Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинско-российский институт

Поиск

УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) в г. Чернигове

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

 

Кафедра

«Мировой экономики»

Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной

и индивидуальной работы по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

для студентов специальности

080100 «Мировая экономика»; 080100 «Экономика предприятий и организаций»

081100 – «Государственное и муниципальное управление»

080200 – «Менеджмент»

Составители:

Кандидат. пед. н. П.И.Наумчик

 

Утверждено:

на Ученом совете УРИ (филиала)

в г. Чернигове ФГбОУ ВПО «МГОУ

ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

Протокол № от

Чернигов, 2012

 

 

Введение

 

Методические указания по проведению практических занятий составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Концепции современного естествознания» (КСЕ) для специальностей 080200 – менеджмент, 080100 – экономика, 080100 – экономика и содержат рекомендации и указания по проведению практических занятий по курсу КСЕ.

Цель практических занятий, проводимых по дисциплине «Концепции современного естествознания», углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование навыков применения естественнонаучных знаний при изучении правовых дисциплин.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ основные модели научных картин мира, базовые понятия экологии и социального здоровья, современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.

УМЕТЬ обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в сфере социального обслуживания в контексте различных моделей научных картин мира.

ВЛАДЕТЬ навыками работы в локальной и глобальной сети, методиками анализа явлений и процессов в сфере социального обслуживания в соответствии с выбранной моделью научной картины мира

БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ в применении полученных знаний к формированию научной картины мира.

Практические работы выполняются в тетрадях для практических занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Успеху проведения семинарских и практических занятий способствует тщательная предварительная подготовка студентов, в процессе которой им необходимо:

- ознакомиться с вопросами к занятию;

- ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной для подготовки к занятию.

- ответ на занятиях должен быть построен по методу ПРЕСС (PRES).

На практических занятиях студенты могут выступать в пределах 8-10 минут с фиксированными сообщениями по вопросам, предложенным преподавателем или выбранным самостоятельно. Как за устные, так и письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной системе.

Обсуждение каждого вопроса заканчивается кратким резюме преподавателя.

 


Структурно-логичная схема преподавания курса «Концепции современного естествознания»

Структурно-логичная схема преподавания курса «Концепции современного естествознания» представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1. Структурно-логичная схема преподавания курса «Концепции современного естествознания»

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Естествознание в системе науки и культуры
Современное естествознание о микро-макро и мега мирах Современное естествознание о живой природе Концепции современной антропологии
Физическая картина мира Современные концепции физики Современные космологические концепции Земля как предмет естествознания Современные концепции химии Сущность жизни. Структурные уровни жизни Происхождение жизни Человек как предмет естествознания Человек и биосфера
Основные антропнные принципы
                   

 

Раздел I. Естествознание в системе науки и культуры

Тема 1. Наука как часть культуры

Цель: показать роль и значение науки как части культуры.

Основная проблема: рассмотрение современной парадигмы науки.

Ведущая идея: наука это часть культуры, особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Тема 1. Наука как часть культуры

Наука среди других сфер культуры. Определение науки. Научная деятельность, её элементы. Структура научного знания. Этика науки. Основные этические нормы науки. Научная картина мира. Критерии научного знания. Отличие науки и псевдонауки.

 

Практическая работа № 1. Тема 1. Наука как часть культуры

Вопросы для обсуждения:

Научная картина мира

Научная картина мира — как особая форма систематизации знаний. Структура картины мира. Фундаментальные знания - основой современной научной картины мира. Этапы развития научной картины мира. Научная парадигма, её роль в научной картине мира. Смена парадигмы и научная революция.

Методы научного познания

Понятие научный метод. Общие методы (метафизический и диалектический) научного познания. Частные методы научного познания. Особенные методы научного познания.

Особенные эмпирические и теоретические методы научного познания

Особенные эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент). Особенные теоретические методы научного познания (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция, гипотеза).

Особенные универсальные методы научного познания

Аналогия, моделирование, анализ, синтез, классификация.

Общенаучные подходы. Системный метод

Общая характеристика общенаучных подходов (структурный, функциональный, алгоритмический, вероятностный, информационный, системный подходы, глобальный эволюционизм).

Сущность системного похода. Горизонтальные и вертикальные связи между элементами системы.Структурная систем (дискретные, жесткие и централизованные). Классификация системы по типу взаимодействия(открытые и закрытые системы). Классификация системы по составу (материальные и идеальные).

