Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите возможности использования метода наблюдения в социальной работе с молодёжью.

Поиск

 

Метод – это способ, с помощью которого получают информацию.

Методика – целостное соединение нескольких методов или техник сбора информации в сочетании с их обработкой для изучения конкретного социального признака.

К методам относятся: Опросные методы, Методы анализа документов, Методы наблюдения, Методы эксперимента, Методы игр, Методы тестов, Метод социометрического анализа.

Наблюдение предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Наблюдение было основным эмпирическим методом, которым пользовались социологи первого поколения (Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель и другие), причем не включенное наблюдение в современном понимании этого слова, а обыденное, или «жизненное» наблюдение. Его они дополняли изучением литературы, общением с коллегами.

Сегодня включенное наблюдение применяется при исследовании богатых и бедных семей, асоциальных групп неформалов, групп анимэ и др. Недостаток метода — явление не может быть воспроизведено вторично.

Научное наблюдение отличается от обыденного наблюдения, зависит от цели и проводится в соответствии с заранее разработанной процедурой. Фиксация научного наблюдения обязательна. Научное наблюдение предполагает процедуры проверки полученных результатов с точки зрения их достоверности. Научное наблюдение осуществляется в соответствии с определенной теорией и направлено на ее уточнение или исправление.

Включенное и невключенное наблюдение. Полевое (в естественных условиях) и лабораторное наблюдение.

Научное наблюдение отличается тем, что:
- оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам;
- наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;
- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.); все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе;
- запись результатов наблюдений;
- информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на надёжность (надёжность - это достоверность и устойчивость);
-подготовка отчёта и выводов по итогам исследования.

Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу.

Преимущества включённых наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Например, при изучении молодежных субкультур. Наблюдая за поведением отдельных молодых людей или целых групп можно сделать определенные выводы о принадлежности или, наоборот, о непринадлежности к металлистам, панкам, растоманам, эмо и другим неформальным объединениям молодежи. Включенное наблюдение позволяет понять цели какой-либо субкультуры, правила, атрибуты, стиль поведения, изучить сленг, описать особенности внутригруппового взаимодействия. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может слишком «вживается» в свою роль соучастника событий.

Данный метод не исключает другие социологические исследования, кроме того может быть использован в комплексе с анкетированием, интервьюированием. На основе предварительного наблюдения могут быть составлены вопросы для экспертного опроса или формализованного интервью.

Главной особенностью использования метода визуального наблюдения в социальной работе является неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию мировоззрения и профессиональных установок.

Другая особенность использования наблюдения в социальной работе заключается в том, что восприятие исследуемых объектов специалистом и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан специалист с объектом.

Объектом теории и практики социальной работы с молодёжью служат молодые люди, нуждающиеся в посторонней помощи: инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

В этом перечне объектов социальной работы есть категории, которые в контексте темы данной работы следует выделить особо. Речь идет о тех категориях людей, которые в силу своих особенностей не владеют (полностью или в ограниченном объеме) вербальными средствами общения. К таким людям, например, относятся люди с нарушениями слуха и речи, которым доступны только визульные средства общения [4].

Кроме этих особых категорий, визуальные методы исследования применяются и при обычных ситуациях социальной работы. Так, они активно используются при различных социальных обследованиях условий жизни клиентов социальных служб, при проведении социального патронажа, терапии супружеских отношений, при проведении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с детьми, при наблюдениях за жизнью неблагополучных подростков [13; 107].

Так, наблюдение активно используется в начальной стадии включения неблагополучной семьи в патронат, когда необходимо определить, какова природа ее трудностей – социальная или психологическая. Как правило, на этой стадии патроната прежде всего требуется выяснить, как обстоят у членов семьи дела с работой, учебой, с отношениями в этой сфере. Если все благополучно, то затем встают вопросы: в какой степени в этом повинны сами члены семьи и что зависит от внешних обстоятельств.

Для выяснения все этих обстоятельств специалист должен провести детальное обследование, осуществить сбор разнообразной информации. Однако, специфика дисфункциональных, неблагополучных семей такова, что при общении с ними такие традиционные диагностические методы исследования, как интервьюирование, анкетирование, тестирование, ассоциативные методики нецелесообразны, во всяком случае, поначалу.

С одной стороны, взрослые члены подобных семей могут преднамеренно вводить в заблуждение специалиста, искажать или умалчивать важную, но неприглядную или «опасную» с их точки зрения информацию. При этом их повышенный самоконтроль за высказываниями создает дополнительное напряжение в общении. С другой стороны, такие люди, как правило, не умеют и не любят заглядывать в себя и сразу настораживаются, когда кто-то пытается это сделать за них. В попытках понять, с какой целью используются те или иные вопросы и приемы, они уже непроизвольно начинают давать искаженные ответы. В таких ситуациях гораздо более эффективным методом исследования является наблюдение.

При проведении подобного наблюдения социальный работник, как правило, выбирает ситуации, наиболее полно отражающие взаимоотношения ребенка с родителями в таких семьях, способы принятого ими общения друг с другом.

Следующий метод наблюдения за характером взаимоотношений взрослых с детьми в такой семье - это встреча специалиста с ними в домашних условиях.

С одной стороны, такое посещение позволяет наладить или улучшить контакты с патронируемой семьей. Как ничто другое, оно располагает к ведению открытых, доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности, столь частых в стенах официальных инстанций. С другой, такое посещение может служить хорошим подспорьем для проверки уже имеющихся сведений и сложившихся впечатлений о детях и семье.

Наблюдение не принесет пользы, если полученные впечатления вовремя не зафиксировать. Ведь из памяти быстро стираются детали, существенные для выводов и обобщений. Поэтому в процессе наблюдения взаимодействия специалист должен отмечать поведение взрослого в следующие моменты выполнения задания:

- в самом начале;

- когда ребенок ошибается;

- когда ребенок в чем-то затрудняется (в взрослый подсказывает, подбадривает, успокаивает или ругает);

- после выполнения задания (как успешного, так и неудачного).

После каждой состоявшейся встречи социальный работник, психолог или педагог должен делать пометки, например, в специальной тетради, где для каждой семьи должно быть отведено несколько страниц. Форма записи может быть произвольной. Если есть время и возможность, лучше всего сделать «запись-фотографию» наблюдаемой ситуации. Как правило, ожидать характерных, важных деталей долго не приходиться, они буквально лежат на поверхности и встречаются на каждом шагу. Если наблюдение велось по единой для всех случаев схеме, например, при выполнении ребенком тестировании или задания вместе с взрослыми, то сделанные по ходу записи действий и речи ясны сами по себе и не нуждаются в описании ситуации. Специалист должен быть лишь наблюдательным, точным и пунктуальным в их записи, и уметь делать в последующем анализе правильные выводы.

Характерно, что многие взрослые не умеют правильно оценить деятельность ребенка, даже когда она приводит к наглядному итогу успеха или неуспеха. В беседе после выполнения задания они обычно выражают свое представление скорее о ребенке, чем о проявленных им возможностях. Сделать вывод об объективности их суждений специалисту помогает сопоставление высказанных родителями мнений и своих заметок. А главное, добывается незаменимый в своей достоверности материал о тактике родителей при взаимодействии с ребенком и о принятом в семье способе регуляции его активности.

В целом, собранные такими способами материалы ложатся в основу построения дифференцированного подхода к разным категориям детей и родителей. Таким образом, достигается большая эффективность и учет своеобразия каждого ребенка, родителей, семьи в целом при проведении с ними последующих коррекционных и реабилитационных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.008 с.)