Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М - с использованием схемы типов и уровней сформированности ЛПП

Поиск

1. Сразу же учащимся предлагается задача-ситуация
для того, чтобы продемонстрировать, как с помощью дан­
ной схемы можно эту ситуацию проанализировать. На­
пример, можно предложить следующую ситуацию (Зада­
ча-ситуация 3): «Андрей А., учащийся 9-го класса, давно
мечтает стать поваром. Учится он в основном на тройки
(иногда бывают и четверки). После девятого класса соби­
рается поступать в кулинарное училище, а в дальнейшем,
после армии, окончить специальные курсы и работать в
ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное.
На вопрос, чем нравится профессия повар, отвечает, что
«нравится готовить и угощать своими блюдами». Сам Ан­
дрей иногда готовит дома, помогая бабушке, однако его
родители недовольны этим, считая, что «эта профессия не
для парня». Товарищи Андрея сначала посмеивались над
его увлечением, но прошлым летом, в походе он всех при­
ятно удивил ухой, которую сварил из пойманной в пруду
рыбы». Например, в данной ситуации, скорее всего, тре­
тий тип построения ЛПП и третий уровень реализации
профессиональных планов (см. пример на рис. 16).

2. Также для закрепления данной схемы ученикам
можно предложить следующую задачу (Задачу-ситуацию


4): «Татьяна Р., ученица 11-го класса, профессию пока еще не выбрала. Она имеет некоторый интерес к искусст­ву (любит рисовать и читать современную поэзию). Дома иногда шьет, но портной быть категорически отказывает­ся. Учится в основном на четверки и пятерки, считая, что непременно должна получить высшее образование. Роди­тели хотят, чтобы она поступала в МАИ (авиационный институт). Сама Татьяна убеждена, что «не пропадет», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже если никуда не поступит». Под нажимом родителей ходит, «на всякий случай», на подготовительные курсы при МАИ». В данном случае, по данной схеме анализа, тип планирования ЛПП — второй, а уровень его реализа­ции — где-то между первым и вторым. Примечательно, что обычно мальчики оценивают данную ситуацию по до­вольно высоким типам и уровням (видимо, их сбивает с толку то, что она сравнительно хорошо учится и имеет определенные претензии на изысканность), тогда как де­вочки оценивают ее достаточно критично (видимо, их не проведешь увлечениями литературой и искусством)...

3. После усвоения данной схемы можно также провес­ти контрольную работу (каждый на отдельном листочке быстро рисует три схемы, нумерует их, после чего решает две предложенные ведущим задачи, а на третьей схеме де­лает самооценку). Полученный листочек с самооценкой также может стать основой для индивидуальной беседы с теми школьниками, чьи представления о своей ситуации самоопределения сильно отличаются от представлений об этих ситуациях у психолога.

Опыт показал, что лучше бывает использовать «вось­миугольник» основных факторов выбора профессии и си­стему сформированности ЛПП вместе, на одном занятии, поскольку эти схемы хорошо взаимодополняют друг дру­га. Например, по второй схеме (схеме сформированности ЛПП) можно проанализировать и те задачи, которые ана­лизировались с помощью «восьмиугольника». Чем боль­ше будет получать подросток простых и понятных средств для оценки различных ситуаций самоопределения, тем увереннее он будет ориентироваться и в своей собствен­ной ситуации профессионального и личностного самооп­ределения.


 
 

вжмы.

13.4. «Схема альтернативного выбора»

!■ Цель методики — помочь подростку (взрослому кли­енту) в выборе наиболее предпочтительного варианта

• профессии или места работы из уже имеющихся вариан­
тов, с учетом наиболее важных для клиента факторов вы-

• бора. (Подчеркиваем, что особенность данной методики
в работе с уже имеющимися, альтернативными варианта­
ми.)
Выбор происходит в ходе специально организованно­
го совместного обсуждения, где основное (решающее)
слово всегда принадлежит клиенту.

Схема альтернативного выбора наиболее эффективна именно в индивидуальной работе, хотя ее можно использо­вать и в работе с небольшой группой, когда выборы конк­ретных учащихся (клиентов) обсуждаются совместно с при­сутствующими, затем обсуждаются выборы другого и т. д.

