Характерные признаки религий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные признаки религий



В индоевропейских бог – Небо (отец Небесный).

В семитских бог – отец (родовые отношения).

В туранских – почитание земли.

Арийская религия отличается – концепцией ностратического языка, не санскрита (протоиндоевропейского), но ПИЕ – эйдос языка, он не привязан к реальнсоти.

Арийская религия – Мюллер сконструровал из множества индоевропейских традиций. Лексема «бог» означала «небо», сияющиее, полуденное.

Правило семейного сходства категорий действует для всего современного религиоведения (сами традиции представляют полевые структуры: ядро и центр). Это делает классификацию более эмпирической.

Теории классификации – теперь особая дисциплина. Собственно исторических классификаций очень немного.

Название науки Мюллера

Religionswissenschaft (нем.) – это не наука (сциентия), а _ведение_. Строгая наука у немцев – Lehre («учение»). На англ. Мюллер переводил это слово как «science of religion» и отдавал себе отчет в этой ошибке: как можно покзаать научность науки о религии? Назвать ее строгой наукой! Наконец, в то время сичталось, что религиоведение - это наука, потому что это историческая дисциплина.

 

На следующей лекции: начать с Голландии

 

4 НОЯБРЯ 2014

 

Свечки здесь лежат… Знаете, в требованиях к вузу написано: нужно иметь специальное оборудование.

Религиозная эргономика (??) – одна из новых областей религиоведческих исследований. Недавно в Амстердамском университете защищалась диссертация на тему материальной организации (социология пространства). Пример из личного опыта: на Русском Севере в районе Поморья имела место практика: венчание молодых иконой. После революции иконы изымались, жглись, музеифицировались, и возник дефицит священных объектов.

Эта практика оказывала воздейтвие на всю общественную жизнь (неостаточно было пойти и расписаться в сельсовете).

Тогда появились специальные люди – храниели древних икон. Вопрос: как спрятать? В лес нельзя – оно организовано другим субъектом и там иной хозяин. К низким объектам нельзя. Закопать, в погреб нельзя. В деревне спрятать ниего нельзя (горенка лишена какой-либо индивидуальности). Потому прятали на чердаке, и в некоторых деревнях выработалась особая практика вокруг чердаков: доп. Ритуал – спуск иконы, благословение и подъем назад на чердак. Эта практика есть до сих пор, хотя иконы уже не запрещены.

Это придает понимание того, как функционирует священный объект: икона на чердаке быстро прихоит в негодность, не разобрать, что на ней нарисовано. Одна информантка показывала икону и утверждала, что это богородица, но на деле это был Георгий. Но для носителя традиции это – Богородица, значит, это богородица.

Экзотическая практика: благословение заговоренными шерстяными носками – необыденным предметом. Они заговорены магическим специалистом, потому помогают.

Итак, один священный объект всегда заменяется другим объетом. Австралийские чуринги, заменяющие субъекта.

В учебниках: первой религией был анимизм.

Но две причины особого почитания предмета: он приастен неповседневной ситуации.

На Русском Севере – дерево в форме креста. Как появляются священные объекты? На элементарном уровне. Около деревни растет береза в виде креста. Климат жуткий, и растительность бывает самых причудливых форм (8 мес. В году снег, лесотундра). И с одним местым жителем что-то произошло – он сел на пенек и зарыдал. Это нетипичный случай, опыт, требующий объяснения. Он пришле в себя и увидел дерево, и сообразил: так вот! Со мной это случилось, потому что я оказался рядом с деревом! Опыт требует социальной поддержки: он рассказал, и скоро сложилась практика в тяжелых случаях обвязывать дерево пеленами.

Пелены обычно подносят к обетным крестам, которые устанавливались по обету. Их на Севере очень много. Это крытые кресты из лиственницы высотой до 4 метров.

Все кресты украшены резьбой и текстами молитвы. Знаменитых резчиков уже осталось очень мало. Ставились в основном рыбаками после шторма или штиля на Белом море (обет молчания, пока не поставт крест на суше).

