Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности и др.



Обозначения на схеме: (+) — критерий соответствует стереотипу, (0) — не соответствует, (?) — неопределенная степень соответствия, (+/—) — немножко соответствует, немножко не соответствует («как у обычных людей»...).

а.
§ из

 

£

а о 3 о ^ ^

Ю

Й ЕР 3

Возможные критерии класса:

— активность

— целеустремлённость

— интеллект

— умения

— и др.

Критерии ведущего:

желание хорошо делать конкретное дело

способность хорошо де­лать данное дело

Счастье

90


12 Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб-итте ведущий может под конец игры обратиться к глав­ным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой сте-пеотип он пытался изобразить, насколько у него это полу­чилось. Не оказалось ли так, что, играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?...

Нередко после знакомства с таблицей участники игры признаются, что им не удалось по-настоящему предста­вить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показывает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по-настоящему хорошо и убедительно удается сыграть обычного (нормального) человека.

Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конеч­но, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но'поскольку вопросы эти достаточно непростые и веду­щий не всегда может сразу ответить на замечания игро­ков, то лучше перенести такую дискуссию либо на пере­мену, либо после уроков (для желающих), а может, даже получше подготовиться и провести эту дискуссию во время другой встречи с данными школьниками.

Если педагог или психолог не понял смысла данной игровой процедуры или если он что-то понял, но не со­гласен с некоторыми идеями этой непростой игры, то луч­ше пока ее не проводить. А если психолог все-таки решит (решится) провести эту методику, то особое внимание следует уделить именно этапу обсуждения и комментари­ям к схеме.

5.4. Игра «Спящий город»

Данная игровая методика предназначена для повыше­ния у участников уровня осознания особенностей трудо­вой деятельности в наиболее престижных на данный мо­мент сферах деятельности с учетом специфики пережива­емого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обо­снованном выборе профиля дальнейшего профессиональ-


ного обучения в одном частном международном универ­ситете под интересным названием МУСПО...

Игра может быть проведена как с группой в 12—15 че­ловек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-х—11-х классов. Опыт показал, что данная игровая про­цедура может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми, и даже в работе с профессиональны­ми психологами и профконсультантами. По времени ме­тодика занимает обычно около часа, хотя нередко участ­ники готовы играть и полтора часа.

Игровая процедура построена по принципу традицион­ных деловых игр и включает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: «примерно в таком городе, как ваш...») не­которые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить лю­дей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого требуется предложить жителям простые и понят­ные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс (или группа) должен в течение урока разработать такие программы по следую­щим направлениям: 1 — порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юри­дические аспекты); 2 — более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 — оживление экономической жизни, повышение благосостояния и за­нятости жителей (экономика в широком смысле); 4 — счастье жителей, помощь в решении семейных, личност­ных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психоло­гические аспекты); 5 — здоровье жителей, профилактика заболеваний и извращений, решение экологических проблем (медицина)1. Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попро­буем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, то есть сможет ли мы разбудить жителей

1 В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить
или дополнить перечень программ. Например, можно рассмотреть и
такие программы, как «поголовная компьютеризация жителей», «раз­
витие туристического бизнеса», «развитие торговли и сферы услуг»,
«наука и образование» и др. Важно, чтобы таких программ не оказа­
лось слишком много, хотя бы не более 5—7 штук, иначе игра станет
слишком громоздкой. ц....,1- г..»..= i


ооода. Но при этом мы должны выполнить важное услси' Г- если хотя бы одна из программ вообще никем не бу- разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

2. Ведущий кратко выписывает на доске названия про­
грамм (порядок, управление, экономика, счастье людей,
здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участни­
кам, которые хотели бы поработать над первой програм­
мой (порядок), и выписывает количество желающих на
доске. После этого — желающих поработать над второй
программой и т. д. Если окажется, что для какой-то про­
граммы желающих вообще не найдется, то нужно будет
напомнить о том, что в этом случае игры не получится.

