Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М - с использованием схемы типов и уровней сформированности ЛПП↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сразу же учащимся предлагается задача-ситуация 2. Также для закрепления данной схемы ученикам 4): «Татьяна Р., ученица 11-го класса, профессию пока еще не выбрала. Она имеет некоторый интерес к искусству (любит рисовать и читать современную поэзию). Дома иногда шьет, но портной быть категорически отказывается. Учится в основном на четверки и пятерки, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы она поступала в МАИ (авиационный институт). Сама Татьяна убеждена, что «не пропадет», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже если никуда не поступит». Под нажимом родителей ходит, «на всякий случай», на подготовительные курсы при МАИ». В данном случае, по данной схеме анализа, тип планирования ЛПП — второй, а уровень его реализации — где-то между первым и вторым. Примечательно, что обычно мальчики оценивают данную ситуацию по довольно высоким типам и уровням (видимо, их сбивает с толку то, что она сравнительно хорошо учится и имеет определенные претензии на изысканность), тогда как девочки оценивают ее достаточно критично (видимо, их не проведешь увлечениями литературой и искусством)... 3. После усвоения данной схемы можно также провести контрольную работу (каждый на отдельном листочке быстро рисует три схемы, нумерует их, после чего решает две предложенные ведущим задачи, а на третьей схеме делает самооценку). Полученный листочек с самооценкой также может стать основой для индивидуальной беседы с теми школьниками, чьи представления о своей ситуации самоопределения сильно отличаются от представлений об этих ситуациях у психолога. Опыт показал, что лучше бывает использовать «восьмиугольник» основных факторов выбора профессии и систему сформированности ЛПП вместе, на одном занятии, поскольку эти схемы хорошо взаимодополняют друг друга. Например, по второй схеме (схеме сформированности ЛПП) можно проанализировать и те задачи, которые анализировались с помощью «восьмиугольника». Чем больше будет получать подросток простых и понятных средств для оценки различных ситуаций самоопределения, тем увереннее он будет ориентироваться и в своей собственной ситуации профессионального и личностного самоопределения.
13.4. «Схема альтернативного выбора» !■ Цель методики — помочь подростку (взрослому клиенту) в выборе наиболее предпочтительного варианта • профессии или места работы из уже имеющихся вариан • бора. (Подчеркиваем, что особенность данной методики — Схема альтернативного выбора наиболее эффективна именно в индивидуальной работе, хотя ее можно использовать и в работе с небольшой группой, когда выборы конкретных учащихся (клиентов) обсуждаются совместно с присутствующими, затем обсуждаются выборы другого и т. д. Общий порядок работы со схемой следующий: 1. Психолог и клиент сидят за столом рядом, а не 2. На чистом листе бумаги рисуется несложный бланк 3. Психолог-консультант предлагает клиенту назвать енту уточняющие вопросы, позволяющие иногда видоизменять их первоначальные формулировки. Главное — чтобы смысл выписываемых факторов был хорошо ясен и клиенту, и самому психологу, что и обеспечивает настоящее взаимодействие и понимание между ними. Таблица 37. Пример совместно заполненного бланка для методик «Схема альтернативного выбора» Работа с выпускником 11-го класса — Борисом Е. В скобках указаны баллы после удвоения. Получается, что более предпочтителен 2-й вариант.
4. После того как будут выписаны все важные для кли 5. Далее клиенту предлагается самому оценить, на Сидящий рядом профконсультант может иногда задавать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях предложить и свою оценку. Но и в этом случае окончательное слово — всегда за клиентом (даже если консультант считает, что клиент совершенно не прав, ведь консультанту не удалось привести краткие и убедительные аргументы...). Ни в коем случае нельзя спорить с клиентом «до хрипоты»: работа должна проходить легко, с пониманием и с удовольствием '. 6. После проставления в бланк баллов-оценок исполь 7. После этого по каждому варианту (столбику бланка) Но нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Полученные показатели также являются лишь приблизительной основой для размышлений о выборе профессии, учебного заведения или места трудоустройства. У нас были случаи, когда клиент уже после проделанной совместной работы говорил, что методика помогла ему «лучше разобраться в том, чего же он действительно хочет», а затем все-таки останавливался на варианте, который не набирал самое большое количество баллов. Может оказаться и так, что методика с первого раза циент «х2»), а может, даже вернуться к некоторым спорным баллам-оценкам. Такое повторение работы обычно занимает гораздо меньше времени, поскольку клиент уже знаком с общей логикой использования схемы и, как правило, проделывает все достаточно быстро. Перечень мотивационных факторов для методики При проведении профконсультации у клиента постоянно спрашивается: «Хотели бы Вы, чтобы в Вашей будущей профессии (в учебном заведении, на работе...) проявилось...?» или «Хотели бы Вы, чтобы у Вас была возможность...?», или «Хотели бы Вы учесть во время своего выбора...?», «Важно ли для Вас при выборе...?» и т. п. и т. д. При этом клиент может не только выбирать ограниченное количество факторов, но из каких-то групп называть столько, сколько считает нужным. у I. Факторы общего порядка: 1. Собственное желание: 1) осознанное, хорошо продуманное желание; 2) интуитивное предчувствие успеха. i 2. Отношение (одобрение) близких людей: 1) отец; •■- 2) мать (мама);; 3) любимый человек; ■ 4) друг (подруга) и др. 3. Собственные способности и возможности для реа 4. Желание проявить те или иные качества (насколько
1) физическую силу; 2) красоту, внешнюю привлекательность; 3) умение общаться; 4) интеллект; 5) чувство прекрасного; 6) волю, решительность; 7) самостоятельность; 8) нравственные качества; J r 9) общую эрудицию; 10) жизненный опыт и др. 5. Информированность, знание о том или ином вари 6. Наличие (или, наоборот, отсутствие) друзей и знако 7. Престиж (в понимании клиента и его близкого окру 8. Перспективность варианта для будущей жизни. 9. Близость месторасположения.
