Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. Дебаты в вузе и в школе

Поиск

Структура модуля

1. Парламентские студенческие дебаты.

2. Дебаты как педагогическая технология.

Цели модуля

1. Познакомиться с правилами Парламентских дебатов.

2. Сравнить Парламентские дебаты с дебатами формата К. Поппера..

3. Освоить роли спикеров в Парламентских дебатах.

4. Получить информацию об истории, целях и задачах российского движения «Парламентские студенческие дебаты».

5. Узнать, как можно организовать деятельность студенческого клуба.

6. Познакомиться с возможностями и перспективами применения дебатов на уроке.

7. Различать вариативность форм и модификаций дебатов в учебном процессе.

8. Рассмотреть и проанализировать систему использования дебатов на уроках литературы.

9. Выполнить предложенные упражнения для подготовки к Парламентским дебатам.

Ключевые термины и смыслы модуля

Правительство, оппозиция, спикер палаты, тема, резолюция, законопроект, конструктивная речь, опровергающая речь, заключительная речь, «бульдог», премьер-министр, лидер оппозиции, последовательность, справедливость, ясность, речь из зала, студенческий Дебат-клуб, межвузовские турниры, летняя школа, классические дебаты, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты, текстовые дебаты, дебаты на основе литературоведческого анализа, литературно-критические дебаты, проблемные дебаты, скоростные дебаты, мини-дебаты.

Парламентские студенческие дебаты

Дебаты формата Карла Поппера организуются и используются главным образом на уровне старших классов средней школы.

Парламентские дебаты – формат, интересный для студентов высших учебных заведений уже только потому, что он используется в университетах во всем мире.

Исторически Парламентские дебаты сложились в англосаксонских странах (страны Британского Содружества Наций и США). Эта интеллектуальная игра в настоящее время распространена также в странах Восточной Европы, на территории бывшего СССР, Юго-Восточной Азии и т.д.

Более чем 40 стран с 6 континентов участвовали в чемпионате мира 1999 года на Филиппинах. Чемпионат 1997 года прошел в Южной Африке, чемпионат 1998 года состоялся в Афинах. Подобные встречи предоставляют огромные возможности для налаживания контактов, для взаимного обмена мнениями, опытом, открывают пути для взаимопонимания и сотрудничества студентов всего мира. Помимо этого аспекта студенты также отрабатывают и развивают навыки эффективного обучения, совмещая его с полезным досугом.

Собственно правил в Парламентских дебатах очень мало. Но существует много стратегий, приемов, полезных для того, чтобы вести дебаты в различных условиях. Нужно помнить, что стратегии отличаются от правил. Стратегии – это только средства достижения цели, а цель – это предъявление наиболее убедительного аргумента.

Правила в дебатах – это то, что должны всегда делать все дебатеры. Рассмотрим основные правила.

В Парламентских дебатах принимают участие две команды, каждая состоит из двух человек. Каждая команда располагает временем для трех речей – каждый игрок будет в ходе раунда выступать дважды. Названия команд и порядок речей таков:

Команды

Правительство Оппозиция

Премьер-министр Лидер Оппозиции

Член Правительства Член Оппозиции

Порядок речей

Премьер-министр конструктивная речь 7 мин.

Лидер Оппозиции конструктивная речь 8 мин.

Член Правительства конструктивная речь 8 мин.

Член Оппозиции конструктивная речь 8 мин.

Лидер Оппозиции опровержение 4 мин.

Премьер-министр опровержение 5 мин.

Роль каждой команды

Команды обсуждают тему, которая должна представлять собой противоречивое утверждение относительно интересующей участников проблемы. Правительство может защищать «широкую» версию темы или сузить ее до конкретного случая. Правительство представляет свой «законопроект» по отдельному вопросу или по всей теме, который должен быть справедлив, чтобы оппозиция имела возможность его опровергнуть, непосредственно следовать теме и быть для всех ясным. Собственный «законопроект» Оппозиции возможен, но необязателен.

Новые аргументы

Новые аргументы разрешены, в первых четырех («конструктивных»), речах раунда дебатов. Новые аргументы запрещены в двух последних речах («опровержение»), однако, приветствуются новые примеры, и Премьер-министр может ответить при опровержении на аргументы, впервые заявленные в речи Члена Оппозиции.

Вопросы

Вопросы разрешены в любое время за исключением первой и последней минуты первых четырех речей и в течение двух последних речей. Чтобы задать вопрос, дебатер может встать с места и показать жестом, что у него имеется вопрос. Выступающий имеет полное право принять или не принять предложение задать вопрос. Если он отказывается от вопроса, задающий его садится на место. Если вопрос принимается, допускается или прямой вопрос со стороны задающего, или комментарий, предназначенный выступающему. Вопросы могут длиться не более 15 секунд и будут вычтены из времени выступления, которое идет в момент вопроса.