Общий порядок работы со схемой следующий:

1. Психолог и клиент сидят за столом рядом, а не
напротив друг друга, как в психотерапевтических про­
цедурах.

2. На чистом листе бумаги рисуется несложный бланк
где вверху по горизонтали будут выписываться имеющие­
ся у клиента варианты, а слева по вертикали — те факторы
и условия, которые важны для принятия решения данного
клиента (см. образец бланка — в табл. 37). Оптимальное
количество рассматриваемых вариантов — от 2 до 5—7, то
есть столько, сколько размещается на обычном листе бу­
маги. Когда клиент будет называть имеющиеся у него ва­
рианты, желательно, чтобы они были сформулированы
как можно конкретнее.

3. Психолог-консультант предлагает клиенту назвать
наиболее важные для него факторы выбора и выписывает
эти факторы в бланк. Для удобства работы используется
специальный перечень таких факторов (см. Перечень
факторов выбора1 — в конце данного раздела). Таким об­
разом, в бланк выписываются 20—30 факторов. При вы-
писывании этих фактор ов психолог может задавать кли-
1 Данный перечень факторов является достаточно универсальным и мо­
жет использоваться как для профконсультации выпускников школ
(больше ориентирующихся на первоначальный выбор профессии и
учебных заведении), так и для работы со взрослыми клиентами (больше
рассматривающих варианты трудоустройства или смены профессии).


енту уточняющие вопросы, позволяющие иногда видоиз­менять их первоначальные формулировки. Главное — чтобы смысл выписываемых факторов был хорошо ясен и клиенту, и самому психологу, что и обеспечивает настоя­щее взаимодействие и понимание между ними.

Таблица 37.

Пример совместно заполненного бланка для методик «Схема альтернативного выбора»

Работа с выпускником 11-го класса — Борисом Е. В скобках указаны баллы после удвоения. Получается, что более предпочтителен 2-й вариант.

 

Коэф­фици­ент значи­мости - "х2" Мотивационные факторы 1-й вариант: строитель­ный техни­кум, специ­альностьмонтаж... 2-й вариант: экономиче­ский инсти-тут,специ-альность — бухучет... 3-й вариант: торговать газетами («скоро в армию»...)
  Интуиция подсказывает      
  Одобрение отца   2.  
  Способности позво­ляют      
х2 Хотел бы проявить интеллект 2(4) 3(6) 2(4)
  Хотел бы проявить жизненный опыт      
  Хотел бы проявить самостоятельность      
х2 Престиж Г 0(0) 3(6) 1(2)
  Легкость поступления      
  Хорошая «атмосфера»      
х2 Работа со знаковыми системами (предмет труда) 2(4) 4(8) 1(2)
  Оценка, контроль (цель труда)      
  Творчество (цель)      
  Теоретические (средства труда)      
  Бытовой микроклимат (условия труда)      

Коэф­фици­ент значи­мости - "х2" Мотивационные факторы 1-й вариант: строитель­ный техни­кум, специ­альностьмонтаж... 2-й вариант: экономиче­ский инсти-тут,специ-альностьбухучет... 3-й вариант: торговать газетами («скоро в армию»...)
х2 Самостоятельный труд   2  
  Клиенты, посетители      
  Обычная ответственность      
  Высокая зарплата      
х2 Изысканные отношения 1(2) 3(6) 0(0)
  ИТОГО:      

4. После того как будут выписаны все важные для кли­
ента факторы, ему предлагается самому назвать из выпи­
санного перечня 5—7 наиболее значимых для него факто­
ров. Рядом с этими факторами слева проставляется отмет­
ка особой значимости — «х2», а сами эти факторы для
наглядности лучше подчеркнуть.

5. Далее клиенту предлагается самому оценить, на­
сколько каждый из выписанных в бланке факторов соот­
ветствует имеющимся (также выписанным) вариантам.
Для этого используется несложная шкала от 0 до 4 баллов:
0 баллов — фактор совершенно не соотносится с данным
вариантом; 1 балл — фактор соотносится с вариантом, но
очень слабо; 2 балла — фактор имеет некоторое соотно­
шение с вариантом; 3 балла — фактор хорошо соотносит­
ся с вариантом; 4 балла — фактор очень хорошо соотно­
сится с вариантом. Первое и последнее слово в такой
оценке всегда предоставляется клиенту, чтобы у него бы­
ло постоянное ощущение самостоятельной работы (чтобы
чувствовал себя субъектом самоопределения). В этом
главный активизирующий смысл данной методики.

