Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бланк для игры-шутки «Я — компаньон»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.
Тюрьма (14 лет на двоих) Я К
К
блага
возм. 13 - 15 +2 = 0 Всего в итоге (алгебраическая сумма): (-4) +(+2) +(+2) = 0, то есть пока все по справедливости. 4. Далее определяются итоги распределения прибыли между компаньонами. По каждому столбику («Я» и «К») игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэтому необходимо еще учесть, у кого сколько было возможностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в средней колонке отдельно буквы «Я» и буквы «К», выписывая ре- зультаты под суммами миллиардов соответственно!, п еле этого отдельно для «Я» и для «К» подсчитывают^ обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем при мере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» — п обобщенных баллов (6 + 6 = 12), а для «К» — 16 (8 + 8 == 16). Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12 - 16 = -4 и результат -4 балла выписывает ниже (табл. 14)). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятностям... 5. При переходе к следующей таблице — «тюрьме» — 6. Ведущий также предлагает игрокам проставлять 1 Например, компаньоны выясняют друг с другом отношения. Один го • действительно», — мог бы ответить первый и потасовки (мордобоя) в итоге не случилось бы... 2 Игру следует провести хотя бы ради того, чтобы лишний раз сказать об того, что это антиблаго, знак меняется на противопо-Т°жный'и в итоге получается +2. Таким образом, при Л° зборке» между компаньонами вдруг выясняется, что ин из них хоть и получил меньше денег, но зато и в «тю-
находился меньше. Таблица 15 Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Я — компаньон» Н примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Зачерк
7. При работе с табличкой «загранкомандировки» ведущий дает игрокам примерно такую же инструкцию, добавив при этом, что в России поездка за границу (особенно в «валютные» страны) до сих пор считается большим «счастьем» и из-за этих поездок-командировок часто возникают склоки, обиды, в общем — «разборки»... В нашем примере (см. таблицу 14) итоговая разница между обобщенным показателем игрока («Я») и компаньона («К») составила: 15 - 13 = +2..
8. Можно подвести общий итог по первой части мет 9. Для работы со второй частью игры-шутки необходи
10. Учащимся дается задание: в третьей колонке табли 11. В первой (левой) колонке под буквой «Я» каждый 12. В четвертой (правой крайней) колонке под буквой 13. Далее каждый игрок должен знаки, проставленные 14 После этого ведущий предлагает каждому подсчи-алгебраические суммы баллов по каждой колонке?«Я» и «К») с учетом измененных знаков и результаты выписать внизу соответствующих колонок. В нашем приме-ое (табл. 15) под колонкой «Я» результат составил +22 бал-дя а под колонкой «К» оказалось +39 баллов. При сопоставлении этих результатов получается, что компаньон гораздо в большей степени готов по своим качествам к успешной коммерческой деятельности. Но тогда возникает вопрос, является ли справедливым распределение между компаньонами всех благ («прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок» — см. выше), если один из коллег-бизнесменов (в нашем примере — «компаньон») работает гораздо лучше?.. Если справедливости в этом нет, то вполне возможны «разборки» с привлечением наемных «хулиганов», «телоохранителей» или просто «убийц» (ведь деньги-то большие!)... Конечно, результаты данной игры являются очень условными (потому и названа методика «игра-шутка»), но подростки часто с большим интересом начинают обсуждать эти результаты и даже готовы к более серьезным разговорам (к откровениям) с психологом о еще привлекательном для многих «бизнесе». Данную игровую методику можно использовать не только для моделирования особенностей коммерческой деятельности. При некоторой модификации (изменении инструкций и некоторых заданий) вполне можно рассмотреть и другие профессии, которые интересны в настоящее время для большинства подростков.