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что означает понятие «научная картина мира»?

2. Что означает понятие «научная парадигма»?

3. Когда и как происходит смена научной парадигмы?

4. Какие методы относят к общим методам научного познания?

5. Дайте определение следующим методам: индукция; абстрагирование; формализация; идеализация.

6. Охарактеризуйте дедукцию как метод научного познания.

7. Что представляет собой метод предметного моделирования?

8. Дайте краткую характеристику известных вам общенаучных подходов.

9. Охарактеризуйте существующие в науке дискретные, жесткие и централизованные системы.

10. Раскройте суть понятий открытые и закрытые системы.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Наука как социальный институт.

2. Наука и философия.

3. Наука и религия.

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев В.П. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.П. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

2. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия: Межвуз.сб. / [Ильин В.В., Мариничев Э.А., Мамзин А.С. и др.]; под. ред. А.С. Мамзина. - Межвуз.сб. - Л.: Издательство ЛГУ, 1990. – 200 с.

3. Наука и ее место в культуре: Сб. науч.тр. / Отв. ред. А.Н. Кочергин. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 272 с.

4. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / [Бескова И.А., Лихин А.Ф., Меркулов И.П. и др.]; Отв. ред. Меркулов И.П. - М.: ИФ РАН, 1993. - 197 с.

4. Степин B.C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М.: ЦОП Института философии РАН, 1994. – 274 с.

5. Степин B.C. Философия науки: Общие проблемы / В.С. Степин. - М.: Гардариаки, 2006. – 384 с.

6. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 551 с.

Тема 2. Структура и методы научного познания

Цель: Ознакомить со структурой и методами научного познания.

Основная проблема: рассмотрение современной парадигмы науки.

Ведущая идея: раскрытие сущности понятия «Научная картина мира» и рассмотрение основных методов научного познания.

 

Тема 2. Структура и методы научного познания

Уровни и формы научного познания: установленный факт, гипотеза, теория. Методы научного познания. Особенные эмпирические и теоретические методы научного познания. Особенные универсальные методы научного познания. Общенаучные подходы. Системный метод. Глобальный эволюционизм.

Основы естествознания. Предмет и структура естествознания. Начало науки. Древнегреческая натурфилософия. Наука в средние века. Глобальные научные революции. Глобальная научная революция XVI—XVII вв. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в. Соотношение динамических и статистических законов.

 

Научная картина мира

Научная картина мира — как особая форма систематизации знаний. Структура картины мира. Фундаментальные знания - основой современной научной картины мира. Этапы развития научной картины мира. Научная парадигма, её роль в научной картине мира. Смена парадигмы и научная революция.

Методы научного познания

Понятие научный метод. Общие методы (метафизический и диалектический) научного познания. Частные методы научного познания. Особенные методы научного познания.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Знание о природе и человеке в античном мире.

2. Создание первой естественно – научной картины мира в древнегреческой культуре.

3. Естествознание в эпоху средневековья.

4. Познание природы в эпоху возрождения.

 

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев В.П. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.П. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

2. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / [Бескова И.А., Лихин А.Ф., Меркулов И.П. и др.]; Отв. ред. Меркулов И.П. - М.: ИФ РАН, 1993. - 197 с.

3. Степин B.C. Философия науки: Общие проблемы / В.С. Степин. - М.: Гардариаки, 2006. – 384 с.

4. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 551 с.

5. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Механическая картина мира

Механическая картина мира. Атомизм. Принцип дальнодействия. Концепция абсолютного пространства и времени. Механицизм. Проблемы механической картины мира.

Принципы современной физики

Принцип симметрии. Инвариантность. Принцип дополнительности и соотношения неопределенностей. Принцип суперпозиции. Принцип соответствия.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Назовите основоположников механической картины мира.

2. Основой механической картины мира был механицизм, на каких положениях базировался механицизм?

3. Какие принципы относятся к принципам классического естествознания?

4. В чём состоит принцип дальнодействия?

5. Какими свойствами обладает пространство и время механической картине мира?

6. Назовите основоположников электромагнитной картины мира.

7. Какие утверждения справедливы в рамках электромагнитной картины мира?

8. Приведите примеры проявления принципа симметрии в физике.

9. В чём состоит суть принцип дополнительности.

10. Какие методологические принципы сформулировал Н. Бор?

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Научная революция в XVII в. Возникновение классической механики.

2. Естествознание в XVIII – первой половины XIX в.

3. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции (физика, астрономия и биология).

