Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1. ТУРИЗМ И СФЕРА СЕРВИСА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Особенность услуги как объекта управления Особенности управления каким-либо объектом вытекают из специфики самого объекта. Поэтому прежде чем говорить об особенностях менеджмента в сервисе и туризме, необходимо рассмотреть вопрос о том, что непосредственно относить к социально-культурной сфере и туризму. Индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей. Не существует перечня, который охватывал бы все виды деятельности в этой области. Вместе с тем, можно выделить основные направления: Ø общественное питание, Ø размещение, Ø перевозка, Ø отдых (рекреация). Задача выработки единых критериев и схем классификации услуг пока остается нерешенной. В мировой практике изыскиваются способы преодоления сложностей, связанных с разночтением несопоставимостью классификационных схем анализа, принятых в разных регионах и странах. Так, имеет место обращение к анализу услуг, которые в развитых странах учитываются статистическим органами, что позволяет использовать сопоставимые статданные относительно этих услуг для сравнительного изучения: v деловые услуги; v услуги связи; v строительные и инжиниринговые услуги; v дистрибьюторские услуги; v финансовые услуги, включая страхование; v услуги по охране здоровья и социальные услуги; v туризм и путешествия, услуги в области организаций досуга v транспортные услуги v прочие услуги. В межгосударственной практике ряда стран используется классификация услуг, основанная на двух взаимосвязанных между собой критериях: тип услуг и сфера их применения. В данном случае типологически сходные услуги группируются определенным образом: o производственные (инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования) o распределительные (торговля, транспорт, связь); o профессиональные (банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные); o потребительские (массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением); o общественные (телевидение, радио, образование, культура) В отечественной науке и сервисной деятельности нередко выделяются укрупненные единицы разделения услуг и сервисной деятельности по следующим направлениям, связанным с их функциональной сущностью: − услуги производственного характера — оказываются экономическим структурам в связи с их производственными нуждами (охранные, ремонтные, банковские, деловые и др.); − торговые услуги (оптовые и розничные); − услуги жизнеобеспечения — связаны с обслуживанием граждан в рамках семейно-домашних связей, то есть с обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом; − социальные услуги — нацелены на удовлетворение потребностей людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необходимы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные, образовательные, информационные и др.; − культурные услуги - связаны с оказанием услуг познавательно-научного, художественно-эстетического, развлекательного плана. В понятие «социально-культурная сфера», которое принято использовать в российской экономической литературе, включаются отрасли здравоохранения, образования, культуры. Социально-культурная сфера представляет собой достаточно обширный сектор российской экономики. Вся сфера услуг в СКСиТ делится на сферу первичных услуг и сферу вторичных услуг. К предприятиям сферы первичных услуг относятся предприятия, главной целью которых является обслуживание гостей и оказание услуг туристам. К ним относятся: − средства размещения (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионы, частные квартиры, туристские базы, дома отдыха и другие средства размещения); − лечебно-оздоровительные учреждения (курорты и санатории); − перевозчики (транспортные предприятия, автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.); − организации и предприятия по изготовлению сувенирной продукции; − организации торговли сувенирной продукцией; − организации по созданию дополнительных услуг туристам (гиды-переводчики, обменные пункты валюты, предприятия развлечения, автопрокатные фирмы); − организации по рекламе туризма; − организации по страхованию; − информационные туристские организации. К туристским организациям сферы вторичных услуг относятся компании, которые нацелены на удовлетворение нужд потребителей, в том числе туристов. К таким организациям относятся: − предприятия питания вне гостиничного хозяйства (рестораны, буфеты, бары, кафе и т.д.); − транспортные предприятия (такси, рейсовые автобусы и т.д.); − предприятия по производству одежды, мебели, строительные компании и т.