Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на набор: выход на пенсию, текучесть, увольнение в связи с истечением договора найма, расширение сферы деятельности организации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процедуре подбора персонала используется внешний и внутренний рынки рабочей силы. Внутренний рынок – работники своей организации, внешний рынок – сотрудники привлеченные со стороны. Их преимущества и недостатки приведены в таблице 9. Таблица 9 - Внутренний и внешний рынки рабочей силы.
Ниже перечислены источники, за счет которых может быть обеспечен наем персонала. Подбор с помощью сотрудников. Друзья, знакомые и родственники сотрудников могут оказаться действительно подходящими кандидатами. Однако следует помнить, что работники не всегда владеют информацией о требуемых качествах претендента, не всегда могут быть объективными. Кроме того, поручительство за кого-либо часто означает, что сотрудник берет на себя дополнительные обязательства, поэтому ответственность за принятие решения о найме того или иного человека должен нести руководитель. Бывшие сотрудники, сохранившие чувство лояльности к организации. Самопроявившиеся кандидаты (случайные претенденты). Звонки, обращения должны фиксироваться в базе данных компании, таким образом с минимальными затратами создается банк данных. Контакты с учебными заведениями. Формы взаимодействия могут быть различными: присутствие при защите дипломных работ, отбор по рекомендациям кафедр, собеседование со студентами. Следует иметь в виду, что среди студентов можно найти перспективного работника, но едва ли готового профессионала. Наиболее рациональный путь — приглашение студента на практику, предоставление ему возможности проявить себя и принятие решения по результатам работы. Государственная служба занятости. Следует помнить, что, как правило, более низкие издержки на поиск нового сотрудника сопряжены с невысокой квалификацией претендентов Частные агентства занятости (при отборе высокопрофессионального специалиста). Клиенты и поставщики. Использование данного источника способствует установлению хороших деловых контактов. Переманивание сотрудников из конкурирующих фирм (headhunting — executive search) — источник достаточно дорогостоящий, кроме того, возможно возникновение проблем с интеграцией такого сотрудника в организацию. Рекламные объявления. При составлении объявления следует помнить, что публикуемая информация должна быть нацелена не на привлечение внимания наибольшего количества кандидатов, а на разумный выбор. Поэтому в объявлении должны указываться (если нет веских причин не указывать этого) название организации, причины появления вакансии, задачи сотрудника и возможности карьеры, требования к соискателю, система стимулов, а также особенности процесса отбора (предварительное собеседование по телефону, адрес для отправки резюме и т.п.). Важный момент — правильный выбор средства массовой информации. Методы отбора персонала Следующий шаг — определение методов отбора, позволяющих оценить требуемые качества соискателя. Наиболее распространенные методы отбора персонала представлены на рис. 7.
Рис. 7. Методы отбора персонала
Анализ документов Анкеты — достаточно популярный метод отбора. Можно выделить два основных вида анкет: − традиционная, ориентированная на факты из прошлой жизни кандидата; − более подробная — личностная, учитывающая установки человека. Традиционная анкета обычно фиксирует следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, образование, практический опыт, основание ухода с последнего места работы и т.п. Личностная анкета позволяет получить информацию не только о прошлом человека, но и о его социальном фоне, интересах, жизненной позиции (например, об успехах в учебных заведениях, мотивах выбора профессии, оценке успешности профессионального роста, основных достижениях, образе жизни в свободное время, мотивах нынешней деятельности, интересах, самооценке). Эффективность данного метода отбора, по оценкам экспертов, недостаточно велика: точность прогнозов составляет около 20%. Основные причины: 1) не отработана система подготовки документов; 2) невозможно оценить потенциальные возможности претендента 2. Тестирование обеспечивает оценку состояния кандидата с учетом его будущей должности и особенностей организации. Точность прогнозов, по разным оценкам, составляет около 40%. Важно помнить, что при психологическом тестировании оценивается не фактическое состояние, а предрасположенность. Поэтому тесты, скорее, могут свидетельствовать о непригодности кандидата (например, наличие компенсаторной мотивации, психические отклонения для социального работника), нежели гарантировать его успешную работу. Все большее число экспертов склоняются к тому, что не следует проводить длительные, многоступенчатые процедуры, позволяющие выявить психологические особенности и способности претендентов. Психофизиологический отбор уместно использовать в следующих случаях: − специфика работы требует от сотрудника сложного сочетания психофизиологических качеств; − профессия связана с длительной подготовкой и значительными финансовыми затратами; − велик риск возникновения экстремальных ситуаций в данной профессиональной области; − качества сотрудника не могут быть развиты. В целом же экспертные системы не учитывают компенсаторных возможностей личности, отклонений в ответах из-за эмоционально неустойчивости в стрессовой ситуации и т.