3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдель­
ные столы и дает следующее задание: «В течение 10—15 ми-'
нут каждая группа должна на листочке определить 5 основ­
ных дел для реализации своей программы. Сначала можно
выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе
группового обсуждения необходимо оставить только 5 са­
мых важных направлений работы. При этом все выделен­
ные дела (направления работы) обязательно должны быть
реалистичными, то есть необходимо учитывать реальную
ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на дан­
ный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые програм­
мы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так
называемые экономические и политические «лидеры», то
есть постарайтесь предложить более толковые програм­
мы... После этого каждая группа должна будет опреде­
лить, кто из ее участников выступит от имени данной
группы (представит разработанную программу) и ответит
на вопросы остальных участников игры».

4. Участники приступают к работе. Некоторое время
ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает
на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоми­
нает участникам об истекающем времени и о том, что
в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два
докладчика), который представил бы свой проект про­
граммы.

5. Наконец, докладчики от каждой группы представля­
ют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы дан­
ный этап проходил интереснее, ведущий также должен
быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся


вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каж­дой группы. На данном этапе особенно важно поддержи­вать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, мно­гие программы часто оказывались малореалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров»...

6. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько пред­ложенные программы были продуманными, реалистич­ными, интересными и насколько удалось сделать эти прог­раммы не противоречящими друг другу... Если боль­шинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянут­ся»...

Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать высказывания участников на видео­камеру, а после окончания игровой процедуры просмот­реть видеозапись. Но при этом игру должны будут прово­дить уже два человека: ведущий и оператор, а время про­ведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5—2 часов.

Использование видеоаппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деяте­льности по обсуждаемой программе, насколько они вооб­ще убедительны и т. д. Нередко использование видео за­ставляет многих участников действовать более ответст­венно (под все видящим и все запоминающим «оком камеры»), хотя может оказаться и так, что кто-то, наобо­рот, захочет покривляться перед видеокамерой... При этом надо быть готовым к тому, что в первые минуты про­смотра видеозаписи учащиеся немного даже «подурачат­ся», ведь сам факт лицезрения себя на экране многих мо­жет удивить и поэтому ведущему следует спокойнее от­нестись к бурному эмоциональному просмотру игры в первые минуты демонстрации видеозаписи. Иногда даже рекомендуется использовать эти записи для повторного


осмотра (через определенное время), когда первона­чальные эмоции немного поутихнут.

5.5. Игра «Угадай профессию» (игра парами

в классе и возможности использования

в индивидуальной профконсультации)

Цель данного игрового упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий1.

Упражнение проводится с классом или группой, а мо­жет быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготов­ку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.

Процедура использования схемы анализа профессии в груп­повой игре включает следующие основные этапы:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе)
профессию, которую все хорошо знают. Например, про­
фессия — таксист. Но для знакомства учащихся с профес­
сиями нефтяной компании лучше взять одну из основных
нефтедобывающих профессий, например, профессию
«бурильщик (оператор ПРС)». В таблице, в последней ко­
лонке, представлен вариант анализа профессии «буриль­
щик» (табл. 7).

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим
заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего
не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все пони­
маю... попробуйте объяснить мне, что это за профессия
такая (например — таксист, то есть то, что ранее назвали
учащиеся)». Обычно участники игры называют 8—12 ха­
рактеристик профессии, которые являются далеко не ис- [
черпывающими, и сами признаются, что вроде бы и зна- |
ют, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся про- |
сят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл [
данного этапа — сформировать желание у учащихся по-,;
знакомиться со схемой, которая позволила бы им, не пу-.;
таясь, рассказать о любо й профессии.

1 В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профес-.
сии использована расширенная и модифицированная «формула про-У
фессий», разработанная Е. А. Климовым — см. Климов Е. А. Как выби-' •'
рать профессию. — М.: Просвещение, 1990.— 159 с. :

95.


3. Ведущий предлагает учащимся записать в свои ради схему анализа профессии (табл. 7). Сразу же п записи таблицы ведущий показывает, как можно было?/ анализировать только что обсуждавшуюся профессий (например, таксист), которая вызвала определенные * труднения у участников игры. Задача данного этапа 1^ столько проанализировать профессию (таксист напгт мер), сколько показать учащимся, что схема на самом пЛ'а несложная и с ее помощью вполне можно анализиооХ различные виды трудовой деятельности. Поэтому не ел? дует на данном этапе много спорить и лучше закончив его как можно побыстрее, чтобы у участников было omv щение легкости от использования данной схемы.

