Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опишите возможности использования метода наблюдения в социальной работе с молодёжью.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод – это способ, с помощью которого получают информацию. Методика – целостное соединение нескольких методов или техник сбора информации в сочетании с их обработкой для изучения конкретного социального признака. К методам относятся: Опросные методы, Методы анализа документов, Методы наблюдения, Методы эксперимента, Методы игр, Методы тестов, Метод социометрического анализа. Наблюдение предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Наблюдение было основным эмпирическим методом, которым пользовались социологи первого поколения (Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель и другие), причем не включенное наблюдение в современном понимании этого слова, а обыденное, или «жизненное» наблюдение. Его они дополняли изучением литературы, общением с коллегами. Сегодня включенное наблюдение применяется при исследовании богатых и бедных семей, асоциальных групп неформалов, групп анимэ и др. Недостаток метода — явление не может быть воспроизведено вторично. Научное наблюдение отличается от обыденного наблюдения, зависит от цели и проводится в соответствии с заранее разработанной процедурой. Фиксация научного наблюдения обязательна. Научное наблюдение предполагает процедуры проверки полученных результатов с точки зрения их достоверности. Научное наблюдение осуществляется в соответствии с определенной теорией и направлено на ее уточнение или исправление. Включенное и невключенное наблюдение. Полевое (в естественных условиях) и лабораторное наблюдение. Научное наблюдение отличается тем, что: Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Преимущества включённых наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Например, при изучении молодежных субкультур. Наблюдая за поведением отдельных молодых людей или целых групп можно сделать определенные выводы о принадлежности или, наоборот, о непринадлежности к металлистам, панкам, растоманам, эмо и другим неформальным объединениям молодежи. Включенное наблюдение позволяет понять цели какой-либо субкультуры, правила, атрибуты, стиль поведения, изучить сленг, описать особенности внутригруппового взаимодействия. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. Данный метод не исключает другие социологические исследования, кроме того может быть использован в комплексе с анкетированием, интервьюированием. На основе предварительного наблюдения могут быть составлены вопросы для экспертного опроса или формализованного интервью. Главной особенностью использования метода визуального наблюдения в социальной работе является неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию мировоззрения и профессиональных установок. Другая особенность использования наблюдения в социальной работе заключается в том, что восприятие исследуемых объектов специалистом и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан специалист с объектом. Объектом теории и практики социальной работы с молодёжью служат молодые люди, нуждающиеся в посторонней помощи: инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие. В этом перечне объектов социальной работы есть категории, которые в контексте темы данной работы следует выделить особо. Речь идет о тех категориях людей, которые в силу своих особенностей не владеют (полностью или в ограниченном объеме) вербальными средствами общения. К таким людям, например, относятся люди с нарушениями слуха и речи, которым доступны только визульные средства общения [4]. Кроме этих особых категорий, визуальные методы исследования применяются и при обычных ситуациях социальной работы. Так, они активно используются при различных социальных обследованиях условий жизни клиентов социальных служб, при проведении социального патронажа, терапии супружеских отношений, при проведении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с детьми, при наблюдениях за жизнью неблагополучных подростков [13; 107]. Так, наблюдение активно используется в начальной стадии включения неблагополучной семьи в патронат, когда необходимо определить, какова природа ее трудностей – социальная или психологическая. Как правило, на этой стадии патроната прежде всего требуется выяснить, как обстоят у членов семьи дела с работой, учебой, с отношениями в этой сфере. Если все благополучно, то затем встают вопросы: в какой степени в этом повинны сами члены семьи и что зависит от внешних обстоятельств. Для выяснения все этих обстоятельств специалист должен провести детальное обследование, осуществить сбор разнообразной информации. Однако, специфика дисфункциональных, неблагополучных семей такова, что при общении с ними такие традиционные диагностические методы исследования, как интервьюирование, анкетирование, тестирование, ассоциативные методики нецелесообразны, во всяком случае, поначалу. С одной стороны, взрослые члены подобных семей могут преднамеренно вводить в заблуждение специалиста, искажать или умалчивать важную, но неприглядную или «опасную» с их точки зрения информацию. При этом их повышенный самоконтроль за высказываниями создает дополнительное напряжение в общении. С другой стороны, такие люди, как правило, не умеют и не любят заглядывать в себя и сразу настораживаются, когда кто-то пытается это сделать за них. В попытках понять, с какой целью используются те или иные вопросы и приемы, они уже непроизвольно начинают давать искаженные ответы. В таких ситуациях гораздо более эффективным методом исследования является наблюдение. При проведении подобного наблюдения социальный работник, как правило, выбирает ситуации, наиболее полно отражающие взаимоотношения ребенка с родителями в таких семьях, способы принятого ими общения друг с другом. Следующий метод наблюдения за характером взаимоотношений взрослых с детьми в такой семье - это встреча специалиста с ними в домашних условиях. С одной стороны, такое посещение позволяет наладить или улучшить контакты с патронируемой семьей. Как ничто другое, оно располагает к ведению открытых, доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности, столь частых в стенах официальных инстанций. С другой, такое посещение может служить хорошим подспорьем для проверки уже имеющихся сведений и сложившихся впечатлений о детях и семье. Наблюдение не принесет пользы, если полученные впечатления вовремя не зафиксировать. Ведь из памяти быстро стираются детали, существенные для выводов и обобщений. Поэтому в процессе наблюдения взаимодействия специалист должен отмечать поведение взрослого в следующие моменты выполнения задания: - в самом начале; - когда ребенок ошибается; - когда ребенок в чем-то затрудняется (в взрослый подсказывает, подбадривает, успокаивает или ругает); - после выполнения задания (как успешного, так и неудачного). После каждой состоявшейся встречи социальный работник, психолог или педагог должен делать пометки, например, в специальной тетради, где для каждой семьи должно быть отведено несколько страниц. Форма записи может быть произвольной. Если есть время и возможность, лучше всего сделать «запись-фотографию» наблюдаемой ситуации. Как правило, ожидать характерных, важных деталей долго не приходиться, они буквально лежат на поверхности и встречаются на каждом шагу. Если наблюдение велось по единой для всех случаев схеме, например, при выполнении ребенком тестировании или задания вместе с взрослыми, то сделанные по ходу записи действий и речи ясны сами по себе и не нуждаются в описании ситуации. Специалист должен быть лишь наблюдательным, точным и пунктуальным в их записи, и уметь делать в последующем анализе правильные выводы. Характерно, что многие взрослые не умеют правильно оценить деятельность ребенка, даже когда она приводит к наглядному итогу успеха или неуспеха. В беседе после выполнения задания они обычно выражают свое представление скорее о ребенке, чем о проявленных им возможностях. Сделать вывод об объективности их суждений специалисту помогает сопоставление высказанных родителями мнений и своих заметок. А главное, добывается незаменимый в своей достоверности материал о тактике родителей при взаимодействии с ребенком и о принятом в семье способе регуляции его активности. В целом, собранные такими способами материалы ложатся в основу построения дифференцированного подхода к разным категориям детей и родителей. Таким образом, достигается большая эффективность и учет своеобразия каждого ребенка, родителей, семьи в целом при проведении с ними последующих коррекционных и реабилитационных мероприятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.008 с.) |