Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Обозначения на схеме: (+) — критерий соответствует стереотипу, (0) — не соответствует, (?) — неопределенная степень соответствия, (+/—) — немножко соответствует, немножко не соответствует («как у обычных людей»...).
а о 3 о ^ ^
Й ЕР 3 Возможные критерии класса: — активность — целеустремлённость — интеллект — умения — и др. Критерии ведущего: желание хорошо делать конкретное дело способность хорошо делать данное дело Счастье 90 12 Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб-итте ведущий может под конец игры обратиться к главным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой сте-пеотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что, играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?... Нередко после знакомства с таблицей участники игры признаются, что им не удалось по-настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показывает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по-настоящему хорошо и убедительно удается сыграть обычного (нормального) человека. Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но'поскольку вопросы эти достаточно непростые и ведущий не всегда может сразу ответить на замечания игроков, то лучше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо после уроков (для желающих), а может, даже получше подготовиться и провести эту дискуссию во время другой встречи с данными школьниками. Если педагог или психолог не понял смысла данной игровой процедуры или если он что-то понял, но не согласен с некоторыми идеями этой непростой игры, то лучше пока ее не проводить. А если психолог все-таки решит (решится) провести эту методику, то особое внимание следует уделить именно этапу обсуждения и комментариям к схеме. 5.4. Игра «Спящий город» Данная игровая методика предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обоснованном выборе профиля дальнейшего профессиональ- ного обучения в одном частном международном университете под интересным названием МУСПО... Игра может быть проведена как с группой в 12—15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-х—11-х классов. Опыт показал, что данная игровая процедура может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми, и даже в работе с профессиональными психологами и профконсультантами. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа. Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы: 1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: «примерно в таком городе, как ваш...») некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого требуется предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс (или группа) должен в течение урока разработать такие программы по следующим направлениям: 1 — порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты); 2 — более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 — оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4 — счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 — здоровье жителей, профилактика заболеваний и извращений, решение экологических проблем (медицина)1. Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, то есть сможет ли мы разбудить жителей 1 В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить ооода. Но при этом мы должны выполнить важное услси' Г- если хотя бы одна из программ вообще никем не бу- разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться». 2. Ведущий кратко выписывает на доске названия про 3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдель 4. Участники приступают к работе. Некоторое время 5. Наконец, докладчики от каждой группы представля вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто оказывались малореалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров»... 6. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречящими друг другу... Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся»... Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать высказывания участников на видеокамеру, а после окончания игровой процедуры просмотреть видеозапись. Но при этом игру должны будут проводить уже два человека: ведущий и оператор, а время проведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5—2 часов. Использование видеоаппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деятельности по обсуждаемой программе, насколько они вообще убедительны и т. д. Нередко использование видео заставляет многих участников действовать более ответственно (под все видящим и все запоминающим «оком камеры»), хотя может оказаться и так, что кто-то, наоборот, захочет покривляться перед видеокамерой... При этом надо быть готовым к тому, что в первые минуты просмотра видеозаписи учащиеся немного даже «подурачатся», ведь сам факт лицезрения себя на экране многих может удивить и поэтому ведущему следует спокойнее отнестись к бурному эмоциональному просмотру игры в первые минуты демонстрации видеозаписи. Иногда даже рекомендуется использовать эти записи для повторного осмотра (через определенное время), когда первоначальные эмоции немного поутихнут. 5.5. Игра «Угадай профессию» (игра парами в классе и возможности использования в индивидуальной профконсультации) Цель данного игрового упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий1. Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут. Процедура использования схемы анализа профессии в групповой игре включает следующие основные этапы: 1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) 2. Далее ведущий обращается к классу со следующим 1 В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профес-. 95. 3. Ведущий предлагает учащимся записать в свои ради схему анализа профессии (табл. 7). Сразу же п записи таблицы ведущий показывает, как можно было?/ анализировать только что обсуждавшуюся профессий (например, таксист), которая вызвала определенные * труднения у участников игры. Задача данного этапа 1^ столько проанализировать профессию (таксист напгт мер), сколько показать учащимся, что схема на самом пЛ'а несложная и с ее помощью вполне можно анализиооХ различные виды трудовой деятельности. Поэтому не ел? дует на данном этапе много спорить и лучше закончив его как можно побыстрее, чтобы у участников было omv щение легкости от использования данной схемы. 4. После первого знакомства со схемой анализа ппп Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию. Данное игровое упражнение, основанное на схеме анализа профессии, можно использовать в работе с микрогруппой (3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. Например, игрок, загадавший профессию, сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. гаьота с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий. 96
Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словами, как это показано во второй колонке таблицы. Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия информации и игра может не получиться. 4. 97
Упражнение (схему анализа профессии) можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсуль- тации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда проф-консультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующих характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего, привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии. Если школьник вообще не знает, чего хочет, то проф-консультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем — предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на от- ых ЛИсточках пытаются написать по 3—5 профес-Д- соответствующих этим привлекательным характери-°тикам, то есть как бы пытаются отгадать закодированную профессию. 5.6. Игра «Профконсультация» (с микрогруппой в 3—5 человек) Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является специально организованная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Естественно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределении в подробных игровых процедурах, поскольку главное предназначение данной методики — в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы. Упрощенный вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека Лучше проводить данную игру после уроков в отдельной комнате. Этот вариант игры может занять по времени около 1,5 — 2 часов. Игра рассчитана на учащихся 9-х—11-х классов. Общий порядок этого варианта игры примерно следующий. 1. Группе из 3—4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1—2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора. Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно. Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях: — игровой конфликт перерастает в реальный, межлично —кто-либо из игроков (особенно игрок в роли «проф-консультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются; —игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т. п.); —игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса; —одни игроки ведут себя слишком активно, а другие за —игроки явно начинают дурачиться. Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью. 2. Через некоторое время подростки сами могут обратиться за помощью (как лучше и правильнее организовать консультационную беседу), и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего можно подсказать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, например, спросить, какие планы на будущее у «ученика» (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т.п. В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е. А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнений родителей и сверстников, сама престижность выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Само распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «ученик», «родитель» и «профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, то есть вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные высказывания должны делать только «консультанты». 3. Завершается любое проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, то есть ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и «интуитивными», сколько разумными. Дальше участники перераспределяют роли и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно. Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек ] («Защита профессии перед родителями») В данном варианте есть возможность разыграть сцену,' когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед родителями»), а может быть органично включен в игру «Профконсультация» по вышеобозначенной схеме. В последнем случае общая схема игры примерно следующая. 1. Сначала игроки также распределяют роли: один 2. Перед самой игрой организуется небольшой подго-1 ты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются ее разногласия между ребенком и его родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто «возражают» против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом возможны случаи, когда и среди самих родителей нет общего мнения о том, что делать «ребенку» после окончания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обращать более важное внимание, как вести себя в ходе консультации и т. п. 3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по 4. Далее все садятся за общий стол и разыгрывается бе В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы семьи больше связаны не с разногласиями по поводу выбора профессии, а по поводу совершенно иных проблем (например, проблем «лени» ребенка, его увлечения «курением» или даже «наркотиками»). С одной стороны, дети часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти проблемы нередко представлены в их сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников игры на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблемах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ведущий должен тактич- напоминать о главной игровой цели — помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье. 5. В конце этой игры также подводятся итоги, то есть каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется. Вариант игры «Профконсультация» в работе с классом j Данный вариант позволяет «охватить» гораздо больше 1. Все участники делятся на пары (возможно разделе-| 2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет 3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. 4. Было бы лучше, если каждый участник на отдельном 5. В течение 7—10 минут участники игры проводя
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.012 с.) |