Сходство и отличия человека и животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сходство и отличия человека и животных



Подтверждения родства человека и животных: вещественный состав, преемственность в генотипе между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни; биогенетический закон эмбриогенеза; атавизмы и рудименты человека. Фундаментальные отличия человека от животных: способность к понятийному мышлению; речь; способность к труду; отличия мозга человека от мозга животных.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие концепции происхождения человека считаются научными?

2. Какие основные факторы трудовой концепции положили основу превращения обезьяны в человека?

3. Какая роль социальных факторов в эволюции человека?

4. Какая хронологическая последовательность предков современного человека.

5. К какому виду человека современная наука относит неандертальца?

6. Какие доказательства происхождения человека от животных?

7. Какие явления называют атавизмами?

8. Какие явления называют рудиментами?

9. Назовите фундаментальные отличия человека от животных?

10. В чём состоит отличия мозга человека от животных?

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Обновленный взгляд на генеалогическое древо человека.

2. Судьбы неандертальцев.

3. Генная инженерия человека: «за» и «против».

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. — М., Школа-Пресс, 1996. 623с.

2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда/ Общ. ред. Ю. Г. Рычкова. — М.: Прогресс—Универс, 1993. — 206 с.

3. Мещеряков Б. Г. Введение в человекознание / Б. Г. Мещеряков, И.А. Мещерякова. – М.: Российск. гуманит. ун-т, 1994. – 320 с.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

Тема 12. «Человек как предмет естествознания»

Цель: рассмотрение сущности и структуры человеческого сознания.

Основная проблема: возникновение человеческого сознания.

Ведущая идея: Человеческое сознание – результат высшей нервной деятельности.

Тема 12. Человек как предмет естествознания

Креационистские и космические концепции происхождения человека. Биологическая концепция происхождения человека. Трудовая и мутационная концепции происхождения человека. Сходство и отличия человека и животных. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Этология о поведении человека. Сущность человеческого сознания. Структура сознания. Материальная основа человеческого сознания Психика человека. Структура психики человека. Мышление и интеллект.

Практическая работа № 12. Тема 12. Человек как предмет естествознания

Вопросы для обсуждения:

Сущность человеческого сознания. Структура сознания

Сознание как высшая форма психического отражения объективной действительности. Основные точки зрения на сознание. Структура сознания. Когнитивная, эмоциональная, мотивационно - волевая сферы сознания.

Материальная основа человеческого сознания

Нервная система человека. Роль головного мозга. Строение головного мозга человека.

Мышление и интеллект

Мышление как непрерывный диалог между сознанием и бессознательным. Роль полушарий переднего мезга в отражение картины мира. Интеллект человека.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие три основные точки зрения на сознание можно выделить в современной психологии?

2. В чем суть когнитивной сферы сознания?

3. Расскажите о познавательных способностях человека.

4. В чем суть эмоциональной сферы сознания?

5. В чем суть мотивационно-волевой сферы сознания?

6. Что представляет собой нервная система человека?

7. Какая структура мозга человека?

8. Опишите строение головного мозга человека.

9. Какие функциональные различия левого и правого полушарий головного мозга?

10. Раскройте понятие интеллект человека.

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Особенности эволюции нервной системы

2. Человек: сознание, эмоции, творчество, биоэтика.

3. Искусственный интеллект.

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Груша В. Н. Естествознание / Груша В. Н. - М.: Агар, 1996. 384 с

2. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Гумилев Л.Н – М.: Экопрос, 1993.

3. Мещеряков Б.Г. Введение в человекознание / Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А — М. Рос.гос.гуманит.ун-т, 1994. 319 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Франкл В. – М.: Прогресс, 1990.

5. Фромм Э. Душа человека / Фромм Э. – М.: Республика, 1992.

6. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 

Тема 13. Человек и биосфера

Цель: рассмотрение сущности понятия биосфера и её законов. Определение места человека в биосфере. Рассмотрение концепции ноосферы.

 

Основная проблема: место и значение человека в природе.

Ведущая идея: Появление и существование человека в природе определяет высшую ступень ее развития.

Тема 13. Человек и биосфера

Понятие и сущность биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Концепция ноосферы В.И. Вернадского Сущность антропного принципа. Основные антропнные принципы

Практическая работа № 13. Тема 13. Человек и биосфера

Вопросы для обсуждения:

Понятие и сущность биосферы

Понятие биосферы. Границы биосферы. Биотический и абиотический компоненты биосферы. Пищевые цепи. Биогеохимические циклы,

Учение Вернадского о биосфере

Основной закон биосферы. Понятие общей массы живых организмов. Деятельность живых существ - главный фактор превращения земной коры. Понятие биогенной миграции химических. Характеристика биосферы как сложной структуры.

Сущность антропного принципа

Сущность антропного принципа. Физические константы и следствия изменения некоторых физических параметров констант. Случайности в эволюции Вселенной.

Основные антропнные принципы

Понятие «Тонкая настройка». Слабый антропный принцип. Сильный антропный принцип. Финалистский антропный принцип. Вопрос происхождения «Тонкой настройки».

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что подразумевают под понятием биосфера?

2. Дайте определение понятиям: косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество, живое вещество.

3. Что означает понятие биотический компонент?

4. Что означает понятие абиотический компонент?

5. На какие трофические уровни разделяют организмы?

6. Какие различия между процессами дыхания и брожения?

7. Дайте определение основного закона биосферы по учению Вернадского о биосфере.

8. В чём суть слабого антропного принципа?

9. В чём суть сильного антропного принципа?

10. В чём суть финалистского антропного принципа?

Задание для индивидуальной работы

Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс.

Темы рефератов:

1. Человечество и биосфера земли.

2. Экологическая культура, её роль и значение сегодня.

3. Ноосфера – будущее человечества. Проблемы и пути перехода к ноосфере.

Литература:

1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с.

3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с.

Дополнительная литература

1. Бережной С.А. Экология: Учеб. Пособие / Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. - Тверь: ТвеПИ, 1990. - 143 с.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / Вернадский В.И. — М.: Наука, 1988.- 520 с.

3. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение / Вернадский В.И. М.: Наука, 2001. – 371 с.

4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.022 с.)