Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтения, размышлений и упражнений↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕБЕНЬКОВА Е.А. УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ или РАДУГА ЛЮБВИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧАСТЬ 2. УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ КУРГАН 2007 ТЕБЕНЬКОВА Е.А. Учимся любить, или Радуга любви: книга для чтения, размышлений и упражнений с учащимися начальных классов. Ч. 2. «УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ» / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – 126 с. Данная книга – это попытка развить на практике идею «Цель воспитания – характер, цель познания – любовь». Книга содержит контуры занятий по воспитанию у детей умения любить природу и МИР в целом. Занятия построены на основе таких методов, как обсуждение цитат, интерактивный рассказ, опыт для размышлений, исследование, игра, групповая деятельность, групповое пение. В книге использованы притчи, рассказы, стихотворения, песни известных авторов. Рисунки, помещённые в книге, предназначены для дорисовывания и раскрашивания. Книга предназначена для учащихся начальных классов, учителей начальных классов, географии, педагогов дополнительного образования, родителей. Художественное оформление: Александр Михайлович Морозов, членроссийскогосоюза художников
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИСКАЗКА Жила-была Капелька. Она была бесцветной и всю жизнь неподвижно сидела на листочке. И вот однажды мимо нее пролетала Бабочка. Капелька: Я ни разу не видела более прекрасного создания, чем ты! Кто ты? Бабочка: Я бабочка. Не удивительно, что ты никого не видишь. Ты совсем не двигаешься. Полетели со мной. Капелька: У меня нет ножек, чтобы ходить, нет крыльев, чтобы летать. Лети без меня. Бабочка: Не важно, есть у тебя крылья или нет. Тебе нужно сильно захотеть, и тогда сможешь полететь. Я помогу тебе захотеть летать. Слушай. Каждое утро я поднимаюсь в небо и встречаю восходящее Солнце. Потом слушаю, о чем шепчутся деревья в лесу. Лечу на луг и наслаждаюсь чудесными ароматами цветов, лакомлюсь их нектаром. Потом меня встречает прохладой лесной ручеек, и я утоляю жажду хрустально чистой водой. Вечером с высоты я любуюсь красотами природы в лучах заходящего Солнца. И сердце моё наполняется Любовью. И я мчусь к земле, чтобы сказать деревьям, цветам, зверям, птицам, ручейку, как я их сильно люблю, и пожелать им спокойной ночи. Капелька: Бабочка, я готова учиться летать! Научи меня, что делать. Бабочка: Подвинься на край листа и прыгай. Не бойся! Капелька: ААА! Я не лечу, а падаю! (зацепляется за листок). Бабочка: Не падаешь, а летишь вниз! Продолжай полет! Паук: Привет, смелая Капелька! Небо ждет тебя! Капелька (отскакивает от паутины): ООО! Я лечу вверх! Бабочка: Теперь ты умеешь летать и можешь воспользоваться этим, чтобы узнать побольше об окружающем мире. Капелька: Я вижу гору, ее подножие покрыто КРАСНЫМ ковром! Что это? Бабочка: Это цветущая маковая долина. Капелька: А как называется река под нами? Бабочка: Это ОРАНЖЕВАЯ река Африки. Капелька: А что это за огромное ЖЕЛТОЕ? Бабочка: Это самая большая на Земле – Сахара. Там годами не бывает дождя, и живые существа изнывают от жары и жажды. И рады даже маленькой капле воды. Капелька: Я могу им помочь. (Надувается и проливается дождем). Бабочка: Молодец, Капелька! Посмотри, желтая пустыня стала ЗЕЛЁНОЙ, высохшие озёрные впадины заполнились водой и смотрят на нас своими ГОЛУБЫМИ глазами. Капелька: А вот и бездонное СИНЕЕ море! Бабочка: По-настоящему бездонное – ФИОЛЕТОВОЕ предночное небо, переходящее в бесконечную черноту Космоса. Капелька: Как огромен, прекрасен и интересен МИР! Мне кажется, что я в себе вмещаю его весь и очень хочу делиться своими знаниями и любовью к миру со всеми! Бабочка: Ой! Капелька, ты больше не бесцветная, ты такая красивая, переливаешься всеми цветами радуги! Солнце: Смелая и любознательная Капелька! Я исполню твоё желание. Ты станешь РАДУГОЙ, раскинувшейся от края и до края земли. И каждый любознательный, глядя на тебя, сможет загадать желание узнать о чем-либо. И ты поможешь ему, станешь воротами к знаниям. Капелька (обращаясь к читателю): А ты хочешь открыть для себя природу? Научиться видеть и слышать прекрасное? Тогда – вперед! Переверни страничку этой Книги, и попадёшь в волшебный мир ПРИРОДЫ! Увидимся! Не забудь раскрашивать картинки, которые я тебе приготовил.
