Бланк для игры-шутки «Я — компаньон» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк для игры-шутки «Я — компаньон»



На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.

Заграница (14 поездок на двоих)
П рибыль (14 млрд. на двоих)

Тюрьма

(14 лет на двоих)

Я К

Я
К
Я
9 10 И 12 13 14

К

 

  к       к __     к  
  к __   _ я       я  
_ я       я     я  
  к       к     я  
  к       к     к  
  я       я       к
  к     к       я  
__ я       к     я  
  к       к       к  
  я       я       к  
  к       к       к  
  я       к _     я  
  к __     я       я  
  я       я       к  

блага

15 - 13 +2
12 - 16 -4

возм.

13 - 15 +2

= 0 Всего в итоге (алгебраическая сумма):

(-4) +(+2) +(+2) = 0, то есть пока все по справедливости.

4. Далее определяются итоги распределения прибыли между компаньонами. По каждому столбику («Я» и «К») игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэтому необ­ходимо еще учесть, у кого сколько было возможностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в средней колонке отдельно буквы «Я» и буквы «К», выписывая ре-


зультаты под суммами миллиардов соответственно!, п еле этого отдельно для «Я» и для «К» подсчитывают^ обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем при мере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» — п обобщенных баллов (6 + 6 = 12), а для «К» — 16 (8 + 8 == 16). Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12 - 16 = -4 и результат -4 балла выписывает ниже (табл. 14)). Такой разрыв в получении благ может привес­ти компаньона к некоторым неприятностям...

5. При переходе к следующей таблице — «тюрьме» —
ведущий дает примерно такую инструкцию: «Поскольку
бизнес в современной России часто сопряжен с наруше­
ниями законов2, то вам с компаньоном придется отсидеть
в «тюрьме». По условию игры, на вас двоих полагается
14 лет «сроков». Посмотрим, насколько справедливыми
окажетесь Вы в этом случае. Но вместо 15 ходов-сделок
здесь Вам будут предложены 14 ходов-следствий».

6. Ведущий также предлагает игрокам проставлять
в средней колонке буквы «Я» или «К», зачитывая потом по
шпаргалке, каким сроком заканчивается каждое следст­
вие. После этого также подсчитываются результаты и по
разнице обобщенных показателей также определяется,
справедливо ли распределились антиблага, связанные
с «тюрьмой» и «следствиями». Но если в случае с прибылью
для каждого из компаньонов более привлекательными
были положительные результаты (хоть деньги и мерзость,
но без них сложно, то есть это благо), то для «тюрьмы» бо­
лее привлекательными являются отрицательные показа­
тели (тюрьма — это все-таки антиблаго, то есть как бы со
знаком минус). Поэтому после определения разности
между своим обобщенным показателем и показателем
компаньона необходимо сразу же поменять знак на про­
тивоположный. В нашем примере (табл. 14) эта разница
составила для игрока (д ля его «Я»): 13 - 15 = -2, но с уче-

1 Например, компаньоны выясняют друг с другом отношения. Один го­
ворит: «Что же ты получил больше, чем я?». А другой отвечает: «Но
ведь у тебя же возможностей было гораздо больше я ведь постоянно
тебе уступал.., именно ты должен был бы получить много денег». «Да,

• действительно», — мог бы ответить первый и потасовки (мордобоя) в итоге не случилось бы...

2 Игру следует провести хотя бы ради того, чтобы лишний раз сказать об
этом позоре для страны...


того, что это антиблаго, знак меняется на противопо-Т°жный'и в итоге получается +2. Таким образом, при Л° зборке» между компаньонами вдруг выясняется, что ин из них хоть и получил меньше денег, но зато и в «тю-

рьме»

находился меньше.

