Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор и обработка информации по теме дебатов

Поиск

Сбор информации

При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой.

Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.

Для осуществления информационного поиска Вам потребуется целый ряд умений. Одним из них является использование библиографического аппарата.

Библиографией называют как отдельные библиографические работы в виде целых книг и журналов, частей книг, разделов журналов и газет, в виде картотек и списков, справок, так и всю совокупность этих библиографических материалов.

Вы выбрали тему для дебатов. Библиографические издания подсказали конкретные книги по Вашей проблеме... Что делать дальше?

Для ориентации читателей в библиотечном фонде составляется указатель произведений печати, имеющихся в библиотеке, – библиотечный каталог. По способу группировки включенного в них материала каталоги делятся на два больших вида: алфавитный и систематический.

Алфавитный каталог – основной справочный аппарат библиотеки. Карточки в нем расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания. При помощи алфавитного каталога можно установить: есть ли в библиотеке та или иная книга, имеются ли в библиотеке книги того или иного автора и какие именно.

В систематическом каталоге – в отличие от алфавитного – литера-тура указывается по отраслям знаний. Так как систематический каталог непрерывно пополняется описанием новой литературы, то он всегда оперативнее любого библиографического указателя и дает читателю возможность познакомиться со всей вновь поступившей литературой.

Карточки в систематическом каталоге располагаются на основании определенной системы библиотечной классификации.

Для облегчения пользования систематическим каталогом рядом с ним помещается алфавитно-предметный указатель («Ключ»). На карточках «ключа» написаны наименования отдельных вопросов и предметов (по алфавиту) и индексы соответствующих отделов каталога.

Работая с книгой, вы можете использовать ее собственный справочный аппарат: аннотацию, предисловие, комментарии, библиографию, приложения.

Аннотация. Это краткие сведения о содержании и назначении книги и указание, на какой круг читателей она рассчитана. Как правило, аннотация составляется автором. В этом случае она называется авторской. Но иногдаее подготавливают в издательстве, и поэтому такая аннотация называется издательской.

Не существует единой схемы аннотации для разных произведений. IСодержание и построение аннотации меняется в зависимости от содержанияи назначения аннотируемого произведения. Существуют два основных вида аннотаций:

- рекомендательные аннотации, раскрывающие содержание книги, рекомендующие ее определенной группе читателей и указывающие, как она может быть использована ими;

- описательные рекомендации, раскрывающие только общую тематику книги и отмечающие ее основные особенности.

Предисловие. Это вводная статья к какой-либо книге. Предисловия бывают разными по объему, характеру и манере изложения, но все они, как правило, содержат следующие элементы:

- краткий анализ научных экспериментальных или практических достиженийв той области, которой посвящена книга;

- общий обзор основных опубликованных в печати работ по рассматриваемой проблеме;

- цель издания данной книги;

- принципы, положенные в основу работы;

- краткое содержание труда и его характерные особенности.

Библиография. Существует два вида библиографии. Первый, представляющий собой библиографические сведения, приводимые автором о цитируемых им произведениях и служащие для документирования точности цитаты, называется внутрикнижной библиографией. Второй – прикнижная библиография – это список литературы по теме данной книги, помещенный в ней в конце в качестве приложения.

Комментарии. Это сведения, которые приводит автор или редактор для того, чтобы пояснить те или иные приводимые в тексте сведения. Комментарии могут располагаться в виде сносок внизу страницы, но чаще их помещают в виде специального раздела в конце книги.

Приложения. Раздел книги или научного произведения, который включает в себя графический, статистический и/или иной материал, иллюстрирующий (подтверждающий) данные, приводимые в основном тексте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№ 1. Обратитесь в школьную библиотеку и определите по алфавитному каталогу, есть ли в нем библиографические карточки на следующие книги:

- Кинг Э. Как пользоваться библиотекой: Практ. руководство для учащихся и студ. /Пер. с англ. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

- Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996. – 1б0с.

- Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 1999- – 460с.

№ 2. Обратитесь к систематическому каталогу школьной библиотеки, подберите книги и составьте библиографический список по той теме, которую вы готовите к игре «Дебаты».

№ 3. Составьте полное библиографическое описание любой книги из вашего списка.

№ 4. Возьмите несколько книг разного жанра, определите, к какому виду относятся представленные в них аннотации, какую информацию вы можете из них получить?

№ 5. Сравните между собой предисловия в выбранных вами книгах. Выявите характерные особенности предисловий в произведениях разного жанра. Чем, на ваш взгляд, может помочь информация, представленная в предисловии, при подготовке темы?

№ 6. Пользуясь всеми доступными вам библиотеками, составьте библиографический список к предложенной тренером теме дебатов.

Обработка информации

Предварительное чтение. Чтобы быстро определить, полезна ли вам книга и соответствует ли она нужной теме, нужно уметь быстро просмотреть ее. Вот несколько способов предварительного чтения:

1. Начните с названия. Название имеет большое значение, по нему можно определить тематику книги и авторский подход к рассматриваемой проблеме.

2. Внимательно просмотрите оглавление. Из него вы узнаете, какие именно вопросы рассматриваются в книге и насколько это соответствует вашим целям.

Просмотрите предисловие, проанализируйте, насколько позиция автора совпадает с аспектами той темы, к дебатированию которой вы готовитесь.

4. Знакомство с приложениями поможет вам определить, содержатся или в книге необходимые поддержки (там объясняется терминология, приводится список упомянутых в книге имен и т.п.).

5. Выборочное чтение даст вам общее представление о книге.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В предварительном чтении необходимо практиковаться. Вот одно из упражнений. Пользуясь методом предварительного чтения, отберите из предложенных тренером книг те, которые, на ваш взгляд, более всего соответствуют исследуемой теме. Быстро проглядите их. Напишите или обсудите с друзьями содержание материалов и то, как их можно использовать в дебатах.

Ускоренное чтение. Любите вы чтение или нет, но вам придется изучать не всегда интересный материал учебников и пособий, основную и Iдополнительную литературу. Многое может показаться вам вообще ненужным. Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели I написания книги и ее предназначении. Например, если вы бегло хотите узнать, что такое ядерная энергия, то едва ли нужно брать в руки книгу, написанную для профессионалов. Лучше найти научно-популярную книжку. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие — нет.

Оглавление. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга.

Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его.

Абзацы. В каждом абзаце автор развивает какую-то одну мысль. Просматривая первоначальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли 1 читать данную главу либо раздел. Иногда основные мысли, ключевые слова в тексте выделяются жирным шрифтом или курсивом. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено.

Указатели. Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю тоже можно определить, о ком или о чем написана книга, подходит она вам или нет.

Фамилии, названия и другие ключевые слова. Ищите в тексте именно их, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их в тексте.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Любую из книг, выбранных вами в предыдущем задании, изучите методом ускоренного чтения. Познакомьте товарищей с результатами своей работы.

Беглый просмотр. Используется, если вы уже нашли нужную книгу и нужную главу в ней. Теперь ваша задача – читать не всю главу целиком, а выискивая в тексте ключевые слова, фамилии, даты. Как видите, цель беглого просмотра – поиск нужного материала без чтения всего текста.

Работа с текстом

Определив соответствующие источники информации, вы приступаете к непосредственной работе с текстом.

Одним из эффективных способов работы является ведение двухчастного дневника.

Двухчастные дневники дают читателям возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою любознательность. Особенно полезны двухчастные дневники, если необходимо прочесть какой-то большой текст.

Чтобы сделать двухчастный дневник, вам следует, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. В левой колонке вы записываете, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. Может быть, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из вашей жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест.

В правой колонке вы записываете комментарий: что заставило вас записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Таким образом, читая текст, вы должны время от времени останавливаться и делать свои пометки в двухчастном дневнике.