Спирина Н. Есть нечто выше чистоты и скверны, Есть нечто выше злобы и добра… Восходит солнце. Звезды до утра Горят на небе в глубине безмерной.
Цветут цветы. Благоухает лес. В приливах и отливах дышит море… Великая Природа на земле Не ведает ни радости, ни горя.
Далекая изъянам бытия, Живущая космическим законом – К тебе идут, надежду затая, За счастьем старым и извечно новым. А как он это делал? То, что он делал, было похоже на то, как мы играем в конструктор. Великий Космос брал волшебное вещество и создавал из него звезды, планеты. И так и эдак переставлял их местами. Но чего-то все время не хватало. Они казались ему холодными, безрадостными. И вот однажды ему пришла удивительная мысль: «Мир нужно оживить. Влить в него жизнь и вселить живые существа». И работа закипела с новой силой. Он снова создал звезды, в том числе и особую звезду – Солнце. Она, по замыслу Космоса, должна была нести Свет и тепло для живых существ. С большой любовью трудился Архитектор над созданием живой планеты. И вот, наконец, в творческих муках родилась… уникальная планета. Архитектор чувствовал себя счастливым, любящим отцом этой хрупкой, неспокойной планеты. Он дал ей красивое имя – Земля. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 10 мая считается самым ранним сроком для начала пахоты земли под посев ржи. 15 мая – самый разгар сева. 18 мая пора высаживать капустную рассаду. Заниматься этим должны были исключительно женщины: «если посадит капусту или другие овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода». 19 мая пришел срок посадки огурцов и гороха. Горох советуют сажать вечером, чтобы воробьи, большие охотники до гороха, не видели, где его посадили. Существовали и другие правила: «Горох, посеянный при северном ветре, выходит жестким и плохо разваривается, а посеянный при ветре западном или юго-западном бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он быстро зарастает сорными травами». При остальных направлениях ветра заниматься посадкой гороха можно без опасений за его качество. Только не следовало забывать при этом о заговоре на урожай: «Сею, сею бел горох. Уродился мой горох, и крепок, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!». В этот день особое значение имеет роса: если роса большая, то и урожай только что посаженных огурцов будет большим.
Всё, что создала матушка-Природа, - это её дети (в том числе и человек), которые помогают друг другу и обучают. Орлова В. Живой букварь
Занятие 1.2. ЗАКОН ЕДИНСТВА И РАЗНООБРАЗИЯ Отец-Космос и мать-Природа решили, что пришла пора доверить юной Земле живых существ. Теперь настала очередь матери-Природы принять участие в сотворении ЖИЗНИ. И начали появляться в живой воде океанов сначала растения, а потом и животные. Каждое живое существо мать-Природа создавала из своего тела. Поэтому все, что создано Природой, и есть сама Природа. Постепенно они освоили и сушу. Развитие растений и животных привело к появлению Царств Природы – Растительного и Животного Царств. Продолжало жить и более древнее таинственное подземное Царство Минералов. Время от времени Земля болела, поднималась температура внутри нее, опять начинали извергаться вулканы, Животное и Растительное Царства несли страшные потери. Многие их представители исчезали навсегда с лица Земли. Например, динозавры, мамонты. Иногда с Землей сталкивались огромные камни-Метеориты. Земля от их ударов содрогалась, появлялись раны. И это вновь печально сказывалось на живых существах. Но юная Земля вместе с матерью-Природой мужественно противостояли болезням и ударам, залечивали раны, восстанавливали ряды растений и животных, которые после каждой беды становились все более совершенными. Трудности их закаляли и делали более приспособленными, живучими внутренне и красивыми внешне. Опыт для размышления. Оборудование: воздушные шары, картинки с древними (динозавр, тиранозавр, птеродактиль, древовидные папоротники) и современными (крокодил, тритон, варан, орел, соловей, косуля, лев, слон, сосна, дуб, роза) растениями и животными, клей для резины. Надуй четыре шарика. Аккуратно приклей к шарикам картинки сначала с древними представителями растительного и животного Царства, а затем современными. Все шарики сделаны из одного и того же материала. Из какого? (Резины). Мы надули шарики. Теперь внутри каждого шарика находится ЧТО? (Воздух). Значит, все воздушные шарики имеют один и тот же состав – резина и воздух внутри. А чем отличаются наши шарики? (Цветом, формой, картинками на них). Точно так же и Природа создавала живые организмы из одних и тех же веществ (например, воды; кости и раковины состоят из кальция) и вдыхала в них ЖИЗНЬ. Именно поэтому все живые существа на Земле едины. Вспомни «заветные слова» Маугли: «Мы с тобой одной крови». Вместе с тем, живые организмы имеют разную форму, цвет, способности (например, передвигаться, питаться), поэтому мы наблюдаем разнообразие в Живой природе. Из этого опыта следует важный закон Природы:
Вся природа на Земле представляет собой единство и разнообразие.
