Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О необходимости поощрения работника за проявление тех или иных достоинств (справедливости) и наличием у него самого этих достоинств (самооценки)

Поиск

 

Качества Ранг-1 Ранг-2 d(разность) d2 (квадрат)
Ум (У)        
Сила (С)        
Честн. (Ч)        
Решит. (Р)        
Красота (К)        

2 Ф = 21

Если подставить все значения в формулу, то получим
__6х21_1_126 05

125-5 120

По данному коэффициенту получаемые значения мо­гут оказаться в интервале от —1 до +1. Показателем хоро­шего соответствия между сравниваемыми ранговыми ря- дами является 0,6—0,7. Поэтому полученный результат

1 См. подробнее: Словарь-справочник по психологической диагности­ке/ Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова.— Киев: Наукова думка, 1989.- С. 67.


(-0,05) свидетельствует о невысоком соответствии пред­ставлений подростка о важности рассматриваемых ка-, честв для данного бизнеса и развитости этих качеств у се­бя самого.

Аналогично можно подсчитать соответствие между другими ранговыми рядами.

г 12.6. «Как поживаешь?»

Опросник «Как поживаешь?» используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для дан-, ного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереоти-. пов подобные ценности получают одобрение, а какие —.. осуждаются...

Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно 30—40 минут.

Общий порядок работы с опросником следующий:

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подгото­
вить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, поло­
женных так, чтобы листы оказались в горизонтальном по-1
ложении, рисуют такой бланк (табл. 32).

2. Общая инструкция: «Сейчас Вам будут предлагаться
пары каких-то ценностей из перечня, который есть в
Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая
ценность для Вас важнее, а какая — менее важная. К на­
чальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) при­
бавьте + 1 и сразу напишите в бланк новый результат =11
баллам, а из начального балла менее важной для Вас цен­
ности (тоже из 10 баллов) вычтите —1 и сразу запишите
рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем все ценности
будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, при­
обретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет
показателем того, что для Вас более важно в жизни, а
что — менее».

3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... — в конце данного раздела), а учащиеся в сво­их бланках делают соответствующие записи (к более при-


влекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей — вычитают).

4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые ре­
зультаты по каждой из 15 ценностей для наглядности об­
водятся кружочком.

5. Ведущий зачитывает по каждой ценности «нормы»
(табл. 33). Если по рассматриваемой ценности результат
учащегося ниже нормы, то в графе «нормы» он проставля­
ет напротив ценности знак минус («—»), если выше — знак
плюс («+»), если попадает в норму включительно — ноль
(«О»)..

Полученные результаты хотя и не являются коррект­ной психодиагностической информацией, но все же ори­ентировочно показывают, что для данного подростка бо­лее важно в жизни, а что не является для него особой «ценностью»...

6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной
форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись
бы к таким ценностным ориентациям различные люди,
представляющие те или иные социальные стереотипы.
Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стере­
отипы (табл. 34), а учащиеся все вместе выбирают 3—5
наиболее авторитетных для себя стереотипов, которые тут
же выписываются на доске1.

7. «Мнение стереотипа» по поводу тех или иных цен­
ностных ориентации конкретных школьников определя­
ется следующим образом. Ведущий начинает со стереоти­
па, выписанного в самой крайней правой части бланка
(это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются ти­
пичные для данного стереотипа ценностные приоритеты
(табл. 34, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой
ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки
со своим знаками (выписанными в графе «нормы»), полу­
ченными после соотнесения результатов с нормами, и об­
щую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа.
Например, рассматривается такой замечательный стерео-
тип, как «домохозяйка». По первой ценности (автомо-

1 Если работать со всеми 13 имеющимися в методике стереотипами, то
это займет много времени и методика может показаться утомительной
для учащихся. •>.-■- jUm- ---л ■; '■- • j'-j^ - v: а«-


биль-иномарка) у домохозяйки конечно же «плюс». У по­дростка после соотнесения результатов с нормами в графе «нормы» напротив автомобиля также стоит «плюс». В ито­ге получается два плюса, то есть уже в графе стереотипа «домохозяйка» напротив ценности «автомобиль» делается запись «++». Если при сложении знаков оказываются «плюс» и «минус», то в итоге — «ноль». Если «минус» и «ноль», в итоге — «минус» и т.п.

8. Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывает-
ся алгебраическая сумма всех «плюсов» и «минусов» и итог
выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа.

9. Ведущий сразу же зачитывает «норму» для рассмат­
риваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к
ценностям, на которые ориентируется подросток, осу­
ществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма
«плюсов» и «минусов» меньше нормы, то, скорее всего,
стереотип Вас «не очень уважает», если выше — «уважает
очень даже...» (а может, и завидовать еще начнет...), если
попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим
ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное.

Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование «норм» и всяческих «расчетов»...