Сидящий рядом профконсультант может иногда зада­вать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях предло­жить и свою оценку. Но и в этом случае окончательное слово — всегда за клиентом (даже если консультант счита­ет, что клиент совершенно не прав, ведь консультанту не удалось привести краткие и убедительные аргументы...).


Ни в коем случае нельзя спорить с клиентом «до хрипо­ты»: работа должна проходить легко, с пониманием и с удовольствием '.

6. После проставления в бланк баллов-оценок исполь­
зуется коэффициент особой значимости факторов — «х2»,
который ранее уже был проставлен рядом с такими факто­
рами. Все выделенные факторы (особо значимые для кли­
ента) просто удваиваются (умножаются на 2), то есть ря­
дом с их первоначальными баллами-оценками в бланке
выписываются новые, увеличенные в два раза баллы
(табл. 37).

7. После этого по каждому варианту (столбику бланка)
подсчитывается сумма всех баллов, включая и удвоенные,
и неудвоенные. Полученные результаты выписываются
внизу, под соответствующими столбиками-вариантами.
Вариант, набравший наибольшее количество баллов, ско­
рее всего, является наиболее предпочтительным для дан­
ного клиента.

Но нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Полученные показатели также являются лишь приблизительной осно­вой для размышлений о выборе профессии, учебного за­ведения или места трудоустройства. У нас были случаи, когда клиент уже после проделанной совместной работы говорил, что методика помогла ему «лучше разобраться в том, чего же он действительно хочет», а затем все-таки останавливался на варианте, который не набирал самое большое количество баллов.

Может оказаться и так, что методика с первого раза
и не позволит выявить наиболее предпочтительные вари­
анты (например, все или многие варианты просто наберут
примерно одинаковое количество баллов). В этом случае
можно предложить клиенту еще раз посмотреть, те ли
факторы им были выбраны, те ли факторы оказались особо
значимыми для него (п равильно ли проставлен коэффи-
1 При использовании схемы часто можно сталкиваться с ситуациями,
когда аргументы психолога лишь «частично» убедят в чем-то клиента,
и тогда в таблице вполне допускается вместо ошибочных баллов-оце­
нок выписывать «компромиссные баллы», как бы находящиеся где-то
посередине между первоначальным баллом клиента и уточненным
баллом психолога. Важно понимать, что абсолютно «объективных»
оценок почти не бывает и речь идет лишь о степени приближения к ре­
альности. !..<>■'■--■■■ - s v


циент «х2»), а может, даже вернуться к некоторым спор­ным баллам-оценкам. Такое повторение работы обычно занимает гораздо меньше времени, поскольку клиент уже знаком с общей логикой использования схемы и, как пра­вило, проделывает все достаточно быстро.

Перечень мотивационных факторов для методики
i «Схема альтернативного выбора»

При проведении профконсультации у клиента посто­янно спрашивается: «Хотели бы Вы, чтобы в Вашей буду­щей профессии (в учебном заведении, на работе...) проя­вилось...?» или «Хотели бы Вы, чтобы у Вас была возмож­ность...?», или «Хотели бы Вы учесть во время своего выбора...?», «Важно ли для Вас при выборе...?» и т. п. и т. д. При этом клиент может не только выбирать ограни­ченное количество факторов, но из каких-то групп назы­вать столько, сколько считает нужным.

у I. Факторы общего порядка:

1. Собственное желание:

1) осознанное, хорошо продуманное желание;

2) интуитивное предчувствие успеха.

i 2. Отношение (одобрение) близких людей:

1) отец;

•■- 2) мать (мама);; 3) любимый человек; ■

4) друг (подруга) и др.

3. Собственные способности и возможности для реа­
лизации варианта, их соответствие каждому из вариантов.

4. Желание проявить те или иные качества (насколько
данный вариант позволяет это):

 

1) физическую силу;

2) красоту, внешнюю привлекательность;

3) умение общаться;

4) интеллект;

5) чувство прекрасного;

6) волю, решительность;

7) самостоятельность;

8) нравственные качества; J r


9) общую эрудицию; 10) жизненный опыт и др.