Пребывание в тишине. Подумай об изученном законе природе: единство в разнообразии «Все мы дети одной матери – матери Природы».
Прочитай стихотворение Н. Спириной и ответь на вопрос: существует ли единство человека и звезд, Космоса? Нарисуй, как ты это себе представляешь. Поделись своими мыслями с товарищами. Спирина Н. Все вмещая – бесконечность звезд, Солнца луч и близкую нам землю, Мы от сердца к сердцу строим мост И в себе Вселенную объемлем.
И встречая каждую звезду Как далекого родного брата, Устремляясь духом в высоту, Человек становится крылатым.
И познав Единое во всем, В Нем он видит Корень и Основу, От Которой отошли давно мы И к Которой снова мы придем.
Групповое пение (игра). Все вместе поют куплет и изображают идущих динозавров:ведущий – Большого динозавра, а остальные – Маленького. После слов «И ВОТ…» Маленькие динозавры замирают, а Большой проговаривает припев, выбирая тех, кто не замер, и грозит им пальцем. Песня про динозавров По пустыне раскалённой Динозавр шёл огромный не спеша: ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП. А за ним во всю стараясь, Жарким потом обливаясь, Динозаврик, упираясь, семенил: Чоп-чоп, чоп-чоп, чоп-чоп. И ВОТ… Большому динозавру надоело Семенение ма-а-леньких ножек Ма-а-аленького динозаврика, И он сказал: «Если ты будешь ещё семенить Своими маленькими ножками, То я выверну тебя наизнанку». И вот … По пустыне раскалённой Динозавр шёл огромный не спеша: ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП. А за ним, вовсю стараясь, Жарким потом обливаясь, Динозаврик, упираясь, семенил: Чоп-чоп, чоп-чоп, чоп-чоп. И ВОТ… Припев: Большому динозавру совсем надоело Семенение ма-а-леньких ножек ма-а-аленького динозаврика, И он вывернул его наизнанку». (Те, чьё шевеление заметил Ведущий, поворачиваются и продолжают двигаться задом наперёд). И вот … По пустыне раскалённой Динозавр шёл огромный, не спеша, ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП. А за ним во всю стараясь, Жарким потом обливаясь, Динозаврик, упираясь, семенил: Поч-поч, поч-поч, поч-поч.
22 мая – Международный день биологического разнообразия Занятие 1.3. ЗАКОН КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ Групповая деятельность. Проведем конкурс красоты среди растений и животных, живших в разные периоды истории Земли. Перекидывайте друг другу воздушные шарики, с наклеенными картинками растений и животных. Рассматривайте картинки и выбирайте, какие растения и животные, на ваш взгляд, более красивые. Почему вы так считаете? Древнее растение: папоротникообразные _____современные: цветы Древнее животное: динозавр ______ современное: кошка Древняя птица: птеродактиль _____ современная: снегирь Подведите итог: Любовь – могучий двигатель, благодаря которому Отец-Космос создал Землю, а Мать-Природа заселила ее прекрасными и удивительными формами жизни. А красота есть та цель, к которой Природа стремится. Отсюда следует второй закон Природы: Все в природе подчиняется законам Красоты и Гармонии. Посиди в тишине и подумай: Что такое Красота? Где ты видел Красоту? Поделись мыслями с друзьями. Николай Рерих НЕ УБИТЬ?