Таблица 15 Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Якомпаньон»

Н примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Зачерк­
нутое пунктирной линией при подсчетах не учитывается. Баллы подсчи-
ываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения,
! ицательные а потом вычесть из большего меньшее

затем — и      
я Качества Необходимость качеств для «бизнеса» к
  Физическая сила +  
  Интеллект +  
-4 Доброта - -5
  Уверенность в себе +  
5 —• ----------- Воепитаннееть---------- ______ -а._______ ] __ 6__
-5 Простота (во всем...)   -2
  Внешняя привлекательность +  
  Хитрость +  
  Везение в жизни +  
-7 Честность -5
  Ответственность +  
  Жизненный опыт +  
  Воля, решительность +  
  —Чуветво прекрасного--------- Д. - - А
Я=+22     ∑К=+39

7. При работе с табличкой «загранкомандировки» ве­дущий дает игрокам примерно такую же инструкцию, до­бавив при этом, что в России поездка за границу (особен­но в «валютные» страны) до сих пор считается большим «счастьем» и из-за этих поездок-командировок часто воз­никают склоки, обиды, в общем — «разборки»... В нашем примере (см. таблицу 14) итоговая разница между обоб­щенным показателем игрока («Я») и компаньона («К») составила: 15 - 13 = +2..


 


 

8. Можно подвести общий итог по первой части мет
дики, подсчитав алгебраическую сумму по результата "
«прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок», то ест4
сложив: (—4) + (+2) + (+2) = 0. Иными словами, в целом
отношения между компаньонами с учетом главных со­
ставляющих коммерческой «деятельности» относительно
справедливые, что должно быть учтено при неизбежных
разборках между ними...

9. Для работы со второй частью игры-шутки необходи­
мо на обратной стороне этого же листочка нарисовать еще
один бланк (табл. 15). Ведущий на доске сразу же выписы­
вает во вторую колонку бланка различные качества и
характеристики человека.

 

10. Учащимся дается задание: в третьей колонке табли­
цы пометить, какие качества требуются для успешного
бизнеса в условиях современной России (помечаются зна­
ком «+»), какие не требуются или даже мешают работе
безнесмена (помечаются знаком «—») и какие имеют не­
определенное значение для бизнеса (помечаются вопро­
сом «?»). Желательно, чтобы вопросов было как можно
меньше (не более 1—2) — их можно проставлять только
совсем уж в крайнем случае, поскольку они в дальнейшем
будут только мешать (см. пример в табл. 15).

11. В первой (левой) колонке под буквой «Я» каждый
игрок должен по 10-балльной шкале оценить, насколько
каждое из выписанных качеств у него развито (табл. 15).

12. В четвертой (правой крайней) колонке под буквой
«К» каждый игрок, используя 10-балльную шкалу, должен
расписать идеального лично для себя «компаньона», с ко­
торым он хотел бы работать вместе. Например, кто-то хо­
тел бы, чтобы «физической силы» у такого компаньона
было примерно на 6 баллов, «интеллекта» — на 2 балла и
т.д. (табл. 15).

13. Далее каждый игрок должен знаки, проставленные
в третьей колонке таблицы (о важности качеств для биз­
неса), перенести (проставить) перед соответствующими
баллами в колонке «Я» и в колонке «К» (умножить эти
баллы на данные знаки). Если против каких-то качеств
стоит знак «?» («ни то, ни сё» — ноль), то все соответству­
ющие баллы по данному качеству просто вычеркиваются
и в дальнейшем не учитываются (поэтому вопросов долж­
но быть как можно меньше!).


14 После этого ведущий предлагает каждому подсчи-алгебраические суммы баллов по каждой колонке?«Я» и «К») с учетом измененных знаков и результаты вы­писать внизу соответствующих колонок. В нашем приме-ое (табл. 15) под колонкой «Я» результат составил +22 бал-дя а под колонкой «К» оказалось +39 баллов. При сопо­ставлении этих результатов получается, что компаньон гораздо в большей степени готов по своим качествам к успешной коммерческой деятельности. Но тогда возни­кает вопрос, является ли справедливым распределение между компаньонами всех благ («прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок» — см. выше), если один из кол­лег-бизнесменов (в нашем примере — «компаньон») рабо­тает гораздо лучше?.. Если справедливости в этом нет, то вполне возможны «разборки» с привлечением наемных «хулиганов», «телоохранителей» или просто «убийц» (ведь деньги-то большие!)...

Конечно, результаты данной игры являются очень условными (потому и названа методика «игра-шутка»), но подростки часто с большим интересом начинают обсуж­дать эти результаты и даже готовы к более серьезным раз­говорам (к откровениям) с психологом о еще привлекате­льном для многих «бизнесе».