д.; − банки, химчистки, парикмахерские, лечебные заведения, автомастерские, бензоколонки и др.; − учебные туристские заведения (высшие и специальные). ТЕМА 3. НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА Для современной туристской индустрии характерно наличие двух тенденций в конкурентной борьбе предприятий: переход от агрессивной ценовой конкуренции к конкуренции в области качества и оптимального соотношения качества и цены; сближение функций туроператора и турагента (путем расширения туроператором собственной сбытовой сети или использования сбытовой сети других турфирм). Ученые и специалисты предлагают различные варианты решения проблем повышения качества туристского продукта и формирования каналов его сбыта. Главное внимание в исследованиях уделяется формированию таких организационных форм, как различного рода объединения, в том числе цепи, франчайзинговые объединения, консорциумы, стратегические союзы, ассоциации. Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности транснациональных компаний Америки. Изучение литературы показало, что среди ученых и специалистов по менеджменту нет единства взглядов на сущность глобальных объединений, их достоинства, недостатки и перспективы. Контракты на управление В 70-х годах в гостиничной индустрии США стали популярными контракты на управление внутри страны так и за ее пределами. Этот контракт позволял внедряться на новые рынки при небольшом инвестиционном капитале и более низком уровне риска. Контракт на управление (КУ) - заключается между владельцем предприятия и компанией (оператором), главным направлением деятельности которой является профессиональное управление предприятиями в определенном сегменте рынка. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность. Существует два типа управляющих компаний (УК). Большинство из них - это гостиничные цепи, осуществляющие контрактное управление своими франшизными членами (Хилтон, Шератон, ХИ). Имеются также независимые УК. Американские компании, вышедшие на международный уровень, в отношении своих иностранных предприятий используют КУ уже со средины 50-х гг., в то время, как в самих США, он нашел свое широкое распространение лишь двадцать лет спустя. Здесь первым был Хайятт. Большинство гостиничных операторов стремятся заключить контракты сроком на 8-10 лет. Это дает необходимые гарантии получения доходов от инвестиций и нововведения, необходимые для повышения доходности предприятия. Существует три основных компонента контракта на управление: 1. Наделение управляющей компании (оператора) правом управления предприятием. При этом собственник лишается права вмешиваться в процесс управления. Однако сейчас владельцы гостиниц оказывают все большее и большее влияние на принятие операционных решений, раньше такое случалось крайне редко. 2. Возложение на собственника всех операционных расходов, а также всех финансовых и оперативных рисков, вытекающих из его права собственности. 3. Защита или освобождение оператора от ответственности за любые действия, за исключением тех, которые совершены с умыслом или в результате "грубой" неосторожности. Одним из наиболее важных вопросов, связанных с успехом работы УК, является долговременный учет всех ее операций. Компания должна быть готова в любой момент предъявить неоспоримые документы, подтверждающие ее компетентность в вопросах управления, прибыльность для клиентов, эффективность работы и доброе имя. В этой связи не последнее место занимают взаимоотношения и согласованность между владельцами предприятий и УК в таких вопросах как методы управления, комплексы технических и экономических средств предприятия и т.п. Самая заметная черта современных контрактов на управление — увеличение числа оговариваемых в них положений. Например, в некоторых случаях владельцы соглашаются на долевое участие в прибыли. Однако они могут не хотеть делить контролирующие функции с другими акционерами. Впрочем, всегда возможно найти тот или иной компромисс. Владельцы гостиниц больше всего ценят в управляющих компаниях следующие качества: · опыт и надежность; · умение составлять отчеты; · умение общаться с клиентами и управлять персоналом; · отработанность стратегий по повышению доходности на практическом уровне; · неоднократно доказанную способность добиваться строгих операционных стандартов, заданных клиентами.
Некоторые компании управляют большим количеством гостиниц в своем районе, регионе и даже в масштабах страны на основе портфельного подхода. Крупнейшие 10 компаний такого типа показаны в таблице 2. Большинство из них управляют гостиницами одного типа. Это позволяет им фокусировать свои усилия на решении однотипных задач, что способствует росту эффективности, а при управлении разнотипными гостиницами добиться этого гораздо труднее. По условиям контракта на управление в основном передавались управленческий опыт и каналы продаж взамен получения доли в доходах (3-5%) и в валовой прибыли (8-15%), а также получатель услуг платил взнос за присоединение к системе обслуживания, например, маркетинга и бронирования (около 3% валового поступления от проживания гостей).
