Обсудите проблему «человек – царь или сын Природы. » составьте характеристику человека – сына и человека - царя Природы (черты характера, отношение к природе, поведение). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсудите проблему «человек – царь или сын Природы. » составьте характеристику человека – сына и человека - царя Природы (черты характера, отношение к природе, поведение).



Христианская притча

Однажды ночную молитву брата Бруно нарушило громкое кваканье гигантской лягушки. Все его попытки не обращать внимания на эти звуки оказались безуспешными, поэтому он крикнул из окна: «А ну, тихо! Мне нужно помолиться».

Брат Бруно был святым, и его просьба была выполнена незамедлительно. Все живые существа замолкли, чтобы молитве ничто не мешало.

Но тут раздался ещё один звук, помешавший Бруно восхвалять Бога. Внутренний голос сказал:

— Может быть, Богу кваканье этой лягушки слышать не менее приятно, чем пение твоих псалмов.

— Как может кваканье лягушки радовать уши Господа? — насмешливо возразил Бруно.

Но голос не собирался сдаваться:

— А зачем, по-твоему, Бог изобрёл звук?

Бруно решил выяснить это. Он высунулся из окна и приказал: «Пойте!» Воздух наполнился равномерным кваканьем лягушки под сумасшедший аккомпанемент сородичей со всех близлежащих водоёмов. Бруно прислушался к звукам, и голоса перестали раздражать его; он обнаружил, что если не сопротивляться им, то они лишь обогащают тишину ночи.

С этим открытием сердце Бруно ощутило единые вибрации со всей Вселенной, и впервые в своей жизни он понял, что означает истинная молитва.

Подумай над словами:

Единство мира: «Все живые существа – дети Вселенной».

Единство: «Для человека ощущение своего единства с миром – это источник великой силы».

Прочитайте размышления нашего известного земляка, земледельца Терентия Семёновича Мальцева о проблемах зауральской природы.

«Красота и ценность нашей природы, если о ней не заботиться по-настоящему, быстро падают. Каждого честного человека не может не беспокоить то, ради чего мы живем, — будущее нашей страны и новых поколений. Богатства наши не безграничны. И приспело время, когда человеку необходимо взять под свою защиту и леса, и поля, и реки, и обитающую в них всякую оставшуюся живность.

Сказав «оставшуюся», Терентий Семенович не оговорился. В его памяти живы картины, когда леса и поля вокруг изобиловали и дичью и зверем. Сейчас редкостью стали глухарь, куропатка, тетерев и даже ког­да-то самый многочисленный обитатель Зауралья — заяц. Не слышно песен жаворонка, редко заметишь журавля или цаплю. Оскудела природа на его глазах, и от этого особенно горько.

Тому есть несколько причин,— считает Мальцев. Первая — она же и наиболее сложная для разрешения проблема — прекратить неограниченное применение ядохимикатов в сельском хозяйстве для борьбы с вре­дителями и сорняками. Казавшееся сначала добром обернулось теперь трудно поправимым злом. Поедая отравленных насекомых, зерно, погибают представите­ли фауны. Ядохимикаты уничтожают и разрушают микрофлору почвы. Накапливаясь в культурных рас­тениях, они пагубно влияют и на здоровье человека. Как бы легко ни было с помощью ядохимикатов унич­тожать сорняки и вредителей, настала пора бороться за чистоту и плодородие полей с помощью повышения культуры земледелия, совершенствования агротехниче­ских приемов.

Другая, не менее сложная задача — упорядочить действия членов добровольного общества охотников и рыболовов. Терентий Семенович выступает против не промысловой охоты, а так называемых охотников и ры­боловов-любителей.

Как-то встретил он такого любителя с ружьем в ближайшем от села лесу. Охотник пожаловался: «Что же такое получается, Терентий Семенович? Весь день по лесу ходил, а всего лишь одного зайца встретил». Спросил его Терентий Семенович грустно: «И того, поди, убил?» — «Убил»,— ответил охотник. «Да,— вздохнул Мальцев,— пожалуй, недалек час, когда и заяц, как редкое животное, попадет у нас в Красную книгу».