 

Данную игровую методику можно использовать не толь­ко для моделирования особенностей коммерческой дея­тельности. При некоторой модификации (изменении ин­струкций и некоторых заданий) вполне можно рассмот­реть и другие профессии, которые интересны в настоящее время для большинства подростков.

6.3;

•аказ 3716


Глава 8

Карточные бланковые игры

8.1. Общая характеристика данных методик

Чтобы стать еще больше независимыми от издательств и спонсоров, была разработана целая группа методик под названием «Бланковые карточные профконсультацион-ные игры». В этих методиках небольшое количество кар­точек готовят сами игроки (по 8—12 карточек каждый), а результаты игрового действия отражают в специальных бланках. Заметим, что важным элементом процедуры яв­ляется не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек (напри­мер, соотнося качества человека с различными професси­ями в игре «Комплимент»), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта.

Опыт проведения данных игр свидетельствует о том, что такое, пусть даже упрощенное, экспертирование у многих школьников вызывает искренний интерес. Дан­ные игровые методики ни в коем случае нельзя рассмат­ривать как психодиагностику, хотя по результатам неко­торых игр (например, «Комплимент» и «Медоворот»), ка­залось бы, можно говорить о соответствии качествам того или иного участника рассматриваемых профессий. Смысл данных игр — познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения. Кратко конкретные бланковые карточные игры можно представить следующим образом.

В игре «Комплимент» учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанными на них = качествами (делают своеобразные «комплименты»), а за­тем по этим же карточкам соотносят себя с теми или ины­ми профессиями (на карточках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями).

В игре «Болван» различные жизненные события соот­носятся с радостями души и с радостями тела, а также с одобрением этих событий негодяями и порядочными


аьми. Игроки при этом вправе отбирать для себя толь< ЛЮпривлекательные события, а непривлекательные отда-к°ть некоторому пустому месту — «болвану» (в игре все Водсчеты за «болвана» обычно делает ведущий). Иногда случается, что именно «болван», по мнению самих по-постков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересно­му разговору о смысле жизни.

В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль руководителя государства. После совершения внеш­не- и внутриполитических игровых действий определяет­ся какие категории населения данного государства про­цветают, а какие страдают и деградируют. Например, как живется в таком государстве интеллигентам, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, во­рам и проституткам?..

Игра «Медоворот» предназначена для медико-педаго­гического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекатель­ными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем со­стоянии своего здоровья, то есть как бы прогнозирует, на­сколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представ­лены восемь таких систем) произойдут эти изменения.

8.2. «Комплимент»

Цель использования методики — формирование пред­ставлений о требованиях профессий к человеку, форми­рование у участников игры умения соотносить различные качества человека с теми или иными профессиями, а так­же — смоделировать в полушутливой форме профессио­нальные выборы.

Игра проводится в группе, состоящей из 8—12 человек. Ьсли это работа с целым классом, то на определенном эта­пе игры (после подготовки бланков и карточек) все делят­ся на команды по 6—8 человек и рассаживаются за отдель­ные столы. Время игры — около 1 часа. Для игры необхо­димы стол (желательно даже два стола, которые можно

6* 163


i


составить вместе), чистые листочки в клеточку и ручки Допускается работа с двумя и даже тремя командами иг­роков (по 6—10 человек), что позволяет «охватывать» большое количество учащихся. Но для работы с несколь­кими группами необходимо сначала освоить игру с одной командой. Иногда сам психолог может принять участие в игре с одной командой наравне с остальными участни­ками. Общая процедурная схема игры следующая:

При объяснении смысла и правил игры психолог ак­тивно использует классную доску (!).

1. Ведущий-психолог показывает на доске, как подго­
товить игровой бланк (табл. 16), а каждый учащийся рису­
ет такой бланк в своих тетрадных листочках, положенных
горизонтально.

2. Далее ведущий просит класс назвать ровно восемь
различных качеств-характеристик человека, которые мог­
ли бы проявиться в самых разных профессиях1. Психолог
следит за тем, чтобы назывались разнообразные качества,
и если этого не получается, немного помогает учащимся.
Названные восемь качеств ведущий выписывает в первую
колонку бланка (табл. 16).