Таблица 2 - Крупнейшие управляющие компании [4]
Для западных операторов такая форма ведения бизнеса практически не предполагает рисков, поскольку инвестиционные затраты, связанные либо со строительством нового отеля, либо с реконструкцией действующего, осуществляются собственником. В среднем по России управляющая компания обходится собственнику гостиницы в 4-8% от оборота и дополнительно 8-12% от прибыли. Известные зарубежные операторы, такие как Ассог или Marriott, берут за свои услуги 15-20% выручки гостиницы, а отечественные – 10-15%. УК «Русские отели» берут 7%. Таблица 3 - Гостиничные сети мира
Таблица 4 - Гостиничные сети России
Консорциумы Для одиночных отелей наилучшим средством при проведении эффективных операций на международной рынке остаются консорциумы, которые сохраняют высокий уровень независимости (во владении и управлении), не входя в состав крупных гостиничных цепей. Объединяясь в консорциумы, владельцы отелей приглашают опытных менеджеров управлять своими отелями по контракту. Главная цель при объединении независимых отелей в консорциумы – проведение совместного маркетинга для увеличения доходности своих предприятий, а также снижение издержек при совместных централизованных закупках, проведении совместного отбора кадров и их тренинге. Главная заслуга – в том, что члены приобретают всем известную ТМ. Специалисты выделяют 4 основных вида консорциумов: q полный q маркетинговый q консорциум на основе систем бронирования q направленный Многие консорциумы могут стать членами сразу нескольких консорциумов. Сами консорциумы, однако, не приветствуют это и пытаются ограничить участие своих членов в других консорциумах с помощью специальных соглашений о членстве. Отдельные члены консорциума, особенно маленького размера, контролируются со стороны других членов, которые проводят согласованную политику, коллегиально разрабатывают правила и общие процедуры с помощью выборного комитета. С увеличением размера консорциум больше напоминает большую компанию со своим советом директоров. Консорциумы в свою очередь заключают от имени своих членов контракты на управление с другими организациями. Однако существует два элемента, которые консорциумы не могут контролировать как гостиничные цепи, это – продукт и цена. Т.к. членами консорциума являются независимые отели, почти не существует контроля над продуктом с его стороны. Главной целью инспекции является проверка общих стандартов обслуживания. Например, пакет услуг для проведения каникул, однако – каждый – свои цены и скидки в зависимости от имеющихся условий. Часто консорциумы предлагают пакеты услуг со стандартными ценами и приглашают своих членов принять участие в них, если они этого захотят. Холлидей Инз использует систему аудита качества. Как минимум два раза в год проводится инспекция. При обнаружении недостатков отель проверяется еще три раза в последующие полгода. Если к согласованному сроку недостатки не устраняются, отель исключается из системы Холлидей Инз. Ассоциации и союзы В целом делятся на две категории: торговые ассоциации (ТА) и профессиональные союзы (ПС). Предоставляют услуги своим членам. ТА – добровольные союзы предпринимателей, не преследуют целей извлечения прибыли, созданы для оказания их членам и целым направлениям промышленности помощи в решении совместных задач, чаще всего таких как: бухучет и контроль, рыночное стимулирование, взаимоотношения с правительственными органами, трудоустройство и найм рабочей силы, распространение положительного опыта в управлении, информационное обслуживание и образование. В основном – получение дополнительных материальных преимуществ. ПС – также добровольные некоммерческие организации, объединяющие отдельных граждан в основном по профессиональным признакам (право, медицина, финансы или образование). В основном – совершенствование профессиональных знаний. Для Sheraton было почти невозможно выйти на индийский рынок, учитывая систему регулирования иностранного бизнеса в этой стране. Welcome Group предложила Sheraton индийского партнера. К тому же Welcome Group имела хорошую репутацию в Индии и знала, как там заниматься бизнесом. Sheraton предложила Welcome Group свое имя, широко известное во всем мире, системы обучения и поддержки управления. И оба партнера извлекли выгоду из такого союза. Американская ассоциация гостиниц и мотелей – 53,4% всей гостиничной базы США, 85,6% валового дохода от гостиничной индустрии, Американское общество туристских агентов, Национальная ассоциация ресторанов, Международная ассоциация Руководителей предприятий общественного питания, Международная ассоциация бухгалтеров-экспертов в сфере гостеприимства, Международная ассоциация руководителей гостиничных коммерческих и маркетинговых служб.
