Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание игры-шутки «Болван»

Поиск

Игра в очень шутливой форме позволяет рассматри­вать вопросы выбора тех или иных конкретных жизнен­ных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом.

Желательно проводить данную игру только с одной не­большой группой в 6—8 человек. Играть сразу с дву-мя-тремя командами нежелательно, поскольку сам психо­лог в игре с одной командой помимо выполнения роли

176..


низатора должен выполнять конкретную игровую ль Время на проведение методики — около 30—40 ми-Р Игра вполне может быть проведена как в школе (по­ле уроков), так и в детском летнем лагере. Желательно включить в игровую команду подростков, которые доста­точно цинично относятся к идеалам добра, благородства, достоинства — для них-то игра и предназначена.

Процедура включает следующие этапы:

1. Психолог показывает на доске, как подготовить иг­
ровой бланк (табл. 18), а участники рисуют такой бланк на
своих листочках в клеточку, положенных горизонтально.
Чуть позже аналогичный бланк уже на таком же листочке
делает себе ведущий-психолог.

2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно
разрывают чистый листок на восемь равных частей). Ве­
дущий-психолог карточки себе не делает: они ему не по­
надобятся.

3. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформ­
ляются карточки (рис. 4). На лицевой стороне первой кар­
точки выписывается название первого события-ценности
(из перечня событий) — «Украсть 1 миллион долларов»,
а на обратной стороне — только буквы А, Б, В и Г, соот­
ветствующие тем или иным радостям и смыслам жизни.
Далее на обратной стороне карточки, напротив каждой
буквы игроки самостоятельно оценивают по 5-балльной
шкале (от 0 до 5 баллов), насколько первое событие —
«Украсть 1 миллион долларов» — будет способствовать «ра­
достям души» (А), «радостям тела» (Б), «одобрению со сто­
роны порядочных людей» (В), «одобрению негодяев» (Г).

Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек.

4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом
карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-
то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот «честно за­
работал 5 тысяч баксов» или «воспитал троих детей»...

Организуется это следующим образом. Ведущий-пси­холог дает команду (например, по счету «три») и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») — игроки отдают по одной карточке дру-


гим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что ко­му-то за один такой ход достанется сразу несколько кап-точек, а кому-то — ни одной. Все это обычно компенсиру­ется в другие ходы.

 

Украсть   А-2
1 миллион   Б-5
долларов   В-0
    Г-4

а б

Рис. 4. Пример оформления карточки к игре «Болван»:

а — лицевая сторона; б — обратная сторона (пояснения см. в тексте)

Если игрок принимает данное пожелание, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки пере­писывает в бланк, в четвертую колонку, против соответст­вующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто перепи­сывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже имею­щимся баллам и выписывать новое значение (например, если ранее напротив буквы А стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5 баллов в бланк следует сразу написать их сумму — 9 баллов и т. д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми и исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») — это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не воз­вращаются, но могут быть использованы в игре повторно.

Особенностью данной игры является то, что каждый иг­рок вправе отказаться от предлагаемого ему события-поже­лания, и тогда эта отвергнутая карточка вручается некото­рому «пустому месту» — некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются


ные» и «порядочные» люди. Естественно, «болван» <<уМ не имеет права отказываться от того, что ему достает-У*ероЛЬ такого условного «болвана» в игре выполняет ве-°уший-психолог. По нашему опыту, подростки прекрасно ^ нимали условность данной роли и никогда даже не пы-2лись шутить по этому поводу...

Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» олжен также пометить «плюсом» в своем, заранее заго­товленном бланке, что ему за событие досталось и пере­нести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, то есть проделывает все то что и остальные участники. Те карточки, которые по­лучил «болван», больше в игре не участвуют.

Если в игре окажется, что ведущего буквально «завали­вают» карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания от организации игрового взаи­модействия, то ему следует просто попросить «пощадить» ведущего...

Если же окажется, что подростки почти не захотят от­давать «болвану» свои карточки, что приведет к неинте­ресному завершению игры (просто потеряется главная «изюминка» данной методики и нечего будет обсуж­дать...), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Ну сколько можно рожать детей, у Вас ведь уже есть 3 ребенка?!», или «Сколько же можно учиться, учиться и учиться — не надоело еще?!», или «Нужны Вам эти муки творчества?» и т. п.

