Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторая классификация Корнелиса Тиле (1890)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Морфология религии. 1.1. История – письменные источники 1.2. Антропология – устные сообщения 2. Онтология религии. – наука о закономерностях. 2.1. Психология – субъективная сторона, как человек переживает религию. В наши дни – гносеология. Способы восприятия. 2.2. Философия – объективная сторона (трещину дает методологический агностицизм). Переживание связи человека с божеством. 1 – то, что существует, 2 – то, что должно существовать. Хотя Тиле подчеркивал неуместность теологических представлений в исследовании.
Классификация Генриха Фрика (1920) Труд «Систематическое религиоведение». Действительность религии Сущность религии – мы можем судить о ней типологически и философски. Типология: воспроизводящиеся явления во всех религиозных традициях, из которых мы составляем некий концепт религии вообще. Это те сферы, в каких религия себя проявляет. Вот зоолатрия – не есть закономерное явление для любой религии, чтобы составить морфологическую схему. Философия религии имеет дело с готовой морфологической формулой и отвечает на вопрос, что религия есть по существу. Для наших дней он совершенно табуирован. Выявление принципов соединения элементов (соединительный критерий). Вопрос о норме задавать себе даже нельзя.
Классификация Иоахима Ваха. Вах принес на американскую интеллектуальную почву блестящую немецкую аналитическую традицию, апостол религиоведческих знаний в 50, у него учился Элиаде. Логика деления так же: Историческое: отдельные традиции\общие тенденции в логике развития всех религиозных традиций (осевое время: тотальная персонализация от тотальной деперсонализации). Это философское упрощение Ясперса, опиравшегося на своей психиатрический опыт. Оно было продиктовано базовыми религиями. Ясперс единственный всерьез рассматривал феномен религиозного опыта. Диссертация: феномен девушек-детоубийц. Он расправляется с этой историей: девушки-гувернантки убивали детей, этих случаев было очень много. Психиатры-материалисты (медики) верили медикаментозное лечение, а Ясперс попытался взглянуть философски – не нелепые физиологические основания от акклиматизации или желчи, - а состояние тоски по дому. Девушки руководствовались мыслью «детей не будет, меня отпустят домой». Ползучий редукционный материализм. Систематическое: социология\психология (существуют дисциплины, в которых вырабатываются модели религии, с помощью которых мы можем структурировать исторический материал – инструменты. Феноменология религии – разнообразие отношений человека к священному и к Абсолюту. Переход от систематического к историческому и наоборот.
Вспоминаем: Шантепи де ла Соссе называл феноменологию переходным мостиком между историческим и философским религиоведением. История без философии нагромождена, философия без истории – пустой скелет. Но в сущности феноменология – не область, а методика.
Новая классификация Ниниана Смарта (1970е.) Великобритания, Ланкастерский университет. У нег было три брата – философы. Разбор способов изучения религии. Всего несколько дисциплин: история, феноменология, социология, антропология, психология + философия, направленная на само РВ, а не на сущность религии, которой нет. - Историографические: холистическая (одна целая религия) тематическая (элемент религии) – тема или сюжет: история православной литургии; история филиокве; история каанов. аспектуальная (аспект элемента традиции) – антропологические предпосылки филиокве. Православные богословы считают, что здесь устанавливается иерархия – неравенство. Искать иерархию в троице – ересь. Или формирование элиты в связи с историей христианской литургики. предметная (вариант элемента традиции) – вариативность иконопочитания. Различный статус Тантры. - Историко-диалектические исследования (диалектика отсылает нас к испольщованию новой методологии) холистическая (социальная история целой религии). Группы первых христиан. тематическая (история идей). Представление о сотворенности мира. Появление священных текстов. аспектуальные (взаимодействие элементов). ВАЖНО Миф соотносится с ритуалом в буддизме. предметные (взаимодействие вариантов элементов) - Феноменологические и структурные исследования – не отсылает к Гуссерлю и структуралистам. Как познавательная идеология, структурализм прекратился с когнитивистикой, доказавшей, что структуры формирования опыта – не универсальны. Универсальны механизмы. Структурная лингвистика не оказала, а генеративная грамматика оказала большое внимание на когнитивистику. Это никому не интересно, вернемся к тому, что тоже неинтересно, но надо. Для неокантианцев Гегель – идейный противник. Выявление систем и закономерностей. структурное описание традиции в конкретный момент времени (детализация религии до традиции). Когда доходим до традиции, зачастую описывать уже нечего. общая типологическая феноменология (классификация элементов одной религии). Она включает в себя три нижних уровня. аспектуальная типология (сравнительное исследование элементов) предметная типологическая феноменология (исследование вариантов элементов) Самый сложный, но и базовый уровень: структурное изучение соотношений элементов религии (традиции), поиск объединительного принципа. - Диалектико-феноменологические исследования общая социология и антропология аспектуальная социология и антропология общая психология религии аспектуальная психология философия религии
Историей философии как таковой можно заниматься по этому же принципу.
