Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общенаучные подходы. Системный методСодержание книги Поиск на нашем сайте
Общая характеристика общенаучных подходов (структурный, функциональный, алгоритмический, вероятностный, информационный, системный подходы, глобальный эволюционизм). Сущность системного похода. Горизонтальные и вертикальные связи между элементами системы.Структурная систем (дискретные, жесткие и централизованные). Классификация системы по типу взаимодействия(открытые и закрытые системы). Классификация системы по составу (материальные и идеальные). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Что означает понятие научная картина мира? 2. Что означает понятие научная парадигма? 3. Когда и как происходит смена научной парадигмы? 4. Какие методы относят к общим методам научного познания? 5. Дайте определение следующим методам: индукция; абстрагирование; формализация; идеализация. 6. Охарактеризуйте дедукцию как метод научного познания. 7. Что представляет собой метод предметного моделирования? 8. Дайте краткую характеристику известных вам общенаучных подходов. 9. Охарактеризуйте существующие в науке дискретные, жесткие и централизованные системы. 10. Раскройте суть понятий открытые и закрытые системы. Задание для индивидуальной работы Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс. Темы рефератов: 1. Знание о природе и человеке в античном мире. 2. Создание первой естественно – научной картины мира в древнегреческой культуре. 3. Естествознание в эпоху средневековья. 4. Познание природы в эпоху возрождения.
Основная литература 1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с. 2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с. 3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с. Дополнительная литература 1. Алексеев В.П. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.П. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с. 2. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / [Бескова И.А., Лихин А.Ф., Меркулов И.П. и др.]; Отв. ред. Меркулов И.П. - М.: ИФ РАН, 1993. - 197 с. 3. Степин B.C. Философия науки: Общие проблемы / В.С. Степин. - М.: Гардариаки, 2006. – 384 с. 4. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 551 с. 5. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с. Раздел II. Современное естествознание о микро-макро и мега мирах Тема 3. Физическая картина мира Цель: Ознакомить с основными положениями механической и электромагнитной картин мира. Рассмотреть основные принципы современной физики. Основная проблема: раскрытие сущности понятия «Физическая картина мира» и рассмотрение основных принципов современной физики. Ведущая идея: Изменения в физикеподчинены принципу соответствия Н. Бора. Тема 3. Физическая картина мира Понятие физической картины мира. Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Квантово-полевая картина мира. Соотношение динамических и статистических законов. Принципы современной физики. Практическая работа № 3. Тема 3. Физическая картина мира Вопросы для обсуждения: Механическая картина мира Механическая картина мира. Атомизм. Принцип дальнодействия. Концепция абсолютного пространства и времени. Механицизм. Проблемы механической картины мира. Электромагнитная картина мира Электромагнитная картина мира. Работы М. Фарадея и Дж. Максвелла.Электромагнитное поле. Принцип близкодействия. Проблемы электромагнитной картины мира. Принципы современной физики Принцип симметрии. Инвариантность. Принцип дополнительности и соотношения неопределенностей. Принцип суперпозиции. Принцип соответствия. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Назовите основоположников механической картины мира. 2. Основой механической картины мира был механицизм, на каких положениях базировался механицизм? 3. Какие принципы относятся к принципам классического естествознания? 4. В чём состоит принцип дальнодействия? 5. Какими свойствами обладает пространство и время механической картине мира? 6. Назовите основоположников электромагнитной картины мира. 7. Какие утверждения справедливы в рамках электромагнитной картины мира? 8. Приведите примеры проявления принципа симметрии в физике. 9. В чём состоит суть принцип дополнительности. 10. Какие методологические принципы сформулировал Н. Бор? Задание для индивидуальной работы Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс. Темы рефератов: 1. Научная революция в XVII в. Возникновение классической механики. 2. Естествознание в XVIII – первой половины XIX в. 3. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции (физика, астрономия и биология). 4. Научная революция в физике XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики. Основная литература 1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: [учебное пособие] / А.П. Садохин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с. 2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: [учеб. пособие] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт, 2011. - 345 с. 3. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. [Конспект лекций] / Стрельник О.Н. - М.:Юрайт. 2011– 223 с. Дополнительная литература 1. В.К. Воронов. Основы современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев; Рец. Е.В. Шевченко; Под ред. Ф.К. Шмидта; М-во образования РФ. - 2-е изд.. стер. - М.: Высш. шк., 1999. – 247 с. 2. Гудков Н.А. Идея «великого синтеза» в физике: монография / Н.А. Гудков; АН УССР. Ин-т философии. – К.: Наук. думка, 1990. – 212 с. 3. Единство физики: Сборник статей / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т теоретической и прикладной механики, Ин-т философии и права; Ред. О. С. Разумовский. – Новосибирск: Наука, 1993. – 280 с. – (Философские вопросы естествознания и техники). 4. Николис Г. Познание сложного: Введение / Г. Николис, И. Пригожин. - М.: Мир, 1990. – 342 с. 5. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.