10. Отсрочка от армии и др. 11. Характеристики возможного места учебы1:
1. Легкость поступления (или наоборот, сложность по 2. Легкость обучения (или, наоборот...).
3. Большая стипендия, льготы (можно уточнить, ка 4. Наличие общежития. 5. Хороший социально-психологический климат (при 6. Интересная производственная практика или стажи 7. Хорошее распределение (гарантированные хорошие места трудоустройства). • 8. Отличная культурная, спортивная жизнь. ? 9. Качественный преподавательский состав. 10. Отличная материальная база (кабинеты, лаборато 11. Отсутствие взяток (или, наоборот, возможность по III. Характеристики возможного места работы2: 1. Легкость трудоустр ойства. 1 Данные характеристики используются в консультациях, где основная 2 Данные характеристики больше подходят для консультаций, где реша
2. Возможность дополнительного обучения или пере 3. Возможность работать по контракту. 4. Хороший социально-психологический климат («ат 5. Развитый социально-культурный быт (свои санато 6. Льготы (уточнить, какие именно). 7. Перспективы профессионального роста и построе 8. Высокая официальная зарплата, возможность зара 9. Возможность дополнительного заработка (чаевые, 10. Возможность работать по совместительству в дру 11. Относительно свободный режим посещения. 12. Возможность использовать ранее приобретенный 13. Легкость увольнения из организации. 14. Стабильная работа организации (без кадровых пе IV. Характеристики выбираемых профессий1: 1. Предмет труда: 1) природа: животные, растения, организм человека;.,,««, 2) материалы и заготовки; 3) дети; 4) взрослые люди; 5) техника; 6) транспорт; 1 Данная группа характеристик особенно важна для случаев, когда профессия еще не выбрана (включая случаи выбора профессионального заведения, когда обучение предполагает работу по тем или иным профессиям). Менее значимо использование данной группы факторов в работе со взрослыми клиентами, уже имеющими профессию, совершенно не собирающимися ее менять и лишь подыскивающими другое место работы. Хотя, например, для большинства клиентов службы занятости (безработных) актуальным является вопрос смены имеющихся специальностей и приобретение новых.
7) знаковые системы (стабильные, меняющаяся ин 8) художественный образ (красота). 2. Цели труда: 1) контроль, оценка, диагноз; 2) преобразование (материалов, человеческого созна-' ния...); 3) творчество, изобретательство; 4) транспортирование; •
5) обслуживание (поддержание в определенном состо 6) собственное развитие и самосохранение. 3. Средства труда: 1) ручные и простые приспособления; 2) механические;! 3) автоматические; %
4) функциональные (зрение, слух, голос, физиче^ащ 5) теоретические (знания, способы мышления); 6) переносные средства или стационарные. Я 4. Условия труда:! 1 ■т 1) бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора...); 2) большие помещения с людьми (аудитории, торго 3) обычный производственный цех; 4) необычные производственные условия (особая сте
5) экстремальные (риск для жизни и здоровья); 6) работа на открытом воздухе; 6) высокая избирательная подвижность (в основном только рук, только головы, только ног...). 6. Характер общения: 1) минимальное общение (индивидуальный самостоя 2) работа с клиентами и посетителями; 3) обычный коллектив («свои люди», одни и те же ли 4) работа с аудиториями; 5) особая дисциплина и субординация; 6) небольшой замкнутый коллектив (вынужденно 7. Характер ответственности в труде: 1) материальная; 2) моральная; 3) за жизнь и здоровье людей; 4) обычная (невыраженная) ответственность. 8. Различные особенности профессий: 1) высокая официальная зарплата; 2) возможность дополнительного заработка (чаевые, 3) возможность проявить власть; 4) изысканные отношения (особый этикет...); 5) встречи со знаменитостями; 6) частые командировки по стране; 7) загранкомандировки (или просто — валюта...); 8) завершенный или промежуточный результат труда 9) минимальные профвредности (уточнить, какие 10) спокойная работа (минимальное нервное и физи 11) отсутствие мата и сквернословия на работе; 12) увлекательная, рискованная работа; 13) ярко выраженная общественно полезная работа. 9. Минимальное профессиональное образование, необходимое для профессии: ^ 1) без специального профессионального образования; 2) краткосрочные курсы (от нескольких недель до не 3) начальное профессиональное образование (ПТУ, 4) среднее профессиональное образование (техникум, 5) высшее профессиональное образование (вуз): бака 6) ученая степень; 7) дополнительное профессиональное образование, 'т. Заключение ''М- Оглавление
