Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитическая философия религии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Об этом говорили, но все мы забыли, я в том числе. Это движение с двумя фундаментальными тезисами: - все познавательные проблемы могут быть сведены к проблемам языка - проблемы языка могут быть разрешены его анализом. Я это дело люблю очень, и несколько некритично буду излагать, хотя критицизм обязателен. Начинается АФ – есть расхождения. ФРЕГЕ - рубеж 19-20 веков, ключевые фигуры Готтлиб Фреге (треугольник Фреге) и Бертран Рассел. Это было движение за преобразование логики-силлогистики в логику терминов, и тоже не просто так, а в связи с проблемами в математике и теории аргументации. Созданы были парадоксы теории множеств. ВИТГЕНШТЕЙН - Людвиг Витгенштейн в 1950е. Он начинал как логик, ученик и последователь Рассела, проигнорировавший заветы учителя. Это ключевая фигура: у него мы видим обе тенденции. Это философ, дважды изменивший характер философствования. «Логико-философский трактат», «Философские исследования». Спор, опубликовал бы он это, если бы был жив, или нет? Витгенштейн ввел понятие языковой игры: всякая наша деятельность – языковая, различия связаны с различием языковых средств. Язык – материя сложная: это инструмент, среда, результат и условие познания. Проблема – лингвистический парадокс: мы язык описываем с помощью языка. Человек использует язык для выражения некоего опыта, и попадает в разные формы существования, различные опыты, и использует разные языковые средства для разных ситуаций. Чем богаче языковой ресурс человека для актуализации своего опыта, тем более привилегированное положение он имеет. Языковая игра – способ использования языка по определенным правилам. Термин «игра» лишен спортивного значения, это совместная деятельность по правилам. Онтологически два субъекта могут совпадать, но игровых ролей всегда несколько, так как в действиях должна быть логика. Игра не сводится только к играющим, для некоторых игр имеется зритель и судья, и за каждым субъектом закреплена роль. Правила взаимодействия делают возможным всеобщее взаимодействие. Согласно Витгенштейну, непонятно, автономны игры или нет, то есть достаточно ли для интерпретации игры ее собственных ресурсов, или надо обратиться к чему-то стороннему. Нельзя одну игру интерпретировать по правилам другой. Субъекты ведь погружены в игру не просто так, а для актуализации некоего опыта. В любом случае, должно иметь место понимание, иначе коммуникативный провал, и неактуализированный опыт остается не пережитым. Наука, религия, литература – виды языковых игр. Языковая игра не сводится к вербальному поведению. Плохое слово – дискурс, но здесь оно подходит. Языковую игру можно членить до тех пор, пока она сохраняет целостность, то есть возможность понимания. Чтобы играть хорошо, нужно хорошо понимать. Чем лучше я знаю правила игры, тем лучше я играю. Вопрос: если игры оказывают влияние друг на друга, то они разделяют какие-то элементы и правила, значит, это элементы одной игры, и они не автономны, а значит, мы можем одну игру интерпретировать по правилам другой. А здравый смысл против. Витгенштейн: субъект никогда не бывает вне игры. Но есть странная роль наблюдателя, который над играми, - то роль философа. Он может интерпретировать все игры, не играя ни в одну из них. Но он может себе это позволить. Может и переходить из одной игры в другую. Чтобы понять, что такое религия, надо понять правила высказываний. Как используется язык. В самом элементарном виде – из чего содержательно состоит язык? У нас есть знаки и есть правила, по которым эти символы образуют суждения или высказывания. Элементы + отношения. Чтобы понять, что такое религия, надо выявить базовые элементы и правила, соединяющие их в высказывание. Как это делать? Только играя, если мы не занимаем позицию философа. Но играть можно по-разному. За каждой формой проигрывания стоит специфическое знание. Наиболее элементарная форма игры – диалог. Я узнаю правила игры, когда задаю вопросы. Тогда я все лучше и лучше играю и т.д. В чем проблема здесь для религиоведения? Правила внутрирелигиозной игры не транслируются за ее пределы. Можно играть в игру, не считая ее серьезной? Если я скептически отношусь к игре, значит, я не играю, а мимикрирую. Не отыгрываю роль, предписанную мне игрой. Как выиграть? Без мысли о выигрыше (коммуникативной успешности) никто не играет. Я выиграл, если я что-то понял или меня поняли. Нельзя или не во всех случаях возможно занимать позицию наблюдателя. Религия – высокоорганизованная форма практики, можно наблюдать, не будучи специалистом. Антропологи занимаются этим уже 50 лет и не знают, что это называется аналитической философией. Вынужденно будешь совершать ошибки, чтобы понять скрытые, неочевидные нормы. Очевидны случаи нарушений. Сложность, но и прелесть в том, что при должном навыке все языковые игры можно свести к одному набору элементов и способов их реализации. В том случае, если языковые игры не автономны. У Витгенштейна нет даже определения языковой игры, нет и решения, автономны игры или нет. Пример: идея следования правилам. Один из самых сложных пунктов в аналитической философии. В «Философских исследованиях» параграфы 130-240. Речь об идее арифметически правил. Можно ли сформулировать такую формулировку правила, которая не была бы действием, подпадающим под правило (не подпадала бы под действие правила). 2+2=4 – это мы правило высказали или действие совершили? Отсюда дилемма: действие воспроизводит правило или является употреблением правила? Крипке – яркий интерпретатор Витгенштейна. «Выводы о необходимости». «Крипкенштейн» Можно ли так вывернуть правило, чтобы не подпасть под его действие. Для логика тут нет ничего сложного. Но познание не сводится исключительно к логике, и здесь есть такая вот беда.
