Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологический конструктивизм (конструкционизм).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конструкционисты друг друга узнают по тому, что называют друг друга конструкционистами таки. Наиболее полноценно – Питер Бергер и Томас Лукман Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Знание – фундаментальное явление нашей жизни – имеет социальную природу. Это не значит, что общественне бытие определяет общественное сознание, но и то, что знание – компонент соиального взаимоействия, и анализ этого взавмодействия подразумевает анализ знания. Знание как общая культурная среда. В чем важность? Социология здорово изменилась после ВОВ. Классическая социаология ориентирована на анализ институтов, и где социаолог инсититута не видит, социологии нет. После ВОВ пышным цветом расцвели новые религиозные движения, на которые первыми обратили внимания социологи. Религиоведы блюли респектабельность, итали тексты на арамейском и греческом, и временность и современность свидетельствовали о преходщем характере явлений нью-эйдж. Социологам важно – нью-эйдж отличается размытостью соц институтов, их не нивелировать. Странная ситуация: у индивида может быть своя религия. Это такой же абсурд, как для лингвиста – индивидуальный язык. Какая-то глоссолалия – не лингвистический фактор. А в НРО нет института. Саентология – это религия или не религия? Организация или не организация? Отсюда – формулировка концепции невидимой религии для социолога – для него религия по умолчанию социальна. Здесь религию видит только психолог, а сциолог – смысловую лакуну. Такая религия не регистрируется классическими социологическими средсвами, не срабатывают критерии идентификации, саентолог может внезапно быть атеистом, нет способов легитимации. Как к явлениям соцально относиться и можно ли. Обратились к поистрепавшейся философской феноменологии. Уникальная ситуация: социологи реабилитируют, а не пытаются вымарывать философское учение. Обычно они в своем мире пребывают, а умствования оставляют философам, то есть людм бесполезным, с т.з. накопления знания. Востребованной оказалась философия Альфреда Шуца – пример того, что философию можно делать и вот так тоже. Это тоже философия. «Мир, светящийся смыслом». Название говорит само за себя: человек всегда пребывает и действует неким образом в реальности смыслов, с которыми себя ассоциирует. Понятие жизненного мира – система смыслов, с которыми себя соотносит субъект и которые определяют его самоидентификацию. Это система. Если мы исключаем какой-то из этих смыслов, субъект становится другим субъектом. Смыслы – интенциональные объекты, определяющие взаимодействие. Социологи таки изучают индивида в системе его социальных связей, и эти связи могут быть и не институциональными. Шуц был не слишком ориентирован на эмпирические исследования. Как и Макс Шелер и ранний марксизм тоже были востребованы в этом учении. Маркс на 70 лет аньше опсал тто, чем будут потом занимться социологи (Немецкая идеология) Для социолога-традиционалиста критерий религиозности – более-менее регулярное посещение субъектом церкви. Ходит на службу или не ходит. А вот если человек не ходит на службу, а ежедневно читает труды отцов церкви – это не измеряется числовыми параметрами. Субъект очевидным образом должен узнавать себя в том описании, которое дает социолог. Вот индивид Рахманин соотносит себя с ранней американской поэзией. Его взаимодействие с другим субъектом… Момент, отстутсвующий в классической социологии – доверие к человеку. Раннее: человек вляется лишь в той мере человеком, в каокй он оказывается фрагментом общественной системы. На уровне нормы, он участвует во взаимодействиях бессознательно. Чем более неосознанно он это делает, тем более он социален. А в социологии знания (понимающей социологии) человек считается объясняющим себе свои взаимодействия. И нужно выяснить те миры и среды, в которых человек пребывает. Перестройка жизненного мира – другой субъект. Элементы жизненного мира имеют социальную природу. Сам человек с раннего возраста социализируется. Нас далеко заведет, но Л и Б выделяют два типа социализации: - первичная (воспитание, включение человека в сообщество, освоение языка – мы свой родной язык не учим, мы его осваиваем, а потом в школе ретроспективно изучаем, и в нашей школе – совершенно ужасно и отвратительно, может вызвать только отвращение к языку. Альтернативы в освоении нет, мы русский учим не потому, что захотели – у нас нет выбора. Мы опредмечиваем реальность, воспроизводим