Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. 02 Автоматизация работ по нормированию трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для определения структуры автоматизированных рабочих мест специалистов, т.е. перечня функций и задач, подлежащих автоматизации, необходимо провести обследование работ, выполняемых специалистами: их содержания, периодичности и трудоемкости, форм входной и выходной информации, методов реализации. Целесообразно при обследовании проводить фотографии рабочего дня специалистов в течение недели или более с целью определения загрузки работников основной работой, выявления потерь рабочего времени по различным причинам (ожидание информации, отвлечение на посторонние, не свойственные им работы, другие недостатки в организации труда). Анализ результатов изучения рабочего времени специалистов позволяет сделать выводы о наличии несвойственных функций, выполнении работ, не соответствующих квалификаций, неполной загрузке работников, а следовательно, о недостатках в структуре кадров подразделения. Данные о трудоемкости выполняемых работ в дальнейшем используются при расчете экономической эффективности внедрения АРМ. Проведение подобного обследования по всем работникам позволит определить необходимое число АРМ, их типы (по совокупности реализуемых функций и задач): АРМ специалиста по нормированию труда, АРМ специалиста по разработке нормативов, АРМ экономиста по труду и т.д. – сделать вывод о необходимости и возможности образования системы АРМ и включения их в локальные сети. Создание АРМ нормировщика служит цели – максимально автоматизировать процесс обработки информации, расчетов, формирования документов и тем самым повысить оперативность, достоверность информации, эффективность труда. Участие пользователя-специалиста по нормированию в разработке АРМ обеспечивает качественную постановку задач, сокращение времени на внедрение, т.к. опытная эксплуатация и внедрение, по существу, совпадают. Происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика задач и специалиста. Внедрение АРМ ведет к изменению условий труда исполнителей. И не всегда высвобождение времени (за счет работы в диалоге с ПЭВМ) сопровождается сокращением в такой же степени численности специалистов, так как выполнение расчетов это лишь часть основной задачи – принятия необходимого решения. Сокращая время на выполнение расчетов, мы не можем сократить время на принятие решения. До внедрения АРМ 10-15% рабочего времени специалиста занимал сбор данных, до 50% - выполнение расчетов, 10-20% - оформление документов, 15-20% - анализ и подготовка решения, 5-10% - передача решения руководству. Автоматизация обработки расчетов приводит к сокращению затрат времени на выполнение расчетов в 5-6 раз, а на оформление документов в 2-3 раза. Таким образом, АРМ не только приводит к высвобождению работников, но и выдвигает новые требования к ним, т.е. позволяет качественно изменить труд специалистов. АРМ специалиста по нормированию труда должно быть ориентировано прежде всего на решение функциональных задач по организации и нормированию труда на различных уровнях управления. Так, на уровне предприятия структура АРМ должна включать решение задач по анализу состояния нормирования труда, разработке нормативов по труду, расчету трудоемкости изделий, разработке планов снижения трудоемкости, составлению отчетности и др. На уровне цеха можно рекомендовать следующий перечень задач для включения в структуру АРМ: 1. формирование библиотеки (базы данных) норм и расценок, а также другой нормативно-справочной информации; 2. обработка и анализ результатов ФРД и хронометражных наблюдений; 3. расчет норм для новых операций на основе нормативов времени, а также по данным наблюдений и статистическим данным; 4. расчет трудоемкости продукции по всей номенклатуре годовой производственной программы; 5. учет выполнения норм по отдельным работникам, профессиям, бригадам, участкам, цехам и предприятию в целом; 6. анализ состояния нормирования 7. разработка календарного плана замены и пересмотра норм и контроль за его выполнением; 8. отчетность по выполнению норм и снижению трудоемкости и т.д. Этот перечень задач может быть расширен. Так, на многих предприятиях инженеры по организации и нормированию труда в цехах занимаются вопросами организации заработной платы (расчет нарядов, анализ структуры заработной платы, отчетность по заработной платы и др.). АРМ специалиста должно иметь организационное, информационное и программное обеспечение. Организационное обеспечение предполагает наличие описания подсистем АРМ, положения о порядке работы на ПЭФМ, должностных инструкций специалистам (в условиях АРМ), порядка обмена информации, ответственность за ее своевременность, ее достоверность и сохранность. Информационное обеспечение АРМ заключается в своевременном предоставлении информации из других подразделений, а также хранении, корректировке, удалении, добавлении информации, необходимой в работе специалиста. Это нормативные материалы по труду (нормативы времени, численности), тарифные ставки, характеристики оборудования, составы работающих по бригадам, участкам, профессиям и т.