3. Все участники игры выписывают эти же восемь ка­
честв в свои бланки в том же самом порядке.

4. Далее ведущий предлагает каждому игроку подчерк­
нуть 4—5 самых развитых у себя качества, то есть сделать
самооценку.

5. В четвертом столбике бланка выписываются 12—15
наиболее привлекательных для данной группы (класса)
профессий, которые называют сами участники. Одновре­
менно игроки выписывают эти профессии в свои бланки
(в порядке называния). Сразу же в пятой колонке бланка
проставляются справа от профессий их начальные игро­
вые баллы (по 10 баллов), которые будут меняться в ходе
игры, как бы показывая, насколько данные профессии
подходят для игрока. Аналогичные начальные баллы (по
10 баллов) выписываются слева от каждой профессии, но
уже в третьей колонке бланка (табл. 16).

1 Это могут быть только положительные качества, но могут оказаться и не очень привлекательные характеристики (злость, продажность...) или в чем-то сомнительные (хитрость, ворчливость и т. п.). Такие (не­привлекательные и сомнительные) характеристики делают игру на­много интереснее, но если в классе (группе) отношения далеки от при­ятельских, то лучше использовать только привлекательные качества.


6 Далее каждый участник подчеркивает 3—4 профес-
наиболее для себя привлекательные. В ходе игры как

сИ й интересно будет посмотреть, сколько баллов наберут именно эти профессии.

7 Каждый участник игры готовит восемь карточек
(обычный тетрадный лист разрывается на 8 равных частей).

+2 учитель

у ■Я

+1 врач-терапевт

ИНТЕЛЛЕКТ

-1 фотомодель -2 телохранитель

Рис. 2. Пример подготовки карточки к игре «Комплимент»:

а — лицевая сторона карточки с выписанным качеством; б — обратная сторона (плюсы указывают на то, что данное качество требуется для вы­писанных профессий, а минусы — на то, что это качество не является обязательным для данных профессий)

8. Ведущий показывает на доске, как оформляются иг­ровые карточки. На лицевой стороне карточки выписыва­ется первое качество (из ранее составленного перечня, на­пример, «интеллект»). Обратная сторона карточки делит­ся горизонтальной линией пополам. В верхней половине сразу проставляются плюсовые баллы, а в нижней — ми­нусовые (рис. 2). В верхней части выписываются две про­фессии (из перечня), где качество «интеллект» обязатель­но требуется: +2 балла — качество необходимо; +1 балл — качество требуется чуть в меньшей степени. В нижней ча­сти карточки выписываются только две профессии, где качество «интеллект» не является обязательным, а может, даже и мешает в работе...: —1 балл — качество не требует­ся; -2 балла — качество совершенно не требуется (см. пример на рис. 2). Аналогично готовятся все восемь кар­ точек по порядку'.

Если времени на игру мало, то карточки заполняются по упрощенной схеме. В верхней части выписывается знак «плюс», напротив которого надо будет выписать профессию, для которой в наибольшей степени требуется качество «интеллект», а в нижней части карточки — знак «минус», напротив которого выписывается профессия, где «интел-п Л\ ЛИ не тРебУется (или требуется намного меньше, чем в других профессиях перечня), либо даже мешает работе (есть и такие замеча­тельные работы...). Пример оформления карточки показан на рис. 2.


Этап подготовки карточек к игре силами самих уча­щихся достаточно важный для лучшего осознания ими связей тех или иных качеств человека с профессиями. По нашему опыту, подавляющее большинство подростков за­полняет карточки с интересом.

9. Участникам игры дается задание. Они должны ото­
брать 4—5 карточек с теми качествами, которые хорошо
у них развиты — это уже подчеркнутые качества еще на
предыдущих этапах игры. Далее по обратной стороне кар­
точек они должны определить, на сколько баллов должны
измениться первоначальные 10 баллов по каждой из про­
фессий. Эти изменения в первоначальные баллы вносятся
в колонку справа от профессий, то есть в третью колонку
бланка (табл. 1б).Например, если школьник считает, что у
него хорошо развит «интеллект» и на обратной стороне
карточки с «интеллектом» напротив «+2» баллов стоит
профессия «учитель», то слева от первоначального балла
10, напротив профессии «учитель» уже проставляется но­
вый балл — 12 (10 + 2 = 12). А там, где, например, стоят
минусы, из первоначальных баллов соответствующих
профессий вычитаются баллы (—1 или —2). В итоге ка­
кие-то профессии набирают новые балы, а какие-то про­
фессии свои баллы теряют, вплоть до того, что получают­
ся минусовые значения.