5. Информированность, знание о том или ином вари­
анте (знание того, что ждет...).

6. Наличие (или, наоборот, отсутствие) друзей и знако­
мых на месте будущей учебы или работы.

7. Престиж (в понимании клиента и его близкого окру­
жения).

8. Перспективность варианта для будущей жизни.

9. Близость месторасположения.

 

10. Отсрочка от армии и др.

11. Характеристики возможного места учебы1:

 

1. Легкость поступления (или наоборот, сложность по­
ступления, чтобы потом хвалиться можно было...).

2. Легкость обучения (или, наоборот...).

 

3. Большая стипендия, льготы (можно уточнить, ка­
кие...). -

4. Наличие общежития.

5. Хороший социально-психологический климат (при­
ятная «атмосфера»).

6. Интересная производственная практика или стажи­
ровка.

7. Хорошее распределение (гарантированные хорошие

места трудоустройства). •

8. Отличная культурная, спортивная жизнь. ?

9. Качественный преподавательский состав.

10. Отличная материальная база (кабинеты, лаборато­
рии...).

11. Отсутствие взяток (или, наоборот, возможность по­
ступить за взятку и купить отличный диплом) и др.

III. Характеристики возможного места работы2:

1. Легкость трудоустр ойства.

1 Данные характеристики используются в консультациях, где основная
проблема — помощь в выборе учебного заведения. Но если среди вари­
антов клиента имеются и связанные с дальнейшим обучением, и с тру­
доустройством на работу, то тогда приходится рассматривать полные
наборы мотивационных факторов.

2 Данные характеристики больше подходят для консультаций, где реша­
ется вопрос о том, где именно работать клиенту (взрослому или вы­
пускнику)..,,„,...


                       
   
   
   
   
 
 
 
 
       
 
 

-.1*8

2. Возможность дополнительного обучения или пере­
подготовки за счет организации.

3. Возможность работать по контракту.

4. Хороший социально-психологический климат («ат­
мосфера»).

5. Развитый социально-культурный быт (свои санато­
рии, детские сады и ясли, снабжение продуктами, различ­
ные культурно-развлекательные программы и т.п.).

6. Льготы (уточнить, какие именно).

7. Перспективы профессионального роста и построе­
ния карьеры.

8. Высокая официальная зарплата, возможность зара­
батывать валюту.

9. Возможность дополнительного заработка (чаевые,
взятки-подарки, возможность использовать в личных це­
лях технику и оборудование организации...).

10. Возможность работать по совместительству в дру­
гих местах.

11. Относительно свободный режим посещения.

12. Возможность использовать ранее приобретенный
профессиональный опыт.

13. Легкость увольнения из организации.

14. Стабильная работа организации (без кадровых пе­
ретрясок, без массовых увольнений, без риска банкротст­
ва и т. п.) и др.

IV. Характеристики выбираемых профессий1: 1. Предмет труда:

1) природа: животные, растения, организм человека;.,,««, 2) материалы и заготовки;

3) дети;

4) взрослые люди;

5) техника;

6) транспорт;

1 Данная группа характеристик особенно важна для случаев, когда про­фессия еще не выбрана (включая случаи выбора профессионального заведения, когда обучение предполагает работу по тем или иным про­фессиям). Менее значимо использование данной группы факторов в работе со взрослыми клиентами, уже имеющими профессию, совер­шенно не собирающимися ее менять и лишь подыскивающими другое место работы. Хотя, например, для большинства клиентов службы за­нятости (безработных) актуальным является вопрос смены имеющих­ся специальностей и приобретение новых.


 

7) знаковые системы (стабильные, меняющаяся ин­
формация);

8) художественный образ (красота).

2. Цели труда:

1) контроль, оценка, диагноз;

2) преобразование (материалов, человеческого созна-'

ния...);

3) творчество, изобретательство;

4) транспортирование; •

 

5) обслуживание (поддержание в определенном состо­
янии);

6) собственное развитие и самосохранение.

3. Средства труда:

1) ручные и простые приспособления;

2) механические;!