д. Информационное обеспечение организуется в виде баз данных. Состав используемой информации зависит от специфики решаемых задач. Одна часть информации может быть общей для решения всех задач, другая используется для конкретных задач. Программное обеспечение состоит из общего (ОПО) и функционального (ОФО) программного обеспечения. В широком плане оно включает: 1. операционную систему (ОС); 2. программные продукты, расширяющие функции операционной системы; 3. языки программирования различного уровня; 4. инструментальные средства для создания и отладки прикладных программ; 5. средства управления информацией пользователя (системы управления базой данных (СУБД), системы управления файлами); 6. текстовые редакторы; 7. средства деловой графики; 8. средства обработки информации в табличной форме («электронные таблицы»); 9. средства обработки статистической информации; 10. средства, обеспечивающие выполнение расчетов; 11. средства переформатирования информации с целью организации обмена данными между различными программными продуктами внутри ПЭВМ; 12. средства организации поддержки сетей обработки данных; 13. экспертные системы; 14. обучающие программы. Программное обеспечение конкретного АРМ может включать набор определенных элементов из указанного перечня. Целесообразно организовать программное обеспечение в виде комплекса программ, в который будут входить программы: управляющая, решения конкретных задач специалиста в соответствии со структурой АРМ; «сервис»; «обучение». Управляющая программа предназначена для объединения остальных программ в систему с целью автоматизации процесса этих программ. Она может быть реализована в виде «главного меню», которое соответствует перечню задач и функций АРМ. Программа «сервис» заключается в ведении каталогов файлов, их корректировке, удалении, добавлении. Указанная программа предназначена для опытного пользователя. Программа «обучение» может включать: ознакомление с порядком работы на ПЭВМ; справочную информацию об АРМ в целом и его функциях; методические рекомендации по решению отдельных или всех задач, включенных в структуру АРМ, демонстрационные примеры и приемы работ на нем. Особенно важна эта программа для начинающего пользователя. В программном обеспечении используются как различные программные продукты (пакеты прикладных программ общего пользования; СУБД, «электронные таблицы», редакторы и т.д.), так и оригинальные программы для решения профессиональных задач специалиста. Тема 6. Организация рабочего места Раздел 6.01 Устройство и планировка служебных помещений и рабочих мест в них В обеспечении эффективного труда служащих важная роль принадлежит мероприятиям, направленным на совершенствование организации рабочих мест этой категории работников. Под рабочим местом служащего понимают часть помещения, в котором совершается трудовая деятельность и которое оснащено в соответствии с содержанием выполняемых работ необходимыми средствами труда. Организация рабочих мест служащих заключается в обеспечении рационального устройства и планировки служебных помещений, оснащении рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими средствами переработки информации. При этом необходимо учитывать следующие основные требования: рабочие места в служебных помещениях необходимо размещать с учетом взаимосвязей служащих в процессе трудовой деятельности, последовательности выполняемых ими работ, а также ориентации оконных проемов; площадь рабочего места должна соответствовать действующим санитарным нормам; мебель для оборудования рабочих мест должна удовлетворять функциональным, гигиеническим, психофизиологическим и эстетическим требованиям; номенклатура и количество технических средств на рабочем месте должны соответствовать характеру выполняемых работником должностных обязанностей и объему связанных с ними работ. При проведении организационных и строительных работ по устройству служебных помещений необходимо установить для отдельных структурных подразделений или работников форму, габариты и размеры помещений. При этом должны учитываться недостатки и преимущества больших помещений, а также возможность применения удобных перегородок для выделения рабочих мест служащих с самостоятельным участком работы. Формы и габариты помещений. Наиболее удобной является прямоугольная форма комнат с соотношением сторон 1:1, 1:1,5 и предельно 1:2. Минимальная высота комнат 3,25 м, а минимальная ширина 2,5 – 3 м. При двустороннем естественном освещении наибольшая ширина (глубина) помещений 12 – 15 м, а при одностороннем – 6 – 7 м. В служебных помещениях действующими санитарными нормами установлена минимальная площадь 4 м2 на одно рабочее место служащего. В некоторых случаях при проектировании новых и реконструкции старых служебных помещений рекомендуется эти нормы увеличивать на основе учета динамики роста численности служащих. Размеры комнат. Для служебных помещений могут использоваться большие комнаты (залы) для работы нескольких десятков человек, средние комнаты для работы 5– 6 человек и небольшие комнаты (кабинеты) для 1 – 2 человек. Большие помещения имеют следующие преимущества: лучше используется полезная площадь по сравнению с размещением того же количества работающих группами по 2 – 3 человека; дешевле обходится оборудование вентиляции и освещения; улучшается деловое общение друг с другом и создаются большие удобства при общей работе; при необходимости удобнее менять планировку рабочих мест. Недостатками больших помещений являются: утомление работающих и отвлечение их от работы при частом хождении из комнаты в комнату, переговорах между сотрудниками и посетителями, телефонных разговорах, работе пишущих и вычислительных машин и т.п.; невозможность как следует сосредоточиться, в особенности при работах, требующих особого внимания (аналитические операции, творческая разработка тех или иных вопросов). Перегородки. Для обеспечения служащим оптимальных условий при выполнении различного рода работ в больших помещениях, а также при необходимости делать перепланировку рабочих мест в них рекомендуется использовать передвижные перегородки, собираемые из стандартных элементов легкой конструкции. Такие перегородки используются при выделении специальных участков (зон): механизированной обработки данных, диктофонно-машинописного бюро, для проведения совещаний, приема посетителей. Для выделения отдельных или группы рабочих мест служащих могут быть успешно применены сборно-разборные экраны, боксовые разделительные перегородки и т.