Матричная структура Особый интерес представляют инновационные структуры, ориентированные на поиск нового. Текущее производство и реализация освоенных прибыльных турпродуктов объединяются в группу текущего производства, а разработка новых услуг и технологий – в поисковую группу. Поисковая группа остается ответственной за проект до тех пор, пока не будет установлена его коммерческая осуществимость. В поисковой группе создается опытное производство, которое испытывает новый продукт на рынке. После того, как рентабельность производства данного продукта установлена, проект передается в группу текущего производства. Компания Бургер Кинг разработала матричную структуру с тремя вице-президентами, ответственными за операции в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а также вице-президентами по финансам, маркетингу и персоналу, отвечающими за качество и цены. Матричная структура компании «Бургер-Кинг» имеет три вице-президента, ответственных за операции в разных географических регионах, а также с вице-президентами по финансам, маркетингу и персоналу, одновременно отвечающими за качество и цены. Каждый региональный вице-президент в своем подчинении имеет два вида менеджеров, отвечающих за группы местных предприятий, и менеджеров, по франчайзингу и услугам, работающих с владельцами ресторанов. Основной недостаток матричной структуры – ее сложность. Очень много проблем из-за налаживание горизонтальных и вертикальных полномочий. Среди проблем могут быть также – борьба за власть, конформизм в принятии управленческих решений, чрезмерные накладные расходы. Т.к. сотрудники не видят начальника, кому бы они подчинялись, существует тенденция к анархии, и весь контроль пытаются захватить функциональные руководители. Множественные структуры Стремительно растущий выездной туризм и развитие авиатуризма обусловили рост капиталоемкости туриндустрии и необходимость крупных инвестиций в развитие инфраструктуры турцентров (гостиницы, бассейны, дороги, спорт.сооружения и т.д.). Все это стало причиной перелива капитала из других отраслей экономики в туриндустрию. В 1962-1965 гг. В Германии на рынок туризма вступают торговые фирмы – владельцы крупнейших универмагов и рассылочной торговли – Quelle создает турфирму Quelle, Neckermann – турфирму НУР, Kaufhof – турфирму Kaufreisen. Имея разветвленную сеть по сбыту товаров, торговые фирмы открывают без значительных материальных и рекламных затрат офисы по продаже тур.поездок, размещая их в своих универмагах. Как реакция на перелив капитала из других сфер бизнеса в туриндустрию среди лидеров тур.бизнеса начались концентрационные процессы, результатом которых стало возникновение гигантов-туроператоров. Современная структура рынка туризма характеризуется как частичная олигополия. Крупнейшие т/о, как правило, 3-6 фирм, которые контролируют 40-60% рынка. На германском рынке, например, работают 4 крупнейших т/о – ТУИ, НУР, ЛТТ, ИТС, 20-30 средних и 700-750 малых турфирм. Гостиничные цепи в большинстве остаются независимыми. Заметные исключения: конгломерат ИТТ владеет цепью Шератон. Частью более крупных компаний являются Мотель 6, Тревел Лодж и Хайятт. 70-80 гг. - поглощение ресторанных цепей более крупными компаниями. Первые поглощения в 60-х гг.: покупка Бургер Шеф компанией Дженерал Фудз, Пилсбери - Бургер Кинг, в 71 г. КФЧ - Хьюблин. Обзор орг.структур в СКСиТ позволяет сделать следующий вывод. Наилучшая структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, т.о., удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Каждая из вариантов структуры эффективна только для определенных ситуаций и для достижения соответствующих целей.
Кадровая политика Деятельность по управлению персоналом является отражением кадровой политики, средством ее реализации. В самом общем виде кадровую политику можно определить как систему правил и норм, регламентирующих отношения с людьми. Кадровая политика определяет принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу, реализуется в философии предприятия, правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре. Основные характеристики кадровой политики: · связь со стратегией; · ориентация на долговременное планирование; · значимость роли персонала; · философия фирмы в отношении работников · круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с персоналом. Кадровая политика реализуется через разработанные технологии и методы подбора и продвижения, оценку и пр. Она фиксируется в подробных, общих для всей фирмы документах и инструкциях, регламентирующих все аспекты работы с персоналом. Значительное число фирм не имеет четко сформулированных положений работы с персоналом. Однако сотрудники любой компании могут сформулировать характер кадровой политики в определениях: «поддерживающая» или «подавляющая»; основанная на доверии ибо контролирующая; признающая ценность работника, основанная на уважении либо безличностная; активная, последовательная либо непоследовательная. Принципы кадровой политики современной организации: · справедливость; · ориентация на интересы сотрудников; · демонстрация заботы. Планирование работы с персоналом Цель планирования работы с персоналом — обеспечение наличия персонала (необходимого его качества и количества) на нужных рабочих местах в нужное время. Планирование работы с персоналом представляет собой процесс разработки программ (найма, обучения увольнения и пр.) для приведения в соответствие потребности и наличия персонала. В зависимости от масштаба организации сферы услуг планирование может быть масштабным (от краткосрочного до долгосрочного, как и в производственной сфере) — для крупных организаций и исключительно краткосрочным — для небольших организаций (табл. 7), Таблица 7 - Планирование кадров в сфере услуг Согласно данным «Топ-Менеджмент Консалт», 11% российских компаний не планируют деятельность, связанную с управлением персоналом. Этапы и методы планирования потребностей в персонале Процесс планирования включает три этапа: 1. оценка текущего состояния персонала (диагностика); 2. прогнозирование численности; 3. разработка программ удовлетворения потребностей в персонале (количественных и качественных). Первый этап (диагностика персонала) представляет собой оценку персонала организации по определенным критериям на основе персональной информации о каждом работнике, собранной в личном деле и (или) личной карточке унифицированной формы № Т-2. В обязательном порядке ведутся личные дела на руководящих работников всех рангов; государственных служащих; специалистов, занимающих основные функциональные должности; на работников, в обязанности которых входит распоряжение материальными и информационными ресурсами, работа с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных. Что касается остальных категорий служащих, то организации самостоятельно определяют состав должностных категорий, Смещение которых связано с ведением личного дела. Важное условие эффективного планирования — наличие грамотной статистики человеческих ресурсов. Второй этап процесса кадрового планирования — определение потребности в персонале. Планирование потребности в рабочих основано на данных об имеющихся рабочих местах, численности и структуре в планируемом периоде. Численность служащих, специалистов и руководителей определяется на основе штатного расписания, действующей структуры управления, плана замены вакантных должностей. Штатное расписание — это документ, который утверждается руководителем организации и содержит сведения о количестве штатных единиц (численности работников соответствующих категорий по каждой должности), наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним. Среди методов планирования потребностей в персонале обычно рассматривают следующие. Анализ тенденции. Этот метод основан на том, что единственной переменной, от которой может зависеть численность, является время (так называемое планирование «от достигнутого»). Изучив тенденции занятости в фирме за несколько лет, можно предсказать необходимую в будущем численность. Эта оценка может быть весьма приблизительной, так как на численность оказывают влияние другие, нe менее важные факторы. Экстраполяция. Выявив устойчивое соотношение между, например объемом оказываемых услуг и необходимой численностью, можно соотнести будущий спрос на услуги с вычисленным усредненным показателем и определить необходимую численность. Разновидность метода — так называемая скорректированная экстраполяция, позволяющая учесть влияние других значимых факторов на определенное вами соотношение (рост производительности труда, изменение норм обслуживания и т.п.). Экспертные оценки представляют собой опрос руководителей подразделений относительно необходимой численности персонала. Разновидность этого метода — опрос по методу Дельфы (многоэтапный письменный опрос руководителей, продолжающийся до тех пор, пока эксперты не придут к согласию). Серьезную проблему при планировании представляет определение норм (обслуживания, производительности, численности), позволяющих оптимизировать численность персонала. К сожалению, в России отсутствуют базы данных по нормам выработки. Прежние нормативы устарели, разработкой новых норм фирмы вынуждены заниматься самостоятельно. Эти нормы могут быть определены на основе собственного опыта работы, опыта работы конкурентов (бенчмаркинг) и западных компаний. Полезной процедурой при оптимизации численности является функциональный анализ, помогающий выявить зоны дублирования, изменения и перераспределения нагрузки между сотрудниками фирмы. Для этого необходимо разработать дерево целей, проведя необходимое распределение задач между отделами, и сравнить его с реально существующим распределением нагрузки. Третий этап цикла планирования персонала состоит в разработке конкретных планов и программ (привлечения, высвобождения, эффективного использования, продвижения кадров, замещения ключевых штатных должностей; введения в должность, адаптации, карьеры и т.п.). В состав любой программы входит четкое описание целей, задач, запланированных мероприятий с указанием сроков, необходимых финансовых ресурсов и сотрудников, ответственных за реализацию. Отбор персонала При отборе персонала важно определить требования, предъявляемые к соискателям работы, т.е. критерии отбора. Критерии должны соответствовать содержанию работы, учитывать все ключевые характеристики, быть необходимыми и достаточными. Среди личностных качеств, обязательных, например, для индустрии гостеприимства, большинство экспертов выделяют доброжелательность, учтивость, отзывчивость, инициативность, способность к обучению и принятию решений. Кроме того, поскольку внешний вид служащих является одним их тех осязаемых элементов, с помощью которых клиент оценивает потенциальное качество услуги, важную роль играет учет физических характеристик. Для формирования более полного и точного перечня требований полезно сопоставлять мнения руководителей и сотрудников. Следует иметь в виду, что сотрудники, как правило, склонны к завышению уровня требований, предъявляемых к претендентам на должность, однако более посвящены в нюансы работы. Кроме того, такая процедура позволяет косвенно оценить уровень осознания ценностей организации и степень необходимости следования им. Результаты подобного исследования и одном из рекрутерских центров Москвы приведены в табл. 8.