10. Таким же образом рассматриваются и другие инте­ресные (авторитетные) для подростков стереотипы.

Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»

Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая — менее (-1 в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обознача­ют порядковые номера этих ценностей в бланке ответов — для удобства их поиска при работе с опросником.

Итак, что лично для Вас более важно в жизни?..

1.1 — автомобиль («Мерседес») или 8 — здоровье (си­ла, выносливость...).

2. 5 — друзья-иностранцы (из развитых капстран) или
7 — друзья-рабочие (простые люди).

3. 9 — красота (обаяние, модные одежды) или 11 —
творческая работа (возможность создать что-то значи­
тельное).,» i.;


Пример бланка для опросника-шутки «Как поживаешь?»


Таблица 32


 

Ценности (обязательно с порядковыми номерами) Начальные баллы — по 10 (слева-направо сразу выписываются новые значения) «Нормы» «Деловой» человек Труженик Домохозяйка
1. Автомобиль          
2. Вилла с бассейном          
3. Отдых в Италии          
4. Друзья-артисты        
5. Друзья-иностранцы          
6. Друзья-ученые          
7. Друзья-рабочие          
8. Здоровье          
9. Красота          
10. Пиво с воблой...          
11. Творческая работа          
12. Вас страстно любят          
13. Вы сами влюблены          
14. Вера в Бога          
15. Опасные приключения       /


                   
   
     
     
 
 
 
     
 
 


23. 5 — друзья-иностранцы (с валютой) или 6 — друзья-
ученые (умные и интеллигентные, но без валюты...).

24. 2 — вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая)
или 10 — пиво с воблой (душевные разговоры с настоящи­
ми мужиками).

25. 4 — друзья-артисты (известные на всю страну) или
14 — вера в Бога (очищение души..).

26. 2 — вилла с бассейном (роскошная!) или 11 — твор­
ческая работа (возможность познать истину, красоту, чу­
до...).

27. 3 — отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по
руинам) или 13 — Вы сами влюблены (Ваша душа страдает
и блаженствует...).

28. 7 — друзья-рабочие (простые люди) или 14 — вера в
Бога (отпущение грехов...).

 

29. 1 — автомобиль («БМВ») или 6 — друзья-ученые
(интересные, эрудированные люди...).

30. 5 — друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 — кра­
сота (Ваша волшебная привлекательность...).

31.8 — здоровье или 10 — пиво с воблой (и никаких за­бот...).

32. 12 — Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё)
или 14 — вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевыш­
ним...).

33. По своему выбору прибавьте к одной любой ценно­
сти «+2», а из любой другой ценности вычтите «-2».

34. 13 — Вы сами влюблены (готовы на все ради люби­
мого человека) или 15 — опасные приключения (незабы­
ваемые впечатления и переживания).

35. 1 — автомобиль («Форд») или 7 — друзья-рабочие
(очень простые и небогатые люди, без валюты...).

36. 4 — друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 —
красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...).

 

37. 5 — друзья-иностранцы (Европа-Америка) или
10 — пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...).

38. 6 — друзья-ученые (воспитанные и образованные)
или 14 — вера в Бога (очищение и благоговение...).

39. 8 — здоровье или 12 — Вас страстно любят.

40. 3 — отдых в Италии или 15 — опасные приключения.
41.6 — друзья-ученые или 7 — друзья-рабочие.

42.11 — творческая работа (возможность воплотить се­бя в чем-то значительном) или 13 — Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...).


, 43. 2 — вилла с бассейном или 12 — Вас страстно любят.

44. По своему выбору прибавьте к одной любой ценно­
сти «+2», а из любой другой ценности вычтите «—2».

45. 4 — друзья-артисты (утонченные люди, «богема»)
или 13 — Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое сча­
стье...).

46. 3 — отдых в Италии (роскошный отель, куча валю­
ты) или 6 — друзья-ученые (знают много удивительного

и интересного...).

47. 5 — друзья-иностранцы (могут пригласить к себе
в гости...) или 11 — творческая работа (возможность рас­
крыть свои таланты).

48. 10 — пиво с воблой (общение с нормальными му­
жиками и дамами) или 15 — опасные приключения (воз­
можность испытать себя...).

49. 8 — здоровье (долголетие) или 9 — красота (все вос­
хищаются Вами...).

50. По своему выбору прибавьте к одной любой ценно­
сти «+3», а из любой другой ценности вычтите «—3».

