Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-поисковые технологии («Профессьянсы»)

Поиск

9.1. Общая характеристика данных методик

Карточные профконсультационные методики возник­ли как попытка использовать интригующую форму рабо­ты (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэффективные операциональные возможности кар­точных технологий и содержательные моменты професси­онального самоопределения и планирования жизни. Сра­зу заметим, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было «мистики», хотя внешне они чем-то и напоминают «методы гадалок». Главным досто­инством карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного состав­ления из карточек образов моделируемых объектов. При­мечательно, что после попыток перевести некоторые кар­точные методики (особенно, игровые) на компьютер, из этого ничего не получилось, поскольку в «ручном» вари­анте и перемещать карточки и тем более делать с их по­мощью некоторые обобщения оказалось проще1.

Попытки использовать карточные технологии уже принимались и в профконсультации2, и в других видах психологического консультирования, связанных с плани­ рованием жизни челове ка. Идею составления сценариев

1 Одной из таких попыток была разработанная нами на основе некото­
рых информационно-поисковых систем методика «Шанс» (см. Пряж-
ников, 1993а), предназначенная для работы со взрослыми клиентами
службы занятости. Несмотря на некоторые процедурные потери (по
сравнению с карточными вариантами), известные преимущества
компьютера все-таки позволили заложить в методику возможность
оыстрого поиска вакантных вариантов в соответствии с пожеланиями
клиента, а также возможность оперативного обновления базы данных,

2 ?,зависимости от города, где используется данная методика.

*~м, например, Информационно-поисковая система «Профессиогра-c алкина °- И" Каверина Р. Д., Климов Е. А. и др.- Л., 1972. -•


судьбы главных сказочных героев с помощью специаль­ных карточек рассматривал и Дж. Родари в своей замеча­тельной книге «Грамматика фантазии: введение в искус­ство придумывания историй». При этом он ссылался на работы В. Я. Проппа, выделившего 31 типичную функ­цию, которую должен выполнить сказочный герой и определенная комбинация которых составляет его судь­бу-сказку. Нам же данный подход представляется весьма продуктивным при моделировании жизненной и профес­сиональной судьбы молодого человека.

Интересно, что близкие мысли высказывает М. В. Ро-зин, который, вслед за В. Ф. Ходакевичем, считает, что многие творческие люди (в частности, люди искусства) строят свою жизнь как «поэму». В такой судьбе-поэме обычно выделяются: 1 — построение образа героя (образа «идеального Я»); 2 — построение сюжетной канвы собы­тий (планирование жизни); 3 — непременная трагедий­ность (переживания героя, возвышающие его над осталь­ными людьми); 4 — неожиданные повороты судьбы (для придания жизни чувства необычности и интересности). Таким образом, построение жизни как поэмы похоже на создание художественного произведения. Все это близко к построению (моделированию) образа своей жизни с по­мощью составления различных комбинаций из разрабо­танных нами специальных профконсультационных игро­вых карточек. Но поскольку карточки — это текстовый материал, то и работа с ними также чем-то напоминает «написание» своей будущей судьбы... Если немного по­мечтать, то в перспективе можно было бы разрабатывать такие методики, где дети и подростки вместо того, чтобы просто читать описание тех или иных судеб, сами бы со­ставляли эти судьбы (например, из специальных карто­чек) в виде определенного игрового действия.

Все разработанные нами профконсультационные кар­точные методики можно разбить на две основные группы: информационно-поисковые системы (ИПС) и игровые карточные технологии. В индивидуальных информиаци-онно-поисковых системах по определенным правилам клиент составляет из карточек образы своих профориен-тационных проблем и подбирает пути их решения (мето­дика «Стратегия»), а также образы наиболее привлека­тельных профессий (методики «Карманный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»). Поскольку внешне эти ме-

190 i


и напоминают раскладывание пасьянсов, то мы да-им название «профессьянсы» (от слов «профессия» и. ЛЙ сьянс»). В отличие от бланковых тестов главным преи-<(ществом карточных технологий является возможность Мперативной корректировки совершаемых выборов. Эти °орректировки составляют важное условие проведения методик, поскольку профконсультант постоянно должен озадачивать клиента с помощью специальных («провока­ционных») вопросов и тем самым повышать уровень осоз­нанности и самостоятельности его действий.

9.2. «Формула-5»

Само название методики основано на «формуле про­фессий», разработанной Е. А. Климовым и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одно­именного варианта, разработанного нами ранее и вклю­чавшего четыре (как у Е. А. Климова) группы характери­стик.

Настоящая методика включает пять групп характери­стик профессиональной деятельности. «Формула-5» пред­назначена для оперативного поиска (или уточнения) об­раза наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Сис­тема рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30—50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточка­ми, из которых необходимо будет составить по определен­ным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек — цели труда (рис. 6 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева — наибо­лее привлекательные для клиента цели, а справа — менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки


с целями, реализовать которые ему в настоящий моме сложно (по самым разным причинам). Таким образом столе оказывается выложенная с помощью карточек мо-п!3 вационно-операциональная картина относительно целе" возможного профессионального труда, то есть, что хоте*1 бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовностк это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделан ные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все - другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек с харак- I теристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каж­дом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том ' что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и опера­тивно корректировать его в ходе совместного обсуждения. На этом этапе психолог может начать задавать уточняю­щие вопросы, суть которых сводится к выявлению некото­рых противоречий в разложенных карточках и, по возмож-> ности, к корректировке этих противоречий. Например, ■ клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать • открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без *■ которых сложно представить себе современного учено-; го-исследователя, его явно не интересуют (соответствую-'• щая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого», края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоре­чия здесь не увидит и по-своему будет прав, то есть проф-' консультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не «переубеждать» его. }: Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточ­ки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует. Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с ха­рактеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточ­кам клиенту предлагается «угадать», с какими профессия-


характеристики соотносятся. Например, клиент гт следующие карточки: «перемещение, транспор-ОТ°ование», «техника», «механические средства», «особые ТИРовия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа»,

oDbie, скорее всего, могут быть соотнесены с водитель-К°ими профессиями и в меньшей степени — с профессией ° тослесарь (резервные варианты — слесарные и станоч-ые специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, под­сказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, и тогда клиенту пред­лагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего — не более 8 карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепрове­рить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских про­фессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (от­вергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализо­вать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т. д. Напри­мер, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8 отобранных, но среди этих 7 карточек 6 — перевернутые, то возникают сомнения относительно реа­листичности данного варианта. Даже если из этих же ото­бранных 8 карточек под какую-то другую профессию под­ходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реаль­ным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускни­ков школ и появлением так называемого «рынка труда».

 

При «угадывании» по карточкам тех или иных профес­сий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в од­ной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людь­ми», в другой группе — «обслуживать». Нередко одна или Две карточки одной группы могут одновременно принад­лежать и другим группам. Если вместе с клиентом распо-

7.3а,

каз 3716


ложить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула профес­сий». При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими спе­циалистами показывает, что ее кажущаяся простота на са­мом деле требует от профконсультанта определенного на­выка. Для выработки такого навыка советуем самому на­рисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы не­сколько раз «проконсультировать» себя), затем поупраж­няться на близком человеке и только после этого исполь­зовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на ма­шинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане об­разуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быст­рому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а за­кончить печатанием текстов. Для хранения карточек сове­туем изготовить из плотного картона аккуратную коро­бочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может'ви­доизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы совету­ем все-таки попробовать наш вариант.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.007 с.)