ТОП 10:

Бюджетная система РФ, ее принципы.



Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет формируется за счет налоговых поступлений от юридических и физических лиц, на 70-80%, неналоговыепоступления 8-10%, которые включают

а)доходы от имущества находящегося в веденье государства

б)доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения

в)средства полученные в результате применения мер гражданско правовой администрации и уголовной ответственности.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления:

1.финансовая помощь от бюджетов др уровней в форме дотаций и субсидий

2.субвенции из фондов компенсации

3.субвенции из местных бюджетов бюджетам др уровней(отрицательные трансферты)

4.Безвозвмезд и безвозвр. поступления от внебюджетных гос.фондов равно как и этим фондам.

5. безвозмездные и безвозвр поступления отфиз.лиц, юр.лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и др добровольные пожертвования.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы (единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюдж документации и отч-ти, санкций за нарушение закон-ва)

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов (самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств);

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (опр-иебюдж полномочий органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом);

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме);

· сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

· эффективности и экономности использования бюджетных средств (при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необх-ти достижения результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием опред-го бюджетом объема средств);

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

· гласности (обяз-ое опубликование в - печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полную информацию о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений;обязательную открытость для общества и средств массовой информации)

· достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов);

· адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей)

 

Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Б.п. осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Б.п. длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•органы денежно-кредитного регулирования;

•органы государственного и муниципального финансового контроля;

•государственные внебюджетные фонды;

•главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

•иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

(19.05.2011) - Экспертная группа №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике», работающая в рамках доработки «Стратегии-2020» провела 19 мая открытое заседание при поддержке РИА «Новости». Темой заседания стали основные направления и механизмы повышения эффективности деятельности бюджетного процесса.

Основными же целями названы повышение качества и доступности социально-значимых услуг и повышение эффективности их предоставления притом, что потребности населения все более и более дифференцированы. Однако добиваться этих целей придется в условиях невозможности резкого повышения финансирования бюджетного сектора. До 2020 года финансирование бюджетного сектора возможно увеличить лишь на 2-3% ВВП. В тоже время, доля расходов на государственные и муниципальные учреждения социальной сферы, которые составляют более 83% от всех государственных и муниципальных учреждений России, уже составляет 12,5% от ВВП страны.

Еще одной проблемой в развитии бюджетного сектора, по мнению экспертов, является сокращение населения в целом и его старение. Это вызывает диспропорции в оказании социально значимых услуг, когда школы пустуют, а больницы, напротив, переполнены. Однако эксперты считают, что нельзя просто закрывать пустующие учреждения, нужны программы «консервации», чтобы была возможность вернуться к ним при необходимости. Среди инструментов реформирования сектора социально значимых услуг были названы формирование пакетов социально значимых услуг, смена типа учреждений, конкуренция по качеству и привлечение к оказанию государственных услуг коммерческих и некоммерческих организаций, применение принципов нормативного финансирования, развитие сети учреждений и развитие государственно-частного партнерства.

По мнению экспертов, ни один из этих способов не является панацеей, и все они должны применяться дифференцированно. Важным моментом в реформе бюджетного сектора является обеспечение информационной открытости и прозрачности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.004 с.)