Молчаливое прибытие рыбаков – стереотипная ситуация. Их встречает вся деревня, они выходят из лодки-карбаса молча, и вся деревня понимает, что с ними что-то случилось. Молчание имеет сильный социальный вес.

Не изучена ритуальная утилизация временного креста после установки настоящего.

Существует особая сакральная топология крестов, это все даты, за каждым крестом закрепляется определенная изненная ситуация, к нему прибегают за помощью. И вот березка в виде креста вдруг превратилась в подобие обетного креста. Зачем к ней приносить? В любом обществе есть потребность в свидетельстве; да. обетные работают, но тот, что возник на глаза у человека – сильнее. Конмеморация.

Через год тот же информант рассказал, что дерево это святое, так как он там богородицу встретил. Это наиболее объяснительное повествование (особый класс). Дерево в форме креста, значит, богородица, значит, встретил, получил личный опыт и перживание.

Итак, священные объекты часто возникают без рефлексии ad hoc. Объект оказывется священным, так как причатен некой неповседневной ситуации. В отношении человека с высшей силой ритуализируется именно то, на что он не может повлиять самостоятельно.

Обратно, любая неповседневная ситуация так или иначе ритуализируется; если сильно, то мы видим то, что привыкли называть религией.

В Голландии ТИЛЕ И ШАНТЕПИ

Возвращаемся в 19 век к Голанцам. Корнелиус Тиле и Шантепи де Ля Соссе – первые академические религиоведческие институции – кафедры и университетские полразделения. Это признак, что некое знание рассматривается обществом как благое и достойное аккумуляции и дальнейшей передачи. Социальное оправдание новой науки.

В Лейденском ун-те в 1887 Тиле возглавил кафедру религ., а Ля Соссе – в 1888 в Амстердаме. Всяка наука, взодящая в основной цикл рассматривалась как некое общественное благо. Когда мы говорим об академии, так рассматривается, что что попадает в университетскую систему. Это доминирующая идеология.

Характерно, что первые кафедры РВ открываются на теологических факултетах. РВ имеет богословское происхождение.

ЕТ – попытка построить богословие на недогматических основаниях, богословствовать научно вне авторитета Св.Писания, который в наши дни – абсолютная истина. В 19 веке все больше осознается историекая недостоверность священного писания.

Есть откровение, но на него налипают человеческие представления, и РВ должно очистить откровение от суеверий. Демифологизация. Откровение – этическое откровение и жертвенное отношение человека к богу.

Богословы все больше внимания обращают на нехристианские традиции, открывая их для себя. И интерес сместился на них: это тоже религии. Европейцы предавались экзегетике, щекоча нервы, описывая ритуалы дикарей, не их быт. Есть ли у дикаря религия? В 18 веке полагали, что там суеверие, мракобесие и т.д., даже более крупные религии.

+ Ссылка на праоткровение, которое было дано всем поровну, но донес его только богоизбранный народ, а прочие в силу слабости, неоганизованности, отсутствия умстевенной дисциплины – не донесли. И все религии – осколки оригинала, заляпанные суевериями.

В 18 веке оценивали историческую глубину до 6 тысяч лет до н.э., тогда жил Адам.

Наши первые историки религии признали суещствование представлений о высешй силе в разных традициях, где всюду просматривается объективная сторона, - во всех народах. Они были сторонниками длящегося откровения, оно продолжается и не закончилось две тысячи лет назад.

Так история религии превращается в некое богословие: воссоздание подлинного откровения.

История – тоже продолжающийся процесс (Тиле прямо это пишет: хр-во мы склонны рассматривать как итог развития, но у нас нет оснований считать его окончательным, финальным).

Мюллер тоже видел процесс очищения всех религий ради выявления ЕР.

Голландия – первая в Европе страна, где в 1886 образование было отделено от церкви. Это было спорадически и всплесками в Германии, Франции, но в Голландии – целиком и полностью.

