Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Методологические основы менеджмента

Поиск

Научные подходы и принципы менеджмента.

Методы управления.

Научные подходы и принципы менеджмента

 

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к ме­неджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «ши­роким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы.

Анализ теории и практики управления различными объек­тами позволяет установить необходимость применения к ме­неджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных подходов.

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управления можно определить как основ­ные правила, вытекающие из объективных экономических зако­нов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изу­чения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

• научный подход к выполнению каждого элемента работы;

• научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

• кооперация с рабочими;

• разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управле­ние» предложил формализованное описание работы управляю­щих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управ­ленческих задач и выполнении функций менеджмента.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Подходы к менеджменту

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы ме­неджмента в нормативных актах.

Воспроизводственный подход ориентирован на посто­янное возобновление производства товара для удовле­творения потребностей рынка с меньшими затратами.

При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности.

При интеграционном подходе устанавливаются взаи­мосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления.

Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расче­тов и т.д.

При комплексном подходе учитываются техниче­ские, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

Маркетинговый подход предусматривает ориента­цию управляющей подсистемы на потребителя.

При нормативном подходе устанавливаются норма­тивы в управлении.

Поведенческий подход заключается в том, чтобы по­мочь работнику осознать собственные возможности.

При процессном подходе управление рассматривает­ся как совокупность взаимосвязанных функций.

При системном подходе любая система рассматрива­ется как совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется кон­кретной ситуацией.

Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения.

Принципы менеджмента

Разделение труда: Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на кото­рые направляются усилия работающих).

Полномочия и ответственность: Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответ­ственность за выполнение работы.

Дисциплина: Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справед­ливые санкции к нарушителям дисциплины.

Единоначалие: Работник получает распоряжения и отчитывается толь­ко перед одним непосредственным начальником.

Единство действий: Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объе­диняться в группы и осуществляться по единому плану.

Подчиненность личных интересов: Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

Вознаграждение персонала: Получение работниками справедливого вознагражде­ния за свой труд.

Централизация: Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентра­лизацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь: Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок: Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем месте.

Справедливость: Установленные правила и соглашения должны проводить­ся в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность персонала: Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

Инициатива: Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Корпоративный дух: Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»).

Принципы управления выступают в качестве ограничи­тельных условий. Кроме того, ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо помимо указанных основных принци­пов также соблюдать дополнительные принципы, которые явля­ются общими для всех подсистем системы управления:

• сочетание специализации и универсализации в управле­нии (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

• устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

• экономичность управления (при выборе способов и
средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты- трудовые, материальные, вре­менные, финансовые, моральные и др.);

• эффективность управления;

• гуманность управления;

• соответствие способов и средств воздействий законо­мерностям, присущим объекту управления (при управлении не­обходимо учитывать состояние и закономерности развития объ­екта управления);

• соответствие полномочий поставленным задачам (руководство должно делегировать органам или кадрам управления
полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);

• исключение (только при значительных отклонениях от
стандартов и правил должна срабатывать система контроля);

• сочетание централизации и децентрализации в управле­нии (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные главные и дополнительные принципы управ­ления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функ­ционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интере­сов общим и др.

Сформировавшаяся на Западе современная система взгля­дов на управление опирается на следующие принципы управле­ния:

• лояльность к работающим;

• ответственность как условие успешного менеджмента;

• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали
и вертикали;

• атмосфера в фирме, способствующая развитию способ­ностей работающих;

• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

• использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;

• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как
условие согласованности работы;

• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;

• этика бизнеса;

• честность и доверие к людям;

• опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

• качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления. Причем в ходе общественного разви­тия некоторые принципы управления, характерные для функцио­нирования административно-командной системы хозяйствования,

потеряли свою актуальность, например, принцип демократиче­ского централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Методы управления

 

Методы управления - это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организа­ционно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. Различают методы управления и методы про­цесса управления. Методы управления характеризуют закончен­ный процесс воздействия на объект управления; методами про­цесса управления выполняются лишь отдельные работы. Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формаль­ные и неформальные. При использовании методов прямого воз­действия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются усло­вия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характер­ные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

• методы, используемые федеральными и региональны­ми органами;

• методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

• система материального поощрения работников;

• система ответственности за качество и эффективность
работы;

• экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

• формирование системы заработной платы в зависимости
от количества и качества труда;

• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;

• участие работника в распределении прибыли организации;

• предоставление работнику льгот и привилегий в виде
формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности
работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией;

• предоставление работнику льготных кредитов;

• льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Административные методы управления включают:

• систему законодательных актов страны и региона;

• систему нормативных и методических (обязательных к
применению) документов организации;

• систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента кон­кретной организации.

Важное значение имеет и система оперативного управле­ния. Существуют четыре способа реализации своей власти руко­водителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого исполь­зования до практически полного отказа от этого. Речь идет о рас­поряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются: личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности; способы организации труда и рабочих мест; система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров; информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социально-бытовые условия работников.

Лекция №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.009 с.)