4. После первого знакомства со схемой анализа ппп
фессии все участники разбиваются на пары (в обычном
классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предла
гается следующее: 1) сначала каждый загадывает конкрет"
ную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписы­
вает ее где-нибудь; 2) каждый игрок «кодирует» загадан
нуюпрофессию с помощью характеристик схемы анализа
профессии в свободной колонке на своей таблице- 3) иг
роки обмениваются тетрадями с закодированными про­
фессиями; 4) каждый игрок по тетради своего напарника
пытается отгадать загаданную (закодированную) профес­
сию примерно в течение 5-10 минут и предлагает 3 ваои-
анта отгадки (если хотя бы один вариант будет правиль­
ным или близким к правильному ответу, то считается что
профессия отгадана). '

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игро­ки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно то ви­новатым оказывается тот, кто не смог правильно закоди­ровать профессию.

Данное игровое упражнение, основанное на схеме анали­за профессии, можно использовать в работе с микрогруппой

(3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. Например, игрок, загадавший профессию, сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. гаьота с микрогруппой позволяет более предметно и спо­койно организовывать обсуждение загаданных профессий. 96


 

      Таблица 7
Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
Характеристики Место Бурильщик Место для
профессий для первого примера (оператор кодирования
по группам профессии ПРС) загаданной
  «таксист»^   профессии
Предмет труда:      
1 — животные, расте-   Природа  
ния (природа)      
2 — материалы ............................ •    
3 — люди (дети, Люди    
взрослые)      
4 — техника, транс- Техника, транспорт Техника  
порт      
5 — знаковые систе-      
мы (тексты, ин-      
формация в      
компьютерах...)      
6 — художественный      
образ      
Цели труда: -    
1 — контроль, оцен-   Контроль,  
ка, диагноз   оценка  
2 — преобразова-      
тельная      
3 — изобретательная      
4 — транспортирова- Транспортирование    
ние Обслуживание    
5 — обслуживание      
6 — собственное раз-      
витие      
Средства труда:      
1 — ручные и простые   Ручные  
приспособления      
2 — механические Механические Механические  
3 — автоматические      
4 — функциональные Функциональные    
(речь, мимика,      
зрение, слух...)      

Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только сло­вами, как это показано во второй колонке таблицы. Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия информации и игра может не получиться.

4. 97


Характеристики профессий по группам Место для первого примера профессии — «таксист» Бурильщик (оператор ПРС) Место для кодирования загаданной профессии
5 — теоретические (знания, способы мышления) 6 — переносные или стационарные средства      
Условия труда: 1 — бытовой микро­климат 2 — большие поме­щения с людьми 3 — обычный произ­водственный цех 4 — необычные про­изводственные условия (особый режим влажности, температуры, сте­рильность) 5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 — работа на откры­том воздухе 7 — работа сидя, стоя, в движении 8 — домашний каби­нет Экстремальные Сидя Экстремаль­ные В движении  
Характер общения в труде: 1 — минимальное об­щение (индивидуаль­ный труд) 2 — клиенты, посети­тели 3 — обычный кол­лектив (одни и те же лица...) 4 — работа с аудито­риями Клиенты Обычный кол­лектив  

 

Характеристики профессий Место для первого примера Бурильщик (оператор Место для кодирования
по группам профессии — ПРС) загаданной
  «таксист»   профессии
5 — выраженная дис-   Выраженная  
циплина, суборди-   дисциплина  
нация в труде      
Ответственность      
в труде:      
1 — материальная   Материальная  
2 — моральная      
3 — за жизнь и здо- Жизнь и здоровье Жизнь и здо-  
ровье людей   ровье  
4 — невыраженная      
ответственность      
Особенности труда:      
1 — большая зарплата   Большая  
    зарплата  
2 — льготы   Льготы  
3 — «соблазны» (воз- «Соблазны»    
можность брать      
взятки, воровать...)      
4 — изысканные от- Встречи со знаме-    
ношения, встречи нитостями    
со знаменитостями      
5 — частые команди-      
ровки      
6 — законченный ре-      
зультат труда (мож-      
но полюбоваться)      
Типичные      
трудности:      
1 — нервное напря- Нервное    
жение напряжение    
2 — профзаболевания Профзаболевания Профзаболе-  
    вания  
3 — распространены Мат Мат  
мат и скверносло- и сквернословие и скверносло-  
вие   вие  
4 — возможность ока-      
заться за решеткой      
(в тюрьме)      
5 — невысокий пре-      
стиж работы      

