Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Методологические основы менеджментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научные подходы и принципы менеджмента. Методы управления. Научные подходы и принципы менеджмента
Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы. Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных подходов. Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами. Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: • научный подход к выполнению каждого элемента работы; • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; • кооперация с рабочими; • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых. Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. Подходы к менеджменту При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами. При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности. При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления. Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д. При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя. При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении. Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности. При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций. При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения. Принципы менеджмента Разделение труда: Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих). Полномочия и ответственность: Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. Дисциплина: Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. Единоначалие: Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. Единство действий: Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. Подчиненность личных интересов: Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов. Вознаграждение персонала: Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. Централизация: Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. Скалярная цепь: Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Порядок: Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте. Справедливость: Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность персонала: Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. Инициатива: Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух: Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»). Принципы управления выступают в качестве ограничительных условий. Кроме того, ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления. Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо помимо указанных основных принципов также соблюдать дополнительные принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления: • сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией); • устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели); • экономичность управления (при выборе способов и • эффективность управления; • гуманность управления; • соответствие способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления); • соответствие полномочий поставленным задачам (руководство должно делегировать органам или кадрам управления • исключение (только при значительных отклонениях от • сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций). Приведенные главные и дополнительные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др. Сформировавшаяся на Западе современная система взглядов на управление опирается на следующие принципы управления: • лояльность к работающим; • ответственность как условие успешного менеджмента; • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали • атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих; • долевое участие каждого работающего в результатах фирмы; • своевременная реакция на изменения в окружающей среде; • использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой; • участие менеджеров в работе групп на всех этапах как • умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе; • этика бизнеса; • честность и доверие к людям; • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал; • качество личной работы и ее постоянное совершенствование. В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления. Причем в ходе общественного развития некоторые принципы управления, характерные для функционирования административно-командной системы хозяйствования, потеряли свою актуальность, например, принцип демократического централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Методы управления
Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления. В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы. Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы: • методы, используемые федеральными и региональными органами; • методы, используемые предприятиями (организациями). К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия. Вторую группу составляют: • система материального поощрения работников; • система ответственности за качество и эффективность • экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план. Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся: • формирование системы заработной платы в зависимости • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате; • участие работника в распределении прибыли организации; • предоставление работнику льгот и привилегий в виде • предоставление работнику льготных кредитов; • льготное страхование жизни работника и др. Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот. Административные методы управления включают: • систему законодательных актов страны и региона; • систему нормативных и методических (обязательных к • систему оперативного управления (систему власти). В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления. Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации. Важное значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности. Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Объектами управления социально-психологическими процессами являются: личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности; способы организации труда и рабочих мест; система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров; информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социально-бытовые условия работников. Лекция №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.009 с.) |