Правовые, организационные и технические методы повышения безопасности участников дорожного движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые, организационные и технические методы повышения безопасности участников дорожного движения.



 

Правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. Они включают документы федерального органа управления (Законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ), ведомственные (межведомственные) документы (Положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам - нормативные документы субъектов РФ.

Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой просматривается ведомственное нормотворчество при отсутствии оптимальных форм взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место множество нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования. Требуют развития и корректировки нормативные акты регламентирующие деятельность по профилактике аварийности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, особенно, это относится к деятельности предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе.

Совершенствование нормативного правового регулирования в области повышения безопасности дорожного движения должно проводиться по следующим основным направлениям:

- создание целостной системы правового регулирования и определение прогноза ее развития;

- повышение уровня правовой регламентации всех рангов управленческих структур;

- унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;

- систематизация действующих документов, предусматривающих ликвидацию устаревших актов, их множественности;

- приведение в соответствие российских законодательных и иных нормативных актов с международными правовыми нормами и стандартами.

Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Утвержден Президентом РФ 10.12.1995 г., № 196-ФЗ).

Основные принципы провозглашенные законом - принципы демократического общества, базовым из которых является - приоритет интересов личности над государственными интересами. В соответствии с ним закреплены принципы в области обеспечения безопасности дорожного движения:

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Закон создал серьезные предпосылки для перехода от ведомственного к государственному регулированию правоотношений в сфере безопасности дорожного движения. В статьях Закона нашла отражение проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области обеспечения безопасности дорожного движения, что чрезвычайно актуально в настоящий период - период экономического преобразования России.

Статьи Закона закрепили необходимую сферу регламентации: основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог и организации дорожного движения.

Закон "О безопасности дорожного движения"определяет как "комплекс

организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и

распорядительных действий по управлению движением на дорогах".

В рамках изучаемой дисциплины следует понимать, что безопасность дорожного движения – это значит создать на существующей улично-дорожной сети условия для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов с помощью инженерно-технических и организационных мероприятий Четко определить границы этой деятельности весьма непросто, поскольку спектр названных мероприятий может быть очень широким. Сюда входят мероприятия по частичной реконструкции отдельных элементов улично-дорожной сети (перепланировка перекрестков, сооружение островков безопасности, оборудование автобусных остановок), установке знаков, светофорных объектов, разметке, ограждению), внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением, изменению графиков движения маршрутного пассажирского транспорта, а также различные ограничения в движении (скорости, въезда для отдельных видов транспортных средств) и т.п.

Нормы Закона устанавливают ряд других требований, выполнение которых направлено на повышение безопасности дорожного движения в России. Законодательство в области безопасности дорожного движения образует основу государственной политики, целого ряда мероприятий, за выполнение которых несут ответственность государственные органы власти. Это касается прежде всего разработок и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, снижения социального и экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте. Следует отметить, что большинство статей указанного Закона требуют своего дальнейшего развития, принятия ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.

Закон о безопасности дорожного движения является не единственным в перечне актов, которые составляют нормативную основу правового регулирования отношений в сфере дорожного движения.

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. № 711 (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497) установлено принятие мер по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также мер по усилению государственного надзора и контроля в этой области и введено в действие «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Положение включает специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения для обеспечения соблюдения действующего законодательства по вопросам безопасности дорожного движения. Документ отражает структуру системы ГИБДД МВД, полномочия и порядок взаимодействия подразделений в нее входящих, а главное содержит четкое изложение обязанностей, возлагаемых на данный государственный контрольно-надзорный орган. Приказом МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» утверждено «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ», регулирующее внутренние аспекты деятельности подразделений ГИБДД, в котором содержится руководство по выполнению конкретных функций, возложенных на ГИБДД МВД, необходимые организационные и правовые условия их реализации в подразделениях различного уровня.

Радикальные изменения произошли в отношении государственного технического осмотра транспортных средств. С01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2011г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации." Именно этим законом установлен порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.
Технический осмотр транспортных средств представляет собой проверку технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Целью техосмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения техосмотра.

Техосмотр проводится операторами технического осмотра (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), аккредитованными в соответствии с Законом N 170-ФЗ профессиональным объединением страховщиков (часть 1 статьи 5 Закона N 170-ФЗ). На основании статьи 24 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Правила аккредитации операторов технического осмотра утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.11.2011 г. N 697.
Аккредитация операторов технического осмотра проводится на платной основе. Размер платы за аккредитацию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 г. N 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра".