5. Где-то примерно с середины игры (через 7—10 ми­
нут от ее начала) ведущий может ввести новое правило:
с данного момента карточки повторно в игре не участвуют
и после каждого хода просто кладутся под листок и игра
продолжается, пока у игроков останется по 3—4 карточки.

6. Примерно за одну минуту до окончания игры веду­
щий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся ми-
нуту каждый игрок может освободиться (отдать кому-то
из своих товарищей, но не «болвану») одну самую не­
привлекательную свою карточку с событием-пожелани­
ем, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока
карточки будут считаться «пределом его желаний» (раз он
так долго их никому не отдавал), и с них необходимо будет


переписать в свой бланк всю необходимую информацию то есть пометить «плюсами» названия этих карточек-по­желаний, и, главное — перенести в бланк все баллы, кото­рые имеются на этих оставшихся карточках.

7. После этого подсчитываются результаты игры. Все участники, включая ведущего, должны по каждой букве (А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значениям то все подсчеты оказываются очень простыми. После это­го необходимо подсчитать средние арифметические зна­чения по каждой букве, для чего необходимо полученную сумму баллов просто разделить на само количество цифр, выписанных против каждой буквы.

Таблица 18. Пример бланка для игры «Болван»

 

 

 

 

 

События-пожелания Частота встречаемости событий (каждая кар­точка с событи­ем помечается знаком «+») Критерии качества «хорошей» жизни Показатели выраженности крите­риев «хорошей» жизни (переписываются и сразу приплюсовыва­ются баллы с обратной стороны карточек)
1. Украсть 1 млн долларов   А. Радости души  
2. Воспитать 3 детей    
3. Честно зара­ботать 5 тыс. «баксов»   Б. Радости тела  
4. Учиться, учить­ся и учиться    
5. Муки творче­ства   В. Одобряют порядочные люди  
6. Богатое на­следство    
7. Престижная работа   Г. Одобряют негодяи  
8. Поездка в Па­риж...    

q общее подведение итогов организуется следующим й азом. Ведущий, выполнявший роль игрового «болва-сначала спрашивает остальных участников, у кого са-НЯ>е большое среднее значение по первой букве А — по Радостям души»? Далее он называет свое среднее значе­ние Нередко оказывается, что уже после первого сопо-нтавЛения результатов многих игроков, которые имели возможность отказываться от того, что казалось им недо­стойным, с результатами «болвана», который как бы вы­нужден был брать все события-остатки (своеобразные «отбросы»), вдруг оказывается, что более предпочтитель­ные результаты почему-то именно у «болвана» (или, по крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значе­ниям лидирует в группе).

Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может, это как-то помогло бы по­нять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравне­нию с более «приличной» публикой...).

Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам — Б, В и Г).

Поскольку такие сопоставления очень часто оказыва­ются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проб­лем, связанных с поиском смысла жизни и путей построе­ния полноценного счастья, и т. п.

Но иногда никаких неожиданностей в игре не проис­ходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», то есть у большинства из них уже сформирована нормаль­ная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий-психолог слишком вяло провел игру, не прово­цировал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3 детей», «Учиться, учиться и учиться» и т. п.).

Если же игровая группа подобрана из подростков, У которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный


I


эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекатель­ные результаты, скорее всего, проявится.

8.5. «Сударь-государь»

В игре моделируются взаимоотношения различных со­циальных и профессиональных групп с государством в хо­де различных внутренних и внешних событий обществен­ной жизни, которые по-разному отражаются на общем благосостоянии различных слоев населения. Все это по­зволяет лучше осознать особенности выбираемых профес­сий (и соответствующих социальных стереотипов и сти­лей жизни), которые неизбежно включены в более широ­кий, социально-экономический и даже политический контекст жизни общества.

Методика проводится с группой в 6—10 человек (воз­можен вариант проведения игры с двумя-тремя группа­ми). Время на игру — примерно 40—50 минут. Игра может проводиться в школе, в психологическом центре и, конеч­но же, в детском летнем лагере...

Процедура включает следующие основные этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе
ватмана), как лучше подготовить игровой бланк (табл. 19),
а учащиеся рисуют такой же бланк на чистом листочке
в клеточку, положенном горизонтально. Сразу же выпи­
сываются в алфавитном порядке социально-профессио­
нальные группы населения1.