кудьтурные смыслы, узнаем, что Пушкин – это наше все, про Мамая и прочие прелести. Наша осведомленность о Пушкине – феномен освоения языка, а не результат обучения. Пушкин как интенциональный объект светится в нашем мире благодаря тому, что мы встроены в ту же стихию языка. Также мы ничего не интерпретируем, мы получаем готовое знание) - вторичная (приобретение специфических навыков, специализация. Человек обосновывает ими собственное пребывание в сообществе. Приобретение специалитета – тоже социализация, и она не однородна, можно выбирать). Обе социализации предполагают обретение субъектом социальных смыслов, потому что других смыслов нет. Благодаря этим смыслам возможно взаимопонимание а также выстраивание властных отношений и распределение статуса. Вопрос – а где же здесь сам человек? Тут хитро. У понимающих социаологов так – набор элементов жизненного мира у всех людей более-менее одинаковый, но вот соотношение между этими элементами уникально. А главное, что они вступают в отношения друг с другом. Одно из следствий – некий элемент жизненного мира может получить индивидуальный смысл, не совпадающий с социальным. Пушкина можно читать как великого поэта, а можно его читать в религиозном ключе. Евангелие – как религиозный текст, а можно как поэтический. Знание – зафиксированный, концептуализированный, узнаваемый фрагмент. Социальная деятельность стремится к балансу = упрощению, к тому, чтобы все смыслы имели общее для людей значение. Все эти элементы происходят в процессе социализации. Человек является человеком настолько, насколько он включен в коммуникативное взаимодействие, и потому социализация постоянна. Интересная загогулина – автокоммуникация, это тоже коммуникация. Элемент жизненного мира в принципе дает нам взаимодействовать. Америка – социология безумия. Каким образом субъекты с психическими патология включены или выключены из общества. Институт безумия – достаточно развернутый, древний и почтенный. Поскольку не психотерапевт, не могу внятно высказаться, но было сказано: неудачи современной психиатрии от того, что к новым формам безумия применяются старые методы лечения, а это потому, что безумие есть институт. В России все ограничивается диспансеризацией, в других традициях – вроде как лечат, и социализация после лечения возможна. Почему РВ ухватились за эту концепцию? Многообещащие перспективы изучения закономерностей, надежда все-таки изучать религию как религию, религиозные явления как явления сознания (хотя РВеды долго говорили, что ее утрачивают как раз социологи). Религия есть не институт, а система смыслов, она может быть по-разному реализована и институациализирована. Намерение не редуцировать религию только к социальным институтам. Если нет взаимодействия, непонятно, есть ли человеческое. То, с чем человек себя соотносит – не Пирсовская, не французская концепция смысла. Вообще это социология здравого смысла, в ней редки отсылки к бессознательному, без рафинированных конструкций. К ним близок Вебер, так что НФ – это некая реабилитация Вебера.До войны он был не очень популярен: люди думают и думают, важно же, как они действуют. А что они действуют исхоя из того, как думают – упускалось. Критерий самоосмысления. Жизненный мир субъекта – это смыслы, в которые он погружен, и мы не должны их конструировать за субъекта. Это реабилитация человека: человек понимает, что он делает. Редки ситуации, когда челвек не анализирует свою деятельность. Социологическая фантастика. Дюркгейм: есть социальная функция, и человек вынужден ее реализовывать просто потому, что это функция. Современная феноменология: носитель традиции всегда прав (критерий самоосмысления). Никаких других свидетельств относительно субъекта, кроме его самопрезентации, у нас нет. Как говорит – так и есть. Высказывание – это частный случай поведения, это и хорошо и плохо, но не будем. Исчезает необходимость мистифицировать, как делали уважаемые классики – связенное, нуминозное, универсальное, само по себе и т.