Тема 4. Современные концепции физики Цель: Ознакомить с современными концепциями ядерной физики. Основная проблема: рассмотрение явленийрадиоактивности, ядерных термоядерных реакций как источников энергии. Ведущая идея: ядерные реакции – основной источник энергиидля человечества. Тема 4. Современные концепции физики Квантовая теория света. Строение атома. Теория атома Д. Томсона и Э. Резерфорда. Теория атома Н. Бора. Радиоактивность. Цепная ядерная реакция. Термоядерный синтез. Теория относительности. Практическая работа № 4. Тема 4. Современные концепции физики Вопросы для обсуждения: Радиоактивность Открытие явления радиоактивности. Условия возникновения явления радиоактивности. Искусственная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Активность. Деление атомного ядра Открытие реакции деления атомного ядра. Условия протекания реакции деления атомного ядра. Энергетический выход реакции деления атомного ядра. Капельная модель реакции деления атомного ядра. Цепная ядерная реакция Цепная ядерная реакция. Критическая масса. Коэффициент размножения нейтронов. Применение цепной ядерной реакции. Термоядерный синтез Термоядерная реакция синтеза. Условия термоядерной реакции. Энергетический выход термоядерной реакции. Перспективы использования термоядерной реакции. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Какие условия возникновения явления естественной радиоактивности? 2. Как объясняют явление естественной радиоактивности? 3. Чему равен коэффициент размножения нейтронов при стационарном протекания цепной реакции деления урана в ядерном реакторе? 4. Какие вещества могут быть использованы как ядерная взрывчатка? 5. Как объяснить, что при реакции деления ядер урана выделяется ≈200МеВ энергии? 6. Почему даже в химически чистом, но необогащенном уране, не может происходить цепная реакция деления? 7. С чем связана необходимость замедления быстрых нейтронов в ядерных реакторах? 8. Какое явление подразумевают под понятием «термоядерная реакция»? 9. Почему реакции слияния легких ядер происходят только при очень высокой температуре реагирующего вещества? 10. Как объяснить, что при термоядерной реакции синтеза выделяется большое количество энергии? Задание для индивидуальной работы Подготовить конспект обсуждаемых вопросов на практическом занятии по методу пресс. Темы рефератов: 1. Ядерная энергетика. 2. Использование реакций термоядерного синтеза человеком. 3. Использование явления радиоактивности в технике. 4. Использование явления радиоактивности в медицине. Основная литература 1. Трофимова Т. И. Курс физики: учеб. пособие для вузов / Т.И. Трофимова — 15-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 560 с. 2. Детлаф А.А., Курс физики / Детлаф А.А., Яворский Б.М. - М.: Высшая школа, 2012. — 719 с. Дополнительная литература 1. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: в 2–х т. / Кл.Э Суорц; Пер. с англ. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев. − М.: Наука, 1987. – 400 с., 384 с. 2. Баранников А. А. Основные концепции современной физики: учеб. пособие для студ. / А.А. Баранников, А.В. Фирсов. — М.: Высшая школа, 2006. — 350 с. 3. Льоцци М. История физики / М. Льоцци. — М.: Мир, 1970. — 464 с. 4. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев Д. Н. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 148 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.007 с.) |