Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизирующий опросник-шутка «Моды—2»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Второй вариант опросника «Моды» используется тогда, когда психолог ограничен временем, но все-таки стремится помочь учащимся хотя бы попробовать спрогнозировать престижность выбираемых профессий. «Моды—2» проводятся в таких же условиях и по той же процедурной схеме. 1. Сначала рисуется бланк (табл. 35). Пример бланка для опросника-шутки «Моды—2» На примерах показано, как можно проводить расчеты предполагаемого в ближайшем будущем вектора изменения престижности профессий.
2. Далее учащиеся самостоятельно выписывают 7—10 3. Слева, в графе «+/-» бланка выбираются 1—2 про 4. Далее учащиеся в графе «Профессии» сами выбира 5. Психолог знакомит учащихся с общей инструкцией фессии необходимо дать оценку ее престижности в каждой из выделенных эпох по 10-балльной шкале». 6. Далее проводятся подсчеты результатов. Общая Престиж (вектор изменения престижности) = = (СССРизм + СШАизм + Лучшие времена): 3 + + (СССРизм — СШАизм) + (Лучшие времена — СШАизм). 7. В правой части бланка, в колонке «+/—» напротив 8. В итоге можно сравнить первоначальные представ На этапе подведения итогов опросника (осмысления результатов) психолог может столкнуться с некоторыми трудностями, с некоторым непониманием смысла опросника со стороны аудитории. 1. Очень часто подростки (и взрослые специалисты, которым данная методика демонстрировалась) оказывались в полном недоумении, когда их любимые профессии набирали в итоге очень мало баллов и попадали в число «непрестижных». В основном это профессии, типа «менеджер», «бухгалтер», «юрист», иногда — «психолог». С одной стороны, ничто не вечно, включая сегодняшнюю престижность. Например, многие помнят, как были престижны в 60-е годы профессии, связанные с «физикой» или с «геологией», и видят, что стало со многими физиками и геологами в наши дни (в лучшем случае многие из них успокаивают себя тем, что «ушли в коммерцию» и там «процветают», но об этом ли они мечтали?). С другой стороны, речь идет не столько о непременном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) престижности, когда та или иная профессия, оставаясь популярной, уже перестает всех «удивлять» и не вызывает особого ажиотажа и зависти. 2. Иногда аудитория высказывает претензии по поводу «некорректности математических подсчетов». В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Например, кто-то может предложить представить разницу в престижности, выраженную в баллах, как абсолютную величину и тогда, якобы, результаты «станут лучше». Но в этом случае теряется смысл сравнения престижности по эпохам и становится сложным определение самого вектора изменения престижности. В других случаях сами подростки иногда предлагают примеры, когда с каждой последующей эпохой престижность профессии увеличивается в баллах, а общий результат невысокий (например, динамика изменения престижности по эпохам следующая: 2, 8,10, то есть очевиден рост престижности, а по формуле получается результат всего +3 балла). Здесь следует заметить, что сравнивается не только настоящее время («СШАизм») и будущее время («Лучшие времена»), но сравнивается настоящее время с иными близкими эпохами. В этом смысле будущее и настоящее как бы уравниваются в правах, ведь никто не застрахован от того, что некоторые ценности и моды из прошлых эпох могут вновь проявиться и в будущем (это один из законов «моды»). Как правило, после некоторых дискуссий многие соглашаются, что с точки зрения математики в методике все нормально. Участникам можно напомнить также, что с помощью расчетов определяется не «престижность» данных профессий (престижность участники сами оценивали с помощью 10-балльной шкалы), а сам «вектор» изменения престижности в предполагаемом будущем. Могут возникать ситуации, когда претензии к подсчетам окажутся достаточно обоснованными (например, если баллы СССРизма, СШАизма и лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обнаружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма...). В подобных случаях лучше просто согласиться с возражениями, заметив, что, естественно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы под- . счетов, но тогда опросник оказался бы слишком громоздким. Заметим, что первую часть формулы, где определяется средний балл для всех эпох, предложили и убедительно обосновали сами школьники. 3. Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком «субъективны» и не всегда соответствуют действительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика прежде всего и направлена на то, чтобы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то «объективный» все ему расскажет. Психология — это вообще наука о «субъективном»... Кроме того, прогнозирование ближайшего будущего — это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разберутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах), а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и профессиональных перспектив оказывается явно неполноценным. 4. Иногда спрашивают, почему при разговоре о будущей престижности мы обращаемся к прошлому. Можно ответить примерно так. Очень часто история как бы повторяется. То же самое относится и к моде (часто моды прошедших времен в несколько измененном виде возвращаются). В методике мы просто сравниваем то, что имеется сейчас с иными эпохами: и с будущим (что понятно), и с прошлым (которое тоже может частично возвратиться...). Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результаты о престижности различных профессий в ближайшем буду- -'■ щем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, А что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросника — это всего лишь шутка, но со смыслом... Поскольку опросник назван активизирующим, то важнейшим результатом его проведения является формирование неравнодушного отношения к своему будущему и к социально-экономическим перспективам той деятельности, которую выбирают для себя подростки. Даже если учащиеся недовольны результатами методики и готовы спорить с психологом-преподавателем, предлагая, например, иные варианты подсчета баллов престижности профессии, то это хороший результат. Если же разволновавший- ся подросток, удивленный тем, что его «любимая» и очень популярная ныне профессия может когда-то оказаться непрестижной, еще и продолжает обсуждение результатов методики дома, с родителями — это еще более важный результат. Заметим, что у нас были случаи, когда к следующему занятию школьник приносил сложный вариант подсчетов результатов с интегралами и дифференциалами, предложенный его умным-бородатым папой, которого также заинтересовала данная проблема... Общий же смысл опросника — поговорить в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах — о престижности (о «модах») профессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков... Возможны и другие варианты проведения методики «Моды—2». Например, если уточнить, что само понятие «престижность» может относиться к мнению большинства значимых для данного человека людей, а также к его собственному представлению о привлекательности тех или иных профессий, то можно провести оценку и соответствующие расчеты по этим двум видам престижности, после чего сопоставить, насколько они соответствуют друг другу (нередко многие люди сильно страдают от того, что их представление о престижности не воспринимается окружающими и получается, что свое счастье они не могут делить в полной мере с другими людьми — это и есть одиночество...). Можно также использовать не 10-балльную шкалу при оценке престижности профессий в различные эпохи, а ранжировать профессии по степени престижности для каждого временного периода. При этом сами подсчеты ранговых показателей престижности для каждой профессии проводились бы несколько иначе, примерно по следующей формуле: Престиж (вектор изменения престижности) = = [10 - (СССРизм + СШАизм + Лучшие времена): 3] + +(СШАизм — СССРизм) + (СШАизм — Лучшие времена). Но для лучшего освоения опросника «Моды» мы рекомендуем сначала поработать с первоначальным вариантом. 361t 12.8. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛГЩ) Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая: 1. Учащимся предлагается взять чистые с обеих сторон 2. Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, 3. Ведущий по порядку зачитывает вопросы (см. Пере 4. Перед тем как собрать листочки с ответами учащих 5. Далее ведущий зачитывает в качестве примера 6. Наконец, психолог предлагает учащимся против 1 Аналогичным образом подписываются все листочки и бланки опросников, если психолог захочет их собрать и повнимательнее познакомиться с ними. 7. Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника: 1. Например, психолог может сам оценить по 5-балль 2. Можно также подсчитать, какой средний балл для 3. Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его...).! Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника. '■* Перечень вопросов для опросника по построению [ J личной профессиональной перспективы — ЛПП1 1 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? 2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так пре-^ 1 За основу вопросов были взяты основные компоненты схемы построения личного профессионального плана — см. Климов Е, А. Как выбирать профессию.— М.: Просвещение, 1990. — С. 143—152; Пряжни-ков Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.— М.: Изд-во МГУ, 1991.— С. 22. 3. Когда в России жизнь станет лучше? 4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я на
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь 6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20—30 7. Выделите основные 5—7 этапов на пути к Вашей 8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая 9. Какие Ваши собственные недостатки могут поме
10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовить 11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ва 12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние
13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай 14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к изб Приводим в качестве примера ответы на некоторые вопросы (учащиеся 9-х—11-х классов городов Москвы и Мирный, 1994 год — эпоха «демократическихреформ», поддерживаемых «лучшими слоями» театрально-эстрадной и «застольной» интеллигенции): 1-й вопрос — стоит ли в наше время честно трудиться? — Типичные ответы: «В наше время стоит трудиться на 50 % честно и на 50 % каким-либо другим путем, чтобы не жить в нужде»; «Не стоит: в нашей жизни, в наше время лучше «вертеться», сейчас никто честно не работает»; «Да, стоит честно трудиться, потому что пришло другое время перемен, где каждый сам за себя...»; «Нет, труд из человека сделал обезьяну...». 3-й вопрос — когда в России жизнь станет лучше? — Типичные ответы: «Никогда. Её надо ждать и ждать, а с нашими руководителями ничего не получится»; «Жизнь должна улучшиться, стабилизироваться примерно через 10 лет»; «Через 3 года она станет ещё хуже... «; «Сейчас живем достаточно хорошо, но чегота (сказано автором — Н. П.) все-равно нехватает (автор сказал — Н. П.), надо еще пару лет... «; «Лет через 10, а пока нет культуры...«. 8-й вопрос — самые неприятные моменты, связанные с будущей работой и учебой. — Типичные ответы: 1) профессия — психолог: «нервное напряжение»; учебное заведение — Московский институт международных отношений (?): «много лет учебы»... 2) профессия — менеджер: «мало времени на личную жизнь...»; заведение — РГГУ, факультет управления: «сложно поступить, слишком «натянутая атмосфера», обучение старого образца»... Примечательно, что на явно провокационный 2-й вопрос — стоит ли учиться после школы? — практически 100 % ответили утвердительно, хотя обратных примеров в окружающей жизни очень много и вся государственная политика направлена на то, чтобы сокращать число высококвалифицированных специалистов (в России, мол, «слишком много инженеров в расчете на 1000 жителей»...). Вероятно, не так уж плохи и глупы наши подростки, как считают (или хотят считать) некоторые рафинированные «застольные» интеллектуалы и «борцы за права человека в России».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.009 с.) |