Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подумайте, в чем смысл клятвы на крови?

Поиск

Для того чтобы мир обратил внимание на него, он отдает миру частицу самого себя. Точно так же он отдает ее в благодарность, когда мировые стихии приняли участие в его судьбе. Жертва – это дар, а дарить может лишь тот, кто богат. С ней связан особый эмоциональный подъем – в нем радость общения с надчеловеческими силами, и радость от собственной полноты – я дарю, значит – способен на это, моя жизнь наполнена.

Вся деятельность человека была тогда ритуальной, поскольку вся она существовала постоянное взаимодействие человека и мира. Пахать землю – это ритуал, сеять, собирать урожай – ритуал, гнать скот на весенние пастбища – тоже ритуал, а не только средство добыть себе пропитание. Осознавая весь мир как живой и священный, человек вступал с ним в контакт каждым своим действием.

22 марта, в день весеннего равноденствия, крестьянки пекли из овсяной и ржаной муки сорок шариков и выбрасывали по одному каждый день за окошко. При этом произносили слова особого заговора:

Мороз, красный нос,

вот тебе хлеб и овес,

а теперь убирайся подобру-поздорову!

Дети старались перекинуть через крышу избы сорок палочек – это предвещало удачу.

Человек чувствовал пульс окружающего мира, и его сердце билось в такт с этим пульсом.

Второй этап взаимодействия человека и степи наступил с распространением в степи мировых религий – ислама у тюркских, буддизма у монгольских, христианства у славянских народов. Эти религии направили активность человеческого восприятия вглубь него самого. Остались два главных действующих лица в мире – человек и Бог. Человек стремился лучше понять самого себя и приблизиться к постижению Бога, - но от мира Природы он отвернулся. В это время человек создал новые культы и ритуалы, но уже без учета природных стихий. Они целиком ориентированы на самого человека и его общество.

Современный, третий этап, начался - когда человек практически полностью отказался от всякой ритуальной деятельности и все взаимоотношения с окружающим миром начал строить только с пользой для себя. Мы так и называем сейчас взаимодействие с природой – природопользование.

Сказка для размышления

В одном селении жил мудрый старец. Все остальные жители села были значительно младше его и меньше знали об устройстве мира. Он мог лечить людей и зверей, вызывать дождь, увеличивать урожай.

Поэтому все от мала до велика старались во всем с ним советоваться, учиться у него мудрости. В обмен за советы жители приносили, кто что мог: зерно, птицу, горшки, ткань, хлеб и т.д. Люди были рады и счастливы, что есть старец, который с удовольствием с ними общается, чувствовали себя причастными к тем творимым им чудесам. И все у них ладилось.

Но вот стали приходить в село разные люди из заморских стран и вносить смуту в мирную жизнь земледельцев своими разговорами: почему все зависит от какого-то старца, который ни разу не стоял у сохи? За что вы несёте ему то, что заработано вашим потом и кровью? Разве вы такие глупые, что не проживете без его нравоучений?

И люди все реже и реже обращались к старцу. А потом и вовсе возгордились и перестали замечать старца.

Старец был не в обиде на них, как мог, пытался помочь им, глупым. Но как, если они сами не хотят принимать помощь? И люди все больше болели, да странными дотоле невиданными болезнями, и сыпались на них беды-несчастья.

Что бы вы сделали на месте старца?

Как повели бы себя на месте его односельчан?

Вывод: Законы Природы куда сложнее «законов природы», выявленных наукой к настоящему времени. И если обрывается эмоциональная связь человека с окружающим миром, - природный мир отворачивается от человека, который исковеркал его плоть и потерял всякий контакт с его душой.

Домашнее задание. Расспросите взрослых (или найдите в соответствующей литературе): 1) об известных им ритуалах во взаимодействии человека и природы (например, в сельском хозяйстве); 2) о проблемах, характерных для степного хозяйствования; 3) о способах защиты природы степи. Подготовьте небольшие сообщения по этим вопросам.

Занятие 5.2. ПОКОЙ СТЕПИ

Поэзия – искусство, получившее наибольшее развитие у степных народов. Ведь в какой-то мере их стихами говорит сама степь.

В поэтическом образе степи сливаются воедино человек в степи и степь в человеке. И этот образ многолик и непостоянен, как человек и как степь. Одна его сторона – равнинные дали, священный покой:

Hикитин И.С.

Кpотко звезд золотое сиянье;

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в хpаме стою я в тиши

И в востоpге молюсь от души.

 

В калмыцком народном эпосе Джангар поется о степи как Родине, прекрасной и благодатной, как доме, своём, освоенном и близком мире:

В неувядающей блещет она красе.

Там и дожди подобны сладчайшей росе,

Освежающей мир, предрассветной порой

Освещаемый неугасимой зарей.

Волны зеленой травы бесконечны там.

Вольные, легкие дни быстротечны там.

 

ЛУГОВАЯ ФАНТАЗИЯ

Создайте атмосферу лугово-полевых ландшафтов с помощью аудиозаписи звуков природы (или классической музыки) и видеофильма о жизни лугов и полей. Прочитайте вслух и попробуйте представить фантазию о прогулке по лугам.