Возникла система «двойственного порядка» - дуплекс ордо: теологические конфесиональные факультеты и теологические светские факультеты, причем кафедры истории религии возникли в светских. Институционально это было запутанно, о профессора были разделены и приписаны к разным типам. Студенты-религиоведы разыгрывали теологов, ерничали и озоровали.

Неизбежно возник вопрос: как учить? Первая попытка создать нормативное знание – ла Соссе, который в 1887 составил учебник религиоведения. Очень рано, через 7 лет после появления науки.

Христианство у этих персонажей вынесено за скобки. Шантепи: исслдование должно быть исторческим, но метод – сравнительным. Значит, перед нами сравнительно-историческая задача. Но христианство не будет ни с чем сравниватьс. Тиле шел дальше и говорил, что нет идеального языка и идеальной религии. Хр-во кажется нам образцовым, тк. мы привыкли к нему. Как историк языка не может ставить задачу создавать язык, защищать его и критиковать – так и историк религии.

Войны за язык: в Румынии были настолько политизированы исследовани языка, что некоторых составителей словарей убивали.

Итак, РВ не выявляло никакого образца. Как обходиться без образцов?

В Шотландии РОБЕРТСОН–СМИТ

Третий очаг РВ – Шотландия. В Эдинбургском ун-те работал Уильям Робертсон Смит. Мученик религиоведения.

Он был богословом, работал на богословском фак-те, занимался экзегетикой Ветхого завета. Все первые р-веды были востоковедами: Тиле – перва серьезная монография по зороастризму, Шантепи – египтолог и ассириолог, Мюллер – индоевропеист и тд. Смит попытался показать принципы исторического подхода к священному Писанию – прочитать ВЗ как исторический документ.

В Англии в тот момент популярна стала антропология – общественная жизнь дикарей. МакЛеннон открывает феномен тотемизма.

Тотемизм – почитание первопредка в виде священного животного.

Антропологи считали свои занятия историей: они не читали тексты, но занимались примитивнейшими культурами. Дикари – прошлое человечества. Историки быстро позаимствовали антропологический метод и начали сравнивать крестьянский быт с дикарскими пережитками.

Смит первым применил метод обнаружения в истории антропологической древности в изучении ВЗ. Он показал: надо признать, что многочисленные теонимы – не имена одного бога, а различных племенных богов племен Израилевых. Этот вывод нынче не вполне подтверждают историки, но в 19 веке это был чудовищный вывод.

Он показал на примере сведений о берберах (Аравия и Сахара), что они – ностели культуры, сложившейся в ВЗ. В Пятикнижии – источник какой-нибудь библейской практики. + тотемизм в библии у древних евреев. Этнонимы – имена животных.

Он тонко и рафинированно показывает сходство ритуалов из Левит с нынешними берберскими.

Сам Смит ездил в Аравию и лично наблюдал издалека: общество берберов очень закрыто.

В Абердине над Смитом состоялся церковный суд, его лишили сана, запретили преподавать, он остался без источников к существованию, не имел семейного состоянии. Переехал в Лондон и начал писать статьи для Британской энциклопедии до 1900 г. Благодаря ему в РВ вошли общие понятия: тотемизм, жертвоприношение, зоолатрия – бызовый понятийный аппарат.

Его труды: Лекции по религии семитов (1886), запрещены в Шотландии, но не в Англии. Когда судили Смита, Мюллер читал свои лекции об историчности Св.Писания в Шотландии. Смита судили, видимо, потому, что фундаменталистская реформатская церковь, доминировавшая в Эдинбургском университете, исключала то, что позволялось Мюллеру.

Смит до конца дней отбивался от обвинений в неверии: его занятия не мешают христианской вере, он был человеком искренне верующим. Масштаб задачи: человек, не обладающий сильной верой, не занимался бы всем этим. В тот момент не было никакой научной базы, требовалась селекция материала, знание языков (переводов не было). Смиту пришлось учить древнееврейский, арамейский ассирийский, арабскую диалектологию (самая сложная область).

