Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание игры-шутки «Болван»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом. Желательно проводить данную игру только с одной небольшой группой в 6—8 человек. Играть сразу с дву-мя-тремя командами нежелательно, поскольку сам психолог в игре с одной командой помимо выполнения роли 176.. низатора должен выполнять конкретную игровую ль Время на проведение методики — около 30—40 ми-Р Игра вполне может быть проведена как в школе (поле уроков), так и в детском летнем лагере. Желательно включить в игровую команду подростков, которые достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства, достоинства — для них-то игра и предназначена. Процедура включает следующие этапы: 1. Психолог показывает на доске, как подготовить иг 2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно 3. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформ Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек. 4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом Организуется это следующим образом. Ведущий-психолог дает команду (например, по счету «три») и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») — игроки отдают по одной карточке дру- гим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанется сразу несколько кап-точек, а кому-то — ни одной. Все это обычно компенсируется в другие ходы.
а б Рис. 4. Пример оформления карточки к игре «Болван»: а — лицевая сторона; б — обратная сторона (пояснения см. в тексте) Если игрок принимает данное пожелание, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки переписывает в бланк, в четвертую колонку, против соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже имеющимся баллам и выписывать новое значение (например, если ранее напротив буквы А стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5 баллов в бланк следует сразу написать их сумму — 9 баллов и т. д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми и исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») — это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно. Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания, и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому «пустому месту» — некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются ные» и «порядочные» люди. Естественно, «болван» <<уМ не имеет права отказываться от того, что ему достает-У*ероЛЬ такого условного «болвана» в игре выполняет ве-°уший-психолог. По нашему опыту, подростки прекрасно ^ нимали условность данной роли и никогда даже не пы-2лись шутить по этому поводу... Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» олжен также пометить «плюсом» в своем, заранее заготовленном бланке, что ему за событие досталось и перенести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, то есть проделывает все то что и остальные участники. Те карточки, которые получил «болван», больше в игре не участвуют. Если в игре окажется, что ведущего буквально «заваливают» карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить «пощадить» ведущего... Если же окажется, что подростки почти не захотят отдавать «болвану» свои карточки, что приведет к неинтересному завершению игры (просто потеряется главная «изюминка» данной методики и нечего будет обсуждать...), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Ну сколько можно рожать детей, у Вас ведь уже есть 3 ребенка?!», или «Сколько же можно учиться, учиться и учиться — не надоело еще?!», или «Нужны Вам эти муки творчества?» и т. п. 5. Где-то примерно с середины игры (через 7—10 ми 6. Примерно за одну минуту до окончания игры веду переписать в свой бланк всю необходимую информацию то есть пометить «плюсами» названия этих карточек-пожеланий, и, главное — перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках. 7. После этого подсчитываются результаты игры. Все участники, включая ведущего, должны по каждой букве (А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значениям то все подсчеты оказываются очень простыми. После этого необходимо подсчитать средние арифметические значения по каждой букве, для чего необходимо полученную сумму баллов просто разделить на само количество цифр, выписанных против каждой буквы. Таблица 18. Пример бланка для игры «Болван»