д. В частности, использование шкафных перегородок, помимо существенного увеличения емкости хранилищ для служебных документов, позволяет хранить канцелярские принадлежности, оргтехнику, одежду и личные вещи сотрудников. Важным элементом организации рабочих мест служащих является рациональная планировка служебных помещений и рабочих мест. В данном случае под планировкой следует понимать целесообразное размещение служебных помещений, мебели и различного оборудования, способствующее устранению потерь времени, связанного с лишним перемещением и обеспечивающее экономное использование площади помещений. Наиболее важными факторами при планировке служебных помещений являются функциональная значимость структурных подразделений, содержание и технология выполнения работ, а также взаимосвязи в процессе трудовой деятельности. При проектировании планировки служебных помещений и рабочих мест в них рекомендуется придерживаться следующих положений: структурные подразделения со смежным характером работ, а также рабочие места работников, имеющих между собой наиболее частые деловые контакты, располагаются как можно ближе друг к другу; отделы, которые в силу специфики выполняемых работ связаны с приемом сторонних посетителей, например отделы кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный и т.д., необходимо располагать в нижних этажах здания вблизи входов; при размещении структурных подразделений следует учитывать возможность их расширения, установки дополнительного оборудования, а также организации новых отделов; оборудование в служебных помещениях, например шкафы, картотеки и т.п., необходимо размещать в местах, где есть возможность свободного подхода к ним; все предметы, ненужные для выполнения работы, не должны находиться в помещении; рабочие места служащих, которым по роду деятельности приходится часто принимать посетителей, необходимо размещать недалеко от входа в служебные помещения; рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы естественный свет из окон падал слева или спереди от работающего; для устранения неблагоприятного воздействия на работающих теплового излучения от приборов отопления возле них не следует располагать рабочие места, либо батареи должны быть закрыты специальными щитами. В служебном помещении каждый работник должен иметь возможность свободного прохода к своему рабочему месту или к оборудованию коллективного пользования. Для обеспечения такого положения при размещении рабочих мест и оборудования необходимо учитывать основные размеры проходов и другие расстояния в служебных помещениях (в см.):
Рациональная планировка рабочего места служащего предполагает размещение средств и предметов труда в пределах зон деятельности. Зона деятельности – это пространство в горизонтальной и вертикальной плоскости, в пределах которого служащих, не перемещаясь на своем рабочем месте, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную рабочие зоны. В нормальной зоне деятельности (служащих работает кистью и пальцами рук, согнутых в локте) располагаются наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняются основные работы. В максимальной зоне деятельности (служащих действует вытянутыми руками) размещаются средства и предметы труда, которыми пользуются значительно реже. Важным также является установление для служащего оптимальной рабочей позы, под которой понимается положение корпуса человека и его конечностей относительно средств и предметов труда при выполнении различного рода работ. Рабочая поза определяется особенностью выполняемой работы, местом и условиями ее проведения, антропометрическими характеристиками человека. Рациональность рабочей позы достигается выполнением следующих условий: рабочая поза должна быть удобной, свободной; при возможности, например в работе конструктора, необходимо использовать сочетание рабочих поз «стоя» и «сидя»; рабочая поза должна обеспечивать прямую осанку работника, причем наклоны туловища следует допускать только вперед и не больше 10 – 150; высота сиденья стула и специальной опоры для ног должна быть регулируемой, при этом подставка для ног должна устанавливаться так, чтобы коленных и голеностопный углы были больше прямого. Для обеспечения нормальной рабочей позы «сидя» необходимо применять стулья (или кресла), спинки и подлокотники которых регулируются по высоте, углу наклона и расстоянию между ними. Рабочая поза «стоя» правильна, если работающий стоит с легким наклоном вперед, который не должен превышать 10 – 150. Проектируя планировку рабочего места, способствующую экономии времени на поиск тех или иных средств и предметов труда, необходимо руководствоваться следующими требованиями: на поверхности рабочего стола и внутри него не должно быть ничего лишнего; средства труда, инвентарь, канцелярские принадлежности, нужные документация и материалы должны иметь строго определенное место, при этом наиболее часто используемые из них должны располагаться в пределах нормальной зоны досягаемости; канцелярские принадлежности (карандаши, скрепки, кнопки и т.д.) должны храниться в специальном столе с разделителями; для удобства пользования все средства коммуникационной техники (телефон, оперативное переговорное устройство) следует располагать в левой части плоскости стола или на специальной подставке, что дает возможность пользоваться ими левой рукой, а правую оставлять свободной для работы.
Тема 7. Создание благоприятных условий труда
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.012 с.) |