Групповое пение. До чего же хорошо кругом М. Волошин Совершите экскурсию в парк, сад или лиственный лес в то время, когда только-только появились листочки и начала пробиваться молодая трава (конец апреля – начало мая). По дороге к месту экскурсии можно поиграть, а заодно потренироваться в различении красивого и некрасивого. Замечайте все вокруг и говорите, что именно вы считаете красивым или наоборот, и почему. Например, «Эта березка красивая, она, точно нежным пухом, покрыта молодыми зелеными листочками, ее ствол бел и строен)» или «Эта асфальтовая дорога некрасивая. Она неровная, вся в ямах и выбоинах. По ней опасно ходить и ездить». Чтобы внимать «молчанию садов, дыханью трав и запаху цветов» нужно: 1. Соблюдать тишину. Пребывание в тишине. Подумайте над словами. Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька – и он умер У меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. Спирина Н. Природа
Это все – в нашу честь! Они знают нас, меньшие братья. Мы – одно, мы – частицы единой вселенской Души; Только б нам в суете не забыться и не оторваться От Источника жизни и этим Источником жить! Поблагодарите Природу за любовь и чуткость.
18-22 апреля – Марш Парков. Дни заповедников и национальных парков. 24 мая – Европейский день парка
Занятие 1.5. ЗАКОН ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ Мудрая Природа создавала не просто красивые формы, но она еще усложняла живые организмы, приспосабливая их к окружающим условиям. Каждый орган, часть тела помогает животному или растению выживать: · добывать пищу – острые когти и зубы у львов, тигров, чтобы хватать и разрывать добычу; хобот у слонов, чтобы доставать плоды с высоких веток деревьев; длинные корни у растений, чтобы добывать воду; · переносить неблагоприятные условия среды – тюлени, моржи имеют толстый слой жира, им не страшны морозы и холодная вода; верблюд может долго не есть и не пить, так как использует запасенные в горбах питательные вещества. · защищаться от тех, кто их ест, – колючки у ежика, прочный панцирь у черепахи. Приведи примеры полезных приспособлений у растений, птиц и животных. Пора узнать о третьем законе Природы:
Все в природе имеет свою цель (назначение, полезность). Пребывание в тишине. Подумай об изученном законе природе. Нарисуй, как ты его понимаешь. Пофантазируй, что было бы на Земле, если бы этого закона не было. Очень часто человек использует достижения природы. Он берет идею, придуманную природой, и создает похожее техническое устройство. Человек придумывает только то, что уже есть в природе. Однако по совершенству мы свою «мать» вряд ли когда обгоним. Например, если изделие человеческих рук рассчитано в основном на прочность, которая тоже относительна, то для природы сочетание красоты и прочности естественно и органично. Красивые деревья выдерживают ветры, которые валят неказистые столбы линии электропередач. Крохотные колибри не в пример громоздким самолетам перелетают через Мексиканский залив в 1000 километров и тратят на это энергию, равную 3 граммам топлива. Кальмары и осьминоги могут посоревноваться и выиграть у любого самого совершенного реактивного двигателя. Природа снабдила их «моторами», сделанными из мягких деталей, которые не ломаются, выдерживают высокое давление на больших глубинах, работают бесшумно и с высоким уровнем полезности. Почти любая технологическая проблема, которая встает перед дизайнерами или инженерами, была уже давно успешно решена другими живыми существами. Например, производители прохладительных напитков постоянно ищут новые способы упаковки своей продукции. В то же время, обычная яблоня давно решила эту проблему. Яблоко на 97% состоит из воды, упакованной отнюдь не в древесный картон, а в съедобную кожуру, достаточно аппетитную, чтобы привлечь животных, которые съедают фрукт и распространяют зерна.