Это система: веер возможностей, как этим можно заниматься.
Тематический подход Момэна (1999). Единственный представитель иранских бахаев (по имени Баха-улы – учитель Баха) в религиоведении. Группа эта возникла в конце 18 века – самое старое из современных движений, синтез христианства и ислама, там почти нет ритуала. А мы, РВ-еды, бросаемся на ритуал, как корюшка на красный цвет. Это первое ярко экуменическое религиозное движение.
Ядро религии – переживание священного. Частный случай теории корня (И.Вах: корень религии – переживание). Что это такое? Он с т.з. логики сам себе не равен, противоречив, может быть реализован в ряде измерений, выражений. Не всякий религиозный опыт – мистический опыт. Это опыт переживания неповседневного опыта. Все, что оказывается священным, для человека неповседневно. Все неповседневное связано с религиозным. В конфуцианстве есть сугубо этические способы канализации опыта (фреймы поведения). Способы реакции на неповседневное задаются именно религией. Все неповседневное – минимум определения священного. Оно проявляет себя шестью способами (измерениями) - доктринальное - философия - ритуальное - антропология - этическое - философия - искусства - иконография - мистическое - психология - социальное - социология (снято у Н.Смарта, вводившего также мифическое измерение). Предмет и метод должны быть соразмерными. Умозрительное – умозрительными средствами.
Сквозь сито дисциплины пропускается часть опыта и получается предметная область. С 50х годов английские философы говорят: главное в философии – этика. Здесь есть собственная философская проблематика. Остальное сводится к языку. Законодательство в этике – феномен религиозного законодательства (!). Любой богослов знает каноническое право, но РВ-ед о нем обычно забывает. + ритуальное законодательство. Белое пятно или черная дыра
19.11.14. Измерения РВ Смарта Мы остановились в прошлый раз на М.Момэне. Рассмотрим более подробно его концепцию измерений: их шесть у Момэна, но Ниниан Смарт также в конце 70х предпочел традиционные типологии перевести в идею измерений: религия проявляет себя в некоторых строго оформленных областях. Шесть секторов; логика сознания такова, что внутри себя они организованы достаточно строго. Всегда есть искусство, всегда есть миф, доктрина и т.д. У Смарта: - доктрина - этика - ритуал - институт - миф - опыт Все они обязательны для религии, но доминирует опыт: без религиозного опыта никакаия традиция, система и т.д. как религия не существует. Это единственный недостаток системы: вполне можно быть носителем традиции и не обладать никаким опытом (православный атеизм). Позднее Смарт добавляет еще все случаи формирования религиозного символизма: измерение материальное. В каком бы воплощении не существовало перед нами произведение искусства, все это материальное измерение. Почему такое значение этой концепции? У каждого религиозного измерения есть некий светский аналог. Либо религиозная доктрина (система догматов в развернутом вероучении, или реконструируется: аборигены в течении всего года поют священные песни, из которых мы можем сконструировать подобие доктрины), либо философская или политическая доктрина. Миф – сакральное повествование или идеологическое. Религиоведение расширяет свои границы и возможности: мы можем изучать политические идеологии как некие аналоги религиозных доктрин. Открывается то, чего политологи порой не подозревают: лингвистические особенности и т.д. То же самое с ритуалом и т.д. Э.Дюркгейм: религия есть система верований и практик, направленных на почитание запретнх и сакральных священных объектов, объединяющие в сообщество людей, которые их разделяют. Социологи делают из этого определения вывод: все, что объединяет людей в сообщество, является религиозным (интегративная функция может быть выделена в любом институте). Забавными были исследования в 90е годах советского церемониала: первомайское шествие социологически и антропологически можно было прочитать как религиозный акт (в т.ч. календарные весенние ритуальные цвета – красный и зеленый, отсутствие авторской речи, путь по Невскому до Дворцовой – квинтессэнции проклятого царизма, - но это было ритуально обустроенное пространство, уже не связанное с империализмом. Портреты Маркса, Энгельса, Ленина организовывали пространство, по громкоговорителям объявлялось, кто в каком порядке входит, хотя объективно порядок менялся, входили не те, кто назывался – бессознательная аффирмация ритуальной логики). + гражданские ритуалы Итак, концепция измерений Смарта полезна тем, что расширяет привычные для нас границы религий. Мы можем также сопоставлять религиозное и нерелигиозное, выстраивая новые границы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.008 с.) |