Примерные «нормы» для опросника «Как поживаешь? ,!!
Женщины Мужчины
Ценности 1. Автомобиль 2. Вилла с бассейном 3. Отд ых в Италии 4. Друзья-артисты 5. Др узья-иностранцы   6. Друзья-ученые 7. Друзья-ра бочие. Здоровье
10. Пиво с воблой

11. Творческая работа

13. Вы влюблены

14. Вера в Бога

15. Опасные приключения | 6—13

Таблица 33


щ


я

S

ё


 

(nmtvvoxmoQ) ноиэдэ,! + + + + + о о + +   о + + о + Сг  
X390V3h <mo9ovaff» + + о о + + о о о + + о   ! +  
изчшп                                
-odunndu ош                               ■ч-
-эрг nrimomv + + + + о о о + о + о +     о |
-эж 'nnvvw                                
гтйшпх                                
3nvdg                                
коноог1Ч9 о к&тотшнзк + + + + + о   + +     +     о  
'v'nnmwdyi                               О
тни&шзэйц + + + + + о о   о + о + о   + Г 1-
чшзоныт                                
итзэнйовх о о о + о + о о + о + + + о + СП
Штнкчц о о о + о   о     +   +     +  
                                сч
тшгж/iix + + + + о + +   о о + о о о о in
                                СП
mimm&ddq о о о   о о + + !     о , +   ■ч-
                                 
ntl330J 9 immdui.ioiq] о + + + о +   + + + + + о +   О  
ХЭ901ГЭН                                
  о о о о о + + о о о + + + + о    
                                 
uivdxouiMdy о + + + + +   о + о о + о о о in
                                со
vmmoxowoff + + + + + о   + + о   +   +    
                                о
                              Ж пов
                              V S
Ценности Автомобиль Вилла с бассейш Отдых в Италии Друзья-артисты Друзья-иностра* Друзья-ученые Друзья-рабочие Здоровье Красота Пиво с воблой Творчество Вас любят Вы влюблены Вера в Бога Опасные приклк а g О * а о
          in       as о           X

12.7. «Моды-2»

'Я:

Как известно, престижность является важнейшим фактором профессионального выбора. Сама «престиж­ность» определяется степенью уважения к данному объек­ту, а также предполагаемым влиянием человека, овладев­шего данным объектом или данной деятельностью. В эпо­ху социально-экономических катаклизмов и смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой дея­тельности приобретает особый смысл. Как известно, в пе­реломные исторические эпохи усиливается социальная мобильность населения, а именно существенно облегча­ется переход из одной социальной страты в другую. Быв­шая «элита» резко деградирует, теряет свои позиции и превращается в «средние слои» общества или в «просто­людинов». И наоборот, некоторые из тех людей, кто рань­ше относился к «низшим» слоям общества, быстро обога­щаются, набирают общественный вес и влияние и стано­вятся «элитой». В частности, появление в России так называемых «новых русских» — это, прежде всего, появ­ление «новой элиты»...

Перспектива быстро переместиться в более привиле­
гированные, «элитные» слои общества согревает души
многих самоопределяющихся подростков и особенно их
честолюбивых родителей. А если учесть, что в большинст­
ве случаев молодой человек выбирает профессию не пото­
му, что его привлекает именно содержание труда (он еще
толком не знает, не прочувствовал всех прелестей и недо­
статков выбираемых профессий), молодой человек скорее
выбирает определенный образ жизни, где профессия —
это лишь одно из средств построения своего счастья.
Этим-то и объясняется выбор многими подростками и
молодыми людьми профессий типа юрист или экономист:
сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать
большинство молодых людей (работа с нормативными ак­
тами и финансовыми отчетами — это все-таки «на люби­
теля»), но именно эти профессии пока еще позволяют че­
ловеку много зарабатывать и строить определенный, «бо­
гатый», «комфортный», а главное — «престижный» образ
жизни. >.;



Таблица 35


Однако со временем сама престижность профессий сильно меняется и тогда у самоопределяющегося подрост­ка есть риск сильно ошибиться в своем выборе: ориенти­ровался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых «лохов», в массе огромного количества нево­стребованных специалистов, которые еще совсем недавно были «нарасхват»... К сожалению, рамки учебного пособия не позволяют рассмотреть, быть может, еще бо­лее интересную проблему взаимоотношений так называе­мой «массы» и «элиты». Тем более, что нынешняя «элита» больше походит на «псевдоэлиту» и многие ориентирую­щиеся на нее подростки и молодые люди, скорее всего, имеют ложные жизненные ориентации.

Просто призвать самоопределяющихся подростков по­размышлять о будущем, о том, как может измениться от­ношение к ныне очень «модным» и «престижным» про­фессиям — этого мало. Необходимо еще вооружить под­ростков средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы действительно являются самыми сложными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании, то есть о том, что будет с нашим обще­ством в ближайшее время. Но если хотя бы интуитивно не понять, куда движется наша страна, можно сильно оши­биться и с профессиональным выбором, так как неясно, в каком психологическом «пространстве» совершать важ­ный жизненный выбор, в каком «пространстве» самооп­ределяться. Ниже предлагается одна из возможных мето­дик, позволяющая если и не спрогнозировать развитие общества и изменение престижа многих профессий, то хотя бы создать основу для подобных размышлений с са­моопределяющимся подростком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.007 с.)