Это можно прокомментировать следующим образом. Если у данного человека развиты какие-то качества, то ему больше подходят те профессии, которые набирают больше баллов по этим качествам, и, наоборот, профес­сии, в которых трудно реализовать данные качества, ско­рее всего не подходят для школьника. Иными словами, школьник как бы сам делает себе рекомендации.

10. Уже перед самой игрой команда рассаживается во­
круг стола (или вокруг двух обычных столов, составлен­
ных вместе) так, чтобы каждый мог спокойно разместить
на столе свой игровой бланк и разложить лицевой сторо­
ной вверх все восемь карточек. Если в игровой команде
много человек (больше 6—7 учащихся), то бланки в тетра­
дях вполне можно расположить на коленях, но сами кар­
точки должны быть на столе. Естественно, со стола убира­
ются все лишние предметы.

11. В ходе игры учащиеся делают друг другу с помощью
карточек «комплименты». Ходы производятся без ка­
кой-либо очереди, но ходить можно только к тому игроку,


оый в данный момент свободен, то есть не делает ни-К°Т°х записей1. Например, кто-то может выбрать из при-Ка твуюших любого игрока, у которого в наибольшей с^ТпеН'и развит интеллект, или физическая сила, или по-СТ£ очность и т. д. Соответствующая карточка передается данному человеку.

Игрок, которому сделали «комплимент», сразу же де-

т ветный комплимент, вручая первому игроку кар­точку с качествами, которые в наибольшей степени ему соответствуют. При этом лучше не ждать, пока вас кто-то выберет, а самому проявлять активность по принципу: «Чем больше я кому-то сделаю «комплиментов», тем больше получу «комплиментов» в ответ»...

После обмена комплиментами каждый из игроков пе- ; реписывает с полученной карточки в свой бланк следую­щее: 1) во второй графе бланка ставится знак «плюс» на-! против врученного ему качества-комплимента2; 2) по об­ратной стороне карточки определяются изменения начальных баллов в выписанных на полученной карточке профессиях (например, первоначальный по какой-то профессии балл 10, а на карточке указано, что этот балл должен увеличиться на +2 балла и тогда справа от 10 бал­лов, в пятой колонке сразу же проставляется новый пока­затель —12 баллов3).

Фактически здесь проделывается уже знакомая школь­никам процедура, когда они по отобранным карточкам с развитыми у себя качествами определяли, какие профес­сии им больше подходят, в каких профессиях им сложно будет реализовывать свои таланты. Аналогично делаются записи и со всех последующих карточек, которые будет получать в игре данный участник.

1 Раньше ходы совершались по очереди (см. Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы // Вест­ник МГУ, сер. 14 - психол.— 1994.— №3. — С. 37—44), но игра в этом случае теряла свои динамические характеристики и проходила вяло.

1 В ходе игры ведущий должен проверить, выполняется ли данное пра­вило. Обычно кто-то из участников забывает проставлять «плюсы» против своих качеств и при подведении итогов из-за этого могут воз-

з к?кать небольшие обиды («почему же Вы мне не напомнили...»). Мы не рекомендуем в бланках делать записи типа: 10 + 2 = 12, посколь­ку они занимают много места и лишь вносят путаницу. Опыт проведе­ния методики в различных подростковых аудиториях показывает, что практически все игроки спокойно делают подсчеты в уме и в бланк вы­писывают уже готовые результаты. В нашем примере в бланк сразу за­писывается новый балл — 12.



<о О х л

с S „ Я

3- t? u ^ о

S ^ | х ~

2 я о ч й

Щ 5 * «И

(4 л л о О е;

VD В О 4)

i|s§l

! S

II8 ii

й я

SggSSB

i о " i.

