Вторая классификация Корнелиса Тиле (1890) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая классификация Корнелиса Тиле (1890)



1. Морфология религии.

1.1. История – письменные источники

1.2. Антропология – устные сообщения

2. Онтология религии. – наука о закономерностях.

2.1. Психология – субъективная сторона, как человек переживает религию. В наши дни – гносеология. Способы восприятия.

2.2. Философия – объективная сторона (трещину дает методологический агностицизм). Переживание связи человека с божеством.

1 – то, что существует, 2 – то, что должно существовать.

Хотя Тиле подчеркивал неуместность теологических представлений в исследовании.

 

Классификация Генриха Фрика (1920)

Труд «Систематическое религиоведение».

Действительность религии

Сущность религии – мы можем судить о ней типологически и философски. Типология: воспроизводящиеся явления во всех религиозных традициях, из которых мы составляем некий концепт религии вообще. Это те сферы, в каких религия себя проявляет. Вот зоолатрия – не есть закономерное явление для любой религии, чтобы составить морфологическую схему.

Философия религии имеет дело с готовой морфологической формулой и отвечает на вопрос, что религия есть по существу. Для наших дней он совершенно табуирован. Выявление принципов соединения элементов (соединительный критерий).

Вопрос о норме задавать себе даже нельзя.

 

Классификация Иоахима Ваха.

Вах принес на американскую интеллектуальную почву блестящую немецкую аналитическую традицию, апостол религиоведческих знаний в 50, у него учился Элиаде.

Логика деления так же:

Историческое: отдельные традиции\общие тенденции в логике развития всех религиозных традиций (осевое время: тотальная персонализация от тотальной деперсонализации).

Это философское упрощение Ясперса, опиравшегося на своей психиатрический опыт. Оно было продиктовано базовыми религиями. Ясперс единственный всерьез рассматривал феномен религиозного опыта. Диссертация: феномен девушек-детоубийц. Он расправляется с этой историей: девушки-гувернантки убивали детей, этих случаев было очень много. Психиатры-материалисты (медики) верили медикаментозное лечение, а Ясперс попытался взглянуть философски – не нелепые физиологические основания от акклиматизации или желчи, - а состояние тоски по дому. Девушки руководствовались мыслью «детей не будет, меня отпустят домой». Ползучий редукционный материализм.

Систематическое: социология\психология (существуют дисциплины, в которых вырабатываются модели религии, с помощью которых мы можем структурировать исторический материал – инструменты.

Феноменология религии – разнообразие отношений человека к священному и к Абсолюту. Переход от систематического к историческому и наоборот.

 

Вспоминаем: Шантепи де ла Соссе называл феноменологию переходным мостиком между историческим и философским религиоведением. История без философии нагромождена, философия без истории – пустой скелет.

Но в сущности феноменология – не область, а методика.

 

Новая классификация Ниниана Смарта (1970е.)

Великобритания, Ланкастерский университет. У нег было три брата – философы.

Разбор способов изучения религии.

Всего несколько дисциплин: история, феноменология, социология, антропология, психология + философия, направленная на само РВ, а не на сущность религии, которой нет.

- Историографические:

холистическая (одна целая религия)

тематическая (элемент религии) – тема или сюжет: история православной литургии; история филиокве; история каанов.

аспектуальная (аспект элемента традиции) – антропологические предпосылки филиокве. Православные богословы считают, что здесь устанавливается иерархия – неравенство. Искать иерархию в троице – ересь. Или формирование элиты в связи с историей христианской литургики.

предметная (вариант элемента традиции) – вариативность иконопочитания. Различный статус Тантры.

- Историко-диалектические исследования (диалектика отсылает нас к испольщованию новой методологии)

холистическая (социальная история целой религии). Группы первых христиан.

тематическая (история идей). Представление о сотворенности мира. Появление священных текстов.

аспектуальные (взаимодействие элементов). ВАЖНО Миф соотносится с ритуалом в буддизме.

предметные (взаимодействие вариантов элементов)

- Феноменологические и структурные исследования – не отсылает к Гуссерлю и структуралистам. Как познавательная идеология, структурализм прекратился с когнитивистикой, доказавшей, что структуры формирования опыта – не универсальны. Универсальны механизмы. Структурная лингвистика не оказала, а генеративная грамматика оказала большое внимание на когнитивистику. Это никому не интересно, вернемся к тому, что тоже неинтересно, но надо.

Для неокантианцев Гегель – идейный противник.

Выявление систем и закономерностей.

структурное описание традиции в конкретный момент времени (детализация религии до традиции). Когда доходим до традиции, зачастую описывать уже нечего.

общая типологическая феноменология (классификация элементов одной религии). Она включает в себя три нижних уровня.