 




                       
   
     
 
       
     
 
 
 
   
 
 


Характеристики Место Бурильщик Место для
профессий для первого примера (оператор кодирования
по группам профессии — ПРС) загаданной
  «таксист»   профессии
Минимальный      
уровень образования      
для работы:      
1 — без специаль-      
ного образования      
(после школы)      
2 — начальное про- Начальное профес- Начальное  
фессиональное сиональное образо- профессио-  
образование вание нальное обра-  
(СПТУ)   зование  
    Среднее про-  
3 — среднее профес-   фессиональ-  
сиональное обра-   ное образова-  
зование (техни­кум ^   ние  
4 — высшее профес-      
сиональное обра- , ■ ■ ■    
зование (вуз)   о' ■■....  
5 — ученая степень      
(аспирантура, ака-      
демия...)      

Упражнение (схему анализа профессии) можно использо­вать и в индивидуальной работе как элемент профконсуль- тации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже вы­бранную профессию, предварительно познакомив учаще­гося с самой схемой анализа профессий. И тогда проф-консультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующих характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего, привлекают его боль­ше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно ис­пользовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

Если школьник вообще не знает, чего хочет, то проф-консультант сначала опять же знакомит его со схемой ана­лиза профессий, затем — предлагает ему выписать наибо­лее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на от-


ых ЛИсточках пытаются написать по 3—5 профес-Д- соответствующих этим привлекательным характери-°тикам, то есть как бы пытаются отгадать закодированную профессию.

5.6. Игра «Профконсультация» (с микрогруппой в 3—5 человек)

Общей целью для всех вариантов игры «Профконсуль­тация» является специально организованная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под на­блюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и лично­стном самоопределении. Естественно, не следует пере­оценивать реальную помощь в самоопределении в под­робных игровых процедурах, поскольку главное предназ­начение данной методики — в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуа­ции профессионального самоопределения и делать обо­снованные выборы.

Упрощенный вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека

Лучше проводить данную игру после уроков в отдель­ной комнате. Этот вариант игры может занять по времени около 1,5 — 2 часов. Игра рассчитана на учащихся 9-х—11-х классов. Общий порядок этого варианта игры примерно следующий.

1. Группе из 3—4 человек предлагается разыграть ситу­ацию, где 1—2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно участники рас­пределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в хо­де игры каждый должен побывать в роли «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реаль­ную ситуацию, но может сыграть и воображаемого учени­ка, вплоть до изображения представителя противополож­ного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная


конкретная помощь, сколько само формирование готов­ности анализировать различные ситуации профессиона­льного выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора и нередко высказывают не со­всем удачные мнения и рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важ­но сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и са­ми быстро понимают, что по-настоящему консультиро­вать довольно сложно.

Вмешательства ведущего оправданы в следующих слу­чаях:

— игровой конфликт перерастает в реальный, межлично­
стный;

—кто-либо из игроков (особенно игрок в роли «проф-консультанта») уверенно говорит совершенно непра­вильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;

—игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профес­сии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т. п.);

—игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;

—одни игроки ведут себя слишком активно, а другие за­
няли откровенно пассивную позицию, лишь «наблю­
дая» за происходящим (заметим, что такое распределе­
ние активности — самый плохой показатель эффек­
тивности игры);

—игроки явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей кон­сультации и сами обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки сами могут обра­титься за помощью (как лучше и правильнее организовать консультационную беседу), и тогда ведущий может под­сказать это. Прежде всего можно подсказать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, например, спросить, какие планы на будущее у «ученика» (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т.п. В основу вопросов


можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е. А. Климовым, которые позволяют анали­зировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет своих склонно­стей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнений родителей и сверстников, сама престижность выбираемой профессии и места учебы, а также потреб­ность в профессии на рынке труда). Само распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «ученик», «ро­дитель» и «профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, то есть вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные вы­сказывания должны делать только «консультанты».