1 еI f-i

О ni H S

s S § si

1 § «5 i

¥ * в й 2

cd bi i> f-t

x 5 f s

If

о

о

CQ


OOOOOOOOOOOO

   
О  
%  
S S
  о
s q
  с
ca  
С  

5 g

o
Я сь
 

Ha

CQ
g& a ^ e u

Li

Tq О

OOOOOOOOOOOOO

б Й

I1

ю

il

| | Б

m >, №


Далее карточка возвращается ее первоначальному хо­зяину, а У него обязательно берется своя карточка. Эти карточки могут использоваться в игре повторно. На этом хОд заканчивается, а сама игра продолжается в таком же

духе.

12. Заканчиваться игра может по-разному. Например,
можно просто установить определенное время (желатель­
но так, чтобы до конца данного занятия или урока остава­
лось время на подведение итогов, то есть хотя бы за 5—7
минут до звонка). Можно закончить игру, ориентируясь
на то, сколько комплиментов в среднем сделали большин­
ство участников, например, если во второй графе бланков
у многих проставлено по 12—15 плюсов, то есть они пере­
писали данные как минимум с 12—15 карточек, то это уже
неплохо для подведения хотя бы общих итогов.

13. После окончания данного этапа игры участники
обводят кружочками свои последние результаты (баллы)
по каждой профессии, а наиболее впечатляющие резуль­
таты помечают как-то особо (по усмотрению игрока). Это
своеобразный показатель того, насколько те или иные
профессии из выписанного в начале игры перечня соот­
ветствуют (или не соответствуют) качествам и достоинст­
вам данного участника игры. Но к этим показателям ни
в коем случае нельзя относиться как к «психодиагности­
ческим», поскольку данная игровая процедура носит по­
лушутливый характер и направлена она на совершенно
иные цели — на активизацию размышлений подростков
о соотношении качеств человека и выполняемой (предпо­
лагаемой) работы. Эти результаты можно сравнить с резуль­
татами самооценок в третьей колонке бланка (табл. 16).
Кроме того, можно оценить, какие качества чаще всего
отмечались другими участниками, то есть сколько «плю­
сов» проставлено во второй колонке бланка (табл. 16).

14. При подведении итогов ведущий может просто
предложить участникам самим посмотреть, что у них по­
лучилось и уже в индивидуальном порядке высказывать
свои комментарии к тем или иным результатам (но не
в плане «рекомендаций» о необходимости выбора данных
профессий, а в плане размышлений, «почему так получи­
лось....»). Более живо и увлекательно проходит подведе­
ние итогов, когда ведущий предлагает участникам самим

казать, у кого больше баллов получилось по первой про­фессии, по второй и т.д. Также можно поинтересоваться,


у кого больше «плюсов» оказалось по тем или иным каче­ствам. У кого меньше всего плюсов (или баллов) лучше не спрашивать, поскольку это может кого-то обидеть.

В целом данная методика проходит обычно живо и увлекательно, но, как уже отмечалось, ее результаты ни в коем случае не могут рассматриваться как главное осно­вание для профессионального выбора. Данная методика работает лишь в комплексе с другими профориентацион-ными методами. Главный смысл данной методики — фор­мировать у школьников готовность соотносить свои каче­ства с требованиями профессии.

а 8.3. «Медоворот»

Методика позволяет в игровой форме прогнозировать улучшение или ухудшение состояния здоровья при работе по определенным профессиям. Обращаем внимание, что данная игра ни в коей мере не может заменить серьезную медико-психологическую профконсультацию (!). Целесооб­разность данной игровой методики вызвана тем, что в на­стоящее время медицинские аспекты профессионального самоопределения в практике работы с подростками раз­виты еще явно недостаточно и поэтому проведение по­добных процедур хоть как-то восполняет этот пробел, но не снимает самой проблемы.

Игра проводится в группе из 6—10 человек, по време­ни занимает около 30—40 минут. Возможен вариант одно­временной игры с двумя-тремя группами, но если психо­лог еще недостаточно овладел основными правилами, лучше проводить данную методику пока только с одной группой. Для игры необходимы стол (желательно два сто­ла, которые можно было бы составить вместе), тетрадные листы в клетку, ручки. Игровая процедура включает сле­дующие этапы:

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подгото­
вить игровой бланк (табл. 17), а учащиеся рисуют такой
бланк на своих листочках, положенных горизонтально.