Развитие любой науки и любого научно-практического направления имеет интересную тенденцию. Если на первых этапах развития какого-то направления основное внимание уделяется результатам работы (например, позитивным изменениям у клиента), то в дальнейшем происходит постепенное переключение внимания на сами методы работы (по принципу «каковы методы, таковы будут и результаты»). На заключительных этапах развития любого научно-практического направления все большее внимание специалисты уделяют самим себе (своей готовности помогать тем или иным клиентам, своему уровню образования и владения различными методами, наконец, своей готовности самостоятельно совершенствовать свою работу, вырабатывать индивидуальный стиль своего труда). В этом плане мы надеемся, что представленные в пособии методики помогут не только активизировать самоопределяющихся клиентов, но и активизировать самих психологов-практиков, использующих данные методики. При этом становление и развитие профессионального самосознания психолога-практика предполагает прежде всего умение находить интересные и значимые проблемы в своей профессиональной деятельности, а затем искать пути решения этих проблем. Неспособность видеть такие проблемы (когда «все и так прекрасно») является верным признаком профессиональной деградации. Но сложность профориентационной работы заключается еще и в том, что проблемы самоопределения неразрывно связаны и с проблемами общества, в котором молодому человеку или подростку приходится искать свое место (в том числе и с помощью выбираемой профессии). Устранение от размышления над подобными проблемами (социально-экономическими, политическими, культурологическими) превращает всю профориентацию в «профанацию». Поэтому от самих профконсультантов требуется сильная внутренняя мотивация (внутренняя активность), желание действительно разобраться в сложнейших вопросах нашего общества. Быть может, кому-то предлагаемые методики помогут найти для этого в себе силы. Введение......................................................................... 3 Часть 1. Теоретические основы использования активизирующих профориентационных методов Глава 1. Сущность профессинального самоопределения.. 6 , 1.1. Соотношение понятий: профориентация и проф-консультация, профессиональное и личностное само-. определение, карьера и профессиональный выбор.. 6 1.2. Концептуальные уровни помощи человеку в про- ,.. фессиональном и личностном самоопределении... 8 1.3. Профессиональное самоопределение как поиск Глава 2. Оптант как субъект профессионального и личност- ' 2.1. Совокупный, сложноорганизованный и противо-■н речивый характер субъекта самоопределения.... 16 2.2. Парадоксы «субъектности» в профессиональном 2.3. Главная (идеальная) цель, основные задачи > и уровни профессионального самоопределения... 17 2.4. Специфика профориентационной помощи на раз- }, 2.5. Проблема основных вариантов (схем) планирова- Глава 3. Смысл активизации субъекта профессионального 3.1. Проблема активизации, активности и самоакти- ? визации клиента...................................................... 32 3.2. Проблема метода активизации в профессиональ- f ном и личностном самоопределении.................... 39 q. 3.3. Основные характеристики активизирующей 3.4. Место активизирующей методики в профконсуль- 3.5. Основные модели (схемы) активизации само Глава 4. Основы организации и планирования профориен- 4.1. Основные организационные принципы профори- 4.2. Различные организационные модели профориен- 4.3. Организация взаимодействия профконсультанта 4.4. Проблема оценки эффективности профконсуль- , 4.5. Основы составления программ профориентаци- 4.6. Основы планирования и проведения конкретных 4.7. Концептуальная схема организации профконсуль- ; 4.8. Основы самостоятельной модификации и конст- Часть 2. Основные группы активизирующих профориентационных методов Глава 5. Профориентационные игры............................... 80 5.1. Общая характеристика данных методик......... 80 5.2. Игра «Стажеры-инопланетяне»....................... 81 5.3. Игра «Три судьбы»........................................... 85 5.4. Игра «Спящий город»....................................... 91 ? 5.5. Игра «Угадай профессию» (игра парами в классе и возможности использования в индивидуальной 5.6. Игра «Профконсультация» (с микрогруппой. Глава 6. Игровые профориентационные упражнения. .-■•.' 109 6.1. Общая характеристика данных методик...ч. 109 Щ
6.2. Упражнение «Подарок» («Любимое блюдо», 6.3. «Профессия на букву...»............................ 6.4. «Самая-самая»........................................... 6.5. «Цепочка профессий»................................ 7 6.6. «День из жизни...» («Сон из жизни...»).......... 116 ^ 6.7. «Человек-профессия» (по типу «Ассоциаций») 118 '■; 6.8. «Автопортрет»............................................... 119
