Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карточки для игры «Такой-сякой»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предлагаются 4 набора карточек (для 4 участников), которые можно было бы отксерокопировать на плотном ватмане, разрезать и использовать в работе со школьниками.
1ход вправо
1ход вниз
2 хода вверх
2 хода вправо 1 ход вправо 2 хода влево
7. Подведение итогов также должно проходить в веселой, шутливой форме, ни в коем случае не претендуя на строгость и «психодиагностичность». Каждый игрок просто просчитывает алгебраическую сумму баллов по каждой паре характеристик: богатый — нищий, здоровый — 1ход влево 2 хода вверх 1ход вверх 2 хода вниз 1ход вниз Нулевой ход
Игровое поле для методики-шутки «Такой-сякой» Данное поле можно отксерокопировать на плотном ватмане и использовать в работе. Таблица 23
О -в I I в о •в- о •в s
ев = | О п S i скую и медицинскую диагностику, является просто необ ходимой, естественно, если имеются обоснованные и надежные критерии такого профотбора. Но в случае выбора массовых профессий, то есть пригодных для большинства людей, большее значение приобретает не отбор и «отсев» а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности. В последние годы (и даже десятилетия) все больше усиливается критика существующей профессиональной психодиагностики. Сомнения высказываются даже по поводу объективного профотбора на специальности с особыми условиями труда. Например, Е. А. Климов считает, что «у человека не может быть полностью готовой профессиональной профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности». Таким образом, для строгого, исчерпывающего и объективного профотбора возможности психодиагностики ограничены. Как отмечают Е. М. Борисова и К. М. Гуревич, очень часто психодиагностика в школьной профориентации носит констатирующий, рекомендательный характер, хотя известно, что через некоторое время сильно меняется и обследуемый школьник, да и сами профессии, поэтому профконсультационная рекомендация быстро устаревает. Более перспективной и обоснованной оказывается диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая профконсультационная помощь. Отмечая, что тесты хотя и являются «ненаучным средством», но все-таки «...могут в известной степени быть полезными», М.-А. Робер и Ф. Тильман призывают к особой осторожности при их использовании в школе: «...Следует решительно разоблачать злоупотребление тестами, когда на основе результатов, научная ценность которых весьма сомнительна, оправдывают личностный, социальный или политический выбор». Примечательно, что еще в 70-е годы в Бордо (Франция) по инициативе Жана Гобэ была создана специальная комиссия по борьбе с тестоманией, где людей знакомили с тестами, чтобы они знали, как лучше отвечать во время тестирования при приеме на работу и в других ответственных случаях... Переоценка многих «объективных» методов исследования личности, обеспокоенность тем, что собственно реологическое исследОвание часто подменяется социо- п° гическим (с большими, «солидными» выборками), где л°нКретный человек просто теряется, послужила основой =. к я разработки новых направлений в диагностике лично-, тного развития. Интересны в этой связи так называемые пепертуаРные тесты (решетки), родоначальником которых является Дж. Келли. Техника репертуарных решеток — «это субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) насобствен-Ном опыте». К сожалению, данный подход оказался достаточно непростым (громоздким из-за использования мощных компьютерных средств) и в профконсультацион-ной практике распространения не получил. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, рассуждая о проблеме соотношения («соприкосновения») человека и машины (а в более широком плане — человека и профессии), говорят о необходимости «преодоления давних адаптации онно-гомеостатических подходов» и отмечают, что подлинная гармонизация человека и техники может быть решена только в контексте решения более широкой проблемы «гармонии индивида и общества». При разработке предлагаемых в пособии активизирующих опросников мы использовали богатые психотехнические возможности, заложенные в самой идее работы-учащихся с бланками, в определенном упорядочивании (систематизации) вопросов и ответов, в возможности работать сразу с большими группами школьников и др. Был, использован также известный многим практикам активизирующий эффект, когда после проведения в классе какого-то теста или опросника, многие подростки поскорее стремятся узнать, «что же у них получилось» и буквально ходят за психологом «по пятам». Все это позволяет не столько получать «объективную» информацию, сколько формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их развития. При проведении активизирующих опросников психолог имеет возможность ставить перед учениками сложнейшие вопросы. Но если такие вопросы произносить просто так, в надежде на то, что школьники станут над ними с удовольствием размышлять, то ничего не получится. Учащиеся должны быть включены в интересную, но одновременно простую и понятную для них деятельность, гДе размышления над подобными (сложными) вопросами являлось бы лишь элементом этой деятельности. В дан ном случае в качестве такой деятельности выступает отве на вопросы психолога в специальном бланке, что внецц/ похоже на работу с тестом и традиционным опросником Но это чисто внешнее сходство. И при конструировании и при практическом использовании активизирующих опросников сознательно сделаны