•аказ 3716 Глава 8 Карточные бланковые игры 8.1. Общая характеристика данных методик Чтобы стать еще больше независимыми от издательств и спонсоров, была разработана целая группа методик под названием «Бланковые карточные профконсультацион-ные игры». В этих методиках небольшое количество карточек готовят сами игроки (по 8—12 карточек каждый), а результаты игрового действия отражают в специальных бланках. Заметим, что важным элементом процедуры является не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек (например, соотнося качества человека с различными профессиями в игре «Комплимент»), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. Опыт проведения данных игр свидетельствует о том, что такое, пусть даже упрощенное, экспертирование у многих школьников вызывает искренний интерес. Данные игровые методики ни в коем случае нельзя рассматривать как психодиагностику, хотя по результатам некоторых игр (например, «Комплимент» и «Медоворот»), казалось бы, можно говорить о соответствии качествам того или иного участника рассматриваемых профессий. Смысл данных игр — познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения. Кратко конкретные бланковые карточные игры можно представить следующим образом. В игре «Комплимент» учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанными на них = качествами (делают своеобразные «комплименты»), а затем по этим же карточкам соотносят себя с теми или иными профессиями (на карточках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями). В игре «Болван» различные жизненные события соотносятся с радостями души и с радостями тела, а также с одобрением этих событий негодяями и порядочными аьми. Игроки при этом вправе отбирать для себя толь< ЛЮпривлекательные события, а непривлекательные отда-к°ть некоторому пустому месту — «болвану» (в игре все Водсчеты за «болвана» обычно делает ведущий). Иногда случается, что именно «болван», по мнению самих по-постков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересному разговору о смысле жизни. В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль руководителя государства. После совершения внешне- и внутриполитических игровых действий определяется какие категории населения данного государства процветают, а какие страдают и деградируют. Например, как живется в таком государстве интеллигентам, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?.. Игра «Медоворот» предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, то есть как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения. 8.2. «Комплимент» Цель использования методики — формирование представлений о требованиях профессий к человеку, формирование у участников игры умения соотносить различные качества человека с теми или иными профессиями, а также — смоделировать в полушутливой форме профессиональные выборы. Игра проводится в группе, состоящей из 8—12 человек. Ьсли это работа с целым классом, то на определенном этапе игры (после подготовки бланков и карточек) все делятся на команды по 6—8 человек и рассаживаются за отдельные столы. Время игры — около 1 часа. Для игры необходимы стол (желательно даже два стола, которые можно 6* 163 i составить вместе), чистые листочки в клеточку и ручки Допускается работа с двумя и даже тремя командами игроков (по 6—10 человек), что позволяет «охватывать» большое количество учащихся. Но для работы с несколькими группами необходимо сначала освоить игру с одной командой. Иногда сам психолог может принять участие в игре с одной командой наравне с остальными участниками. Общая процедурная схема игры следующая: При объяснении смысла и правил игры психолог активно использует классную доску (!). 1. Ведущий-психолог показывает на доске, как подго 2. Далее ведущий просит класс назвать ровно восемь 3. Все участники игры выписывают эти же восемь ка 4. Далее ведущий предлагает каждому игроку подчерк 5. В четвертом столбике бланка выписываются 12—15 1 Это могут быть только положительные качества, но могут оказаться и не очень привлекательные характеристики (злость, продажность...) или в чем-то сомнительные (хитрость, ворчливость и т. п.). Такие (непривлекательные и сомнительные) характеристики делают игру намного интереснее, но если в классе (группе) отношения далеки от приятельских, то лучше использовать только привлекательные качества. 6 Далее каждый участник подчеркивает 3—4 профес- сИ й интересно будет посмотреть, сколько баллов наберут именно эти профессии. 7 Каждый участник игры готовит восемь карточек +2 учитель
