Понятие и признаки конфедерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки конфедерации.



Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения их общих задач.

Примеры:

Ø союз провинций соединенных Нидерландов;

Ø союз штатов Северной Америки;

Ø содружество независимых государств.

Признаки:

1) создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер (исключение – Южная конфедерация – на основе конституции).

2) отсутствуют органы власти, т.к. власть осуществляется в рамках государств. Для выполнения целей в конфедерации создаются определенные органы, наделенные рядом полномочий и действий с их согласия и под их подчинением.

3) отсутствие союзного гражданства (сохранение гражданства у субъектов конфедерации; искл: двойное гражданство в США)

4) отсутствие общей территории; субъекты конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную границу, однако могут быть открыты внутренние границы;

5) отсутствие суверенитета союза; суверенны субъекты конфедерации;

6) отсутствие единых систем права, доказательства, судопроизводства, единой валюты (искл: ЕС, приобретший признаки федерации)

7) акты органов конфедерации не обладают прямым действием и обращены к ОГВ субъектов конфедерации

8) субъекты конфедерации обладают правом отмены актов, принятых органами конфедерации – право нуллификации.

9) субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из состава конфедерации (сецессия).

СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия. создан в декабре 1991 года. 21 дек 1991 г. – расторгли СССР и образовали СНГ. Высший орган – совет глав государств

Грузия

Украина

Азербайджан

Молдова

ЕвразЭС ( Евразийское экономическое сообщество): Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина.

Союз России и Беларуси. Договор об образовании союзного государства (это не федерация, т.к. они сохранили свою независимость).

Варианты интеграции:

Ø Союзное государство;

Ø «Евросоюзные» отношения;

Ø Вхождение в Россию в качестве субъекта РФ;

Ø Вхождение в Россию в качестве 10 субъектов РФ;

ОРИ (Организация Региональной Интеграции): Россия, Беларусь, Украина, Казахстан. Цель – создать единое экономическое пространство, одоментное вхождение в ВТО.

В данной теме интересно только две характеристики РФ: федеративность (ст.1) и суверенность (ст.4)

Признаки России как суверенного государства:

1. Россия является носителем государственного суверенитета.

2. Россия имеет собственную Конституцию, которую самостоятельно разрабатывает, принимает и ни с каким государством вовне не согласовывает.

3. Россия имеет свои ОГВ распространяющие свою юрисдикцию на всю территорию страны.

4. Россия имеет своё законодательство, которое действует на территории всего государства.

5. Россия имеет свою компетенцию.

6. Россия имеет своё собственное гражданство.

7. Россия располагает собственными вооружёнными Силами.

8. Россия имеет свою территорию, которая неотчуждаема.

9. Россия является субъектом международного права. Она самостоятельно включает, ратифицирует, денонсирует международные договоры с иностранными государствами и международными государствами.

10. Россия имеет единую денежную систему, действующую на территории РФ. Введение и эмиссия других денег в России не допускаются.

11. Россия имеет символы государственного суверенитета или государственные символы: государственный герб, гимн, флаг.

12. Россия имеет свою столицу – город Москва.

13. Россия имеет свой государственный язык.

Признаки РФ как федеративного государства:

1. Название РФ свидетельствует о федеративной ФГУ.

2. В состав РФ входят субъекты, а не АТЕ, что закрепляется конституционно.

3. Территория РФ состоит из территорий субъектов РФ, а также внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

4. В России функционируют федеральная Конституция и региональные конституции (уставы), федеральная и региональная системы законодательства.

5. В России функционируют федеральные и региональные ОГВ.

6. Парламент РФ – ФС – состоит из двух палат: ГД и СФ. Основной состав СФ формируется на основе представительства субъектов РФ и выражает их интересы.

7. Компетенция в РФ распределяется: введение субъектов РФ или РФ или совместное.

Особенности России как федерации

1. Россия в качестве федерации была образована «декретом сверху», т.е. не путем объединения существ государственных образований (их не было; первые автономные республики стали образуются весной 1918 г.). Исторически первым провозглашением было РДФР 6 января 1918 г. Юридическое закрепление РСФСР 25 января 1918 г. конституционное закрепление РСФСР 10 июля 1918 г.

2. Множественность и разновидность субъектов федерации. 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область, 3 города федерального значения.

3. Наличие сложносоставных субъектов – «матрешек» (автономные округа в составе краев и областей). ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области.

4. РФ длительный период времени находилась в составе другой федерации – СССР (с 1922 по 1991 гг.)

5. Принцип равноправия субъектов РФ конституционно закреплен только в 1993 г. ч.1 ст.5: РФ состоит из равноправных субъектов. Равенство Конституция не гарантирует, а гарантирует равный статус.

6. Сочетание национального и территориального принципа формирования федерации.

Порядок распределения компетенции в РФ по Конституции РФ и по ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. Предметы ведения РФ по ст. 71 Конституции РФ.

Под компетенцией понимается совокупность предметов ведения РФ и субъектов РФ и полномочий, конституционно закреплённых за федеральными и региональными ОГВ

Структурными элементами компетенции являются:

1) права и обязанности;

2) предметы ведения, т.е. сферы, в которых осуществляются полномочия

3) территориальный масштаб деятельности

Компетенция РФ определена её федеративной природой. В силу этого в Конституции выделяют 3 группы предметов ведения:

• РФ.

• Совместного ведения субъектов и РФ.

• Субъектов.

Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ):

• Учредительные (п. «а», «б», «г», «с», «т»).

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

• Регулятивно-охранительные (п. «а», «о»+ЗОП от 05.02.14г. (судоустройство, прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности), «п»).

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

п) федеральное коллизионное право;

• Социально-экономические (п. «д», «е», «ж», «з», «и», «р»).

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

• Военные (п. «м», «н»).

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

• Внешние (п. «к», «л»).

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч.1 ст. 76).

Предметы совместного ведения РФ и её субъектов по ст.72 Конституции РФ и по ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. Предметы ведения субъектов РФ по их конституционному (уставному) законодательству

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72):

• Учредительные предметы (п. «н»).

• Регулятивно-охранительные предметы совместного ведения (п. «а», «б», «к», «л»).

• Социально-экономические предметы (п. «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «м»).

• Внешние предметы совместного ведения РФ (п. «о»).

Предметы совместного ведения:

· полномочия ФОГВ

· полномочия РОГВ (ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении и дополнений в ФЗ «Об общих принципах…»)

· Полномочия ОГВ субъектов РФ по предметам совместного ведения (п.2 ст. 26-3)

· По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ принимаются ФЗ – ч.2 ст. 76 – и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НА субъект овРФ.

Предметы ведения субъектов РФ (ст. 73):

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти

• Учредительные (конституции и уставы субъектов РФ):

o принятие конституций, внесение в них изменений и дополнений;

o установление системы ОГВ, порядка их организации и деятельности;

o законодательное обеспечение организации местного самоуправления;

o принятие и изменение законов;

o собственность субъектов РФ и управление ею;

o принятие и утверждение программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития субъектов РФ;

o региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды; региональные налоги и сборы;

o международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ.

• Внешние

o Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ

• Регулятивно-охранительные

• Социально-экономические

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ:

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.021 с.)