Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кпн: понятие, особенности, виды. Кпо: понятие, особенности, структура. Система КП: подотрасли и институты.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Устная часть экзамена по КП Наука российского конституционного права: понятие, предмет, методы, источники и система. Понятие и предмет российского конституционного права как отрасли российского права. Метод конституционно-правового регулирования. Как наука КП – система научных знаний об отрасли КП. Предмет КП – важнейшие государственно-правовые и общественно-политические явления как на федеральном, так и на региональном уровне. Наука КП изучает нормы КП, которые образуют КП как отрасль). Изучает те общественные отношения, которые регулирует отрасль: общественные отношения, связанные с организацией государства, общественные отношения, связанные с гражданским обществом. КП изучает не только нынешние реалии, но и законы, которые были раньше + проекты будущих законов. Методы: - Метод системно-структурного анализа. Любое явление рассматривается как часть более широкого аналогичного явления. Любое явление имеет свою внутреннюю структуру. Все рассматриваемые явления находятся в тесной связи друг с другом. - Сравнительно-правовой метод. Изучая конституционно-правовые явления нужно посмотреть на аналогичные явления. - Социологический метод. Обобщения, анализ, выводы. - Исторический метод (сочетается со 2м методом) - технико-юридический метод (как построена норма, статья) Источники: 1. Теоретические источники – это труды ученых (диссертации, научные статьи, выступления главы государства, депутатов, ДЛ по вопросам, изучаемых наукой). 2. Правовые источники (нормативные и ненормативные) Конституция, законы, акты правительства, договоры в широком смысле, общепризнанные м\народные акты, регламенты, уставы, акты ОМС, решения судов, акты действующие и недействующие, проекты конституций, законов, акты зарубежных стран. 3. Результаты социологических исследований по вопросам, изучаемым наукой (эмпирические данные). 4. Практическая деятельность государственных органов. Система: Система совпадает с системой Конституции. 1 раздел: Теоретические вопросы КП (что такое КП? Как возникла наука? Тенденции) 2 раздел: Учения о Российской Конституции (Каковы черты К, особенности) 3 раздел: ОКС 4 раздел: Положение личности (кто такой гражданин? Кто такой иностранец?) 5 раздел: Государственное устройство РФ 6 раздел: Основы организации и деятельности государственных органов. Как отрасль права КП – совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих конституционно-правовые отношения. Широкое толкование: Профессор В.Ф. Кокотов: «Общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность нации». Узкое толкование: Профессор А.П. Лепешкин: «Общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти».
Предмет КП – это регулируемые КПН ОКС, ОППЛ, территориальная организация государства и система органов в государстве. Метод КПР – совокупность приемов и способов правового регулирования ОО, составляющих предмет КП. Особенности: 1. С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы и положения, определяющие развитие политической, социальной, экономической и духовной жизни общества; 2. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне; 3. ОО, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде; 4. Целостное регулирование КПО (в то время, как другие отрасли права регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни); 5. Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПП. С.А. Авакьян: - КПР строится на методе единства материального и процессуального начал; - КПР опирается на широкое использование метода установления статусов; - в КП используются и переплетаются все три общественные группы нормативных предписаний – дозволения, предписания и запреты. КПН: понятие, особенности, виды. КПО: понятие, особенности, структура. Система КП: подотрасли и институты. КПН – это юридические нормы, регулирующие КПО. Как и другие нормы права, они исходят от государства, являются общеобязательными, формально-определенными и т.д. Особенности: 1) Конституционный характер; 2) Определяющий характер; 3) Программный характер (ПГ); 4) Структурные особенности. Виды КПН: 1) По назначению и роли в правовой системе: учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. 2) По закреплению возможности и долженствования субъектов: управомочивающие, обязывающие, запрещающие. 3) По характеру регулируемых отношений: материальные, процессуальные. 4) По характеру содержащихся в КПН велений: императивные, диспозитивные, рамочные. 5) По субъектам правотворчества: ФОГВ, РОГВ, НКО, народ (референдум)… 6) По юридической силе: Конституция, ФКЗ, ФЗ, Указ Президента, постановление Правительства, приказ министра, Устав субъекта РФ, указ губернатора субъекта РФ, приказ министерства субъекта РФ. 7) По территории действия: федеральные, региональные, муниципальные. КПО – ОО, регулируемые КПН.