Знаменитое заимствование сделал швейцарский инженер Джордж де Местраль в 1955 году. Он часто гулял со своей собакой и заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие-то непонятные растения. Устав постоянно чистить собаку, инженер решил выяснить причину, по которой сорняки прилипают к шерсти. Исследовав феномен, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и через восемь лет запатентовал удобную «липучку», которая сегодня широко используется при изготовлении не только военной, но и гражданской одежды. Природными прототипами парашютов являются семена некоторых растений: тополя, одуванчика. «Лесные планеры» выпускают в полет древесные растения: клен, вяз, граб. Исследование. Оборудование: семена клена, вяза, граба, тополя. Выявите, как устроены «летательные аппараты» семян древесных растений различных видов. Составьте характеристики семян-«летчиков». Например, формы крылышек: у вяза напоминает круглую бумажную капсулу; трехпальчатое крылышко граба напоминает ракету с тремя реактивными трубами. Природные модели самолетов – это летающие животные. Приспособления к полетам имеются у насекомых, птиц и летучих мышей. Исследование. Оборудование: картинки, макеты птиц, насекомых. Рассмотрите на картинках строение и особенности работы разных крыльев. * * * Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были неспособны увидеть то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические средства и компьютерное моделирование помогают хоть немного разобраться в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него некоторые детали для собственных нужд. Групповая деятельность. Поделитесь на группы по 3-4 человека. Теперь вы – группа экологов, которая должна решить такую проблему: «Во время охоты на медведей очень часто убивают мать-медведицу, и медвежонок остается беззащитным». Придумайте приспособления для животных или технические способы защиты от охотников (пусть даже фантастические), с помощью которых можно защитить медведицу и медвежонка от охотников. Проведите конкурс идей. Домашнее задание. Самостоятельно понаблюдайте за еще одним летуном – паучками. Как летают паучки? Почему паучки не сталкиваются? Использует ли человек изобретения паучков? Вместе с родителями вспомните, какие изобретения человек позаимствовал у природы. Нарисуйте их. Занятие 1.6. ЗАКОН «ВСЕ В ПРИРОДЕ ДРУГ ДРУГУ НУЖНЫ» А теперь поговорим об отношениях между Царствами природы. Первыми на Земле появились водные растения (например, водоросли). Потом растения освоили и сушу. Для поддержания жизни растений нужны были вода, солнечные лучи и воздух. До сих пор они этим и довольствуются. Потом появились животные. Одни животные использовали в пищу растения, а другие – представителей своего же Животного Царства. Игра. «Кто что ест?» Траве для роста нужны … Заяц ест …… Волк ест … Продолжите игру. Групповая деятельность. Коллективная постановка-пантомима «Цепи питания». Поделитесь на команды по 4 человека. Каждой команде необходимо представить цепь питания. Звенья цепи (животные и растения) изобразить жестами и мимикой. Например, Водоросли – рыба – тюлень – белый медведь. Команде противника необходимо определить звенья цепи (и природную зону, в которой она сложилась). Групповое пение. В траве сидел кузнечик В траве сидел кузнечик, Совсем как огуречик, Зелененький он был. Представьте себе, представьте себе, Зелёненький он был. Он ел одну лишь травку Не трогал и козявку, И с мухами дружил. Представьте себе, представьте себе, И с мухами дружил. Но вот пришла лягушка, Прожорливое брюшко И съела кузнеца. Представьте себе, представьте себе, И съела кузнеца. Не думал, не гадал он, Никак не ожидал он Такого вот конца. Представьте себе, представьте себе, Такого вот конца. Леонардо да Винчи ПРитча «Справедливость» - Нет на свете справедливости!– жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. – Доколе же неправду терпеть!– возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. – Житья нет от произвола!– промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на гавкающего внизу дворового пса. – Успокойтесь, друзья!– сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.– В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. – Справедливость,– продолжала сова,– это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота – сбор нектара с цветов, у других – работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, жертвовать собой (своими желаниями) ради других и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. Исследование для размышления. Известно, что волк – это хищник, охотящийся не только на лесных жителей (зайца, лося, косулю), но и нападающий на домашнюю скотину (коров, овец, коз) и даже людей. В некоторых лесах отстреляли всех волков. Но потом местные жители сильно пожалели. Был нанесен непоправимый вред для леса и жителей близ лежащих деревень. Что же произошло? * Подсказка. Начни свое рассуждение примерно так: волков не осталось, значит, никто не уничтожает КОГО? И они стали плодиться и размножаться. А они питаются ЧЕМ? Их стало много, а пищи осталось столько же. Поэтому … Подумай над выражением: Волки – санитары леса. Куда деваются умершие животные и растения? Перегнивают в почве и в виде простых веществ вместе с водой попадают опять в растения. Групповая деятельность. Создайте