Организация и социальная среда, соотношение прагматических целей организации и проблем социума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и социальная среда, соотношение прагматических целей организации и проблем социума.



4.3 Структуризация деятельности организаций. Типы организационных структур.

4.1 Организация как система. Понятие и классификация организаций

 

Общество состоит из огромного количества различных ор­ганизаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.

Но что такое организация и какие общие черты характерны для любой организации?

Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.

Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:

• наличие, по крайней мере, двух человек, которые счи­тают себя частью этой группы;

• наличие, по крайней мере, одной цели, которую прини­мают как общую все члены группы;

• наличие членов группы, которые работают вместе для
достижения цели (целей).

Абстрагируясь от отдельных, частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации яв­ляются входящие в нее люди, цели, для реализации которых она создана и существует, и управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.

Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:

- получение ресурсов из внешнего окружения;

- изготовление продукции;

- передача ее во внешнюю среду.

Данные процессы являются жизненно важными для орга­низации. Причем для успешной деятельности организации необ­ходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключе­вая роль в этом принадлежит управлению.

Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координи­рующего начала, формирующего и приводящего в движение ре­сурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и прежде всего ее структуру. Управление осущест­вляет руководство функциональными процессами, протекающи­ми в организации.

Дело в том, что деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управле­нию организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения тру­да в управлении, носящего объективный характер.

Если существуют устоявшиеся границы организации и оп­ределено ее место в обществе, она принимает форму обществен­ной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные фор­мирования и т.д.).

По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX в. Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках фи­зические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более силь­ными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, са­мой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.

Важным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, оп­ределенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться об­щим требованиям, с которыми они могут быть внутренне и не согласны. Нужно иметь в виду, что достижение целей организа­ции возможно только при наличии некоторого «критического» числа участников, объединение сил и способностей которых при­носит необходимые плоды.

Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в некоторой замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписани­ях и запретах в отношении тех или иных действий.

Существенным признаком организации можно считать осуществление ею деятельности на основе принципа самоуправления, который предполагает возможность самостоятельно при­нимать и реализовать любые решения в рамках существующего законодательства для достижения поставленных целей. Термин «самоуправление» отражает самостоятельность и личную текстоло­гию управления самим собой. В основе самоуправления организа­циями лежат их экономические и иные интересы.

Рыночное самоуправление предполагает новую социальную стратификацию субъектов рыночного хозяйства на собственни­ков, предпринимателей, менеджеров, наемных работников, со­ставляющих трудовые коллективы, и соответственно выделение самоуправления собственника, самоуправления предпринимателя, профессионального управления менеджера и самоуправления членов трудового коллектива. Складывающееся между субъекта­ми рыночной экономики разделение функций управления зависит от многих факторов. Прежде всего, следует выделить имманент­ные функции каждого субъекта. Так, для собственника это функ­ции владения, пользования, распоряжения. Соответственно само­управление собственника, являющееся исходным управленческим отношением, выступает как функция его собственности, которую он может выполнять в полном объеме или частично.

Предприниматель, как самостоятельный субъект рыночной экономики, появился в результате отделения капитала-собствен­ности от капитала-функции, вследствие чего собственник и пред­приниматель стали автономными относительно друг друга (соб­ственник может не быть предпринимателем, а предприниматель - собственником). Предприниматель, как ключевая фигура рыноч­ной экономики, организует от своего имени, на свой риск и от­ветственность инициативную деятельность, направленную на на­сыщение рынка товарами и услугами для получения прибыли.

Менеджмент и его субъекта - менеджера можно охаракте­ризовать с различных сторон. Во-первых, следует подчеркнуть принадлежность менеджмента к предпринимательской структуре (организации), а не к государству, хотя организация может быть и государственной. Во-вторых, выделяется профессиональная направленность менеджмента, требующая разносторонних зна­ний. В-третьих, менеджмент выступает как совокупность прин­ципов, функций, методов и форм управления. Менеджер отвечает за эффективность деятельности организации и получает за это соответствующий доход.

Сфера управленческой деятельности трудового коллектива охватывает прежде всего трудовые отношения и качество работы. Круг выполняемых работниками функций управления зависит от уровня их развития, социального партнерства, квалификации, личных качеств и других факторов.

Необходимо заметить, что границы между самоуправлением собственника, предпринимателя, профессиональным управлением менеджера и самоуправлением трудового коллектива условны и подвижны. Предприниматель, менеджер, работники, приобретая акции организации или паи, становятся совладельцами. При этом сочетание в определенной мере функций собственника, предпри­нимателя, менеджера, члена трудового коллектива при их одно­временном разграничении представляется наиболее эффективным.

Ведущую роль в непосредственном и повседневном управ­лении организацией выполняют менеджеры, особенно их высший уровень. При этом исходным управленческим отношением явля­ется самоуправление собственника.

Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям.

Так, на основании критерия формализации выделяются:

формальные организации, имеющие четко поставленные
цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу
входят все организации бизнеса, государственные и международ­ные институты и органы. Предметом данного изучения являются
в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;

неформальные организации, функционирующие без четко
определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

По формам собственности они могут быть частными, го­сударственными, муниципальными, семейными. В табл. пока­зано распределение российских организаций по формам собст­венности.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вто­рые не стремятся извлекать или распределять полученную при­быль между участниками, но могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность, когда это служит достижению целей, ра­ди которых они созданы, и соответствующую этим целям.

По участию в различных секторах производства органи­зации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых вхо­дит несколько отраслей, однородных по своему месту в техноло­гическом цикле:

• отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сы­рья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

• отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобиле­строения и т.д.;

• отрасли третичного цикла, предприятия и организации
которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, стра­ховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

• организации и институты, которые занимаются такой
прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой
деятельности, как информационная технология. Этот сектор
сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

По организационно-правовым формам, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В табл. показано распределение российских ор­ганизаций по организационно-правовым формам.

По видам экономической деятельности. Вид экономиче­ской деятельности определяется как процесс, приводящий к по­лучению однородного набора продукции (товаров или услуг). Один вид деятельности может состоять из одного простого про­цесса (например, ткачества) или охватывать целый ряд подпро­цессов (производство автомобилей).

Таблица



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.148 (0.012 с.)