3) автоматические; %

 

4) функциональные (зрение, слух, голос, физиче^ащ
сила...);;i,

5) теоретические (знания, способы мышления);

6) переносные средства или стационарные. Я

4. Условия труда:! 1

т 1) бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора...);

2) большие помещения с людьми (аудитории, торго­
вые и концертные залы...);

3) обычный производственный цех;

4) необычные производственные условия (особая сте­
рильность, режим влажности, температуры...);

5. Характер подвижности в труде: , 1) преимущественно сидя; 2) преимущественно стоя; 3) длительная ходьба; 4) вынужденные статичные позы; 5) множество разнообразных движений;

 

5) экстремальные (риск для жизни и здоровья);

6) работа на открытом воздухе;
н' 7) домашний кабинет.


6) высокая избирательная подвижность (в основном только рук, только головы, только ног...).

6. Характер общения:

1) минимальное общение (индивидуальный самостоя­
тельный труд);

2) работа с клиентами и посетителями;

3) обычный коллектив («свои люди», одни и те же ли­
ца...);

4) работа с аудиториями;

5) особая дисциплина и субординация;

6) небольшой замкнутый коллектив (вынужденно
ограниченные контакты).

7. Характер ответственности в труде:

1) материальная;

2) моральная;

3) за жизнь и здоровье людей;

4) обычная (невыраженная) ответственность.

8. Различные особенности профессий:

1) высокая официальная зарплата;

2) возможность дополнительного заработка (чаевые,
взятки-подарки, возможность использовать оборудование
организации, возможность что-то унести...);

3) возможность проявить власть;

4) изысканные отношения (особый этикет...);

5) встречи со знаменитостями;

6) частые командировки по стране;

7) загранкомандировки (или просто — валюта...);

8) завершенный или промежуточный результат труда
(возможность полюбоваться тем, что сделал...);

9) минимальные профвредности (уточнить, какие
именно);

10) спокойная работа (минимальное нервное и физи­
ческое напряжение);

11) отсутствие мата и сквернословия на работе;

12) увлекательная, рискованная работа;

13) ярко выраженная общественно полезная работа.


9. Минимальное профессиональное образование, не­обходимое для профессии: ^

1) без специального профессионального образования;

2) краткосрочные курсы (от нескольких недель до не­
скольких месяцев);

3) начальное профессиональное образование (ПТУ,
СПТУ...);

4) среднее профессиональное образование (техникум,
училище...);

5) высшее профессиональное образование (вуз): бака­
лавриат, магистратура?

6) ученая степень;

7) дополнительное профессиональное образование,
переподготовка, доподготовка (к уже имеющемуся обра­
зованию...).

'т.


Заключение


''М-


Оглавление


 


Развитие любой науки и любого научно-практического на­правления имеет интересную тенденцию. Если на первых эта­пах развития какого-то направления основное внимание уде­ляется результатам работы (например, позитивным изменени­ям у клиента), то в дальнейшем происходит постепенное переключение внимания на сами методы работы (по принци­пу «каковы методы, таковы будут и результаты»). На заключи­тельных этапах развития любого научно-практического на­правления все большее внимание специалисты уделяют самим себе (своей готовности помогать тем или иным клиентам, своему уровню образования и владения различными метода­ми, наконец, своей готовности самостоятельно совершенство­вать свою работу, вырабатывать индивидуальный стиль своего труда).

В этом плане мы надеемся, что представленные в пособии методики помогут не только активизировать самоопределяю­щихся клиентов, но и активизировать самих психологов-прак­тиков, использующих данные методики. При этом становле­ние и развитие профессионального самосознания психоло­га-практика предполагает прежде всего умение находить интересные и значимые проблемы в своей профессиональной деятельности, а затем искать пути решения этих проблем. Неспособность видеть такие проблемы (когда «все и так пре­красно») является верным признаком профессиональной де­градации. Но сложность профориентационной работы заклю­чается еще и в том, что проблемы самоопределения неразрыв­но связаны и с проблемами общества, в котором молодому человеку или подростку приходится искать свое место (в том числе и с помощью выбираемой профессии). Устранение от размышления над подобными проблемами (социально-эконо­мическими, политическими, культурологическими) превра­щает всю профориентацию в «профанацию».

Поэтому от самих профконсультантов требуется сильная внутренняя мотивация (внутренняя активность), желание дей­ствительно разобраться в сложнейших вопросах нашего обще­ства. Быть может, кому-то предлагаемые методики помогут найти для этого в себе силы.