п. 3. Собеседование считается более реальным методом отбора. Более того, его можно отнести к числу наиболее часто употребляемых (до 95% организаций используют собеседование), но недостаточно эффективных. По оценкам экспертов, точность прогнозов составляет около 30%. Относительно малая эффективность связана в первую очередь с недостаточно высокой квалификацией интервьюеров, которые не способны адекватно оценить весь объем информации, и отсутствием продуманной системы организации собеседований. Еще один способ оценить творческий потенциал работника — написание проекта решения сложной практической задачи. Основной недостаток собеседования заключается в том, что по его результатам невозможно дать общую оценку способностей претендента. Для разносторонней оценки необходимо использовать элементы всех видов собеседования. 4. Ассессмент-центры -весьма эффективный метод отбора, обеспечивающий 80%-ную точность прогнозов. Однако из-за высокой стоимости и трудоемкости этот метод применяется в основном для отбора руководителей и ведущих специалистов. Эффективность процесса отбора персонала. Подбор персонала — длительный и дорогостоящий процесс, поэтому организация должна быть заинтересована в том, чтобы принятый на работу кандидат не уволился. Основная причина ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую среду. Показатели эффективности процесса отбора кадров: − уровень текучести кадров; − доля работников, не прошедших испытательный срок; − финансовые затраты на процесс поиска и отбора; − уровень нарушения трудовой дисциплины; − уровень брака; − частота поломок оборудования; − эффективность использования необходимых материалов; − уровень производственного травматизма; − количество жалоб. Адаптация персонала Адаптация - важный этап процесса интеграции сотрудника в организацию, в ходе которого происходит взаимное приспособление человека и организации. По направленности адаптация может быть: · профессиональной - заключается в приспособлении работника к профессии, освоении операций в соответствии с технологическим процессом, готовности к принятию решений в стандартных производственных ситуациях; · психофизиологической - означает приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха; · социально-психологической - приспособление к нормам, правилам поведения (вхождение человека в коллектив). Цели адаптации персонала. Вхождение нового человека в организацию, переход в другое подразделение - ответственные и важные периоды не только для самого сотрудника, но и для организации. Стремясь оказать помощь новичку, руководство компании преследует следующие цели: · достижение необходимого уровня производительности в кратчайшие сроки; · сохранение существующей корпоративной культуры и вхождение в нее нового сотрудника; · развитие позитивного отношения к работе и компании; · снижение чувства страха и неуверенности у новичков; · уменьшение уровня конфликтов, связанных с появлением новых сотрудников (в случаях массового найма), минимизация противостояния.старого. и нового персонала; · снижение издержек по поиску и найму новых людей; · минимизация вложений в обучение новых сотрудников за счет снижения уровня текучести. Ориентация как часть адаптации персонала. Ориентация - получение сотрудником информации об организации, в которой он начинает работать. Различают общую и специальную ориентацию. Общая ориентация, как правило, является функцией службы управления персоналом. Она может осуществляться самыми разными способами: видеофильмы, специально подготовленные брошюры (например, справочник сотрудника), тренинги, лекции и т.д. Цель общей ориентации - познакомить сотрудника со следующими аспектами: · историей организации, ее современным состоянием, оказываемыми услугами, потребителями, структурой управления; · стандартами поведения в организации, правилами внутреннего распорядка, традициями, процедурами, формой одежды; · вознаграждением (нормы и способы оплаты, оплата за работу в выходные и сверхурочное время, условия премирования, страхование, возможности обучения, дополнительные социальные льготы); · режимами труда и отдыха, порядком предоставления и продолжительностью отпусков, отгулов; · охраной труда и техникой безопасности (характеристика степени риска, меры предосторожности, действия при несчастных случаях, требования к состоянию здоровья); · технологиями работы с персоналом (процедуры оценки персонала, основания для перемещения, увольнения, перспективы профессионального и служебного роста). Человеку часто приходится адаптироваться, даже когда он не меняет место работы. Так бывает при значительных изменениях в личной жизни и условиях труда (например, возникший конфликт между работой и личной жизнью, естественное снижение мотивации после 2-3 лет работы в одной должности и т.п.). Компания должна постоянно отслеживать уровень удовлетворенности сотрудников для своевременного воздействия на мотивацию (предоставление консультаций, гибкие рабочие задания, гибкий рабочий день, учет индивидуальных особенностей при планировании карьеры и пр.). Оценка персонала Оценка персонала - процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и их вклада в достижение целей организации. Оценка персонала должна выполнять три функции: 1) информационную - получение сведений об уровне квалификации работника, его сильных и слабых сторонах; 2) административную - принятие решения относительно кapьеры работника, размеров вознаграждения, планирования обучения; 3) мотивационную - выявление направлений развития, корректировка поведения для достижения успеха. Только совместная реализация всех функций позволяет о6еспечить эффективность процедуры оценки персонала организации (информация, используемая для принятия административного решен должна положительно мотивировать сотрудника к работе). Методы проведения оценочных процедур. Наиболее распространенной формой оценки является аттестация. В самом общем виде это процедура, позволяющая установить соответствие сотрудника занимаемой должности. Однако в последнее время значительно из изменилось представление о предназначении аттестации и методах ее проведения. На практике существует два подхода к аттестации. 