команды по 4-5 человек и творчески выполните задание: изобразите на рисунке, пантомимой или в виде сценки биологический круговорот, начиная с растений. Прочитайте стихотворение и сформулируйте четвертый закон Природы. Все – все-все на свете, на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников, злых и свирепых. Нужны все на свете, нужные все подряд – Кто делает мёд, и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки – не лучше делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны – Мы все-таки очень друг другу нужны, А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется… Все-все-все на свете, на свете нужны! И это все дети запомнить должны. Четвертый закон Природы: Например, Все в природе друг другу нужны. Пребывание в тишине. Подумай об изученном законе природе. Нарисуй, как ты его понимаешь. А.М. Горький УТРО Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи: — Не бойтесь — это солнце! Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: — Приветствуем вас, владыка мира! Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны. — Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем.— Добрый день, красавицы! Но — довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?.. Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь — труд: просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но от рождения до смерти остаются бедняками. Почему? Ты узнаешь об этом потом, когда будешь большой, если, конечно, захочешь узнать, а пока — умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце. Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду,— солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. Оно когда-то видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов. Ах, они превосходно работали, наши предки. Есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас! Над этим не мешает подумать, дети,— сказка о том, как люди работали на земле,— самая интересная сказка мира!.. ...День пришёл! Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней! НАРОДНАЯ ПРИМЕТА 22 марта – день весеннего равноденствия, солнцеворот. Пора бесконечных темных ночей минула, но зима не сдала еще окончательно свои позиции. Следует ждать еще сорок утренних заморозков (до 30 апреля). Считалось, что если эта закономерность соблюдена, то можно с уверенностью ждать теплого и урожайного лета. Живые существа сразу откликаются на ласковые солнечные лучи: из-под снега появляются первые цветы – подснежники, потом начинает пробиваться нежная зеленая травка, набухают почки на деревьях и выстреливают острыми клейкими листочками; выходят из спячки животные, прилетают из теплых краев птицы, вылетают, выползают насекомые. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 22 марта прилетают жаворонки. В деревнях в этот день пекли особую выпечку, так и называвшуюся – «жаворонки», в виде птичек с распростертыми крылышками. Дети сначала носили их, насадив на длинные палки, по деревне и окрестностям, чтобы приманить птиц, а потом печенье съедали, но не целиком. Головы обычно отдавали скоту, чтобы лучше он плодился. А еще говорилось, что в этот день птицы начинают вить новые гнезда. 27 апреля – природа продолжает обновляться: лисица меняет старую нору на новую, летнюю, а ворон купает детей и отпускает их вить собственные гнезда. 6 мая – день Георгия Победоносца. С приходом Егория окончательно устанавливается теплая погода. Еще говорили, Егорий из-под спуда травку выгоняет. К 8 мая в некоторых местах относили дату массового прилета птиц и общее потепление. 15 мая – соловьиный день. Считалось, что с этого времени начинают петь соловьи. Осенью приток тепла и энергии от Солнца уменьшается, дни становятся короче, и живой мир опять чутко реагирует на эти изменения. Деревья сбрасывают пожелтевшую листву. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Животные заготавливают запасы пищи на зиму или накапливают жир в теле, чтобы переждать зиму, когда Солнце светит, но греет. НАРОДНАЯ ПРИМЕТА 15 ноября – День памяти святых Анкундина и Пегасия. В народе говорят: «Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит». Первая часть этого присловия имеет отношение к молотьбе в протопленных овинах, начало которой было положено еще 7 октября. Теперь заканчивают обмолот хлеба, мнут коноплю и лен. Во второй части поговорки толкуется о природных явлениях: день становится все короче, солнце уходит за горизонт все быстрее. Пребывание в тишине. Проведем игру-упражнение. Сядьте удобно, расслабьтесь. Глубоко и медленно вдохните и выдохните, и вы почувствуете, что все заботы дня уходят. Закройте глаза и представьте солнечный свет внутри себя. Он несет вам расслабление и покой. Все самое лучшее, правильное и полезное люди связывают со светом, солнцем, теплом. Представьте, что наш круг наполняется светом и теплом. Запомните свои ощущения и сохраните их до конца дня. Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Что вы чувствуете? Поделитесь своими ощущениями с другими. Групповое пение. Утро начинается (из м/ф «Чучело-мяучело») Утро на- чи-на-ет-ся, на-чи-на-ет-ся Приходи играть! Город улыбается, улыбается. Приходи играть! Солнце поднимается, поднимается, Поможет наша песня. Приходи играть! 3 мая – День Солнца (ЮНЕП).
|
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.017 с.)