3. Завершается любое проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важ­но при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновыва­лось, то есть ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональ­ными и «интуитивными», сколько разумными.

Дальше участники перераспределяют роли и игра во­зобновляется. Опыт показывает, что повторные проигры­вания проходят более быстро и организованно.

Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек ]

(«Защита профессии перед родителями»)

В данном варианте есть возможность разыграть сцену,' когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед ро­дителями»), а может быть органично включен в игру «Профконсультация» по вышеобозначенной схеме. В по­следнем случае общая схема игры примерно следующая.

1. Сначала игроки также распределяют роли: один
«учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсуль-
танта». Предполагается, что в течение всей игры как ми­
нимум два-три человека должны побывать в роли «учаще­
гося», поэтому данный вариант игры может занять больше
времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).

2. Перед самой игрой организуется небольшой подго-1
товительный этап. Отдельно готовится к игре «семья»-
(учащийся и его родители) и отдельно «профконсультан-


ты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются ее раз­ногласия между ребенком и его родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргу­менты (лучше, когда родители не просто «возражают» против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант вы­бора). При этом возможны случаи, когда и среди самих родителей нет общего мнения о том, что делать «ребенку» после окончания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обращать бо­лее важное внимание, как вести себя в ходе консультации и т. п.

3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по
поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены долж­
ны просто обозначить свои основные позиции и аргумен­
ты. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за
этим. Данный этап должен занять не более 10 минут.

4. Далее все садятся за общий стол и разыгрывается бе­
седа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы,
обсуждают их, спорят, обосновывая свои точки зрения.
Задача ведущего, с одной стороны, не допускать хаоса
в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных
споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны,
ведущий должен постоянно активизировать и даже прово­
цировать участников на высказывания и обсуждение раз­
ных точек зрения. Ни в коем случае ведущий не должен
брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращать­
ся в единственного (или в «единственно правильного»)
«профконсультанта».

В ходе такого разговора может выясниться, что проб­лемы семьи больше связаны не с разногласиями по поводу выбора профессии, а по поводу совершенно иных проб­лем (например, проблем «лени» ребенка, его увлечения «курением» или даже «наркотиками»). С одной стороны, дети часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти проблемы нередко представлены в их со­знании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников игры на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков в дан­ных проблемах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлена именно на проблемы профессиональ­ного самоопределения, поэтому ведущий должен тактич-


напоминать о главной игровой цели — помочь «учаще­муся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимо­понимание в семье.

5. В конце этой игры также подводятся итоги, то есть каждый участник по очереди высказывает свои пожела­ния и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Да­лее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется.

Вариант игры «Профконсультация» в работе с классом j

Данный вариант позволяет «охватить» гораздо больше
участников, чем предыдущие варианты игры «Профкон-i
сультации». Однако качество (обстоятельность) таких бе^
сед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышео-
бозначенных вариантах. Данный вариант игры занимает
по времени один урок (хотя возможно и некоторое увели­
чение времени на игру в зависимости от расписания и
т. п.). Общая схема игры примерно следующая. >

1. Все участники делятся на пары (возможно разделе-|
ние и на команды в три человека — особенно когда в клас-j
се нечетное количество учеников).!

2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет
«учащимся», а кто-то — «профконсультантом».

3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора.
«Профконсультанты» будут задавать «учащемуся» вопро­
сы, а «учащийся» кратко отвечать на них. Лучше эти вопро­
сы кратко обозначить на доске: 1) Какую профессию со­
бирается выбрать «учащийся»? 2) Куда он собирается по­
ступать после школы? 3) Какие трудности он видит на
пути к своей профессиональной цели? 4) Как он собирает­
ся преодолевать эти трудности, как собирается готовиться
к профессии и поступлению в профессиональное учебное
заведение? 5) Есть ли у него резервный вариант выбора?

4. Было бы лучше, если каждый участник на отдельном
листочке бумаги нарисует табличку, в которой будут отра­
жаться итоги беседы (табл. 8).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.05 с.)