Система КП – научно обоснованное и последовательно распределение КПН на определенные группы. Профессор А.Н. Кокотов:
Профессор М.С. Саликов:
Международные источники (ч.4 ст.15) Три вида: Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Понятие и юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие Конституции РФ. Реализация Конституции: понятие, формы, способы. Толкование Конституции: понятие, порядок и юридические последствия. Реализация Конституции. Это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН. Формы реализации конституции: Использование Это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35). Например, свобода преподавания, право на образование. Исполнение Это выполнение возложенных Конституцией обязанностей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч.1 ст.59). Соблюдение Это несовершение запрещенных Конституцией действий. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74). Применение Это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения). Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища. Толкование Конституции. Причины необходимости толкования: · Сложность юридического языка · Наличие специальных терминов · Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность. · Наличие специальной юридической техники. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995) Ст. 136 КРФ, например. Вопрос – каким конкретно актом принимается поправка. КС РФ обращается к КРФ: ß Есть ФКЗ и ФЗ. ß Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку ß ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может. ß ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо. ß Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ. ß Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП. Анализ решения КС по делу о толковании ст.137 КРФ. Внесение названия – в статью 65, но каким актом и кем? Кто имеет право изменить наименование Субъекта: РФ или РФ и Субъект, или Субъект. Соответственно, компетенция: ст.71 - Федеральная, ст.72 – совместная, ст.73 – региональная. В федеральной – нет В совместной – нет. Вывод – это делает сам Субъект, это его исключительная прерогатива. НО! Изменение наименования не должно затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Оно не должно затрагивать интересы других субъектов РФ и РФ в целом, интересы других государств. Не должно предполагаться изменение состава РФ и изменения конституционно-правового статуса субъекта. Форма акта – указ Президента. Проблема: правильно ли изменять КРФ Президенту? Возможно, ведь Президент – лишь орудие. Тем более, Президент не может отказать в принятии этого указа. Возникновение КСК в России. · В советское время полномочиями по отмене неконституционных актов обладали те же самые органы, что их принимали. Были случаи, когда Президиум ВС СССР отменял акты нижестоящих органов. Свои ошибки не признавались. · Комитет конституционного надзора СССР (апрель 1990 – декабрь 1991г.) Этот орган не мог принимать окончательного решения. Например, он впервые признал неконституционность прописки, увольнения по старости или признание решения Президента СССР неконституционным (запрет ездить по Садовому Кольцу), · Конституционный Суд РФ (1991-1994 гг.) Председатель – Зорькин. Признание неконституционным указа Президента о слиянии МБ (будущее ФСБ) и МВД. Недостаток – действия Хасбулатова и Зорькина против Ельцина (объединение судебной и законодательной власти). Судьба суда очень печальна. После расстрела Белого Дома судьи не работали до февраля 1995 г. · Конституционный Суд РФ (1994 – по настоящее время), после издания ФКЗ от КС РФ. 9. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав и структура. Статус судей Конституционного Суда РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ по ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека; 4) дает толкование Конституции Российской Федерации; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судей КС РФ. Требования к кандидатам: Срок полномочий судьи КС РФ: Права и запреты: Судейский иммунитет: · Судья неприкосновенен · Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Дисциплинарная ответственность судей: За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм ФКЗ «О КС РФ», ФЗ «О статусе судей», а также положения кодекса судейской этики…: · Предупреждение · Прекращение полномочий судьи Полномочия судьи прекращаются ввиду: · Неучастии судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его… · Смерти судьи Приостановление полномочий судьи может быть произведено: · Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу · Если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности (срок – менее 10 месяцев подряд) A. Внешние Имеющие значение вовне, направлены в иные органы: · Представление · Послание - основанный на рассмотренных КС материалах документ о состоянии конституционной законности в РФ, ежегодное направление которого в ФС РФ предусмотрено Конституцией РФ. · Заявление – озвучивание позиции по важному вопросу · Заключение - итоговое решение КС по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. B. Внутренние · Регламент – процедурный документ · Положение · Инструкция Особое мнение судьи КС РФ. ñ Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложит свое особое мнение. ñ Особое мнение судьи приобщается и опубликовывается в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ. Мнение судьи КС РФ. v Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. v Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ». Правовые позиции КС РФ. Правовые позиции КС представляют собой системы выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел и обязательный характер, т.е. обладающий той же юридической силой, что и решения КС. Ответственность. Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ. Если по истечении 2-х месяцев после опубликования решения КС ВДЛ, ЗПОГВ с-та РФ не принимают соответствующие меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законом. Элементы КСЛ. Гражданство Правосубьектность: правоспособность и дееспособность. Права и свободы Обязанность Принципы КСЛ Профессор Воеводин: 1. Учредительность всех элементов КСЛ; 2. Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; 3. Равноправие (равенство в правах, свободах, обязанностях); 4. Гуманистическая направленность прав и свобод; 5. Общая доступность прав, свобод и непреложность обязанностей. Профессор Невинский: 1. Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством; 2. Принцип сочетания личных и общественных интересов; 3. Принцип единства прав и обязанностей; 4. Принцип законности; 5. Принцип равноправия личности. Гражданство -это 1) Суверенное право государства по установлению условий и порядка приобретения и прекращения гражданства. 2) Устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 3) КПИ, регулирующий отношения между государством и гражданами РФ. Принципы гражданства: 1. Принцип единого и равного гражданства – гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2. Принцип защиты российских граждан за рубежом: 1) Невозможность высылки российских граждан за пределы РФ и их выдачи другим государствам. 2) Сохранение гражданства у российских граждан, проживающих за рубежом. 3) Обязанность органов государственной власти, ДП, КУ содействовать российским гражданам за рубежом реализовать свои права. 3. Принцип допущения двойного гражданства – гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных МД РФ или ФЗ. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства РФ. 4. Принцип сокращения состояния без гражданства: РФ поощряет приобретение российского гражданства апатридами и не препятствует приобретению другого гражданства. 5. Принцип незыблемости права на гражданство: 1) В РФ каждый человек имеет право на гражданство, а гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. 2) В РФ изменения в брачно-семейных отношениях не влекут изменения гражданства: a) Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не обладающим гражданством РФ, не влечёт за собой изменения их гражданства. b) Изменение гражданства одним из супругов не влечёт за собой изменения гражданства другого супруга c) Расторжение брака не влечёт за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновлённых супругами детей. 3) В РФ гражданство детей обеспечивается повышенной защитой: a) Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства. b) Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет требуется письменное согласие. c) Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав. По рождению (филиация). Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: а) ст. 12. оба его родителя или единственный родитель - граждане РФ (независимо от места рождения ребенка; "Дело Даминовой" Определение КС РФ от 21.04.2005 г. п."а" ч. 1 ст. 12 распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный родитель, которого признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно - являлось гражданином бывшего СССР; - не изъявляло желания прекратить гражданство РФ; - не является гражданином другого государства и - прибыло на ПМЖ в РФ Принято на основе правовой позиции КС из постановления от 16.05.1996 года б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является апатридом или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой являлся ИГ, при условии, что ребенок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет апатридом; г) оба его родители или единственный родитель, проживающие на территории РФ, является ИГ или апатридом при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство; д) ребенок, который находился на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения. Выход 1) Общий порядок. В случае выхода из гражданства РФ лица, которое проживает на территории РФ, на основании его добровольного волеизъявления. 2) Упрощённый порядок. В случае выхода из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, на основании его добровольного волеизъявления. В случае выхода из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого гражданин РФ, а другой - ИГ, то по заявлению обоих родителей. Выход из гражданства должен быть запрещен, если гражданин: а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное ФЗ; б) привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет другого гражданства и гарантии его приобретения. Выезд ИГ из РФ Осуществляется в пунктах пропуска через границу РФ по паспортам. Выезд в РФ ИГ и ЛБГ может быть запрещён в случаях, если: 1. задержаны по подозрению в совершении преступления 2. осуждены за совершение преступления на территории РФ – до отбытия наказания или до освобождения от него; 3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом; 4. не выполнили обязанности по выплате налогов – до их выполнения; 5. привлечены к административной ответственности, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа, виды. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Легитимные ограничения прав и свобод личности по ч.3 ст.55 и ст.56 К РФ. КПСО как КПИ - совокупность КПН, регулирующих основные права, свободы, обязанности человека и гражданина составляют КПИ КПСО. Юридическая природа (признаки) КПСО: 1. Выражает отношения и связи личности с государством. 2. Не приобретаются и не обсуждаются, а принадлежат индивиду либо в силу факта его рождения (права человека), либо по факту его гражданства (права гражданина) 3. Постоянная реализация КПСО не уменьшает его содержания 4. Содержание и объём КПСО одинаковы для всех индивидов. 5.КПСО являются юридической базой для прав, свобод и обязанностей граждан, приобретаемых ими в конкретных правоотношениях. 6. КПСО являются непосредственно действующими. Конституционные права и свободы: · Личные. Личные права и свободы не обусловлены наличием гражданства, они принадлежат каждому от рождения и представляют собой гарантированный Конституцией возможности, связанные с частой жизнью человека как личности. (например, право на гражданство, свобода массовой информации, свобода мысли и слова, право на неприкосновенность жилища); · Социальные и экономические. Социальные, экономические, культурные права и свободы человека обусловлены прямо наличием гражданства (ими обладают как граждане государства, так и неграждане государства) и представляют собой гарантированные конституцией возможности, связанные с реализацией социальных, экономических и культурных потребностей индивида (например, свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на вознаграждение за труд); · Политические. Они обусловлены наличием гражданства. они представляют собой гарантированный конституцией возможности, связанные с участием граждан государства в осуществлении власти. (Например, право избирать и быть избранным, право на объединения, право на равный доступ к государственной службе). Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий. Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного конституционного права детально регламентирован Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Возможность свободного проведения публичных мероприятий предоставляет гражданам широкие возможности для формирования и выражения своих мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам государственной и общественной жизни. Таким образом, ценность свободного проведения публичных мероприятий предопределяется тем, что позволяет гражданам защищать и реализовывать широкий спектр иных конституционных прав. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения. Для проведения публичного мероприятия его организатору необходимо подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Проведение собраний и пикетирований одним участником не требует подачи уведомления в уполномоченный орган. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Важно обратить внимание на то, что российское законодательство устанавливает именно уведомительный характер проведения любых публичных мероприятий. Для их проведения не требуется принятия отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления, достаточно самого факта надлежащего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления. Основные законодательные акты: Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Содержание и порядок реализации конституционного права на объединение. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений. Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения. Ст. 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Законодательством устанавливается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политически цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих"). В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г., принятом Государственной Думой, формулируется понятие общественного объединения: "Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". Учредителями по существующему законодательству Российской Федерации являются как физические, так и ЮЛ. Содержание и порядок реализации конституционного права на объединение в политические партии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.06 с.) |