Из мифологической энциклопедии Александровой А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из мифологической энциклопедии Александровой А.



Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей.

Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах.

Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика либо дерева, медведя. Излюбленное его обличье – дряхлый старичок, вдруг ни с того ни с сего возникающий перед путником в лесу. Леший то ростом с траву, то высотой с сосну, а обычно – простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.

Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту.

Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес...

Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября.

"На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются". Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес – там страшно: "леший бесится". Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом, - а затем похищали все это неблагословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах и в основном развлекались заморочиванием людей.

Леший

В час урочный полнолунья,

С тёмным лесом наравне, —

Говорит молва-вещунья, —
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: «Леший
Загулял не пред добром!»

 

О каких сказочных жителях лесов вы можете рассказать?

Групповая деятельность. В парах составьте былину «О сосновом лесе». Используйте для красочности былины сравнения, выражения из прочитанных стихотворений.

Групповое пение.

Частушки Бабок Ёжек

Слова: Энтин Ю. Музыка: Дунаевский М.

Растяни меха, гармошка, Эх, играй-наяривай! Спой частушки, бабка Ежка, Пой, не разговаривай!   Я была навеселе И летала на метле. Ой, сама не верю я В эти суеверия!! Шла я по лесу домой, Увязался черт за мной. Думала – мужчина, Что за чертовщина!   Повернула я домой – Снова черт идет за мной. Плюнула на плешь ему И послала к лешему!

 

Самый вредный из людей –

Это сказочник-злодей.

Вот уж врун искусный!

Жаль, что он невкусный!

 

Домашнее задание. Совершите прогулку по сосновому бору. Попрактикуйтесь в созерцании, вслушивании и осязании природы. Запишите свои впечатления.

ТЕМА 5. ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ,

МНОГО В НЕЙ ПОЛЕЙ, ЛУГОВ…

Занятие 5.1. ЛЮДИ И СТЕПИ

Равнинные безлесные пространства России заняты степями, лугами: пойменными, суходольными и полями: обрабатываемыми и заброшенными. Лугово-степные территории издавна освоены земледельцами разных народов.

По ходу исторического развития происходило не только хозяйственное взаимодействие человека со степью. Одновременно шло духовное, ритуальное взаимодействие человека и степных стихий.

Это взаимодействие прошло три этапа.

На первом этапе человек жил единой жизнью с окружающими природными стихиями и постоянно поддерживал это равновесие соответствующими ритуалами.

Для древних степных народов степь воплощала в себе сердце мира, все остальные ландшафты были его границами, окраинами. И в мифических и поэтических образах степи воплощается не только священное восприятие человеком степного мира, но и ответное чувство степи к человеку. Души окончивших земной путь вождей и шаманов становились духами гор и урочищ, очеловечивая общее духовное пространство степи. А ритуальная деятельность человека устанавливала узы связи между ними и степными стихиями.

Ритуал является выражением человеческого желания к установлению взаимосвязи с миром, в котором живые и священные сущности представляют единство. Он расширяет сферу общения людей за пределы человеческого общества, становясь средством общения со всем миром.

Жертва – основа ритуала, поскольку трата самого себя есть необходимое условие любого общения, и чем больше человек отдает в общении, тем он богаче становится. Человек вступает в контакт с миром, прежде всего, той частью себя или своих вещей, которую он жертвует миру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.007 с.)