Современный российский менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный российский менеджмент



 

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной систе­мы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образо­ваны на основе прежних советских предприятий. Многие ключе­вые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма неэффективной российской экономики и обрели некото­рые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных от­ношений.

Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфи­ческие общеэкономические факторы, и прежде всего:

- экономическая и политическая нестабильность в стране;

- спад промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;

- высокий уровень безработицы;

- высокий уровень налогообложения хозяйствующих
субъектов;

- высокий уровень инфляции;

- низкая платежеспособность многих организаций;

- несовершенная и нестабильная законодательная и нор­мативная база функционирования экономики;

- использование государственными и местными органами
моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям. В ря­де случаев они отображают опыт застойного периода и избыточную жесткость вертикальных иерархий, административно-
бюрократических структур, в других - напротив, характеризуются
чрезмерной, неоправданной либерализацией. Имеет место игнорирование указанными органами явного примата горизонтального
системообразования, самоуправления и тем самым менеджмента
по горизонтали, недостаточный учет ими современных тенденций
в развитии социально-экономических систем, заторможенность
признания бифуркационности траекторий развития организаций;

- коррумпированность государственных и местных органов регулирования экономики;

- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок на закупку и поставку товаров, повышает хозяйст­венный риск;

- неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры
рынка, информационной среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;

- высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

Можно выделить некоторые особенности современного российского менеджмента, а именно:

- преобладание в организациях вертикальных, формальных
связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отношений,
мягких структур. Слабый учет современных тенденций в развитии
организаций и использование новых типов организаций - эдхокра-
тических, партисипативных, ориентированных на рынок и т.д.;

- наличие командной системы во многих организациях.
Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчинен­ных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;

- стремление менеджмента к контролю за всем своим
бизнесом, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (кар­
манный банк), поставок (вплоть до всех предыдущих переделов и
комплектующих производств). Чем полнее вертикальная инте­грация, завершеннее набор сопряженных производств, тем уве­реннее чувствует себя управляющий центральным бизнесом, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденция распро­страняется на власть - крупнейшие корпорации активно проводят своих людей в органы власти;

- менеджеры высшего звена избегают делегировать пол­номочия и ответственность второму эшелону менеджмента, но­ровят все сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация послед­них, но главное - неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров. Исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации - приобщение к делу, наделение долей в
бизнесе менеджерским пакетом акций, а там, где это невозмож­но, - бонусы, выплата процентов от прибыли. Важно также нари­совать перспективу карьерного роста, причем обязательно со­прячь это с курсом повышения квалификации, тем более что мно­гие российские менеджеры любят учиться;

- крайне мало привлекает сотрудников менеджерами к
управлению организациями и подразделениями в разной форме.
Это не позволяет в должной мере учитывать знания и опыт работников, которые зачастую лучше менеджеров знают проблемы и видят пути их решения непосредственно в производстве (ком­мерции);

слепое копирование западных методов ведения-бизнеса
и управления организацией. Вклад западных, прежде всего аме­риканских, теоретиков и практиков в развитие менеджмента бес­
спорен. Однако формально переносить их идеи на российскую
почву недопустимо. Многое из того, что хорошо в США или
Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать
только лучшее с учетом особенностей национальной экономики;

- отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директо­ра многих организаций стремятся действовать по привычке, не
умеют гибко реагировать на изменения внешних и внутренних
факторов, влияющих на положение организаций, а значит, не мо­гут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться
к новым условиям;

- перекладывание ответственности на правительство, привычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до
сих пор. Многие менеджеры организаций обвиняют в своих не­
удачах президента, премьера, кого угодно, только не себя, считая,
что государство должно отвечать за их беспомощность и невежество, за неумение приспособиться к новой ситуации. Разумеется, в
России организации зависят от правительства, от законов, подчас
противоречащих друг другу, и т.п. Тем не менее выживание орга­низаций теперь зависит почти полностью от того, кто и как ими
управляет. Если организации управляются знающими, опытными
менеджерами, которые эффективно используют все имеющиеся
ресурсы, в том числе трудовые, то организации достигнут ста­бильности независимо от того, что происходит в стране;

- слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;

- отсутствие необходимых сложившихся норм деловой
этики бизнеса, нарушения предпринимателями элементарных
этических правил при осуществлении бизнес-операций;

- отсутствие у менеджеров всех рангов глубоких знаний о
рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Малая часть менеджеров обладает этими знаниями или стремится получить их, чтобы использовать на практике. Большинство из них работает по принципу: главное - любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к по­явлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не
дающих обществу, что отрицательно сказывается на построении
рыночной экономики;

- значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы - «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах;

- неуважение к людям и игнорирование этики управления.
Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных
организациях, считаются руководством «винтиками», которые в
любой момент можно выбросить и заменить новыми. Работники
всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны
перед произволом руководства. Каждый из них может быть уво­лен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Сдел­ки, а следовательно, и деньги нового работника могут быть при­своены руководством и поделены между ним и основным «костя­ком» сотрудников и т.д. Обман и хамство стали нормой поведения некоторых руководителей. Особенно это относится к так на­зываемым «пульсирующим» фирмам, специфика которых заклю­чается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых сотрудников без оплаты их труда;

- низкий уровень механизации, автоматизации и компью­теризации управленческих процессов, хотя и уровень информатизации и компьютеризации отечественных организаций в послед­ние годы заметно повысился.

Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.004 с.)