Введение......................................................................... 3

Часть 1. Теоретические основы использования активизирующих профориентационных методов

Глава 1. Сущность профессинального самоопределения.. 6

, 1.1. Соотношение понятий: профориентация и проф-консультация, профессиональное и личностное само-. определение, карьера и профессиональный выбор.. 6

1.2. Концептуальные уровни помощи человеку в про-

,.. фессиональном и личностном самоопределении... 8

1.3. Профессиональное самоопределение как поиск
смысла в выбираемой профессии............................ 9

Глава 2. Оптант как субъект профессионального и личност-
!; ного самоопределения................................................
16

' 2.1. Совокупный, сложноорганизованный и противо-■н речивый характер субъекта самоопределения.... 16

2.2. Парадоксы «субъектности» в профессиональном
самоопределении.................................................... 16

2.3. Главная (идеальная) цель, основные задачи

> и уровни профессионального самоопределения... 17

2.4. Специфика профориентационной помощи на раз-
С ных этапах развития субъекта профессионального са­
моопределения............................................................ 19

}, 2.5. Проблема основных вариантов (схем) планирова-
., ния человеком своей карьеры................................ 25

Глава 3. Смысл активизации субъекта профессионального
и личностного самоопределения................................
32

3.1. Проблема активизации, активности и самоакти-

? визации клиента...................................................... 32

3.2. Проблема метода активизации в профессиональ-

f ном и личностном самоопределении.................... 39

q. 3.3. Основные характеристики активизирующей
. профконсультационной методики......................... 43


3.4. Место активизирующей методики в профконсуль-
тационном процессе................................................ 45

3.5. Основные модели (схемы) активизации само­
определяющихся клиентов..................................... 47

Глава 4. Основы организации и планирования профориен-
тационной работы.....................................................
53

4.1. Основные организационные принципы профори-
ентационной работы............................................... 53

4.2. Различные организационные модели профориен-
тационной помощи.................................................. 54

4.3. Организация взаимодействия профконсультанта
со смежными специалистами.................................. 55

4.4. Проблема оценки эффективности профконсуль-
тационной помощи.................................................. 58

, 4.5. Основы составления программ профориентаци-
онной помощи......................................................... 62

4.6. Основы планирования и проведения конкретных
профориентационных занятий и профконсультаций 64

4.7. Концептуальная схема организации профконсуль-
тационного взаимодействия психолога и клиента.. 66

; 4.8. Основы самостоятельной модификации и конст-
Н руирования профориентационных методик............ 71

Часть 2. Основные группы активизирующих профориентационных методов

Глава 5. Профориентационные игры............................... 80

5.1. Общая характеристика данных методик......... 80

5.2. Игра «Стажеры-инопланетяне»....................... 81

5.3. Игра «Три судьбы»........................................... 85

5.4. Игра «Спящий город»....................................... 91

? 5.5. Игра «Угадай профессию» (игра парами в классе

и возможности использования в индивидуальной
г* профконсультаций).................................................. 95

5.6. Игра «Профконсультация» (с микрогруппой.
*! в 3—5 человек).................................................. .0} 101

Глава 6. Игровые профориентационные упражнения. .-■•.' 109 6.1. Общая характеристика данных методик...ч. 109

Щ


 

110 112 113 115

6.2. Упражнение «Подарок» («Любимое блюдо»,
«Маскарадный костюм»)................................. '.

6.3. «Профессия на букву...»............................

6.4. «Самая-самая»...........................................

6.5. «Цепочка профессий»................................

7 6.6. «День из жизни...» («Сон из жизни...»).......... 116

^ 6.7. «Человек-профессия» (по типу «Ассоциаций») 118

'■; 6.8. «Автопортрет»............................................... 119

. 144. 144. 145. 149. 155 . 162. 162. 163 . 170. 173. 182

.'; 6.9. «Кто есть кто?»............................................... 121

6.10.«Походка» («Поступь профессионала»).

6.11. «Пять шагов».........................................

6.12.«Ловушки-капканчики».........................

; 6.13. «Эпитафия»..........................................

г 6.14. «Авотия!»..............................................

:' 6.15. «Звездный час».......................................

6.16. «От звезды —до звезды».....................