4. Научная революция в физике XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики.

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. В.К. Воронов. Основы современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев; Рец. Е.В. Шевченко; Под ред. Ф.К. Шмидта; М-во образования РФ. - 2-е изд.. стер. - М.: Высш. шк., 1999. – 247 с.

2. Гудков Н.А. Идея «великого синтеза» в физике: монография / Н.А. Гудков; АН УССР. Ин-т философии. – К.: Наук. думка, 1990. – 212 с.

3. Единство физики: Сборник статей / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т теоретической и прикладной механики, Ин-т философии и права; Ред. О. С. Разумовский. – Новосибирск: Наука, 1993. – 280 с. – (Философские вопросы естествознания и техники).

4. Николис Г. Познание сложного: Введение / Г. Николис, И. Пригожин. - М.: Мир, 1990. – 342 с.

5. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Радиоактивность

Открытие явления радиоактивности. Условия возникновения явления радиоактивности. Искусственная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Активность.

Деление атомного ядра

Открытие реакции деления атомного ядра. Условия протекания реакции деления атомного ядра. Энергетический выход реакции деления атомного ядра. Капельная модель реакции деления атомного ядра.

Цепная ядерная реакция

Цепная ядерная реакция. Критическая масса. Коэффициент размножения нейтронов. Применение цепной ядерной реакции.

Термоядерный синтез

Термоядерная реакция синтеза. Условия термоядерной реакции. Энергетический выход термоядерной реакции. Перспективы использования термоядерной реакции.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие условия возникновения явления естественной радиоактивности?

2. Как объясняют явление естественной радиоактивности?

3. Чему равен коэффициент размножения нейтронов при стационарном протекания цепной реакции деления урана в ядерном реакторе?

4. Какие вещества могут быть использованы как ядерная взрывчатка?

5. Как объяснить, что при реакции деления ядер урана выделяется ≈200МеВ энергии?

6. Почему даже в химически чистом, но необогащенном уране, не может происходить цепная реакция деления?

7. С чем связана необходимость замедления быстрых нейтронов в ядерных реакторах?

8. Какое явление подразумевают под понятием «термоядерная реакция»?

9. Почему реакции слияния легких ядер происходят только при очень высокой температуре реагирующего вещества?

10. Как объяснить, что при термоядерной реакции синтеза выделяется большое количество энергии?

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Ядерная энергетика.

2. Использование реакций термоядерного синтеза человеком.

3. Использование явления радиоактивности в технике.

4. Использование явления радиоактивности в медицине.

Основная литература

1. Трофимова Т. И. Курс физики: учеб. пособие для вузов / Т.И. Трофимова — 15-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 560 с.

2. Детлаф А.А., Курс физики / Детлаф А.А., Яворский Б.М. - М.: Высшая школа, 2012. — 719 с.

Дополнительная литература

1. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: в 2–х т. / Кл.Э Суорц; Пер. с англ. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев. − М.: Наука, 1987. – 400 с., 384 с.

2. Баранников А. А. Основные концепции современной физики: учеб. пособие для студ. / А.А. Баранников, А.В. Фирсов. — М.: Высшая школа, 2006. — 350 с.

3. Льоцци М. История физики / М. Льоцци. — М.: Мир, 1970. — 464 с.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Современная концепция физической картины мира.

2. Фундаментальные физические теории.

 

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Анисимов А. Что нас ждет в торсионном поле / А. Анисимов // Человек. - 1994. - № 5.

2. Винокуров И. Психотронная война: от мифов – к реалиям / И. Винокуров, Г.М. Гуртовой. – М.: Мистерия, 1993. – 366 с.

3. Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной / Барри Паркер; Перевод с английского В. И. и О. И. Мацарских, под редакцией Я. А. Смородинского. - М.: Наука, 1991. – 223 с.

4. Хокинг С. Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр / Стивен Хокинг; пер. с англ. Н.Я. Смородинской. - СПб.: Амфора, 2001. – 268 с.

5. Покровский В.В. Космос, Вселенная, теория всего почти без формул, или Как дошли до теории суперструн / Покровский В.В. М.: НАУКУ - ВСЕМ Шедевры научно-популярной литературы, 2012. - 208 с.

6. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Космология и космогония

Космология как раздел астрономии. Предмет и объект космологии. Роль физики и математики в космологии. Постулат современной космологии. Космогония как раздел астрономии. Предмет и объект космогонии.Отличия между космологией и космогонией.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Рождение и эволюция Вселенной.