Таблица 8 - Оценка степени важности квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на должность «сотрудник по работе с клиентами»
Чрезвычайно важным представляется определение философии отбора, присущей данной организации. Необходимо решить, какой именно сотрудник необходим фирме: человек, полностью соответствующий организации либо способный внести «живительную струю»; пришедший в компанию на короткий срок или намеревающийся сделать долгосрочную карьеру; уже подготовленный к работе или способный к обучению. Так, например, российские фирмы, действующие и индустрии гостеприимства, предпочитают набирать сотрудников, не имеющих специальной подготовки, но способных к обучению. Это равно справедливо в отношении лиц, располагающих опытом работы в бизнесе и не владеющих им. Методы отбора персонала Следующий шаг — определение методов отбора, позволяющих оценить требуемые качества соискателя. Наиболее распространенные методы отбора персонала представлены на рис. 7.
Рис. 7. Методы отбора персонала
Анализ документов Анкеты — достаточно популярный метод отбора. Можно выделить два основных вида анкет: − традиционная, ориентированная на факты из прошлой жизни кандидата; − более подробная — личностная, учитывающая установки человека. Традиционная анкета обычно фиксирует следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, образование, практический опыт, основание ухода с последнего места работы и т.п. Личностная анкета позволяет получить информацию не только о прошлом человека, но и о его социальном фоне, интересах, жизненной позиции (например, об успехах в учебных заведениях, мотивах выбора профессии, оценке успешности профессионального роста, основных достижениях, образе жизни в свободное время, мотивах нынешней деятельности, интересах, самооценке). Эффективность данного метода отбора, по оценкам экспертов, недостаточно велика: точность прогнозов составляет около 20%. Основные причины: 1) не отработана система подготовки документов; 2) невозможно оценить потенциальные возможности претендента 2. Тестирование обеспечивает оценку состояния кандидата с учетом его будущей должности и особенностей организации. Точность прогнозов, по разным оценкам, составляет около 40%. Важно помнить, что при психологическом тестировании оценивается не фактическое состояние, а предрасположенность. Поэтому тесты, скорее, могут свидетельствовать о непригодности кандидата (например, наличие компенсаторной мотивации, психические отклонения для социального работника), нежели гарантировать его успешную работу. Все большее число экспертов склоняются к тому, что не следует проводить длительные, многоступенчатые процедуры, позволяющие выявить психологические особенности и способности претендентов. Психофизиологический отбор уместно использовать в следующих случаях: − специфика работы требует от сотрудника сложного сочетания психофизиологических качеств; − профессия связана с длительной подготовкой и значительными финансовыми затратами; − велик риск возникновения экстремальных ситуаций в данной профессиональной области; − качества сотрудника не могут быть развиты. В целом же экспертные системы не учитывают компенсаторных возможностей личности, отклонений в ответах из-за эмоционально неустойчивости в стрессовой ситуации и т.п. 3. Собеседование считается более реальным методом отбора. Более того, его можно отнести к числу наиболее часто употребляемых (до 95% организаций используют собеседование), но недостаточно эффективных. По оценкам экспертов, точность прогнозов составляет около 30%. Относительно малая эффективность связана в первую очередь с недостаточно высокой квалификацией интервьюеров, которые не способны адекватно оценить весь объем информации, и отсутствием продуманной системы организации собеседований. Еще один способ оценить творческий потенциал работника — написание проекта решения сложной практической задачи. Основной недостаток собеседования заключается в том, что по его результатам невозможно дать общую оценку способностей претендента. Для разносторонней оценки необходимо использовать элементы всех видов собеседования. 4. Ассессмент-центры -весьма эффективный метод отбора, обеспечивающий 80%-ную точность прогнозов. Однако из-за высокой стоимости и трудоемкости этот метод применяется в основном для отбора руководителей и ведущих специалистов. Эффективность процесса отбора персонала. Подбор персонала — длительный и дорогостоящий процесс, поэтому организация должна быть заинтересована в том, чтобы принятый на работу кандидат не уволился. Основная причина ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую среду. Показатели эффективности процесса отбора кадров: − уровень текучести кадров; − доля работников, не прошедших испытательный срок; − финансовые затраты на процесс поиска и отбора; − уровень нарушения трудовой дисциплины; − уровень брака; − частота поломок оборудования; − эффективность использования необходимых материалов; − уровень производственног
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.35 (0.014 с.) |