q общее подведение итогов организуется следующим й азом. Ведущий, выполнявший роль игрового «болва-сначала спрашивает остальных участников, у кого са-НЯ>е большое среднее значение по первой букве А — по Радостям души»? Далее он называет свое среднее значение Нередко оказывается, что уже после первого сопо-нтавЛения результатов многих игроков, которые имели возможность отказываться от того, что казалось им недостойным, с результатами «болвана», который как бы вынужден был брать все события-остатки (своеобразные «отбросы»), вдруг оказывается, что более предпочтительные результаты почему-то именно у «болвана» (или, по крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значениям лидирует в группе). Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может, это как-то помогло бы понять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравнению с более «приличной» публикой...). Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам — Б, В и Г). Поскольку такие сопоставления очень часто оказываются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проблем, связанных с поиском смысла жизни и путей построения полноценного счастья, и т. п. Но иногда никаких неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», то есть у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий-психолог слишком вяло провел игру, не провоцировал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3 детей», «Учиться, учиться и учиться» и т. п.). Если же игровая группа подобрана из подростков, У которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный I эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекательные результаты, скорее всего, проявится. 8.5. «Сударь-государь» В игре моделируются взаимоотношения различных социальных и профессиональных групп с государством в ходе различных внутренних и внешних событий общественной жизни, которые по-разному отражаются на общем благосостоянии различных слоев населения. Все это позволяет лучше осознать особенности выбираемых профессий (и соответствующих социальных стереотипов и стилей жизни), которые неизбежно включены в более широкий, социально-экономический и даже политический контекст жизни общества. Методика проводится с группой в 6—10 человек (возможен вариант проведения игры с двумя-тремя группами). Время на игру — примерно 40—50 минут. Игра может проводиться в школе, в психологическом центре и, конечно же, в детском летнем лагере... Процедура включает следующие основные этапы: 1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе 2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: «Каждый из 1 Каждый специалист, проводящий данную игру, может по своему усмотрению добавлять и убирать те или иные группы. Но при этом желательно, чтобы их число не превышало 20 (иначе игра будет выглядеть громоздкой) и чтобы располагались они на бланке в алфавитном порядке, что значительно облегчает их оперативный поиск в игре. ведущий должен знакомить участников постепенно, JL в ходе самой игры. 3 Далее каждый игрок делает из одного чистого тет- яяста — четыре больших карточки (всего — 12 карточек). 4 Ведущий на доске показывает, как правильно офор Сначала оформляются четыре (4) большие карточки, связанные с внешнеполитическими событиями. На лицевой стороне карточек выписываются четыре события: 1) война; 2) экономическое сотрудничество; 3) культурное сотрудничество; 4) «железный занавес». Обратная сторона каждой карточки делится пополам. В верхней части выписываются знаки с «плюсами», а в нижней — с «минусами». Далее каждый игрок самостоятельно должен определить, как отразится первое событие на благосостоянии тех или иных групп населения, выписанных в игровом бланке. Напротив «+2» баллов выписывается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение, благодаря данному событию, напротив «+1» балла — группа, которая улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив «—1» балла — группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив «—2» баллов — группа, кому в результате первого рассматриваемого события стало бы хуже всех... Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выписано ровно 4 группы населения1. Аналогично оформляется карточка со вторым и т. д. событиями. Пример оформленной карточки представлен на рис. 5. По такой же логике оформляются 8 маленьких карточек с внутриполитическими событиями: 5) эпидемия; 6) увеличение налогов; 7) цензура (прессы); 8) безработица; Если кто-то скажет, что некоторые события никого не делают счастливыми (или, наоборот, никого не «обижают»), то предложите игрокам выделить группы населения, для которых данное событие хоть немного изменяет ситуацию в худшую или в лучшую сторону... Ведь если со-оытие происходит, «значит, хоть кому-то это нужно»... А 10) амнистия (разным заключенным);- 11) спортивный праздник (типа грандиозной олимпиа ды...); г, 12) фестиваль искусств (очень грандиозный...). +2 политики +1 проститутки ВОЙНА —1 школьники —2 пенсионеры Рис. 5. Пример заполненной карточки внешнеполитического события к игре «Сударь-государь» а — лицевая сторона; б — обратная сторона (пояснения — см. в тексте)1 5. Во время игры участники должны сидеть вокруг стола (двух составленных вместе столов), имея перед собой бланки и расположенные на столе лицевой стороной вверх 12 карточек. Ведущий по очереди называет игровые ходы (см. «Перечень ходов» — в конце данного раздела), а игроки совершают ходы, обмениваются карточками и делают необходимые записи в свои бланки. Основные правила, по которым проходит игра, следующие: — Ведущий, называя те или иные очередные события, — Когда называется внутриполитическое событие, 1 Естественно, в представленном примере отражена лишь одна из возможных точек зрения и каждый игрок вправе заполнить карточку по-своему. — Когда называется внешнеполитическое событие, ждый берет соответствующую карточку (большую) и пе-капИСЫвает с ее обратной стороны все баллы напротив тех Ре п населения, на которые данное событие окажет наи-^шее (или наихудшее) воздействие. Далее каждый молча думает, с кем бы из других игроков он хотел вступить межгосударственные отношения, соответствующие данному событию, например, с кем бы он хотел установить отношения «экономического сотрудничества». Только по команде ведущего все сразу передают друг другу эти карточки (как бы вступая в эти отношения). Получив карточки от своих товарищей, игроки сразу же переписывают с них в свои бланки все баллы, а карточки оставляют себе для дальнейшего использования в игре. При этом может оказаться так, что кто-то получит несколько карточек (многие хотят вступить в эти отношения), а кто-то — ни одной карточки... (политика — дело тонкое...). Если у кого-то из участников в ходе игры оказалось сразу несколько одинаковых карточек с одним и тем же внешнеполитическим событием, то когда ведущий вновь назовет данное событие, игрок может отдать все эти карточки (кому-то одному или разным своим товарищам по игре). Большая карточка «Железный занавес» используется по несколько иным правилам (см. ниже). — Когда ведущий произносит «Экспорт проблем», каждый игрок должен взять самую непривлекательную карточку с внутриполитическим событием (маленькую карточку!) и подумать, кому бы из других участников игры ее отдать. По команде ведущего все одновременно переда-: ют друг другу эти карточки и сразу же переписывают с них баллы напротив соответствующих групп населения. В игре часто оказывается так, что кто-то может получить сразу несколько таких карточек с непривлекательными, «проблемными» событиями (баллы переписываются со всех полученных карточек), а кто-то не получит ни одной «проблемы». Поэтому в дальнейшем в игре нередко возникают «выяснения отношений» между лидерами государств... (Политика — дело хитрое...). Если у кого-то постепенно накапливаются по нескольку карточек с одинаковыми событиями, то когда ведущий вновь такое событие называет, игрок может сразу отдать все свои одинаковые карточки (либо кому-то одному, либо разным товарищам по игре). — Карточка «Железный занавес» используется по ком только один раз тогда, когда он почувствует (увидит4)" что многие его товарищи отдают ему во время «экспорта проблем» (или при совершении внешнеполитических хо дов) самые непривлекательные карточки. Игрок выкладывает карточку «Железный занавес», громко заявляя об этом, как бы «закрывая» свои границы от посягательств В этом случае все врученные ему за данный ход карточки должны быть взяты их первоначальными хозяевами обратно и все баллы с них должны быть переписаны в бланки этих хозяев («благодаря» «Железному занавесу» они как бы «не на того напоролись»...). После этого использованная карточка «Железный занавес» выходит из игры. Называя различные внутриполитические события или произнося «экспорт проблем», ведущий может иногда напоминать игрокам о возможности использования «Железного занавеса». Таблица 19 Пример игрового бланка к методике «Сударь-Государь»
1 К сожалению, никуда от них не денешься. Тем более, актуально рассмотрение со школьниками и таких «групп населения» в эпоху явной криминализации нашего российского общества, чтобы педагог-психолог имел возможность хоть как-то обозначить во время таких обсуждений свое к ним презрение...
— Естественно, нельзя отказываться от совершения хо-пов даже если кто-то из игроков «не хочет обижать» своих товарищей. Чтобы сохранить свое лицо (и «политический имидж»), в игре существуют более интересные возможности, о которых вполне можно догадаться, используя те же игровые правила... (Все как в настоящей политике...). 6. При подведении результатов игры можно по каждой 7. В ходе итогового обсуждения можно поинтересо
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.016 с.) |