Разгар лета. Мы с вами на лугу. Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами — это стихиали (невидимые существа) воздуха играют и празднуют вместе с детьми стихиалей лугов и полей. В нас не остается ни единого мутного помысла, и, кроме всепоглощающей любви к Природе, мы не в состоянии испытывать ничего.

Вспомните, как на летней заре или весенним полднем проносятся тихие ветры, целующие землю. Они целуют землю с ее травами, нивами и дорогами, деревья, поверхность рек и озер, людей и животных. Это стихиали воздуха радуются жизни. Они радуются нам и растениям, водам и Солнцу, радуются прохладной, горячей, мягкой, твердой, освещённой или полутемной земле, гладят ее и ласкают.

Зинаида Гиппиус

Весенний ветер

Неудержимый, властный, влажный, Весельем белым окрылен, Слепой, безвольный – и отважный, Он вестник смены, сын Времен. В нем встречных струй борьба и пляска, И разрезающее остра Его неистовая ласка, Его бездумная игра.

И оседает, онемелый,

Усталый, талый, старый лед.

Люби весенний ветер белый,

Его игру, его полет.

 

Прислушайся: стихиали лугов и полей уже поют тебе песни шелестящей травой, жужжанием пчел и теплыми воздушными дуновениями.

Игорь Северянин

В июле

В полях созрел ячмень. Он радует меня! Брожу я целый день По волнам ячменя.   Смеется мне июль, Кивают мне поля. И облако – как тюль, И солнце жжет, паля.   Блуждаю целый день В сухих волнах земли, Пока ночная тень Не омрачит стебли.   Спущусь к реке, взгляну На илистый атлас; Взгрустнется ли, - а ну, А ну печаль от глаз.   Теперь ли тосковать, Когда поспел ячмень? Я всех расцеловать Хотел бы в этот день!

 

 

Мы возвращаемся домой с далекой прогулки по заливным лугам, пахнущим свежескошенным сеном. Поднимаемся в нагретый воздух пригорков и опускаемся в прохладные низины, а тихий туман начинает заливать их, кроме верхушек стогов. Мы снимаем рубашку, и наше горячее тело ласкают этим туманом те, кто творит его над засыпающим лугами.

И. Суриков

Как в сумерках легко дышать на берегу!

Померкли краски дня, картины изменились;

Ряды больших стогов, стоящих на лугу,

Туманом голубым, как дымкою, покрылись.

 

На пристани давно замолкли шум и стук;

Все реже голоса доносятся до слуха;

Как будто стихло все,- но всюду слышен звук,

И тихий плеск воды так сладко нежит ухо.

 

Вот черный жук гудит… вот свистнул коростель…

Вот где-то вдалеке плеснулось уток стадо…

Пора бы мне домой – за ужин и в постель;

Но этой тишине душа моя так рада.

 

И я готов всю ночь сидеть на берегу,

И не ходить домой, и вовсе не ложиться,

Чтоб запахом травы на скошенном лугу

И этой тишиной целебной насладиться.

 

Можно было бы описать еще сотни таких минут – от загорания на песке до собирания ягод – полудействия, полусозерцания, - но о них догадается и без наших указаний тот, кто вступит на этот легкий и светлый путь. Будут меняться только детали, но ведь они могут меняться и в пределах одного ландшафта сообразно личным интересам. Главное – создать внутри себя этот свет и легкость и повторять подобные периоды, по возможности каждый год.

Чудесных существ, живущих в луговых цветах, описал Г. Х. Андерсен в сказке «Дюймовочка».

… Ласточка летела дальше и дальше. На берегу прозрачного голубого озера посреди раскидистых деревьев стоял старинный белый мраморный дворец…

– Вот мой дом! – сказала она. – А ты выбери себе самый красивый цветок. Я посажу тебя в его чашечку, и ты отлично заживешь.

Дюймовочка обрадовалась и от радости захлопала в ладоши.

Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!

Зато как же он обрадовался, когда ласточка улетела, оставив в цветке Дюймовочку! Никогда еще он не видал такой красивой девочки одного с ним роста. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут.

– Дюймовочка! – ответила девочка.

– Милая Дюймовочка, – сказал эльф, – согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов?

…И она сразу согласилась.

Тогда из каждого цветка, перегоняя друг друга, вылетели эльфы. Они окружили Дюймовочку и одарили ее чудесными подарками.

Но больше всех других подарков понравились Дюймовочке крылья – пара прозрачных легких крылышек, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке за плечами, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то была радость!

– Тебя больше не будут звать Дюймовочкой. У нас, эльфов, другие имена, – сказал Дюймовочке король. – Мы будем называть тебя Майей!

И все эльфы закружились над цветами в веселом хороводе, сами легкие и яркие, как лепестки цветов.

А ласточка сидела наверху в своем гнезде и распевала песни, как умела.

Всю теплую зиму эльфы плясали под ее песни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.009 с.)