Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Организация управления туристским комплексом в России и за рубежом

Поиск

При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государствен­ного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов, либо когда субъекты туристского рынка зани­мают сильные позиции, то есть могут решать свои проблемы без го­сударственного участия, в частности способны на мощные самостоя­тельные рекламные акции в интересах всего национального рынка. Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура — USTTA, ведавшая туризмом).

Ликвидация государственной турадминистрации – очень серьезный шаг, и для него необходимы особые условия: либо решение, что туризм не нужен стране вообще, либо уверенность – субъекты туррынка настолько сильны и сознательны, что способны решать все свои проблемы без государственного участия. Вряд ли в нынешних условиях подобная модель применима к России, где, с одной стороны, туриндустрия превратилась за последние годы в серьезную составляющую экономики, а с другой стороны, могла бы развиваться гораздо успешнее при возможности серьезной государственной поддержки[1].

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетно­го министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения в индустрию туризма, рекламную и маркетин­говую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Организация управления туриндустрией по этой модели распрост­ранена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм яв­ляется одним из основных источников валютных поступлений.

Правительства перечисленных стран ежегодно выделяют из своих бюджетов миллионы и даже десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, занимаются государственным инвестированием в туристическую инфраструктуру. С учетом того, что эти страны никак нельзя назвать очень богатыми, подобные финансовые вложения – результат по-настоящему серьезного внимания государства к туризму, который служит одним из основных источников валютных поступлений. Вряд ли в России в нынешних условиях найдутся подобные бюджетные суммы для развития туризма. Есть и еще один существенный момент: наша страна обладает огромной территорией и федеральным устройством, при котором местные турадминистрации достаточно самостоятельны[2].

Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны реша­ются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Напри­мер в Западной Европе чаще всего это министерство с экономическим уклоном.

Еще одна существенная составляющая такой модели госрегулиро­вания — четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрас­ли, обработкой статистической информации, координацией деятель­ности регионов, международным сотрудничеством на межгосудар­ственном уровне. Вторая ветвь — маркетинговая. Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав туристического министерства, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию включено все, что необходимо для создания образа стра­ны за границей: участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом. Причем именно эти институты получают основ­ную долю финансирования.

Помимо этого, государственная турадминистрация в развитых ев­ропейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимо­выгодных форм сотрудничества между органами управления различ­ных уровней.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее при­емлема третья модель управления.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходя­щий в России процесс перехода от сверхцентрализованной админист­ративной системы, базировавшейся на доминировании государствен­ных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях ры­ночной экономики предполагает передачу права осуществления тури­стской деятельности любому предприятию независимо от форм соб­ственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений.

Примерами такого рода объединений могут служить следующие организации.

Российский союз туриндустрии (РСТ) (в прошлом Российская ас­социация туристских агентств) — некоммерческая организация, объе­динявшая на конец 2003 г. более 900 членов. Цель — создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию туринду­стрии на федеральном и региональном уровнях. Основными задачами союза являются защита интересов отечественного турбизнеса, влия­ние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отве­чающей профессиональным интересам членов ассоциации, противо­действие монополизму в туристской сфере, содействие развитию ту­ристских предприятий, рынка туристских услуг и цивилизованных рыночных отношений в России, защита интересов национальных про­изводителей услуг и др. Создана в 1993 г.

Национальная туристская ассоциация (НТА) — добровольное обще­ственное объединение (более 500 членов), созданное с целью оказания содействия развитию туризма и туриндустрии в России, повышению качества обслуживания туристов, продвижению российского турпро-дукта на международном туристском рынке. Образована в 1991 г.

Российская гостиничная ассоциация (РГА) — некоммерческая организация (входит около 50 гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Ка­лининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и других городов), основанная в 1996 г., призвана оказывать поддержку в развитии российского гос­тиничного рынка, организации конференций и семинаров. В сферу ин­тересов ассоциации входит и антимонопольная деятельность.

Управление туристским комплек­сом реализуется в рамках организационной структуры, включающей следующие уровни (рисунок 1).

