поработать (например, если
несколько месяцев нет вдохновения, то и не работать
вовсе).

79. Искренне верить в мистику, в астрологические горо­
скопы и кофейную гущу, а также иметь возможность
использовать все это в своей работе.

80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время
работы самые разные дела, вести приятные разговоры.

81. Быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с
честью выходить из самых сложных ситуаций (и соот­
ветственно, чтобы таких ситуаций было побольше).

82. Признавать свои ошибки, отказываться от прежних
взглядов и не бояться говорить об этом своим коллегам
и ученикам.

83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье
(не курить, не пьянствовать, избегать излишеств...),
пропагандировать на работе здоровый образ жизни...

84. Обязательно улыбаться на работе всякому клиенту и
посетителю (с учетом того, что они бывают разные, на­
пример, пьяные и невоспитанные...).

85. Нести слово Божье людям (и так зарабатывать себе на
хлеб насущный).

86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях
компьютерных программ.

87. Смело вступать в противоборство даже с очень силь­
ными и опасными бандитами.

88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настро­
ением и соответственно тренировать их, часто ограни­
чивая себя в «радостях жизни»...

89. Соблюдать технику безопасности в работе с механиз­
мами и аппаратурой (и даже гордиться тем, что другие
вообще боятся подходить к такой опасной технике).

90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых
разных людей.

91. Испытывать радость от силы и напряжения своих
мышц на работе.

92. Не останавливаться ни перед чем, ради получения вы­
сокой прибыли.

93. Описывать скучные и банальные вещи очень живо и
увлекательно (например, какое-то событие «яйца вые­
денного не стоит», а вы так о нем напишите, что все
возрадуются...).


о4 Часто выполнять сразу несколько дел одновременно, уметь быстро переключаться на разные виды работ.

q5 Часто рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки...

96 Уметь организовывать, руководить людьми.

97 Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от
нее («уносить свои ноги», играть с опасностью «в кош­
ки-мышки»...).

 

98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в лю­
бую погоду...).

99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и
крика, а с помощью доброго и умного слова (напри­
мер, Вам хамят, а Вы — по-доброму...).

100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инс­
пекторами и «начальниками» (и даже гордиться тем,
что так легко с ними находите «общий язык»...).

Приложение 4 Вопросы для методики «За и против—2»

Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свою способ­ность и готовность выполнять следующие действия:

1. Я никогда не оставляю после себя мусор.

2. Мне несложно заставить самого себя сделать что-то
неинтересное и неприятное.

З.Я готов демонстрировать свои познания в разных об­ластях.

4. У меня легко получаются движения с высокой точно­
стью.

5. Я хорошо решаю различные логические и математиче­
ские задачи.

6. Я не раз замечал, что другие устают от какой-либо ра­
боты гораздо быстрее меня.

7. Я знаю, что окружающим нравится моя внешность.

8. Мне несложно развеселить любую компанию.

9. Я всегда стараюсь выполнять свои обещания и держать
данное слово.

Ю. Окружающие считают, что у меня есть талант к искус­ствам, который можно было бы и развивать.

П. Я могу в любой ситуации получить свою выгоду: кто-то мне даже завидует по этому поводу.


 


12. Я считаю, что дураки и негодяи — это тоже люди, и да­
же с ними можно решать какие-то вопросы.

13. Ценить работника надо не за «чистоту» на его рабочем
месте, а за ту пользу, которую он приносит фирме.

14. Я никогда не делаю того, что лично мне скучно и не­
интересно.

15. Я стараюсь не забивать себе голову всякими фактами,
событиями и знаниями.

16. Я терпеть не могу, когда приходится выполнять ка­
кие-то мелкие высокоточные действия.

17. Окружающие считают, что с логикой и математикой у
меня плоховато.

18. Я считаю, что физический труд унижает благородного
человека.

19. Я даже не стараюсь приукрашивать свою внешность,
так как главное — это духовная красота.

20. Я не раз замечал, что окружающие слушают меня без
интереса.

21. Если откровенно, то меня мало волнуют страдания чу­
жих людей (мне в свое время никто не помогал..., да и
вообще, всем несчастным все-равно не поможешь...).

22. Я ничего не понимаю в искусстве и не очень-то стра­
даю от этого.

23. Если мне не обеспечат нормальные условия, то я вряд
ли смогу хорошо работать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.183 с.)