нарушения некоторых психометрических норм1, что позволило выйти за рамки и ограничения при использовании «стандартизированных» опросников и расширить импровизационные возможности как для учащихся, так и для психолога-профконсуль-танта, работающего в активизирующем режиме. Среди таких нарушений можно отметить следующие: 1. Часть вопросов сформулирована в эмоционально 2. По некоторым опросникам «нормы» получены на 3. Даже те некоторые из норм, которые были получены 1 С основными психометрическими правилами и нормами при констру 2 См., например, Лучшие психологические тесты для профотбора и Досматриваются----------- к «преступная деятельность», «попрошайничество» и к Понятно, что психолог не должен подкреплять с по-мошью своих опросников (и представленных в них «норм») даже реально имеющиеся у кого-то из школьников ориентации на такой «труд»... 4. При зачитывании вопросов ведущий не только может, но и должен делать короткие, ненавязчивые и желательно остроумные и веселые комментарии, что категорически запрещается при проведении «настоящих» тестов, поскольку это может повлиять на результаты обследования... Особенность активизирующих опросников заключается еще и в том, что они позволяют хотя бы проговаривать (хотя бы кратко обозначать) в аудитории подростков те вопросы и проблемы, которые в непосредственном общении могут ими восприниматься как морализаторство. Это касается вопросов ценностно-нравственной оценки всего происходящего в обществе, о чем сейчас как бы не принято говорить (по мнению официальных идеологов и продающих им свои таланты журналистов), но без чего немыслимо полноценное самоопределение и развитие любого человека и гражданина, живущего в данном обществе. 5. При подведении итогов ведущий должен обязательно (и не один раз) сказать школьникам о том, что полученные результаты являются очень и очень предварительными и не могут служить основанием для принятия каких-то важных решений. В каком-то смысле психолог должен сознательно «разочаровать» подростков в полученных результатах. Хотя традиционно психодиагност должен всячески повышать доверие клиентов к проведенной диагностической процедуре (здесь нарушаются уже не только психометрические, но и некоторые психотерапевтические требования, основанные на «мифе веры» в психолога и во все, что он делает...). В целом можно даже так определить активизирующие опросники — это своеобразная «игра в тесты», важным Условием проведения которых является понимание того, что это не настоящая психодиагностика, а именно «игра», причем понимание как со стороны подростков, так и со стороны самого психолога-профконсультанта. Естествен- 285. но, говоря об игре, мы вкладываем в это слово глубоки" смысл, ведь известно, что игра является одним из ело»; нейших явлений и еще не понятым до конца методом ра~ боты практического психолога. При определенном воображении игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и «солидном» направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика. К активизирующим профконсультационным опросникам можно отнести следующие. Система «За и против» состоящая их трех частей: 1) «За и против—1» предназначена для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток); 2) «За и против-2» служит для ориентировочного опреде 3) «За и против—3» служит для определения профессио Активизирующий опросник «Будь готов!» основан на самооценке и служит для ориентировочного определения готовности клиента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотнести свои возможности с 70 профессиями, но в работе с целым классом реально удается рассмотреть в среднем 5—7 профессий для каждого учащегося. В полушутливом опроснике «Как поживаешь?» определяются жизненные ценности подростка, а также оценивается, как отнеслись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те или иные вымышленные типичные стереотипы. В полушутливом опроснике «За и против» также определяются некоторые жизненные ценности и приоритеты, а в самом заложена известная истина о том, что важные дела лучше не откладывать на «потом». Недавно был разработан усовершенствованный вариант методики «За и против», который и приводится в настоящем пособии.
Накже выявлять в шутливой форме предполагае ур Т и дальнейшего профессионального образования и различные профессиональные позиции клиента (от «лентяя» и «хулигана» до «гения»), после чего удается выйти на обсуждение реалистичности выбранных профессий и даже рассмотреть другие, более реальные варианты самоопределения. Активизирующие опросники «Самооценка нравственности, гражданственности» (сокращенно — СНГ) и «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия» (сокращенно — СССР) хотя и построены в полушутливом варианте, но на самом деле моделируют сложнейшие вопросы, связанные с нравственными выборами. Опросники-шутки «Моды-1» и «Моды-2» предназначены для ориентировочного прогнозирования престижности в ближайшем будущем (при «лучших временах») набора заранее заданных типичных профессий (Моды—1) и, в более сокращенном варианте, — престижности только тех профессий, которые привлекательны для данного подростка (Моды—2). Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) дает подростку возможность представить все свои профессиональные перспективы во взаимосвязи и целостности. Он может быть использован как при работе с классом, так и в последующей индивидуальной профконсультации. 12.2. Опросник «За и против»1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.01 с.) |