2. Рождение и эволюция звёзд.

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Болдинг К. Большие проблемы Большого взрыва / К. Болдинг // Истоки, наука высших измерений. - М.: Бхактиведанта, 1990. - C. 1.

2. Вайнберг С. Первые три минуты / Стивен Вайнберг. - М.: Эксмо, 2011. – 208 с.

3. Дэникен Э. фон. Воспоминания о будущем / Эрих фон Деникен; пер. с нем. А.Б.Минервина. - СПб.: Русское географическое общество, 1992. – 125 с.

4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т.; Пер. с англ. М.В. Зубкова, Д.А. Петелина, Н.О. Фомина. - М.: Мир, 1993. – 424 с. + 336 с., ил.

5. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр: краткая история времени. - М.: Мир, 1990. – 168 с.

6. Покровский В.В. Космос, Вселенная, теория всего почти без формул, или Как дошли до теории суперструн / Покровский В.В. М.: НАУКУ - ВСЕМ Шедевры научно-популярной литературы, 2012. - 208 с.

7. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Состав Солнечной системы

Планеты земной группы, планеты гиганты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные потоки.

Форма и размеры Земли

Комплекс наук о Земле. История развития представлений. Мифологическая картина мира. Сведенья о Земле эпохи Великих географических открытий. Современные представления о форме Земли.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Образование солнечной системы.

2. Образование и эволюция Земли.

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Болдинг К. Большие проблемы Большого взрыва / К. Болдинг // Истоки, наука высших измерений. - М.: Бхактиведанта, 1990. - C. 1.

2. Вайнберг С. Первые три минуты / Стивен Вайнберг. - М.: Эксмо, 2011. – 208 с.

3. Дэникен Э. фон. Воспоминания о будущем / Эрих фон Деникен; пер. с нем. А.Б.Минервина. - СПб.: Русское географическое общество, 1992. – 125 с.

4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т.; Пер. с англ. М.В. Зубкова, Д.А. Петелина, Н.О. Фомина. - М.: Мир, 1993. – 424 с. + 336 с., ил.

5. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр: краткая история времени. - М.: Мир, 1990. – 168 с.

6. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Александр Михайлович Бутлеров и химические структуры.

2. Клод Бертолле — основатель учения о химическом равновесии.

3. Становление и развитие химической картины мира.

Основная литература

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

 

Дополнительная литература

1. Данцев А.А. Философия и химия / Андрей Андреевич Данцев; Отв. Ред. В.О. Голубинцев; Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1991. – 106 с.

2. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: в 2-х т. / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2002. Том 1 - 384 с.; Том 2 - 384 с.

3. Пиментел Дж. Возможности химии сегодня и завтра / Пиментел Дж., Кунрод Дж. М.: Мир, 1992. – 288 с.

4.Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы/ Хомченко Г. П. — 4-е изд. испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002.— 480 с.

5. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Генная инженерия её возникновение и перспективы.

2. ДНК – материальный источник наследственности.

3. Человек и генетика.

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе / Барг О.А. – Пермь: Издат. Перм. ун-та, 1993.– 225 с..

2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения / Вернадский В. И. — М.: Наука, 2001. — 375 с.

3. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Современные представления о реакциях, протекающих в процессе биосинтеза

2. Биологическая вечность жизни.

3. Субмикромир — колыбель жизни..

 

 

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление / Афанасьев В.Г. М., Политиздат, 1986. 334 с.

2. Воронцов Н. Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы / Воронцов Н. Н. - М.: Знание, 1984. – 64с.

3. Дарвинизм: история и современность. Л., 1988.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Тема 12. «Человек как предмет естествознания»

Цель: раскрыть суть основных концепций происхождения человека.

Основная проблема: возникновение разумного существа - человека.

Ведущая идея: человек – это результат эволюции живой природы.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Обновленный взгляд на генеалогическое древо человека.

2. Судьбы неандертальцев.

3. Генная инженерия человека: «за» и «против».

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. — М., Школа-Пресс, 1996. 623с.

2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда/ Общ. ред. Ю. Г. Рычкова. — М.: Прогресс—Универс, 1993. — 206 с.

3. Мещеряков Б. Г. Введение в человекознание / Б. Г. Мещеряков, И.А. Мещерякова. – М.: Российск. гуманит. ун-т, 1994. – 320 с.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Тема 12. «Человек как предмет естествознания»

Цель: рассмотрение сущности и структуры человеческого сознания.