 

Кружки Эйлера для понятия «религия» в разных языках Европы и тем более мира не совпадут. Уних разные объемы и разные содержания.

 

В Японии и Китае РВ появилось в 1970х. В Японии даже слово «религия» заимствовано из английского. Религия была неотделима от жизни и мировоззрения. В яп. языке есть слово «сёка» и «сёка-гаку» - изучение религии.

В арабском мире политическая власть неотделима от религиозной. Там не было никаких религиозных войн, как в Европе, где сформировалось разные формы христианства. Разных исламов в мусульманском мире не бывает. Сунниты и шиит – мусульмане, одинаково претендующие на политическую власть. Шииты: власть должна принадлежать потомку пророка. Вопрос истинно праведной власти: нельзя быть либералом и православным, традиционалистом и атеистом.

Проще всего мусульмане относятся к евангелическим церквам протестанства: нет икон, евхаристии, сомнения в Троице…

В раннем исламе даже было понятие «приверженец единобожия, но не мусульманин».

В буддизме: дхарма – любое изменение себя на благо: христианство – дхарма, буддизм – дхарма, платонизм – дхарма.

Китайское цзяо – учение: христианство, даосизм, конфуцианство, марксизм, учение Мао Цзе Дуна. Политическая власть – цзяо, а чья это власть – духовная, эфемерная, господствующая парадигма.

 

Факторы РВ

1. Европейцы открывают для себя другие культуры и религии не только в виде литературно-салонных побасенок.

Для Британии это была Индия, по преимуществу.

Плюрализм предполагает истинность всех религий, а знакомство как раз приводит к плюрализму.

Знание религии человека (культур) есть знание этого человека (культуры).

2. Понимание религии отдельно от остального мира и мировоззрения; религиозный плюрализм.

Иоанн Дамаскин – ключевой пост занимал в мусульманском городе Дамаске. Итак, религиозная толерантность не есть религиозный плюрализм.

Европейский плюрализм: все религи оказываются так или иначе истинными или так или иначе ложными. Они все одинаковы в этом смысле, мы не можем их сравнивать в смысле истинности или ложности. Все религии в равных правах, только из этого представления могло возникнуть такое представление.

Исследование может не быть конфессиональным.

В мусульманстве же методологический агностицизм невозможен.

Польша: религиология в Люблинской школе – исследование религий на основе католической доктрины. Основали ее инквизиторы.

Законодательное оформление плюрализма до сих пор соблюдается не тотально. Например, в британском суде до сих пор признают, что англиканская церковь истинная, а прочее – культы.

3. Колебания в теологии, из которой возникает конституциональное религиоведение. Богословие утрачивает мировоззренческую целостность, понимается через дискредитацию науки.

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РВ

1. Раннее (Мюллер – 1870-1917). В этом году вышла книга Рудольфа Отто «Священное». + конец ПМВ и реформирование европейской жизни.

2. Классическое (1917-1965)

3. Современное (1975-наши дни).

В 1965-1975 РВ чуть не погибло. Но благодаря усилиям (чьим?) в наши дни оно процветает.

 

 

12.11.14

 

Исторический принцип: становление религиоведческих дисциплин и их развитие.

Ориентироваться будем на точки зрения, выработанные на сегодня.

 

РАННЕЕ РВ строится как история религии (соответствующие кафедры возникали только на теологических факультетах, первые РВеды были востоковедами – Тиле – египтолог, ассириолог и т.д.). Исследователи старались осмысливать явления, для европейца экзотические, а не европейские. Была церковная история, философия, но не исследование собственной религии.

Был восток во всех его тонких проявлениях.

КЛАССИЧЕСКОЕ РВ – теоретическая дисциплина, исследователи описывают, объясняют традиции и стремятся объяснить феномен сущность религии как таковой. Есть интересные и характерные ходы мысли: удвоение действительности (у религии находилась все более глубокая подоплека – священное, нуминозное). Религия заколдовывалась, чтобы раколдовать ее в рамках теоретического исследования.