И еще одна проблема появилась вместе с ростом нашего благосостояния. Все больше в личном пользовании горожан и селян автотранспорта. И все больше тяга людей к природе. Но как часто «общение с при­родой» обращается в непоправимое бедствие: всепозволительность, безнаказанность ведут к опустошению и разорению флоры и фауны. Не всем «любителям» природы достает сознания и совести не ездить по по­севам, не разжигать костров, не подрубать березы из-за глотка сока, не вырывать с корнями цветы, ягоды, грибы, не оставлять на полянах и лужайках мусор».

Пребывание в тишине. Вспомни своё поведение на природе: как ты себя вёл – как сын или как царь природы? Как будешь вести себя в следующие моменты общения с природой?

Мирра Лохвицкая

Не убивайте голубей

Не убивайте голубей! Их оперенье белоснежно; Их воркование так нежно Звучит во мгле земных скорбей, Где все – иль тускло, иль мятежно. Не убивайте голубей! Не обрывайте васильков! Не будьте алчны и ревнивы; Свое зерно дадут вам нивы, И хватит места для гробов. Мы не единым хлебом живы, - Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!

Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений,

И ваши гимны, и цветы?

Но без нее бессилен гений, -

Не отрекайтесь красоты!

 

Подумай над словами о дружелюбии: «Умей видеть в каждом живом существе друга».

Прочитайте по ролям или инсценируйте «Плач поля». Дополняйте ответы героев рассказа – ветра, цветов, ручейка, птиц.

Джебран Хал иль Джебран

Плач поля

На рассвете, еще до того, как солнце блеснуло сквозь завесу зари, я сидел посреди поля, беседуя с природой. В этот час, исполненный чистой красоты, пока человек скрыт покровами дремоты и его навещают то сон, то явь, я, опершись на мягкую подушку из трав, у всего, что видел, просил разъяснить мне истину красоты и заставлял рассказывать о красоте истины.

Когда мое воображение отделило меня от всего суетного, а моя фантазия сняла покров материи с моей скрытой сущности, я почувствовал, как мой дух, возвышаясь, приближал меня к природе, открывая мне ее глубокие тайны, давая понять язык ее созданий.

И в это время в ветвях пробежал ветерок – вздохнул, как горюющий сирота. Я спросил, не понимая: «Почему ты вздыхаешь, нежный ветерок?» Он ответил: «Потому что я, гонимый теплотой солнца, иду в город, где к моим чистым одеяниям пристанут микробы болезней, где привяжется ко мне ядовитое дыхание людей. Потому я печален».

Потом я повернулся к цветам и увидел, как они источают из глаз слезы – капельки росы. Я спросил: «К чему плакать, прекрасные цветы?» Один цветок поднял свою нежную головку и сказал: «Мы плачем потому, что придет человек, срежет нас и уйдет с нами в город. Там он продаст нас, как рабов, хотя мы и свободны, а когда наступит вечер и мы завянем, выбросит вместе с мусором. Как же нам не плакать, если жестокая рука человека разлучит нас с нашей родиной – полем!»

Через минуту я услыхал, что ручеек рыдает, как осиротелая мать, и спросил у него: «Почему ты рыдаешь, сладкий ручей?» Он ответил: «Потому что я иду против воли в город, где человек презирает влагу мою, заменяя ее выжимкой лозы, и заставляет служить ему, унося его грязь. Как мне не рыдать, когда скоро моя прозрачность отяготится сором, а моя чистота замутится?»

Потом я прислушался и услыхал, как птицы пели грустную песню, похожую на плач. Я их спросил: «Почему вы плачете, красивые птички?» Воробей подлетел ко мне и уселся на кончике ветки, а потом сказал: «Придет сын Адама и принесет свое адское оружие, которое губит нас, как серп губит посев. Мы теперь прощаемся друг с другом, потому что не знаем, кто из нас спасется от назначенной судьбы. Как же не плакать, когда смерть следует за нами, куда мы ни пойдем?»

Поднялось солнце над горой и увенчало головы деревьев золотыми коронами, а я спрашивал самого себя: «К чему человек разрушает то, что созидает природа?»

Пребывание в тишине. Подумайте над ответом на вопрос «Почему человек разрушает то, что созидает природа?». Обсудите с друзьями свои мысли.