Макроэкономический уровень. В высшем законодательном органе — Государственной думе РФ — в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической поли­тике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специ­альной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функ­ционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом осуществляет Прави­тельство РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, занимающимся проведени­ем государственной политики, нормативно-правовым регулировани­ем, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная та­моженная служба страны, Министерство финансов, Центральный банк, выполняют важные функции, связанные с соблюдением государственных интересов в области экономики.

Рис. 1. Структура управления туристским комплек­сом в России

Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения и транспорта), департаментами по туризму в субъектах РФ.

Микроэкономичекий уровень представлен различными предприятиями, работающими в индустрии туризма: организации-исполнители услуг и организации-посредники.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в за­висимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории.

Рассмотрим более подробно некоторые предприятия сферы первич­ных услуг.

Под турфирмой подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операция­ми в сфере купли-продажи туристских услуг. Турфирмы не являются производителями туристских услуг, они выступают лишь в качестве посредников между потребителями и поставщиками туристских ус­луг. Однако они играют решающую роль в организации туристских путешествий.

Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры, или как туристские агентства.

Туроператор — туристское предприятие, которое занимается комплек­тацией туруслуг производителей (гостиниц, транспортных компаний и т. д.) в новый, самостоятельный туристский продукт в соответ­ствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоя­тельно, либо через посредников.

Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно клас­сифицировать следующим образом.

До распада СССР в стране функционировали три основных тур­оператора-монополиста.

Центральный совет по туризму и экскурсиям — основной тур­оператор по внутреннему туризму. В 1969 г. объем обслуживания этой организации составил 7,2 млн. туристов и 28,5 млн. экскур­сантов, объем услуг — 202,5 млн. руб.

Бюро молодежного туризма «Спутник» — основной туроператор по международным и внутренним путешествиям. «Интурист» — основной туроператор по иностранному (въездно­му и выездному) туризму. За период с 1976 г. по 1980 г. с его помощью страну посетили примерно 50 млн. иностранных туристов из 162 государств и около 40 млн. граждан СССР побывали в 142 го­сударствах.

Новая конкурентная среда заставила бывших монополистов при­способиться к конъюнктуре современного туристского рынка, прой­ти реорганизацию и структуризацию.

В настоящее время туристские фирмы в своей основной массе входят в число предприятий малого бизнеса. Для их создания не требуется больших инвестиций, дорогостоящих производствен­ных фондов. Годовой оборот первой сотни российских туропера­торов (без учета продажи международных перевозок) колеблется от 1-2 млн. долларов на нижнем уровне до чуть более 100 млн. дол­ларов на верхнем. По данным, опубликованным в журнале «Туринфо», в 2003 г. лидерами по сумме годового оборота были турфирмы «Инна Тур» (133 млн долларов), TEZ TOUR (125 млн долларов), «Интурист» (80 млн долларов) и др. При этом туроператорской деятельностью на начало 2004 г. занимались 5,1 тыс. турфирм.

Туристские агентства (турагенты) — все предприятия и учреж­дения, которые приобретают туры, разработанные туроператором, и занимаются их продвижением и сбытом (реализацией) за агентское вознаграждение или за наценку к цене туроператора. Необходимость в турггосредниках объясняется большой территориальной удаленностью производителей от пользователей услуг (например, расстояние между гостиницей и собирающимся на отдых туристом), отсутствием пред­ставлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями стра­ны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительно­го бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг.

Туристские агентства являются более многочисленным классом предприятий туристского бизнеса, по своей численности они в несколь­ко раз превышают число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристско­го рынка. К тому же создание или ликвидация турагентства не связаны с большими организационными и финансовыми усилиями. По данным статистики, в 2004 г. в России имели лицензию около 12,7 тыс. турист­ских агентств, в среднем одно агентство продавало около 400 туров в год. При этом несколько десятков самых крупных турагентств реали­зовывали по 4-6 тыс. туров в год, а большинство небольших агентств ограничивалось продажей не более 100-200 туров в год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.011 с.)