2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: «Каждый из
Вас будет выполнять роль руководителя некоторого госу­
дарства. В игре будут происходить различные внешне- и
внутриполитические события, неизбежно отражающиеся
на благосостоянии жителей ваших государств. В конце иг­
ры посмотрим, какие группы населения в результате Ва­
шего умелого руководства будут процветать, а какие —
страдать и деградироват ь...». С более подробными прави-

1 Каждый специалист, проводящий данную игру, может по своему усмотрению добавлять и убирать те или иные группы. Но при этом же­лательно, чтобы их число не превышало 20 (иначе игра будет выглядеть громоздкой) и чтобы располагались они на бланке в алфавитном по­рядке, что значительно облегчает их оперативный поиск в игре.


ведущий должен знакомить участников постепенно, JL в ходе самой игры.

3 Далее каждый игрок делает из одного чистого тет-
адного листка восемь маленьких карточек, а из другого

яяста — четыре больших карточки (всего — 12 карточек).

4 Ведущий на доске показывает, как правильно офор­
мить (подготовить) эти карточки к игре.

Сначала оформляются четыре (4) большие карточки, связанные с внешнеполитическими событиями. На лице­вой стороне карточек выписываются четыре события:

1) война;

2) экономическое сотрудничество;

3) культурное сотрудничество;

4) «железный занавес».

Обратная сторона каждой карточки делится пополам. В верхней части выписываются знаки с «плюсами», а в нижней — с «минусами». Далее каждый игрок самостоя­тельно должен определить, как отразится первое событие на благосостоянии тех или иных групп населения, выпи­санных в игровом бланке. Напротив «+2» баллов выписы­вается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение, благодаря данному событию, напротив «+1» балла — группа, которая улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив «—1» балла — группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив «—2» бал­лов — группа, кому в результате первого рассматриваемого события стало бы хуже всех... Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выписано ровно 4 группы населения1. Аналогично оформляется карточка со вторым и т. д. событиями. Пример оформленной кар­точки представлен на рис. 5.

По такой же логике оформляются 8 маленьких карто­чек с внутриполитическими событиями:

5) эпидемия;

6) увеличение налогов;

7) цензура (прессы);

8) безработица;
___9)_ свобода слова;

Если кто-то скажет, что некоторые события никого не делают счастли­выми (или, наоборот, никого не «обижают»), то предложите игрокам выделить группы населения, для которых данное событие хоть немно­го изменяет ситуацию в худшую или в лучшую сторону... Ведь если со-оытие происходит, «значит, хоть кому-то это нужно»...


А 10) амнистия (разным заключенным);-

11) спортивный праздник (типа грандиозной олимпиа

ды...);

г, 12) фестиваль искусств (очень грандиозный...).

+2 политики +1 проститутки

ВОЙНА

—1 школьники —2 пенсионеры

Рис. 5. Пример заполненной карточки внешнеполитического события к игре «Сударь-государь»

а — лицевая сторона; б — обратная сторона (пояснения — см. в тексте)1

5. Во время игры участники должны сидеть вокруг сто­ла (двух составленных вместе столов), имея перед собой бланки и расположенные на столе лицевой стороной вверх 12 карточек. Ведущий по очереди называет игровые ходы (см. «Перечень ходов» — в конце данного раздела), а игроки совершают ходы, обмениваются карточками и делают необходимые записи в свои бланки. Основные правила, по которым проходит игра, следующие:

— Ведущий, называя те или иные очередные события,
обязательно должен указывать, внешние они (большие
карточки) или внутренние (маленькие карточки).

— Когда называется внутриполитическое событие,
каждый игрок берет карточку (маленькую) с названием
этого события, переворачивает ее и переписывает в свой
бланк баллы напротив соответствующих категорий насе­
ления. При этом желательно сразу выписывать новые зна­
чения баллов. Например, если первоначально «бизнесме­
ны» имели 10 баллов, то после того как в результате собы­
тия «экономическое сотрудничество» у них получается
еще «+2» балла, то в итоге следует сразу записать в бланк,
рядом со старым значением новую сумму — «+12» баллов
и т. п. После этого карточка кладется на свое место и мо-
жет быть повторно испо льзована.

1 Естественно, в представленном примере отражена лишь одна из воз­можных точек зрения и каждый игрок вправе заполнить карточку по-своему.