.'; 6.9. «Кто есть кто?»............................................... 121 6.10.«Походка» («Поступь профессионала»). 6.11. «Пять шагов»......................................... 6.12.«Ловушки-капканчики»......................... ; 6.13. «Эпитафия».......................................... г 6.14. «Авотия!».............................................. :' 6.15. «Звездный час»....................................... 6.16. «От звезды —до звезды»..................... Глава 7. Бланковые игры с классом............................. 7.1. Общая характеристика данных методик. у, 7.2. «Бизнес-риск-мен»................................. •/. 7.3. «Торг»..................................................... 7.4. «Я-компаньон»....................................... Глава 8. Карточные бланковые игры........................ s 8.1. Общая характеристика данных методик 8.2. «Комплимент»..................................... ^ 8.3. «Медоворот»........................................ *• 8.4. «Болван»............................................ 8.5. «Сударь-государь».............................. Глава 9. Карточные информационно-поисковые техноло- : гии («Профессьянсы»).................................................... 189 ; 9.1. Общая характеристика данных методик.... 189 9.2. «Формула-5»......................................................... 191 Глава 10. Карточныепрофконсультационные игры.... 198 10.1. Общая характеристика данных методик.... 198 10.2. «Человек-Судьба-Чёрт» (индивидуальная игра) 200 10.3. «Страшный Суд» (игра с микрогруппой в 3—5 человек)...................................................... 215 10.4. «Тудема-сюдема» (игра с микрогруппой в 3—6 человек)...................................................... 241 10.5. «Психобизнес» (игра с микрогруппой Глава 11. Настольные профориентационные игры.... 257 11.1. Общая характеристика данных методик.... 257 11.2. Игра «Или-Или»................................................... 259 11.3. «Такой-сякой»..................................................... 276 Глава 12. Активизирующие профориентационные опрос ££[12.1. Общая характеристика данных методик.... 281 12.2. Опросник «За и против»............................... 287 12.3. «Будь готов!»................................................ 316 12.4.Ситуации для опросника-шутки «СНГ».... 336 t к ., 12.5. «Справедливость, самооценка, самоуважение, ГГ' рефлексия» (СССР)............................................... 340 '.;f. 12.6. «Как поживаешь?»....................................... 347 ^ 12.7. «Моды-2»..................................................... 355 ' ■'"' 12.8. Опросник по схеме построения личной профес- £d i сиональной перспективы (ЛПП).......................... 362 12.9. «Смыслы-сюрпризы»................................... 366 Глава 13. Схемы анализа и самоанализа ситуаций профес Л. >. 13.1. Общая характеристика данных методик.... 369 £1? 13.2. «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову)........................... 370 щ I 13.3. Схема уровней сформированности личной про- qo, фессиональной перспективы (ЛПП)..................... 374 Ф, 13.4. «Схема альтернативного выбора»............... 378 Заключение.................................................................. 388 Приглашаем Вас учиться в МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, высокая репутация которого в деловом и научном мире является гарантом осуществления Ваших требований к высшему образованию. МПСИ — это современное высшее учебное заведение, в котором Вы можете получить образование по всем формам обучения (очное, вечернее и заочное) по следующим специальностям: э Психология (020400) о Социальная педагогика (031300) о Социология (020300) ■ э Социально-культурный сервис и туризм (230500) э Менеджмент организации (061100) о Юриспруденция (021100). о Таможенное дело (350900) э Финансы и кредит (060400) о Бухгалтерский учет, анализ и аудит (060500) о Дошкольная педагогика и психология (030900) о Педагогика и методика начального образования (031200) с Логопедия (031800) э Коррекционная педагогика и специальная психология (032000) о Социальная работа (350500) а Лингвистика и межкультурная коммуникация (022600) Практически уникальными можно назвать выпускаемые издательством института серии учебной, методической и научной литературы для студентов и аспирантов. Более подробная информация о вузе по тел. (095) 958-19-00. E-mail: mpsi@col.ru. Издательство МПСИ бесплатно высылает каталоги по литературе. Заявки по тел. (095) 234-43-15. Г
Государственная лицензия № 24-0600 от 20.09.01 п Государственная аккредитация № 00140 от 02.04.01 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.110 (0.017 с.) |