Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия символических форм КассирерСтр 1 из 13Следующая ⇒
Все идеологемы научного познания в 19 веке и сегодня присутствуют в нашей жизни. После Конта, Спенсера, Тиле человек стал восприниматься механистически и лишался свободной воли (крайний позитивизм). Неокантианство было реакцией на это. Позитивизм выражался в социальном социологизме и привел к отказу от выделения закономерностей мира – это аксиома. Закономерность – не изучение человека, сколько желание видеть человека таким ради неочевидных целей. Психологизм восторжествовал на рубеже веков и вызывал уничтожающую критику, ставя вопрос о научном познании вообще: мы не можем обобщать и сравнивать – как же познавать человеческое существо? В начале 20 века выработалась дилемма теоретического и мировоззренческого. Непонятен инструментарий (есть предметная область), и зачем вообще изучать человека. Практическое ли это знание, можно ли его реализовать и поставить себе на пользу? Закономерность лишает человека свободы и творчесокй силы, но если мы не познаем, знание невозможно – рога дилеммы. Конт: науки – проективное, практически применимое знание, социология – законы взаимодействия людея для преобразования общества и создания благой жизни. Знание Конта проективно (проект реализуется на практике). Что дальше делать со знанием о человеке? Исторический ответ: знание гуманитарных наук применимо на практике (1960е годы во Франции, где гуманитаристика стала считаться единственной формой защиты от буржуазии, способ борьбы с идеологией). На интеллектуальную сцену вышел Эрнст Кассирер с проектом!Философия символических форм». Кассирер – неокантианец второй волны, как и Риккерт и Дильтей, вышел, как Толстой из гоголевской шинели. Кассирер фиксирует противоречие своего времени: есть идеализм (всеобщие закономерности духа, идеи, принципы, абстрактное познание, ассоциирующее себя с истиной). Пример – Гегель, он из 3 положений вывел всю систему мирового духа через дедукцию, математика – совершенно дедуктивная наука, а в физике различие неочевидно, в 20 веке появились абдуктивные, редуктивные высказывания). В 19 веке наука индуктивна практически на сто процентов, в 20 под сомнения ставили даже саму индукцию и принцип причинности. Идеалистическое познание сугубо дедуктивное – из идей таинственным образом разворачиваетс действительность. Это плохо: это познание не имеет отношения к вещам, к наблюдаемому.
С другой стороны, в оппозиции к идеалистам позитивисты, эмпирики (исследование наблюдаемого, в том числе чувственно воспринимаемого). Позитивистское познание – все в пошлой реальности, над которой они не умеют возвыситься, они не знают, что делать с фактами, обобщить их. А идеалисты знают истины, но им неинтересны факты. Кассирер: нужно найти ту область деятельности и духа, в которой их интеерсы совпадут. Это символическая деятельность. Слово «символ» - не метафизическое, религ.мистическое, это всего лишь знак. В немецком языке слово «знак» тогда не употреблялось, ассоциировалось с медициной, как симптом. Потому использовалось понятие символа. Символ – это способность чего-то выступать в качестве чего-то иного. Это может быть и вещь, и слово, и состояние, и явление. Чарльз Пирс сформировал более филос. определение слова «символ»: знак – это денотат для интерпретанта тогда когда интерпретант учитывает денотат при наличии знакового средства. Интерпретант – субъект в его познавательной активности, т.е. понимающий, а денотат – содержаие знака (его поле). Когда имеется в виду содержание предмета, мы имеем дело именно со знаком. Именно Кассирер открыл долгоигращую традицию символической философии. В области исследования знака совпадают интеерсы идеализма и позитивизма. Знак – что-то очень конкретное, даже знаки, отсылающие к абстрактным явлниям (числа). Поэтому они доступны для эмпирического исследования. Изучая человека, надо изучать знаки, которыми он себя оружает. С другой стороны, знак всегда идеален, т.к. содржит в себе нечто всеобщее (универсалию). Знак всегда содержит идею, и этой областью работают и эмпирики, и теоретики. В другом качестве, помимо символической деятельности, мы познавать человека не можем. Поле символ. деятельности – культура, и для философии другого объекта, кроме культуры, быть не может. В начале 20 века (1920е) в г.Давос в Швейцарии состоялся философский диспут между Кассирером и Хайдеггером. То бытие, о котором нам 2500 лет говорили философы – культура. Сборничек «Фауст и Заратустра» (Азбука, 2000). Спор Хайдеггера и Кассирера, о нем писали газеты, велись передачи, оба были против. Кассирер уже немолод, он все для себя решил, а Хайдеггер просто не прислушивался к дискуссии - это две декларации философских школ, никто не победил. Но Ф. разделилась на две линии: постклассическая онтология и философия культуры.