С целью повышения профессионально-квалификационного уровня водителей автотранспортных средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396,

(с изменениями от 21.11.2001г) «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Подготовка водителей осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством общего и профессионального образования РФ по согласованию с Минтрансом РФ и ГИБДД МВД РФ.

Правовое регулирование обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами осуществляется рядом нормативных правовых документов, основным из которых является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утв. приказом Минтранса России 08.01.97 г. № 2). Действие данного Положения распространяется на всех юридических и физических лиц, перевозящих пассажиров автобусами вне зависимости от регулярности осуществления (регулярные, нерегулярные), территориального признака (городские, пригородные, междугородные, международные), назначения (общего пользования, туристско-экскурсионные, специальные). К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются дополнительные требования:

1) К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

2) Обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями. При наличии на маршруте железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды.

3) Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включая проверку знания Правил дорожного движения, Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной сложности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

При организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасность перевозки пассажиров автобусами, владельцы автобусов обязаны:

- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;

- разработать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте;

- обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед, ночлег (для маршрутов большой протяженности);

- выбирать тип и марку подвижного состава в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и природно-климатических условий;

- определить допустимую протяженность автобусных маршрутов, исходя из соблюдения установленных законодательством РФ нормативов рабочего времени водителя с учетом нормативов скоростей движения;

- оборудовать автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами на междугородных маршрутах тахографами для контроля за соблюдением установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха, режимов движения;

- обеспечить обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) при перевозках в междугородном сообщении.

Нормативные правовые акты, порядок их применения, требования и технология, обеспечивающая их выполнение при лицензировании автотранспортной деятельности, сертификации на автомобильном транспорте, а также документы, касающиеся правил учета дорожно-транспортных происшествий, нормативов режимов труда и отдыха водителей и т.п. подробно изложены в последующих разделах данного методического пособия.

В настоящее время подготовлен законопроект «О дорожном движении», основной идеей будущего закона является создание единого законодательного акта, регулирующего вопросы, связанные с дорожным движением;

 

Тема 3. Система управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения.

 

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. Структура, состояние и динамика аварийности по вине водителей транспортных средств различных типов с учетом возраста, стажа водителей. Структура, состояние и динамика аварийности по вине пешеходов различных возрастных и социальных групп. Детский дорожно-транспортный травматизм.

Аварийность на автомобильном транспорте – проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.

Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России, так как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Особую остроту эта отличающаяся сложностью и многоплановостью проблема, приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено главным образом возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфраструктуры, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Следует отметить, что ежегодно 10-15% дорожно-транспортных происшествие в России совершаются водителями в состоянии опьянения.Доля происшествий, совершаемых лицами, не имевшими права управления, составляют 12-17% от всех ДТП по вине водителей.

Неопытными водителями, имеющими стаж до двух лет, совершается каждое десятое ДТП. Водителями со стажем управления от двух до пяти лет совершается 15-20%, от пяти до десяти лет 25– 30%, от 10 до 20 лет в пределах 15%, свыше 20 лет 7%.

Всё большее влияние на общую обстановку с аварийностью оказывают происшествия из-за нарушений ПДДводителями автомобилей с правосторонним расположением руля.

В среднем по стране степень риска совершения ДТП при управлении транспортным средством с правым расположением рулевого управления (легковым, грузовым автомобилями, автобусом) в два раза выше, чем при управлении «обычным» транспортным средством.

Из-за нарушений пешеходами правил дорожного движения происходит около четверти всех происшествий, по вине самих пешеходов регистрируется более половины от общего количества ДТП с пострадавшими пешеходами.

Наибольшую долю ДТП, около 30%, по вине пешеходов составляют происшествия из-за нарушений ПДД лицами официально неработающими и

20% пенсионерами. По вине рабочих и учащихся происходит по 20% ДТП соответственно.

Наиболее многочисленные группы пешеходов – виновников совершения ДТП, составляют люди возраста от 40 до 60 лет 30%, старше 60 лет 20% и от 26 до 40 лет в пределах 15-18%. Характерно, что с увеличением возраста пешеходов растет тяжесть полученных ими травм. Наименьшую тяжесть последствий имеют наезды на пешеходов возраста от 7 до 14 лет, а самую высокую – старше 60 лет.

Наибольшую остроту проблема аварийности из-за нарушений ПДД пешеходами имеет в городах и населенных пунктах страны. Каждое седьмое происшествие по вине пешехода произошло на автомобильных дорогах. Для таких ДТП характерна очень высокая тяжесть последствий.