Домашнее задание. Понаблюдайте за поведением разных людей в природе, расспросите их об отношении к природе, проблемам охраны природы. Определите, к какому типу людей они относятся: сынам, царям природы или к равнодушным людям.

ТЕМА 4. СКАЗКИ ЛЕСА

Занятие 4.1. ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА – ОБИТЕЛЬ СВЕТА И ПОЭЗИИ

Лиственные леса Зауралья состоят из таких пород деревьев, как береза, осина, тополь. Лиственные леса по праву можно назвать обителью света и цвета. Летом сквозь светло-зеленую листву солнечные лучи проникают до самой земли, поэтому пространство между деревьями занято травами, кустарниками. Это создает впечатление радостного расцвета жизни. Осень, как придирчивый художник, каждый день экспериментирует с красками, расцвечивая листву в разнообразные тона желто-красно-коричневого. С приходом зимы буйство красок прекращается, и весь мир превращается в строгую картину из серого и белого цветов, лишь солнце может поиграть с этим однообразием, добавляя радужного блеска снегу, розового или мглисто фиолетового воздуху.

Красота цвета и света, звуков и запахов возбуждают чувства и питают душу, навевают рифмы. Очень многие поэты слагали о лиственных деревьях стихи, пронизанные чуткой любовью.

Брюсов В.Я.

Лесные тропинки

Лесные тропинки! лесные тропинки! не раз и не два Вы душу манили под тихие своды дубов и берез. Сверкали росинки, качались кувшинки, дрожала трава, И в запахе гнили плелись хороводы блестящих стрекоз... И было так сладко — на землю поникнуть, лежать одному, И слушать, как нежно чирикают птицы напевы свои, И взглядом украдкой глубоко проникнуть, сквозь травы, во тьму, Где, с грузом, прилежно ведут вереницы домой муравьи.

 

А дятел далекий застукает четко о высохший ствол,

И солнце в просветы сияние бросит, как утром в окно...

Лежишь, одинокий, и думаешь кротко, что дух — все обрел.

И сердце привета не хочет, не просит, и все – все равно.

 

Фет А.А.

Здесь свежо под липоюгустою— Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он. Так резко сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках, с красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

 

И лес отвечает поэтам и всем, кто чуток к природе, словами любви.

Константин Бальмонт

Люби

«Люби!» - поют шуршащие березы,

Когда на них сережки расцвели.

«Люби!» - поет сирень в цветной пыли.

«Люби! Люби!» - поют, пылая, розы.

 

…Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон…

 

Жизнь древесных листьев: набухание почек, стрелочки липких салатовых молодых листочков, зелень зрелой листвы, огненность осенних листьев, листопад – также не осталась без внимания художников и поэтов.

 

Тютчев Ф.И.

Первый лист

Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым... Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым,— И вот живые эти грезы, Под первым небом голубым. Пробились вдруг на свет дневной...

О, первых листьев красота.

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.

 

Листья

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим Всё красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..     Но птички отпели Цветы отцвели, Луга побледнели Зефиры1 ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О, буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим! 1 Зефир — лёгкий, тёплый ветерок

Групповая деятельность. Рассмотрите рисунки листьев или образцы гербария. Из солёного теста или глины слепите формы листьев разных деревьев (клена, березы, осины, дуба), формы цветов. Проведите конкурс работ.

Занятие 4.2. ЭКСКУРСИЯ «ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ»

(Осенняя экскурсия)

Оборудование: старые газеты, папка с завязками, пакет, дневник наблюдений, альбом для рисования, простые и цветные карандаши, фотоаппарат.

Вводная беседа перед экскурсией. Ранняя осень дарит нам теплые солнечные деньки и очарование в «багрец и золото одетых лесов». В это время начинается удивительное по красоте и умиротворенности явление природы – листопад.

Н.И. Сладков

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золо­тыми.

Налились, отяжелели и потекли.

Полетели иволгами на ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг нале­тит — закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится в ветви — хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Елочки листьями украсились, грибы под листьями спрята­лись. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, ка­чаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

 

С художественной точностью дал описание пейзажа леса в период листопада Иван Андреевич Бунин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.063 с.)