Глава 7. Бланковые игры с классом.............................

7.1. Общая характеристика данных методик.

у, 7.2. «Бизнес-риск-мен».................................

•/. 7.3. «Торг».....................................................

7.4. «Я-компаньон».......................................

Глава 8. Карточные бланковые игры........................

s 8.1. Общая характеристика данных методик

8.2. «Комплимент».....................................

^ 8.3. «Медоворот»........................................

*• 8.4. «Болван»............................................

8.5. «Сударь-государь»..............................

Глава 9. Карточные информационно-поисковые техноло-

: гии («Профессьянсы»).................................................... 189

; 9.1. Общая характеристика данных методик.... 189

9.2. «Формула-5»......................................................... 191

Глава 10. Карточныепрофконсультационные игры.... 198

10.1. Общая характеристика данных методик.... 198

10.2. «Человек-Судьба-Чёрт» (индивидуальная игра) 200


10.3. «Страшный Суд» (игра с микрогруппой

в 3—5 человек)...................................................... 215

10.4. «Тудема-сюдема» (игра с микрогруппой

в 3—6 человек)...................................................... 241

10.5. «Психобизнес» (игра с микрогруппой
в 2—6 человек с использованием обычных
игральных карт)..................................................... 249

Глава 11. Настольные профориентационные игры.... 257

11.1. Общая характеристика данных методик.... 257

11.2. Игра «Или-Или»................................................... 259

11.3. «Такой-сякой»..................................................... 276

Глава 12. Активизирующие профориентационные опрос­
ники.......................................................................
281

££[12.1. Общая характеристика данных методик.... 281

12.2. Опросник «За и против»............................... 287

12.3. «Будь готов!»................................................ 316

12.4.Ситуации для опросника-шутки «СНГ».... 336

t к ., 12.5. «Справедливость, самооценка, самоуважение,

ГГ' рефлексия» (СССР)............................................... 340

'.;f. 12.6. «Как поживаешь?»....................................... 347

^ 12.7. «Моды-2»..................................................... 355

' ■'"' 12.8. Опросник по схеме построения личной профес-

£d i сиональной перспективы (ЛПП).......................... 362

12.9. «Смыслы-сюрпризы»................................... 366

Глава 13. Схемы анализа и самоанализа ситуаций профес­
сионального и личностного самоопределения..........
369

Л. >. 13.1. Общая характеристика данных методик.... 369 £1? 13.2. «Восьмиугольник основных факторов выбора

профессии» (по Е. А. Климову)........................... 370

щ I 13.3. Схема уровней сформированности личной про-

qo, фессиональной перспективы (ЛПП)..................... 374

Ф, 13.4. «Схема альтернативного выбора»............... 378

Заключение.................................................................. 388


Приглашаем Вас учиться в

МОСКОВСКИЙ

ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ,

высокая репутация которого в деловом и научном мире является гарантом осуществления Ваших тре­бований к высшему образованию.

МПСИ — это современное высшее учебное заведение, в котором Вы можете получить образование по всем фор­мам обучения (очное, вечернее и заочное) по следую­щим специальностям:

э Психология (020400)

о Социальная педагогика (031300)

о Социология (020300) ■ э Социально-культурный сервис и туризм (230500)

э Менеджмент организации (061100)

о Юриспруденция (021100). о Таможенное дело (350900)

э Финансы и кредит (060400)

о Бухгалтерский учет, анализ и аудит (060500)

о Дошкольная педагогика и психология (030900)

о Педагогика и методика начального образования (031200)

с Логопедия (031800)

э Коррекционная педагогика и специальная психоло­гия (032000)

о Социальная работа (350500)

а Лингвистика и межкультурная коммуникация (022600)

Практически уникальными можно назвать выпускаемые издательством института серии учебной, методической и научной литературы для студентов и аспирантов. Более подробная информация о вузе по тел. (095) 958-19-00. E-mail: mpsi@col.ru. Издательство МПСИ бесплатно высы­лает каталоги по литературе. Заявки по тел. (095) 234-43-15.



Г


           
 
   
     
 
 
 

: и -Ч) ■ж

Государственная лицензия № 24-0600 от 20.09.01 п Государственная аккредитация № 00140 от 02.04.01 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.015 с.)