Профессор Дизраэль Филлипс. На русский никак не переведен. Был талантлив и умер. Тексты доступны. Философ-аналитик выявляет правила Кто-то недовольствует, что это ползучий эмпиризм и не философия, не с мы же не в классической философии живем.
РЕФОРМИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПЛАНТИНГА (по-хорошему – реформатская эпистемология). Но здесть есть элемент активности – эпистемологию надо реформировать. Алвин Плантинга – самый значительный философ религии из ныне живущих. Он много сделал для дела этого неблагодарного. Три области эпистемологии: - доказательства бытия бога. Возродил к этому интерес. Альвинизировать. В самое незавидное положение попал онтологический аргумент, но Плантинга показал, что именно он наиболее интересен, и что доказательство может быть только онтологическим. К счастью для нас недавно издали на русском кирпич произведений Плантинги в замечательном переводе. Всего он привел от 4 до 12 типов онтологического аргумента, в том числе те, которые не были сформулированы, но могли бы быть. В этой мысли больше логики, чем философии. Собственное доказательство бытия бога, которое многие считают неопровержимым, многоэтажное, мудреное. Оно сводится к теореме о транзитивности. Совсем грубо: любой возможный мир должен быть согласован. Для этого каждый элемент должен быть связан со всеми другими элементами. Мера согласованности означает веру в существование. Чем в большее количество связей погружен элемент, тем в большей степени он реален. В идеальном мире все элементы одинаково реальны. А дальше по закону транзитивности: во всех возможных мирах все элементы реальны. Каждый элемент класса разделяет свойства всех элементов класса. Но точку он тут не поставил. Сильное впечатление производит мысль. Плантинга – кальвинист, создатель философии, которую он называет теологией. - проблема другого сознания. Как может быть доказано существование другого сознания? Рационально. Плантинга показывает, что этого сделать нельзя. Но: сомневаться в бытии бога – это все равно, что сомневаться в бытие другого сознания. Если я в него не верю, я должен быть последовательным и не верить в остальные сознания. Ползучий солипсизм. Нет разумных аргументов в пользу того, чтобы не верить в бога. - философский теизм. Речь о том, чтобы реформировать эпистемологию в соответствии с христианским мировоззрением. Беда в том, что новоевропейский способ философствования христианским не является. Принцип деизма. Согласно Плантинге, со времен Августина не было философского теизма. Аквинат – махровый деизм, рациональное познание бога философов, похожего на перводвигатель Аристотеля. Для этого не надо быть теистом. Отсюда тяга кальвинистов-аналитиков к русским философам-персоналистам и восточной патристике. Исихазм – самая любимая тема. Может, мода схлынет, вы уже не успеете, но тема большая, хватит на всех. У Плантинги есть паралогизмы. Он издевается над критерием рациональности – согласованности. Теизм, значит, наиболее рационален – нет другой, более согласованной картины мира.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕИЗМ СУИНБЕРН Ричард Суинберн. «Есть ли бог?». Он пытается развернуть не онтологический, а космологический и телеологический аргументы. Это попытка выстраивания христианского способа философствования. Аргументы в пользу тонкой настройки. Интересно и интересно, особой проблематики здесь не видно. Суинберн и Плантинга находятся в стабильно плохих отношениях. Суинберн регулярно приезжает в Россию за вдохновением. Шохин все это переводит, блестящий альманах Философия религии, раз в 4 года. Пока нет сканера книжки Плантинги, вышла зимой.
Все эти три крыла – живые традиции. Обоснованное подозрение, что все кафедры философии в Штатах – кафедры аналитиков. В Гейдельберге новости – закрывается кафедра философии и открывается еще одна кафедра логики. Много в АФ и трескотни пустопорожней.
17.03.15.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.007 с.) |