— Когда называется внешнеполитическое событие, ждый берет соответствующую карточку (большую) и пе-капИСЫвает с ее обратной стороны все баллы напротив тех Ре п населения, на которые данное событие окажет наи-^шее (или наихудшее) воздействие. Далее каждый мол­ча думает, с кем бы из других игроков он хотел вступить межгосударственные отношения, соответствующие дан­ному событию, например, с кем бы он хотел установить отношения «экономического сотрудничества». Только по команде ведущего все сразу передают друг другу эти кар­точки (как бы вступая в эти отношения). Получив карточ­ки от своих товарищей, игроки сразу же переписывают с них в свои бланки все баллы, а карточки оставляют себе для дальнейшего использования в игре. При этом может оказаться так, что кто-то получит несколько карточек (многие хотят вступить в эти отношения), а кто-то — ни одной карточки... (политика — дело тонкое...). Если у ко­го-то из участников в ходе игры оказалось сразу несколь­ко одинаковых карточек с одним и тем же внешнеполити­ческим событием, то когда ведущий вновь назовет данное событие, игрок может отдать все эти карточки (кому-то одному или разным своим товарищам по игре). Большая карточка «Железный занавес» используется по несколько иным правилам (см. ниже).

— Когда ведущий произносит «Экспорт проблем», каждый игрок должен взять самую непривлекательную карточку с внутриполитическим событием (маленькую карточку!) и подумать, кому бы из других участников игры ее отдать. По команде ведущего все одновременно переда-: ют друг другу эти карточки и сразу же переписывают с них баллы напротив соответствующих групп населения. В иг­ре часто оказывается так, что кто-то может получить сразу несколько таких карточек с непривлекательными, «проб­лемными» событиями (баллы переписываются со всех по­лученных карточек), а кто-то не получит ни одной «проб­лемы». Поэтому в дальнейшем в игре нередко возникают «выяснения отношений» между лидерами государств... (Политика — дело хитрое...). Если у кого-то постепенно накапливаются по нескольку карточек с одинаковыми со­бытиями, то когда ведущий вновь такое событие называет, игрок может сразу отдать все свои одинаковые карточки (либо кому-то одному, либо разным товарищам по игре).


— Карточка «Железный занавес» используется по ком только один раз тогда, когда он почувствует (увидит4)" что многие его товарищи отдают ему во время «экспорта проблем» (или при совершении внешнеполитических хо дов) самые непривлекательные карточки. Игрок выкла­дывает карточку «Железный занавес», громко заявляя об этом, как бы «закрывая» свои границы от посягательств В этом случае все врученные ему за данный ход карточки должны быть взяты их первоначальными хозяевами об­ратно и все баллы с них должны быть переписаны в блан­ки этих хозяев («благодаря» «Железному занавесу» они как бы «не на того напоролись»...). После этого использо­ванная карточка «Железный занавес» выходит из игры. Называя различные внутриполитические события или произнося «экспорт проблем», ведущий может иногда на­поминать игрокам о возможности использования «Желез­ного занавеса».

Таблица 19 Пример игрового бланка к методике «Сударь-Государь»

 

Группы населения Изменения балловпоказателей степе­ни процветания групп населения (10начальные игровые баллы)
Артисты  
Бизнесмены  
Военные  
Домохозяйки  
Журналисты  
Инвалиды  
Инженеры  
Иностранцы (временно проживающие...)  
Крестьяне  
Пенсионеры  
Политики  
Преступники'  

1 К сожалению, никуда от них не денешься. Тем более, актуально рас­смотрение со школьниками и таких «групп населения» в эпоху явной криминализации нашего российского общества, чтобы педагог-пси­холог имел возможность хоть как-то обозначить во время таких обсуж­дений свое к ним презрение...


 

Труппы населения Изменения балловпоказателей степе­ни процветания групп населения (10 — начальные игровые баллы)
гпроституки __________  
рабочие -------------------  
студенты -----  
ученые  
чиновники --------  
школьники____________  

— Естественно, нельзя отказываться от совершения хо-пов даже если кто-то из игроков «не хочет обижать» своих товарищей. Чтобы сохранить свое лицо (и «политический имидж»), в игре существуют более интересные возможно­сти, о которых вполне можно догадаться, используя те же игровые правила... (Все как в настоящей политике...).

6. При подведении результатов игры можно по каждой
группе населения для наглядности обвести в кружочек по­
следние результаты — это и будет показателем степени
благополучия той или иной группы в результате «мудрого»
руководства каждым участником игры своим «царст­
вом-государством».

7. В ходе итогового обсуждения можно поинтересо­
ваться у участников, какие группы населения у них «про­
цветают» (набрали много баллов), а какие — «деградиру­
ют» (набрали мало баллов или даже приобрели отрица­
тельные значения — ушли в «минус»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.016 с.)