Появляется феномен РВедческих дисциплин.

СОВРЕМЕННОЕ РВ

СОВРЕМЕННОЕ РВ – противоречивые тенденции, но на уровне общих моментов: постоянная деконструкция оснований. Например, неадекватность понятия религии за пределами Европы, так как нигде ему ничего не соответствует (постколониальная критика).

Экспансия РВ-едов в соседние области, оказывающиеся очень похожими на религию – политическая идеология, общественные движения. Ведь в Европе появился феномен новой религиозности, новые типы (эзотеризм, нью-эйдж: подчеркивание значимости личностного опыта для становления личностной религиозности). Апологеты настаивают, что в основании лежит мистический опыт, но есть и близкий к нему эзотерический опыт.

Появляются также квазирелигии (ироническая религиозность – пастафарианство). Нельзя относиться к ним презрительно – римские аристократы так же относились к первым христианам.

Единственная диссертация – описательная и бестолковая – была посвящена Церкви Сатаны в России.

Итак, граница между религией и не-религией – главный дискуссионный вопрос.

Полюс внимания смещается с традиционных религий на современные религии. Они ассоциируют себя с давней традицией, продолжают ее, но не отвечают традиционному представлению. «Невидимая религия» - социолог-консерватор не может изучать современную религию, так как она может быть асоциальная. Нет концептуального аппарата для исследования.

 

Два полюса современного религиоведения (это не методы, не подходы):

- исторический (изучаем тексты, связываем с контекстом)

- антропологический (полевые исследования и наблюдения).

Этот антропологический сдвиг – полюс – появился только в 1980х. Антропологи умеют описывать социальную группу, а РВ-еды этого еще не умели и пытались перенести на исследование общин принцип исследования текстов (как раньше аэропорты строили по образцу ж\д вокзалов).

Теперь история религии на заднем плане по срванению с всякого рода фричеством (говоря ненаучно). Религиозный процесс продолжается и продолжаться будет. Наконец, имеют место затухания религиозности как таковой (пассионарный спад).

Сейчас общая тенденция затухания – рано делать выводы, так как малая выборка, исследования и измерения ведутся только посление 50 лет.

В начале нулевых в Вост.Европе был всплеск интереса к религии. Всплеск интереса к религиозности вообще на постсоветском пространстве отразился и в США, а в Великобритании в пику возник всплеск атеизма.

В период наиболее интенсивной религиозной жизни традиции не отдает ся предпочтение, так как если субъект предпочитает традицию, она не отвечает его стремлениям в социальной инновации (ситуация слома), и всплеск затухает.

Параллельно с ренессансом православия имел место ренессанс неопятидесятничества (протестанство). Его уже стремятся выделить в отдельный класс исследования. Оно распространяется больше, чем лютеранская и католическая церковь, очень централизованная. В пятидесятничестве тотальная децентрализация. Общины укладываются в общие детали данной религии (деинституциализация), но не вступают в контакт.

В Корее возникла Церковь объединения наряду с пятидесятничеством.

Человек находится в ситуации выбора, какую возможность гарантирует социум (концепция рационального выбора). Религии сегодня живут по законам рынка: реклама менеджмент, маркетинг, так как имеет место религиозная конкуренция. Чем отчетливее сформулирован капитал, который получает субъект, тем больше вероятность выбора.

Но в отличие от антропологов РВ-еды более склонны сводить наблюдаемое в объясняющие теории.

 

СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ДИСЦИПЛИН

Представление о том, из чего РВ состоит, менялось. От элементов зависит и целое. Это не сухая схоластика, это вопрос по существу дела.

 

Первая классификация Мюллера:

- Сравнительная (историческая) теология – эмпирический материал.

- Философская (теоретическая) теология (философия религии) – восходим к закономерностям религиозного сознания.

Слово теология Мюллер употреблял как ЕТ.

Итак, эмпирические, внешние, изменяющеся данные и их модели (обобщения), постоянные, сущностные, идеальные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.07 с.)