п. Религия – система элементов жизненного мира, которая определяет отношение человека к предельным вопросам. Плохо изученный сюжет. Предельный интерес – понятие, которое придумали богословы. Потому что если привязать не к ним, не будет называться религией. Это понятие ввел Пауль Тиллих как онтологическую категорию, а социологи используют как психологическую. Религия определяет то, как человек видит критерий тождества своей личности. То, благодаря чему человек определяет себя – предел человеческого существования. Это далеко не идеальное определение, но формулировка схематичная. Бергер – Священное убежище или Священная завеса (Sacred Canapy). То, за чем человек укрывается. Феноменологическая социология (социология знания) религию не то чтобы реабилитировала, но сделала нейтральной. В социологии 1920х религия – только иллюзорное сознание, иррациональное, а человек стремится к иррациональности, когда-нибудь это все исчезнет, ну, то есть скоро. Дюркгейм – explain away – развенчать объяснением. На уровне методики все получаетс достаточно емко. В исследованиях антропологического характера мы имеем возможность выявлять в процессе интервью и наблюдения элементы жизненного мира. Мы видим, исходя из чего человек себя ведет. Какие смыслы для него фундаментально важные, а какие нет. Ключевая практика – интервью. Она позволяет выявить два уровня самоосмысления. В интервью мы можем выявить спонтанную реализацию предметов жизненного мира. Что-то пропустили? Я повторю. Попытаюсь. С саентологами, не подучившись, общаться трудно, лучше этому учиться в традиционной культуре, носители которой не привыкли к апологии. Саентологи вынуждены себя всякий раз оправдывать. Им можно посочувствовать, но общаться чудовищно. А с носителями традиции обстоятельства выясняются при контексте их нарушения. Так размечается пространство смыслов, в которых субъект находится и без которых его личность теряет цельность. Во-вторых, уровень рефлексии. У нас в курсе не будет, как это все делать. Сейчас скажу. То, что информант говорит в ответ на ваш вопрос и то, что он говорит под вашим воздействием – это разные вещи. Приезжаете в деревню. На вопрос, нужно ли верить в бога – да, а религия - это хорошо или плохо? Религия это плохо. И как это объяснять для самого себя? И под влиянием исследователя информант включает рефлексию. ОН слышал, что в партактиве в колхозе говорили, что религия плохо, значит, плохо. В жизненном мире субъекта религия и вера в бога могут не совпадать. Если вы вынудите его примириться с противоречием, он начнет конструировать рефлексивное определение. Себя мы определяем по лекалам, они не нами придумываются, а употребялются в ситуациях. Если ничего не подходит, используем тот, что ближе всего. Выявив элементы жизненного мира в антропологическом исследовании (в истории никак, и это принципально важно) мы можем соотнести элементы религиозности с другими элементами жизненного мира. НЕ только, как человек релииигиозен, но и как это соотносится с эстетикой, политикой и т.п. Никаким другим методом мы это добыть не сможем. Понимать другого человека – всегда почетная задача. В историческом исследовании мы связаны чтением текстов. Надо уметь их читать. В такого разреза здесь такая штука: любой текст содержит в себе указания на то, как его читать. Вам будут говорить, что любое сообщение выполняет металингвистическую функцию, т.е. содержит указание на код. Если я вам говорю: человек – это не трансцендентальное единство апперцепции, а результат промысла божьего. Разные элементы кода относят нас к разным философским\религиозным системам. Каждое сообщение – множество интерпретаций, и мы отсекаем лишние, неактуальные. Сообщение в самом себе несет шлейф возможнных интерпретаций. Смысл социализации – верно выбирать способы интерпретации сообщений. Каждый текст содержит в себе те элементы, в системе которых он должен быть прочитан. М.Пай ввел понятие «герменевтическая доминанта», то, что предопределяет наще толкование. Где-то они очевидны, где-то надо отыскивать, но их обнаружение – единственное условие понимания. Всякий текст религ традиции отсылает к религ традиции. Гипертекстуальность. Евангелие от Марка предолагает Евангелие от Матфея. А тантра предполагает сутры. Воспроизводство традиции – отсечение неадекватных элементов традиции, так появляются канон и апокрифы. Религиозный текст, как правило, сам себя утверждает и обосновывает. Есть и такие апокрифы, который созданы еще до формирования канона. Всякий текст вызывает потребность в комментариях. Различия между католицизмом, православим и т.п. создается не Библией, а комментариями к ней, и эта разница маркируется социализацией. Разница между католиками и православными – в разном способе смыслополагания в одних и тех же ситуациях, заданном социализацией. Полезность в том, что правила чтения текста, которые мы извлекаем или из самого текста, или из традиции вокруг него, нам надо сопоставить с интерпретацией носителя традиции. Это методика, здесь нет никакого смысложизненного основания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.008 с.) |