Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Организация управления туристским комплексом в России и за рубежомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления. Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов, либо когда субъекты туристского рынка занимают сильные позиции, то есть могут решать свои проблемы без государственного участия, в частности способны на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка. Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура — USTTA, ведавшая туризмом). Ликвидация государственной турадминистрации – очень серьезный шаг, и для него необходимы особые условия: либо решение, что туризм не нужен стране вообще, либо уверенность – субъекты туррынка настолько сильны и сознательны, что способны решать все свои проблемы без государственного участия. Вряд ли в нынешних условиях подобная модель применима к России, где, с одной стороны, туриндустрия превратилась за последние годы в серьезную составляющую экономики, а с другой стороны, могла бы развиваться гораздо успешнее при возможности серьезной государственной поддержки[1]. Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Организация управления туриндустрией по этой модели распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений. Правительства перечисленных стран ежегодно выделяют из своих бюджетов миллионы и даже десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, занимаются государственным инвестированием в туристическую инфраструктуру. С учетом того, что эти страны никак нельзя назвать очень богатыми, подобные финансовые вложения – результат по-настоящему серьезного внимания государства к туризму, который служит одним из основных источников валютных поступлений. Вряд ли в России в нынешних условиях найдутся подобные бюджетные суммы для развития туризма. Есть и еще один существенный момент: наша страна обладает огромной территорией и федеральным устройством, при котором местные турадминистрации достаточно самостоятельны[2]. Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Например в Западной Европе чаще всего это министерство с экономическим уклоном. Еще одна существенная составляющая такой модели госрегулирования — четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь — маркетинговая. Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав туристического министерства, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом. Причем именно эти институты получают основную долю финансирования. Помимо этого, государственная турадминистрация в развитых европейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимовыгодных форм сотрудничества между органами управления различных уровней. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Примерами такого рода объединений могут служить следующие организации. Российский союз туриндустрии (РСТ) (в прошлом Российская ассоциация туристских агентств) — некоммерческая организация, объединявшая на конец 2003 г. более 900 членов. Цель — создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию туриндустрии на федеральном и региональном уровнях. Основными задачами союза являются защита интересов отечественного турбизнеса, влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов ассоциации, противодействие монополизму в туристской сфере, содействие развитию туристских предприятий, рынка туристских услуг и цивилизованных рыночных отношений в России, защита интересов национальных производителей услуг и др. Создана в 1993 г. Национальная туристская ассоциация (НТА) — добровольное общественное объединение (более 500 членов), созданное с целью оказания содействия развитию туризма и туриндустрии в России, повышению качества обслуживания туристов, продвижению российского турпро-дукта на международном туристском рынке. Образована в 1991 г. Российская гостиничная ассоциация (РГА) — некоммерческая организация (входит около 50 гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и других городов), основанная в 1996 г., призвана оказывать поддержку в развитии российского гостиничного рынка, организации конференций и семинаров. В сферу интересов ассоциации входит и антимонопольная деятельность. Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей следующие уровни (рисунок 1). Макроэкономический уровень. В высшем законодательном органе — Государственной думе РФ — в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специальной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов. Общее руководство туристским комплексом осуществляет Правительство РФ. Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся проведением государственной политики, нормативно-правовым регулированием, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма. Центральные экономические ведомства, например Федеральная таможенная служба страны, Министерство финансов, Центральный банк, выполняют важные функции, связанные с соблюдением государственных интересов в области экономики. Рис. 1. Структура управления туристским комплексом в России Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения и транспорта), департаментами по туризму в субъектах РФ. Микроэкономичекий уровень представлен различными предприятиями, работающими в индустрии туризма: организации-исполнители услуг и организации-посредники. Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Рассмотрим более подробно некоторые предприятия сферы первичных услуг. Под турфирмой подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере купли-продажи туристских услуг. Турфирмы не являются производителями туристских услуг, они выступают лишь в качестве посредников между потребителями и поставщиками туристских услуг. Однако они играют решающую роль в организации туристских путешествий. Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры, или как туристские агентства. Туроператор — туристское предприятие, которое занимается комплектацией туруслуг производителей (гостиниц, транспортных компаний и т. д.) в новый, самостоятельный туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоятельно, либо через посредников. Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно классифицировать следующим образом. До распада СССР в стране функционировали три основных туроператора-монополиста. Центральный совет по туризму и экскурсиям — основной туроператор по внутреннему туризму. В 1969 г. объем обслуживания этой организации составил 7,2 млн. туристов и 28,5 млн. экскурсантов, объем услуг — 202,5 млн. руб. Бюро молодежного туризма «Спутник» — основной туроператор по международным и внутренним путешествиям. «Интурист» — основной туроператор по иностранному (въездному и выездному) туризму. За период с 1976 г. по 1980 г. с его помощью страну посетили примерно 50 млн. иностранных туристов из 162 государств и около 40 млн. граждан СССР побывали в 142 государствах. Новая конкурентная среда заставила бывших монополистов приспособиться к конъюнктуре современного туристского рынка, пройти реорганизацию и структуризацию. В настоящее время туристские фирмы в своей основной массе входят в число предприятий малого бизнеса. Для их создания не требуется больших инвестиций, дорогостоящих производственных фондов. Годовой оборот первой сотни российских туроператоров (без учета продажи международных перевозок) колеблется от 1-2 млн. долларов на нижнем уровне до чуть более 100 млн. долларов на верхнем. По данным, опубликованным в журнале «Туринфо», в 2003 г. лидерами по сумме годового оборота были турфирмы «Инна Тур» (133 млн долларов), TEZ TOUR (125 млн долларов), «Интурист» (80 млн долларов) и др. При этом туроператорской деятельностью на начало 2004 г. занимались 5,1 тыс. турфирм. Туристские агентства (турагенты) — все предприятия и учреждения, которые приобретают туры, разработанные туроператором, и занимаются их продвижением и сбытом (реализацией) за агентское вознаграждение или за наценку к цене туроператора. Необходимость в турггосредниках объясняется большой территориальной удаленностью производителей от пользователей услуг (например, расстояние между гостиницей и собирающимся на отдых туристом), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг. Туристские агентства являются более многочисленным классом предприятий туристского бизнеса, по своей численности они в несколько раз превышают число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристского рынка. К тому же создание или ликвидация турагентства не связаны с большими организационными и финансовыми усилиями. По данным статистики, в 2004 г. в России имели лицензию около 12,7 тыс. туристских агентств, в среднем одно агентство продавало около 400 туров в год. При этом несколько десятков самых крупных турагентств реализовывали по 4-6 тыс. туров в год, а большинство небольших агентств ограничивалось продажей не более 100-200 туров в год.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.013 с.) |