2. Вместе с участниками игры определяются ровно во­
семь наиболее интересных для данной группы профессий
(можно даже предложить каждому назвать по 1—2 про-


Сессиям). Названные восемь профессий ведущий выпи­сывает на доске.

3 Каждый игрок готовит восемь карточек для игры Соазрывает чистый лист на восемь равных частей).

4. Ведущий показывает на доске, как оформляются
карточки (рис.3). На лицевой стороне карточки выписы­
вается название первой профессии (из восьми профессий,
ранее выделенных учащимися), например, «менеджер».
Обратная сторона карточки делится пополам, в верхней
части проставляются плюсы, а в нижней — минусы. Далее
каждый игрок самостоятельно должен выписать напротив
двух плюсов («+ +») ту систему организма, которая совер­
шенно не пострадает или даже станет здоровее при работе
«менеджером», напротив одного плюса («+») — систему
организма, которая также не пострадает, но чуть в мень­
шей степени, а вот напротив минусов («—» и «-») соот­
ветственно выписываются системы организма, для кото­
рых работа «менеджером» может оказаться вредной (рис. 3).
Всего на обратной стороне карточки выписываются ровно
четыре системы организма1.

Аналогично готовятся карточки по всем восьми про­фессиям.

 

 

 

МЕНЕДЖЕР   + + опорно-двигательная + зрение
— сердечно-сосудистая ------ нервная система

Рис. 3. Пример заполненной карточки для игры «Медоворот»:

а — лицевая сторона; б — обратная сторона карточки (пояснения см. втексте)

5. Непосредственно перед игрой каждый участник Должен выписать в свой бланк только три наиболее инте­ресных для себя профессии — в соответствующие колон­ки (табл. 17). Дальнейшая работа будет заключаться в том, SgH E определить, каки м образом именно эти профессии

не?1 кто-то из участников скажет, что некоторые профессии вообще систеДЯТ °РганизмУ>то предложите им выписать напротив минусов те дтемы организма, которые в наибольшей степени подвержены рис-КУ при работе по данной профессии.


повлияют на здоровье в целом и на различные системы организма1.

Таблица 17 Пример бланка для игры «Медоворот»

 

Системы организма2 1-я профессия 2-я профессия 3-я профессия
органы дыхания      
сердечно-сосудистая система      
органы зрения      
нервная система      
опорно-двигательная система      
органы пищеварения      
почки и мочевыводящие пути (мочеполовая система — МПС)      
кожный и волосяной покров      
ИТОГ (общее состояние здоровья по каждой профессии):      

6. Во время игры все сидят за столом (или за двумя со­
ставленными вместе столами). По команде ведущего все
одновременно выбирают из своих наборов карточек те три
профессии (самые привлекательные для себя), которые
они выписали в своих бланках, и переписывают с обрат­
ной стороны этих карточек все «плюсы» и «минусы» на­
против соответствующих систем организма.

7. Далее, по команде ведущего (а можно и без коман­
ды) все передают свои восемь карточек соседу справа и бе­
рут восемь карточек от соседа слева, после чего также вы­
бирают из них три карточки с привлекательными для себя
профессиями и переписывают все «плюсы» и»минусы»
в свои бланки и т. д. Таким образом, за игру через каждого

1 Вполне возможно организовать игру таким образом, чтобы рассматри­
вались не три, а четыре и более пррфессий (по согласованию с участ­
никами). Но в этом случае времени на игру потребуется больше, и она
может оказаться более утомительной.

2 Вполне возможно вместо восьми систем организма использовать в ме­
тодике большее их число, добавив, например, эндокринную и другие
системы. Но в этом случае необходимо доходчиво объяснить игрокам,

.'; что это за системы, чтобы они смогли использовать свои представле­ния о них в игре. В данном варианте методики предлагаются только во­семь основных систем, выделенных в работе Сухарева А. Г. Медицин­ские аспекты профессиональной ориентации школьников.— М-: Мин-во здравоохранения СССР, 1982.— 25 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.134 с.)