Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-поисковые технологии («Профессьянсы»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
9.1. Общая характеристика данных методик Карточные профконсультационные методики возникли как попытка использовать интригующую форму работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий и содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Сразу заметим, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было «мистики», хотя внешне они чем-то и напоминают «методы гадалок». Главным достоинством карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Примечательно, что после попыток перевести некоторые карточные методики (особенно, игровые) на компьютер, из этого ничего не получилось, поскольку в «ручном» варианте и перемещать карточки и тем более делать с их помощью некоторые обобщения оказалось проще1. Попытки использовать карточные технологии уже принимались и в профконсультации2, и в других видах психологического консультирования, связанных с плани рованием жизни челове ка. Идею составления сценариев 1 Одной из таких попыток была разработанная нами на основе некото 2 ?,зависимости от города, где используется данная методика. *~м, например, Информационно-поисковая система «Профессиогра-c алкина °- И" Каверина Р. Д., Климов Е. А. и др.- Л., 1972. -• судьбы главных сказочных героев с помощью специальных карточек рассматривал и Дж. Родари в своей замечательной книге «Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй». При этом он ссылался на работы В. Я. Проппа, выделившего 31 типичную функцию, которую должен выполнить сказочный герой и определенная комбинация которых составляет его судьбу-сказку. Нам же данный подход представляется весьма продуктивным при моделировании жизненной и профессиональной судьбы молодого человека. Интересно, что близкие мысли высказывает М. В. Ро-зин, который, вслед за В. Ф. Ходакевичем, считает, что многие творческие люди (в частности, люди искусства) строят свою жизнь как «поэму». В такой судьбе-поэме обычно выделяются: 1 — построение образа героя (образа «идеального Я»); 2 — построение сюжетной канвы событий (планирование жизни); 3 — непременная трагедийность (переживания героя, возвышающие его над остальными людьми); 4 — неожиданные повороты судьбы (для придания жизни чувства необычности и интересности). Таким образом, построение жизни как поэмы похоже на создание художественного произведения. Все это близко к построению (моделированию) образа своей жизни с помощью составления различных комбинаций из разработанных нами специальных профконсультационных игровых карточек. Но поскольку карточки — это текстовый материал, то и работа с ними также чем-то напоминает «написание» своей будущей судьбы... Если немного помечтать, то в перспективе можно было бы разрабатывать такие методики, где дети и подростки вместо того, чтобы просто читать описание тех или иных судеб, сами бы составляли эти судьбы (например, из специальных карточек) в виде определенного игрового действия. Все разработанные нами профконсультационные карточные методики можно разбить на две основные группы: информационно-поисковые системы (ИПС) и игровые карточные технологии. В индивидуальных информиаци-онно-поисковых системах по определенным правилам клиент составляет из карточек образы своих профориен-тационных проблем и подбирает пути их решения (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карманный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»). Поскольку внешне эти ме- 190 i и напоминают раскладывание пасьянсов, то мы да-им название «профессьянсы» (от слов «профессия» и. ЛЙ сьянс»). В отличие от бланковых тестов главным преи-<(ществом карточных технологий является возможность Мперативной корректировки совершаемых выборов. Эти °орректировки составляют важное условие проведения методик, поскольку профконсультант постоянно должен озадачивать клиента с помощью специальных («провокационных») вопросов и тем самым повышать уровень осознанности и самостоятельности его действий. 9.2. «Формула-5» Само название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е. А. Климовым и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного нами ранее и включавшего четыре (как у Е. А. Климова) группы характеристик. Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. «Формула-5» предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30—50 минут. Процедура включает следующие основные этапы. Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп. Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий. Далее предлагается первая группа карточек — цели труда (рис. 6 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева — наиболее привлекательные для клиента цели, а справа — менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий моме сложно (по самым разным причинам). Таким образом столе оказывается выложенная с помощью карточек мо-п!3 вационно-операциональная картина относительно целе" возможного профессионального труда, то есть, что хоте*1 бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовностк это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделан ные расклады. После этого клиент аналогично раскладывает и все - другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек с харак- I теристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том ' что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения. На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится к выявлению некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возмож-> ности, к корректировке этих противоречий. Например, ■ клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать • открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без *■ которых сложно представить себе современного учено-; го-исследователя, его явно не интересуют (соответствую-'• щая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого», края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и по-своему будет прав, то есть проф-' консультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не «переубеждать» его. }: Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует. Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается «угадать», с какими профессия- характеристики соотносятся. Например, клиент гт следующие карточки: «перемещение, транспор-ОТ°ование», «техника», «механические средства», «особые ТИРовия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа», oDbie, скорее всего, могут быть соотнесены с водитель-К°ими профессиями и в меньшей степени — с профессией ° тослесарь (резервные варианты — слесарные и станоч-ые специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант. Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего — не более 8 карточек). Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет. Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т. д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8 отобранных, но среди этих 7 карточек 6 — перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8 карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого «рынка труда». При «угадывании» по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать». Нередко одна или Две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом распо-
каз 3716 ложить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула профессий». При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер. Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя), затем поупражняться на близком человеке и только после этого использовать методику в работе с реальными клиентами. Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее. Естественно, что каждый профконсультант может'видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.007 с.) |