Основными видами нарушений ПДД пешеходами, послужившими причиной ДТП, по-прежнему остаются, переход проезжей части в неустановленном месте около 50% и вне пешеходного перехода 25%.

В среднем по стране дети страдают в каждом десятом дорожно-транспортном происшествии.

Наибольшее количество ДТП происходит с участием детей в возрасте от 7 до 14 лет. Свыше четверти происшествий регистрируются с участием детей старшего школьного возраста от 14 до 16 лет. Самыми недисциплинированными оказываются дети в возрасте от 7 до 14 лет. Удельный вес ДТП, в которых страдают дети данной возрастной группы и связанных с нарушением ими ПДД, составляют около половины от общего количества происшествий с пострадавшими детьми.

Более половины пострадавших детей – пешеходы, треть – пассажиры, каждый пятнадцатый – велосипедист.

 

Состояние аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2004 - 2011 годов

 

В 2011 году произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий и числа раненых в них людей количество погибших по сравнению с 2010 годом возросло на 5,2% или на 1386 человек.

Число погибших в результате нарушений водителями транспортных средств правил дорожного движения возросло на 5,6% или 1245 человек (89,8% прироста числа погибших).

В общей структуре числа погибших в ДТП самый большой удельный вес (39,5%) и прирост (на 1027 чел.) составили пострадавшие в столкновениях транспортных средств, связанных с выбором водителями скорости, не

соответствующей условиям движения, выездом на полосу встречного движения, несоблюдением очередности проезда.

 

Увеличилось на 3,4% количество ДТП, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, и число погибших в них на 7,6% (всего погибло 2103 человека). В абсолютных значениях прирост погибших составил 149 человек

Возросло влияние на состояние аварийности начинающих водителей. Число погибших в результате совершенных ими дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 11,7%. Свыше трети (35,8%) общей численности погибших водителей составили молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет

 

На 4% (всего погибли 2654 человека) возросло число погибших в результате ДТП, связанных с нарушениями правил дорожного движения водителями грузовых автомобилей и автобусов. В абсолютных значениях увеличение погибших составило 104 человека. В относительных показателях аварийности (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств конкретного типа) за 2011 год по сравнению с 2010 годом наблюдается рост транспортного риска (гибели) в происшествиях с участием грузовых автомобилей почти на 11,5%, против аналогичного показателя для легковых автомобилей и мототранспорта на 2,4% и 2,1% соответственно.

 

 

 

 

Одна из наименее защищенных категорий участников дорожного движения - пешеходы. Ежегодно треть всех дорожных происшествий составляют наезды на них. Каждый четвѐртый наезд на пешехода совершѐн на пешеходных переходах и этот показатель растет. Подавляющее большинство (95,5%) таких происшествий зарегистрировано на территории городов и населѐнных пунктов. Число погибших в них увеличилось на 10,9% или на 115 человек. Число погибших пешеходов в 2008-2010 годах сокращалось, в 2011 году незначительно возросло (+ 0,6%).

Около 80 % погибших на пешеходных переходах людей получили смертельные ранения в результате наездов. Соответственно, доля погибших составляет примерно 20 %. Почти 40% пешеходов погибают на дорогах вне городов и населенных пунктов, в том числе 20 % – на федеральных. При наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 85 % случаев устанавливается вина водителей (95% - нарушение правил проезда пешеходных переходов). Вне пешеходных переходов – в 46,7% случаев наездов виновны сами пешеходы (по погибшим – 52,3%). В общем числе виновных в наезде на пешехода вне пешеходного перехода водителей (устанавливается в 53,3% случаев) в 31 % ДТП причиной указывается превышение скорости конкретным условиям (по погибшим доля указанной причины составляет – 43,7%).

 

 

Число погибших несовершеннолетних участников дорожного движения увеличилось на 5,1% или на 48 человек (всего погибло 944 ребенка). Дети в возрасте до 7 лет составили 29% общего числа погибших несовершеннолетних. Всего погибло 392 (+13,6%) несовершеннолетних указанной возрастной категории.

 

 

Более чем в 50% случаев дети погибали в качестве пассажиров, при этом перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. Число погибших детей в возрастной группе до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4% и составило практически половину всех погибших детей-пассажиров (всего погибло 268 детей).

Количество происшествий с участием несовершеннолетних пешеходов и число погибших в них снизилось на 5,4% и 7,5% соответственно (всего погибло 307 8 несовершеннолетних пешехода). Их доля в общем количестве погибших детей прошедшем году составила 47%. В каждом четвертом таком происшествии пострадали дети до 7 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.099 с.)