1. Смысл аттестации состоит в контроле и оценке деятельности работника, имеющих следствием наказание, вознаграждение и продвижение по службе. Это своеобразный периодический отчет с вынесением приговора, когда аттестующие играют роль судей. Именно так форму аттестации Э. Деминг считал одним из семи смертельных недугов современного управления. Этапы аттестации: • подготовка - составляются списки работников, подлежащих аттестации, графики ее проведения, утверждаются составы комиссии, объявляются правила и критерии; к заседанию комиссии готовят аттестационный лист и отзыв (характеристику), где описывается производственная деятельность аттестуемых. • проведение - рассматриваются документы, заслушивается информация о работе и успехах; • подведение итогов - составляются рекомендации, разрабатывается план мероприятий. 2. Аттестация - средство, необходимое для улучшения взаимодействия менеджера и подчиненных, которое должно привести к повышению эффективности их действий. Цель аттестации - не накопление информации, а совместный поиск путей решения стоящих перед подчиненным задач, совершенствование работы. Аттестующие выступают в роли советников, консультантов. В последнее время все большее распространение получают психологические методы оценки. С их помощью можно оценить потенциал сотрудника (наличие и степень развития определенных характеристик), однако нельзя гарантировать успешность карьеры. Такая оценка может быть проведена: • при поступлении на работу - для отсева лиц с отклонениями не соответствующих требованиям профессии (так, отсутствие базово ориентации на другого человека - препятствие для получения работы, основанной на непосредственных контактах с клиентами); • для установления предрасположенности к конкретным видам деятельности (прогноз успешности); • в качестве мониторинга психофизиологического состояния. Результативность применения таких методов зависит от квалификации психологов организации. Для регулярной оценки сотрудников могут быть использованы методики, позволяющие определить coответствие работника психограмме должности, а для оценки уровня напряженности в коллективе - методики, помогающие определить соответствие сотрудника требованиям социального окружения. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Характеристики самообучающейся организации. Обучение персонала — важнейшая задача организации, ориентированной на клиента. Услуги — это только средство для обмена покупательной способностью потребителя на знания, которыми обладает бизнес. В этих условиях определяющим фактором существования или разрушения компании становится квалификация ее сотрудников. В ведущих фирмах мира до 10% рабочего времени отводится на повышение профессионального уровня сотрудников, а затраты на обучение являются второй по величине статьей расходов на персонал после затрат на оплату труда и составляют от 2 до 10% фонда заработной платы. Обучение персонала следует рассматривать как один из способов достижения стратегических целей организации, а затраты на обучение — как капиталовложения, увеличивающие ценность человеческих ресурсов организации. По данным исследований, повышение квалификации персонала обеспечивает 55% роста объемов производства, формальное образование — 26%, капитальное оборудование — 20%. Успешное участие в различных формах повышения квалификации влияет на уровень заработков на протяжении большего времени, чем получение университетского диплома: влияние диплома об образовании прослеживается на протяжении восьми лет, внутрифирменного обучения — тринадцати лет. В связи с этим профессиональное обучение необходимо рассматривать не только как персонал-технолою, но и как философию организации. Клиентоориентированная компания — организация самообучающаяся. Формы обучения 1. Внутрифирменное. Преимущества внутрифирменного обучения, разрабатываемого и реализуемого исключительно для своих сотрудников, состоят в лучшем учете потребностей в специфическом виде повышения квалификации, активизации внутрифирменного взаимодействия за счет обмена опытом, относительно однородном составе участников, меньших расходах (в случае внутреннего поставщика) и лучших возможностях контроля. 2. Внешнее обучение необходимо, если число участников мало, нужны идеи извне, важна атмосфера непринужденности для отработки новых умений и навыков. 3. Межфирменное обучение, которое совместно организовывают заинтересованные фирмы. 4. Обучение на рабочем месте заключается, как правило, в целенаправленной передаче опыта. 5. Обучение вне рабочего места: семинары и курсы, лекции, кейсы, деловые игры, самостоятельное обучение. На эффективность обучения значительное влияние оказывает выбранный метод обучения. Выбор метода зависит от целей и задач; срочности обучения; финансовых возможностей предприятия; наличия инструкторов, учебных материалов, помещений; характеристики участников обучения (их квалификация, мотивация, уровень подготовки); квалификации и компетенции преподавателей и др. При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10 % того, что читали; 20 % того, что слышали; 30 % того, что видели; 50 % того, что слышали и видели; 70 % того, что слышали, видели и обсуждали; 80 % того, что говорили сами; 90 % того, что делали сами.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.013 с.) |