+1 врач-терапевт ИНТЕЛЛЕКТ -1 фотомодель -2 телохранитель Рис. 2. Пример подготовки карточки к игре «Комплимент»: а — лицевая сторона карточки с выписанным качеством; б — обратная сторона (плюсы указывают на то, что данное качество требуется для выписанных профессий, а минусы — на то, что это качество не является обязательным для данных профессий) 8. Ведущий показывает на доске, как оформляются игровые карточки. На лицевой стороне карточки выписывается первое качество (из ранее составленного перечня, например, «интеллект»). Обратная сторона карточки делится горизонтальной линией пополам. В верхней половине сразу проставляются плюсовые баллы, а в нижней — минусовые (рис. 2). В верхней части выписываются две профессии (из перечня), где качество «интеллект» обязательно требуется: +2 балла — качество необходимо; +1 балл — качество требуется чуть в меньшей степени. В нижней части карточки выписываются только две профессии, где качество «интеллект» не является обязательным, а может, даже и мешает в работе...: —1 балл — качество не требуется; -2 балла — качество совершенно не требуется (см. пример на рис. 2). Аналогично готовятся все восемь кар точек по порядку'. Если времени на игру мало, то карточки заполняются по упрощенной схеме. В верхней части выписывается знак «плюс», напротив которого надо будет выписать профессию, для которой в наибольшей степени требуется качество «интеллект», а в нижней части карточки — знак «минус», напротив которого выписывается профессия, где «интел-п Л\ ЛИ не тРебУется (или требуется намного меньше, чем в других профессиях перечня), либо даже мешает работе (есть и такие замечательные работы...). Пример оформления карточки показан на рис. 2. Этап подготовки карточек к игре силами самих учащихся достаточно важный для лучшего осознания ими связей тех или иных качеств человека с профессиями. По нашему опыту, подавляющее большинство подростков заполняет карточки с интересом. 9. Участникам игры дается задание. Они должны ото Это можно прокомментировать следующим образом. Если у данного человека развиты какие-то качества, то ему больше подходят те профессии, которые набирают больше баллов по этим качествам, и, наоборот, профессии, в которых трудно реализовать данные качества, скорее всего не подходят для школьника. Иными словами, школьник как бы сам делает себе рекомендации. 10. Уже перед самой игрой команда рассаживается во 11. В ходе игры учащиеся делают друг другу с помощью оый в данный момент свободен, то есть не делает ни-К°Т°х записей1. Например, кто-то может выбрать из при-Ка твуюших любого игрока, у которого в наибольшей с^ТпеН'и развит интеллект, или физическая сила, или по-СТ£ очность и т. д. Соответствующая карточка передается данному человеку. Игрок, которому сделали «комплимент», сразу же де- т 0Тветный комплимент, вручая первому игроку карточку с качествами, которые в наибольшей степени ему соответствуют. При этом лучше не ждать, пока вас кто-то выберет, а самому проявлять активность по принципу: «Чем больше я кому-то сделаю «комплиментов», тем больше получу «комплиментов» в ответ»... После обмена комплиментами каждый из игроков пе- ; реписывает с полученной карточки в свой бланк следующее: 1) во второй графе бланка ставится знак «плюс» на-! против врученного ему качества-комплимента2; 2) по обратной стороне карточки определяются изменения начальных баллов в выписанных на полученной карточке профессиях (например, первоначальный по какой-то профессии балл 10, а на карточке указано, что этот балл должен увеличиться на +2 балла и тогда справа от 10 баллов, в пятой колонке сразу же проставляется новый показатель —12 баллов3). Фактически здесь проделывается уже знакомая школьникам процедура, когда они по отобранным карточкам с развитыми у себя качествами определяли, какие профессии им больше подходят, в каких профессиях им сложно будет реализовывать свои таланты. Аналогично делаются записи и со всех последующих карточек, которые будет получать в игре данный участник. 1 Раньше ходы совершались по очереди (см. Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы // Вестник МГУ, сер. 14 - психол.— 1994.— №3. — С. 37—44), но игра в этом случае теряла свои динамические характеристики и проходила вяло. 1 В ходе игры ведущий должен проверить, выполняется ли данное правило. Обычно кто-то из участников забывает проставлять «плюсы» против своих качеств и при подведении итогов из-за этого могут воз- з к?кать небольшие обиды («почему же Вы мне не напомнили...»). Мы не рекомендуем в бланках делать записи типа: 10 + 2 = 12, поскольку они занимают много места и лишь вносят путаницу. Опыт проведения методики в различных подростковых аудиториях показывает, что практически все игроки спокойно делают подсчеты в уме и в бланк выписывают уже готовые результаты. В нашем примере в бланк сразу записывается новый балл — 12. <о О х л с S „ Я 3- t? u ^ о S ^ | х ~ 2 я о ч й Щ 5 * «И (4 л л о О е; VD В О 4) i|s§l ! S