аспектуальная типология (сравнительное исследование элементов)

предметная типологическая феноменология (исследование вариантов элементов)

Самый сложный, но и базовый уровень: структурное изучение соотношений элементов религии (традиции), поиск объединительного принципа.

- Диалектико-феноменологические исследования

общая социология и антропология

аспектуальная социология и антропология

общая психология религии

аспектуальная психология

философия религии

 

Историей философии как таковой можно заниматься по этому же принципу.

 

Это система: веер возможностей, как этим можно заниматься.

 

Тематический подход Момэна (1999).

Единственный представитель иранских бахаев (по имени Баха-улы – учитель Баха) в религиоведении. Группа эта возникла в конце 18 века – самое старое из современных движений, синтез христианства и ислама, там почти нет ритуала. А мы, РВ-еды, бросаемся на ритуал, как корюшка на красный цвет. Это первое ярко экуменическое религиозное движение.

 

Ядро религии – переживание священного. Частный случай теории корня (И.Вах: корень религии – переживание). Что это такое? Он с т.з. логики сам себе не равен, противоречив, может быть реализован в ряде измерений, выражений.

Не всякий религиозный опыт – мистический опыт. Это опыт переживания неповседневного опыта. Все, что оказывается священным, для человека неповседневно. Все неповседневное связано с религиозным. В конфуцианстве есть сугубо этические способы канализации опыта (фреймы поведения).

Способы реакции на неповседневное задаются именно религией.

Все неповседневное – минимум определения священного.

Оно проявляет себя шестью способами (измерениями)

- доктринальное - философия

- ритуальное - антропология

- этическое - философия

- искусства - иконография

- мистическое - психология

- социальное - социология

(снято у Н.Смарта, вводившего также мифическое измерение).

Предмет и метод должны быть соразмерными. Умозрительное – умозрительными средствами.

 

Сквозь сито дисциплины пропускается часть опыта и получается предметная область.

С 50х годов английские философы говорят: главное в философии – этика. Здесь есть собственная философская проблематика. Остальное сводится к языку. Законодательство в этике – феномен религиозного законодательства (!). Любой богослов знает каноническое право, но РВ-ед о нем обычно забывает. + ритуальное законодательство. Белое пятно или черная дыра

 

19.11.14.

Измерения РВ Смарта

Мы остановились в прошлый раз на М.Момэне. Рассмотрим более подробно его концепцию измерений: их шесть у Момэна, но Ниниан Смарт также в конце 70х предпочел традиционные типологии перевести в идею измерений: религия проявляет себя в некоторых строго оформленных областях. Шесть секторов; логика сознания такова, что внутри себя они организованы достаточно строго. Всегда есть искусство, всегда есть миф, доктрина и т.д.

У Смарта:

- доктрина

- этика

- ритуал

- институт

- миф

- опыт

Все они обязательны для религии, но доминирует опыт: без религиозного опыта никакаия традиция, система и т.д. как религия не существует. Это единственный недостаток системы: вполне можно быть носителем традиции и не обладать никаким опытом (православный атеизм).

Позднее Смарт добавляет еще все случаи формирования религиозного символизма: измерение материальное. В каком бы воплощении не существовало перед нами произведение искусства, все это материальное измерение.

Почему такое значение этой концепции? У каждого религиозного измерения есть некий светский аналог. Либо религиозная доктрина (система догматов в развернутом вероучении, или реконструируется: аборигены в течении всего года поют священные песни, из которых мы можем сконструировать подобие доктрины), либо философская или политическая доктрина. Миф – сакральное повествование или идеологическое.

Религиоведение расширяет свои границы и возможности: мы можем изучать политические идеологии как некие аналоги религиозных доктрин. Открывается то, чего политологи порой не подозревают: лингвистические особенности и т.д.

То же самое с ритуалом и т.д.

Э.Дюркгейм: религия есть система верований и практик, направленных на почитание запретнх и сакральных священных объектов, объединяющие в сообщество людей, которые их разделяют. Социологи делают из этого определения вывод: все, что объединяет людей в сообщество, является религиозным (интегративная функция может быть выделена в любом институте).

Забавными были исследования в 90е годах советского церемониала: первомайское шествие социологически и антропологически можно было прочитать как религиозный акт (в т.ч. календарные весенние ритуальные цвета – красный и зеленый, отсутствие авторской речи, путь по Невскому до Дворцовой – квинтессэнции проклятого царизма, - но это было ритуально обустроенное пространство, уже не связанное с империализмом. Портреты Маркса, Энгельса, Ленина организовывали пространство, по громкоговорителям объявлялось, кто в каком порядке входит, хотя объективно порядок менялся, входили не те, кто назывался – бессознательная аффирмация ритуальной логики). + гражданские ритуалы

Итак, концепция измерений Смарта полезна тем, что расширяет привычные для нас границы религий. Мы можем также сопоставлять религиозное и нерелигиозное, выстраивая новые границы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.015 с.)