Основная проблема: возникновение человеческого сознания.

Ведущая идея: Человеческое сознание – результат высшей нервной деятельности.

Мышление и интеллект

Мышление как непрерывный диалог между сознанием и бессознательным. Роль полушарий переднего мезга в отражение картины мира. Интеллект человека.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие три основные точки зрения на сознание можно выделить в современной психологии?

2. В чем суть когнитивной сферы сознания?

3. Расскажите о познавательных способностях человека.

4. В чем суть эмоциональной сферы сознания?

5. В чем суть мотивационно-волевой сферы сознания?

6. Что представляет собой нервная система человека?

7. Какая структура мозга человека?

8. Опишите строение головного мозга человека.

9. Какие функциональные различия левого и правого полушарий головного мозга?

10. Раскройте понятие интеллект человека.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Особенности эволюции нервной системы

2. Человек: сознание, эмоции, творчество, биоэтика.

3. Искусственный интеллект.

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Груша В. Н. Естествознание / Груша В. Н. - М.: Агар, 1996. 384 с

2. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Гумилев Л.Н – М.: Экопрос, 1993.

3. Мещеряков Б.Г. Введение в человекознание / Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А — М. Рос.гос.гуманит.ун-т, 1994. 319 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Франкл В. – М.: Прогресс, 1990.

5. Фромм Э. Душа человека / Фромм Э. – М.: Республика, 1992.

6. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Тема 13. Человек и биосфера

Цель: рассмотрение сущности понятия биосфера и её законов. Определение места человека в биосфере. Рассмотрение концепции ноосферы.

 

Основная проблема: место и значение человека в природе.

Ведущая идея: Появление и существование человека в природе определяет высшую ступень ее развития.

Тема 13. Человек и биосфера

Понятие и сущность биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Концепция ноосферы В.И. Вернадского Сущность антропного принципа. Основные антропнные принципы

Понятие и сущность биосферы

Понятие биосферы. Границы биосферы. Биотический и абиотический компоненты биосферы. Пищевые цепи. Биогеохимические циклы,

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Человечество и биосфера земли.

2. Экологическая культура, её роль и значение сегодня.

3. Ноосфера – будущее человечества. Проблемы и пути перехода к ноосфере.

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Бережной С.А. Экология: Учеб. Пособие / Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. - Тверь: ТвеПИ, 1990. - 143 с.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / Вернадский В.И. — М.: Наука, 1988.- 520 с.

3. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение / Вернадский В.И. М.: Наука, 2001. – 371 с.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Справочный материал

Метод ПРЕСС

Метод ПРЕСС предполагает четыре этапа аргументации своего мнения:

1. Расскажите, объясните, в чем заключается ваша точка зрения (начиная со слов... я считаю, что...);

2. Объясните причину появления этой мысли, то есть на чем основаны доказательства (начинайте со слов... потому что...)

3. Приведите примеры, дополнительные аргументы в поддержку вашей позиции, наведите факты, демонстрирующие ваши доказательства (... Например...)

4. Обобщите свое мнение (сделайте вывод, начиная словами: (следовательно,... таким образом...)

Требования к реферату

1. Объём реферата должен быть 8-10 машинописных листов или 10 -15 рукописных листов. Страницы текста должны быть выполнены на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. В качестве текстового редактора следует использовать Microsoft Word. Применяемая гарнитура шрифта Times New Roman; кегль шрифта 14 пт интервал полуторный; выравнивание текста должно быть выполнено по ширине страницы, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - не менее 20 мм.. Допускаются переносы слов на следующую строку в соответствии с правилами русского языка.

Выполнение реферата на листах школьных или общих тетрадей не допускается.

2. Каждая страница за исключением титульного листа, нумеруется в правом верхнем углу страницы.

3. Выполненная работа подписывается автором, проставляется дата.

4. Изложение материала должно быть дано в соответствии с планом реферата.

5. Ссылки на литературные источники даются в тексте в квадратных скобках с указанием цитируемых страниц. Например [2, с. 211 –218].В конце работы даётся список литературы, который оформляется в соответствии с принятыми стандартами.

6. Реферат должен отображать современный уровень разработки вопросов выбранной темы, связь с практикой.

7. Реферат представляется на кафедру методисту (лаборанту) в срок, оговоренный с преподавателем.

8. При несоблюдении требований к научному уровню, содержанию и оформлению реферата, преподаватель возвращает работу для доработки и устранения не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.013 с.)