Поему нельзя познавать человека вне культуры? Она и есть реализация символической функции, фундаментальной для сознания. Кассирер: если бы могли найти один эпитет, характеризующий человеческую природу – человек существо символическое. Аристотель: существо разумное, общественное… 19 век: существо религиозное… Теперь – хомо символикус. Любая деятельность познания – символизация явлений и вещей. Почему так? Не существует несимволического фрагмента сознания? Потому что человек не умеет воспринимать несимволическое. Незнакового мира мы не замечаем вообще. База: мы всему даем названия. Наши мыслеобраз накрепко скреплены с названиями, а то, что неназываемо – мы не воспринимаем. И выдумываем название тому, что требует названия. Несмиволическую жизнь сознания мы не знаем. Аргументы против были у психоаналитиков (1900, Фрейд, анализ сновидений, демонстрация, что символизация – бессознательная деятельность. Человек разумный имеет дело с рез-тами бесознательной деятельности ИД (оно, темная материя). И человек оказывается заложником деятельности ИД, которая определяет его существование, хотя по характеру она несознательна. Позитивисты: если человек не сознателен, это не человек. Плзже – архетипы). С 40х годов: языковые структуры неподвластны человеку, язык пользуется человеком, а не человек языком. Это завладевшая нами стихия. Символическая функция – разворачивая сознательную деят., человек не взаимодействует с вещами, а только со знаками. Совмещение разных мыслеобразов дает материальные предметы. Эта знаковая функция разворачивается в системе категорий. Категории – наиболее общие понятия (стандартное определение), т.е. понятие с максимально большим объемом. Категории – инструменты формирования понятий. Кант видел процесс познания так: субъект воспринимает явления мира, в своей творческой активности взимодействует с явлениями, они проходят через априорные формы чувственности (доопытные). Чтобы вопринять, надо уметь воспринимать. АФЧ – это пространство и время. В понятия организутся с помощью рассудка явления, просеенные через пространство-время, и преобразуются категориями рассудка. Там, где все это встречается, мы имеем понятие. Органы чувств заставляют меня мыслить пространственно и темпорально, затем возникают категория качества и т.д. У Кассирера пространство и время – не АФЧ, а категории. Здесь складваются символические формы – способы деятельности определенным образом (архетипы Юнга!) Формы: язык, миф, искусство, философия, наука, техника. Религия??? Последователи делятся на два лагеря: религия в мифе (практическая сторона мифологии) или религия на границе символических форм, она между ними, как деструктивная сила, подтачивающа изнутри любую символическую форму и способствудщая е преобразованию. Религия возникает на руинах мифа (Кассирер). Религия подтачивает филосифю, и возникает наука.
Познание действительности в области современной физики – теория относительности – пространство и время перестают быть априорными формами чуственнсти. Относительны наши способы измерения, тогда объективным образом время и пространство не существуют. У Канта они априорны потому, что объективны, они условие чувственного восприятия и относятся к уровню трансцендентального (все люди разделяют их со всеми, они для всех одинаковы). А в 20 веке появляются другие отсчеты. В разных культ. традициях есть разное восприятие пространства и время (у дикаря нет соответствующего понятийного аппарата). Плюрализм восприятия простр. и времени – не аргумент для философа, а вот для прочих да, т.к. философия тоже стала неабсолютным всеобщим знанием. Общий – механизм конструирования знаний. Везде, где мы имеем дело с человеком, мы видим 14 категорий в любой области, но разным образом. В мифе и науке – в мифе пространство неоднородно (разные миры), время обратимо, в науке – наоборот, использование категорий разное. Это разное использование – модальность категорий. Можно ли выстроить разные символические формы в иерархию? Нельзя. Они равнозачны, т.к очерчивают горизонт проявления символической функции (как человек в принципе может действовать – все символические формы). Религия – находится во всех областях. Вплоть до техники. Зато централной для всех формой (базисом) является языковая. Первый том посвящен именн языку. Кассирер осторожничает с эволюцией этих форм. Все символические формы мы находим в любой культуре, говорит он. Беда, что мы не опознаем чужую форму, привыкнув к своей, и считаем, что философии у дикаря нет. Решать этот вопрос исторически нельзя, эти области есть всегда и наращиваются друг на друга. Стереотипное восприятие философии приводит к вопросам, что есть философия? Кассирер всерьез пошатнул это восприятие. Как мы анализируем эти формы? Исход из нашей симв. Формы – одной или другой? Анализ языческих богов с точки зрения формы «искусства» или искусства с помощью мифа? Тогда мы транслируем законы одной формы на другую. Философия нужна, чтобы исследовать другие формы с их точки зрения. Философ магическим образом удерживает плюрализм символических форм, а ученый - не всегда. Это относится к взаимнопроникающим гуманитарным наукам. Т.к. все формы реализуются с помощью одних категорий, а Ф. и есть наука о категориях, а флософ удерживает все множество символических форм, ему удается высказввать не оценочные суждения. Когда Ф. стала университетской дисциплиной, выявилась новая перспектива: перспектива знаковых систем, открытая Кассирером. Он запустил важнейший для 20 века проект символической философии. Было много производных и последствий этого процесса (в т.ч. структурализм Леви-Стросс).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.06 с.) |