Если дождя нет, как можно получить падающие капли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если дождя нет, как можно получить падающие капли.



Групповая деятельность. Нарисуй картину «Я – дождь». Организуйте выставку картин.

Четвертая тайна: ВОДНАЯ СТИХИЯ ИМЕЕТ ДУШУ

В первой тайне мы открыли, что Вода – живая. А все живое имеет тело и душу. Значит, и у водной стихии в целом и у отдельных водоемов должна быть душа.

Какие они, души, водных стихий?

Сквозь бегущие воды мирных рек просвечивает мир воистину невыразимой прелести. Каждая река обладает «душой», единственной и неповторимой. Блаженство ее жизни заключается в том, что она непрерывно отдает потоки своей струящейся плоти большей реке, а та — морю, но плоть не скудеет, всё струясь и струясь от истока к устью. Невозможно найти слова, чтобы выразить очарование этих существ, таких радостных, смеющихся, милых, чистых и мирных, что никакая человеческая нежность не сравнима с их нежностью, кроме разве нежности самых светлых и любящих дочерей человеческих. И если нам посчастливилось воспринять душу реки душой и телом, погружая тело в струи реки, а душу — в ее душу, — на берег выйдешь с невыразимо чистым, просветлевшим и радостным сердцем.

Вл. Соловьев

На Сайме зимой

Вся ты закуталась шубой пушистой,

В сне безмятежном, затихнув, лежишь.

Веет не смертью здесь воздух лучистый,

Эта прозрачная, белая тишь.

 

В невозмутимом покое глубоком,

Нет, не напрасно тебя я искал.

Образ твой тот же пред внутренним оком,

Фея – владычица сосен и скал!

 

Ты непорочна, как снег за горами,

Ты многодумна, как зимняя ночь,

Вся ты в лучах, как полярное пламя,

Темного хаоса светлая дочь!

А что люди думают о душах рек? Откуда мы об этом можем узнать?

В первую очередь, обратимся к сказкам: «Сказка – ложь, да в ней намек…». В русских сказках душами водной стихии признаются русалки и водяные.

Вспомни и назови сказки, где упоминается о русалках или водяном.

Из мифологической энциклопедии А. Александровой

Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими", и это сохранилось в названии многих источников.

"Водяной дух"

Не ходи к потоку - Он шумит, бежит, Там неподалеку Водяной сторожит. Он на дне золотом Неприметен днем. Солнце лишь к закату - Он встает из реки Тяжелую пяту Кладет на пески И, луной озарен, Погружается в сон.

До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна

В быту и обычаях русский народ побаивался, но чтил этих существ.

16 апреля, считалось в народе, просыпается от зимней спячки водяной, мирно спавший до этого дня на дне водоема. Пробуждается он в дурном настроении, голодным, сердитым, с досады и голода ломает лед, замучивает мелкую рыбешку до смерти, а большая самка уплывает от него в другие реки. Если же задобрят его гостинцем, то он стережет рыбу, приманивает больших рыб из окрестных водоемов, спасает рыбаков от потопления, не рвет неводов. Поэтому те крестьяне, чей быт был связан с рыбной ловлей, обязательно старались в этот день «подкормить» водяного. Заранее покупали у цыган самую плохую лошадь, не торгуясь. Три дня откармливали ее, а вечером 16 апреля, смазав ей голову медом с солью, вплетя в гриву множество красных лент и спутав ноги веревками, топили в омуте, говоря при этом: «Вот тебе гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью!»

Водяной от всякого лиха стережет и оберегает гусей. 28 сентября следует задабривать дедушку. Специально откормленную птицу несли к реке, здесь отрубали ей голову, а тело бросали в воду, упрашивая речного хозяина принять подарок, не гневаться и продолжать в будущем охранять гусей.

Групповое пение.

Песенка Водяного

Слова Ю. Энтина, музыка М.Дунаевского

 

Я - Водяной, я - Водяной,

Поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки –

Пиявки да лягушки (фу, какая гадость!)

 

Припев:

Эй, жизнь моя жестянка!!!

А ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать,

А мне летать,

А мне летать охота!!

 

Я - Водяной, я - Водяной!

Никто не водится со мной.

Внутри меня – водица.

Ну что со мной водиться?

Припев.

 

Пятая тайна: «ВОДА ИСЧЕРПАЕМА»

Несмотря на то, что воды на Земле много, она исчерпаема. Человек, загрязняя воду, может исчерпать ее как жизненный ресурс для живых существ. Вода в большом количестве используется в хозяйстве: на предприятиях, заводах, полях, огородах, в быту. В процессе использования в нее попадают чуждые ей вещества, их называют загрязняющими.

Что происходит с тобой, когда в твоё тело попадают вредные, отравляющие вещества?

Так же реагирует и Вода. Она как всякий живой организм начинает «болеть» и бороться с поразившим ее веществом. Но если поток загрязнителей не прекращается, у воды не хватает своих сил побороть «инфекцию». И тогда вода становится мертвой, а водоёмы …умирают.

Кто и как может помочь Воде оставаться чистой и полезной для Жизни?

У Воды есть маленькие, но преданные друзья – бактерии, которые поедают вредные вещества. Но и они не могут уничтожить всех загрязнителей.

Человек тоже должен стать другом Воды и защищать ее от неблагоприятных воздействий.

Что мы с тобой можем сделать для Воды, водных объектов родного края (города, села, поселка)?

Домашнее задание. Почитайте сказки (или посмотрите мультфильмы, видеофильмы) о русалках, водяном. Нарисуйте, как они живут. С помощью родителей разузнайте, как без сложного химического анализа можно оценить «здоровье» воды. Используйте литературу по экологии, народные признаки.

22 марта – Всемирный день воды (Международный день водных ресурсов).

Занятие 2.4. ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ 1:

«УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ С ВОДОЙ»

Беседа перед экскурсией. Человек издавна селился у воды. Почему?

Поэтому вблизи каждого населенного пункта располагается какой-либо водоем: река, озеро, ручьи.

Какие водоемы находятся около твоего места жительства?

Посетите сначала водоем с чистой, а затем - заметно грязной водой.

По дороге к месту экскурсии проведите упражнение «Скорость».

В течение десяти-двадцати минут вдвое уменьшите скорость, с которой вы обычно передвигаетесь. Внимательно вглядывайтесь во все, что вас окружает, - в предметы, природу, людей.

На месте экскурсии.

Максимилиан Волошин

 

Ступни горят, в пыли дорог душа…

Скажи: где путь к невидимому граду?

- Остановись. Войди в мою ограду

И отдохни. И слушай не дыша,

Как ключ журчит, как шелестят вершины

Осокорей, звенят в воде кувшины…

 

Пребывание в тишине. Посиди в тишине на берегу, созерцая воду, прислушиваясь к ее внутренней жизни. Хорошо в теплый день лежать, не считая времени, на речном берегу и бесцельно созерцать прохладную воду, сверкающую на солнце.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.009 с.)