Можно использовать составление опорного конспекта.

Безусловно, вы можете пользоваться и традиционными способами работы с текстом, такими как конспектирование, рецензирование, тезирование, аннотирование и цитирование.

Аннотирование – краткое изложение основного смысла книги.

Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу, о наиболее ярких идеях и выводах, содержащихся в источнике и изложенных ми словами. Такие заметки называются тезисами. Объем каждого тезиса – несколько строчек

Если тезисы связать по смыслу, то получится реферат. Реферирование – это создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги. Иногда составляют реферат не по одной книге, а по теме, тогда реферат как бы обобщает ряд книг, раскрывающих определенную проблему. В реферате, как правило, мысли самого автора по поводу рассматриваемых проблем. Если такие мысли отсутствуют, то реферат превращается в конспект.

Конспектирование – это тоже один из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного, но при его составлении мнение автора не вводится в текст записей.

При конспектировании пишите разноцветными ручками и карандашами, выделяя цветом разные идеи, события и пр. Оставляйте широкие поля на странице для добавлений и исправлений. Конспектируйте в тетрадях с легко вынимаемыми и переставляемыми листами. При необходимости это позволяет «пересортировать» записи в любом порядке.

Разработайте собственную систему сокращений, подобную стенографическим значкам. Сокращения должны быть предельно понятны и не вызывать разночтений даже через длительный промежуток времени. Лучше всего значение сокращений записать в конце рабочей тетради, так как, например, сокращение «след.» может быть расшифровано как «следовать», «следствие», «следователь».

Максимально используйте общепринятые сокращения: и др. – и другие; и т.д. – и так далее; и пр. – и прочее; т.е. – то есть; т.к. – так как и другие.

Выделяйте идеи абзацами, рубриками, отдельные слова пишите прописными буквами, подчеркивайте слова, фразы, предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному, особенно подчеркивания. Конспектируя книгу, не забудьте прежде записать ее название, фамилию автора, название издательства и год издания. На первый взгляд это может показаться излишним, однако, когда спустя какое-то время эта книга понадобится вновь, вы легко и просто найдете ее в библиотеке. Еще лучше, если при конспектировании вы укажете и страницы книги. Конспектируя книгу, никогда не переписывайте мысли автора слово в слово. Записывайте его мысли собственными словами. Это поможет вам лучше понять и запомнить их.

Цитирование – один из вариантов конспективного фиксирования содержания прочитанного. Цитата – это точное воспроизведение текста источника. Чтобы выделить цитату в конспекте, ее текст заключают в кавычки, а в сноске (или в конце цитаты в скобках) указывают название издания, из которого извлечен отрывок текста, и страницу, на которой он опубликован.

Составление заметок

Большинство специалистов рекомендуют делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать.

Тщательное соблюдение следующих правил избавит Вас от значительных затруднений:

1. Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.

2. На каждой карточке делайте только одну запись.

3. Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.

4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которых взят материал.

Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница.

Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, если возможно, организацию, которая заказала программу.

Не ссылайтесь на издателя или само издание, (например, Большой энциклопедический словарь) как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.

Завершая изучение этого учебного элемента, выполните ряд практических заданий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№ 1. Подберите в школьной библиотеке книги и составьте список литературы по интересующей Вас теме (например, «НЛО», «Человек и природа», «Выдающиеся люди Вашего края» и т.д.).

№ 2. Составьте алфавитный (по авторам) список книг из своей домашней библиотеки, которые могли бы пригодиться Вам для игры в дебаты. № 3. Составьте картотеку книг – художественных биографий писателей XVIII-XIXвв.: Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Крылова И.А. и др. – с учетом требований к оформлению выходных данных книги; напишите аннотацию к одной-двум из них.

№ 4. Постарайтесь написать аннотации на две-три интересные (по вашему мнению, книги, чтобы их захотели прочитать ваши одноклассники или однокурсники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.111 (0.008 с.)