й я SggSSB i о " i. 1 еI f-i О ni H S s S § si 1 § «5 i ¥ * в й 2 cd bi i> f-t x 5 f s
о о CQ OOOOOOOOOOOO
5 g
Ha
Li Tq О OOOOOOOOOOOOO б Й I1 ю il | | Б m >, № Далее карточка возвращается ее первоначальному хозяину, а У него обязательно берется своя карточка. Эти карточки могут использоваться в игре повторно. На этом хОд заканчивается, а сама игра продолжается в таком же духе. 12. Заканчиваться игра может по-разному. Например, 13. После окончания данного этапа игры участники 14. При подведении итогов ведущий может просто казать, у кого больше баллов получилось по первой профессии, по второй и т.д. Также можно поинтересоваться, у кого больше «плюсов» оказалось по тем или иным качествам. У кого меньше всего плюсов (или баллов) лучше не спрашивать, поскольку это может кого-то обидеть. В целом данная методика проходит обычно живо и увлекательно, но, как уже отмечалось, ее результаты ни в коем случае не могут рассматриваться как главное основание для профессионального выбора. Данная методика работает лишь в комплексе с другими профориентацион-ными методами. Главный смысл данной методики — формировать у школьников готовность соотносить свои качества с требованиями профессии. а 8.3. «Медоворот» Методика позволяет в игровой форме прогнозировать улучшение или ухудшение состояния здоровья при работе по определенным профессиям. Обращаем внимание, что данная игра ни в коей мере не может заменить серьезную медико-психологическую профконсультацию (!). Целесообразность данной игровой методики вызвана тем, что в настоящее время медицинские аспекты профессионального самоопределения в практике работы с подростками развиты еще явно недостаточно и поэтому проведение подобных процедур хоть как-то восполняет этот пробел, но не снимает самой проблемы. Игра проводится в группе из 6—10 человек, по времени занимает около 30—40 минут. Возможен вариант одновременной игры с двумя-тремя группами, но если психолог еще недостаточно овладел основными правилами, лучше проводить данную методику пока только с одной группой. Для игры необходимы стол (желательно два стола, которые можно было бы составить вместе), тетрадные листы в клетку, ручки. Игровая процедура включает следующие этапы: 1. Ведущий показывает на доске, как лучше подгото 2. Вместе с участниками игры определяются ровно во Сессиям). Названные восемь профессий ведущий выписывает на доске. 3 Каждый игрок готовит восемь карточек для игры Соазрывает чистый лист на восемь равных частей). 4. Ведущий показывает на доске, как оформляются Аналогично готовятся карточки по всем восьми профессиям.
Рис. 3. Пример заполненной карточки для игры «Медоворот»: а — лицевая сторона; б — обратная сторона карточки (пояснения см. втексте) 5. Непосредственно перед игрой каждый участник Должен выписать в свой бланк только три наиболее интересных для себя профессии — в соответствующие колонки (табл. 17). Дальнейшая работа будет заключаться в том, SgH E определить, каки м образом именно эти профессии не?1 кто-то из участников скажет, что некоторые профессии вообще систеДЯТ °РганизмУ>то предложите им выписать напротив минусов те дтемы организма, которые в наибольшей степени подвержены рис-КУ при работе по данной профессии. повлияют на здоровье в целом и на различные системы организма1. Таблица 17 Пример бланка для игры «Медоворот»
6. Во время игры все сидят за столом (или за двумя со 7. Далее, по команде ведущего (а можно и без коман 1 Вполне возможно организовать игру таким образом, чтобы рассматри 2 Вполне возможно вместо восьми систем организма использовать в ме .'; что это за системы, чтобы они смогли использовать свои представления о них в игре. В данном варианте методики предлагаются только восемь основных систем, выделенных в работе Сухарева А. Г. Медицинские аспекты профессиональной ориентации школьников.— М-: Мин-во здравоохранения СССР, 1982.— 25 с. тника должны пройти все карточки всех игроков (по- * ^Ча° v игра и называется «Медоворот», то есть карточки с ЭТ° ии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.203 (0.02 с.) |