Дебатеры должны предлагать свои вопросы и отвечать на вопросы других в ходе самих дебатов. Нежелание принять хотя бы пару вопросов

Показывает, что дебатер не может или не хочет ответить на возражения против его аргументов. Судьи обязательно обращают внимание на вопросы в ходе раунда дебатов.

Время на подготовку

Формально время на подготовку не выделяется. Однако судья имеет право делать одно или двухминутный перерыв перед каждой речью. Хотя правила лояльны к тому, дается ли время на подготовку, все участники дебатов должны получить одинаковое время, и ко всем командам, участвующим в турнире, должны применяться одинаковые критерии.

Судейство

Парламентские дебаты может судить коллегия судей или же один судья. Один из судей назначается спикером палаты. Этот судья должен объявлять каждое выступление перед его началом и благодарить каждого участника после его речи.

Парламентские дебаты судят, основываясь на простом критерии: какая сторона лучше утверждала свои аргументы и отвечала на аргументы оппонентов. Главным является – соблюдение вышеперечисленных правил. Если команды следуют этим правилам, тогда единственный вопрос, встающий перед судьями, – это какая команда была лучшей в развитии собственных аргументов и опровержении аргументов оппонентов.

За соблюдением регламента и правил игры следит таймкипер, который в парламентских дебатах называется «бульдог».

Для обозначения определенного временного отрезка речи в парламентских дебатах используется удар. Удар – это достаточно сильный стук по столу (стулу и т.п.) или хлопок, такой силы, чтобы его услышали все присутствующие в аудитории. Как особо строгий знак, предупреждающий о нарушении регламента используется поднятый вверх кулак.

Схема действий таймкипера (бульдога)

1-я речь (Премьер-министр) – 7 мин.

Одиночный удар после прошествия 1 минуты после начала речи.

Одиночный удар после прошествия 6 минут после начала речи (за 1 минуту до конца речи).

Двойной удар после окончания речи (через 7 минут после начала речи).

Поднять кулак после прошествия 30 секунд после окончания речи (через 7минут 30 секунд после начала речи).

2-ая речь (Лидер оппозиции)

3-я речь (Член правительства)по 8 мин.

4-ая речь (Член оппозиции)

Одиночный удар после прошествия 1 минуты после начала речи.

Одиночный удар после прошествия 7 минут после начала речи (за 1 минуту до конца речи).

Двойной удар после окончания речи (через 8 минут после начала речи).

Поднять кулак после прошествия 30 секунд после окончания речи (через 8 минут 30 секунд после начала речи).

5-ая речь (Лидер оппозиции) – 4 мин.

Одиночный удар после прошествия 3 минут после начала речи (за 1 минуту до конца речи).

Двойной удар после окончания речи (через 4 минуты после начала речи).

Поднять кулак после прошествия 30 секунд после окончания речи (через 4 минуты 30 секунд после начала речи).

6-ая речь (Премьер-министр) – 5 мин.

Одиночный удар после прошествия 4 минут после начала речи (за I минуту до конца речи).

Двойной удар после окончания речи (через 5 минут после начала речи).

Поднять кулак после прошествия 30 секунд после окончания речи (через 5 минут 30 секунд после начала речи).

Тот, кто хочет задать вопрос или высказать замечание, должен подать определенный условный сигнал (встать, левую руку приложить к затылку, правую вытянуть вперед) и ждать, когда говорящий даст ему слово. Выступающий участник дебатов имеет право отклонить просьбу о вопросе (при этом обязательно поблагодарив оппонента: «Спасибо, нет», «Спасибо, позже» и т.п.). Однако нельзя совершенно не позволять задавать вопросы, это может послужить основанием для снижения судьями оценочных баллов.

Темы парламентских дебатов

Тема всегда сообщается дебатерам заранее, чтобы команды имели возможность для проведения исследований и подготовки. Темы могут касаться вопросов морали, политики, философских проблем, социальных и т.д.

Любая тема начинается со слов «Эта Палата выдвигает законопроект...:

- об ограничении свободы слова;

- об открытии государственных границ;

- о расширении прав студентов;

- о свободной купле-продаже земли и т.д.

Есть много примеров тем, некоторые из них используются и в дебатах КПоппера. Единственное отличие в том, что большинство тем в Парламентских дебатах начинается со слов «Эта палата», которые означают лишь то, что дебаты происходят в воображаемом парламенте.

Для успешной игры в Парламентских дебатах также важна систематическая подготовка. Поскольку темы – это проблемы из области текущих событий, активное чтение означает, что вопрос редко оказывается неожиданным. Поэтому активные дебатеры постепенно привыкают к состоянию непрерывного чтения серьезной прессы и к работе с информацией в Интернете.

Если студенты достаточно компетентны в текущих событиях и проблемах, бывает интересно проводить дебаты, объявляя тему лишь перед началом раунда. Но, если они поверхностно знакомы с темой, дебаты будут примитивными и не создадут возможности для обучения. Поэтому в большинстве случаев следует объявлять тему по меньшей мере за неделю до дебатов и давать участникам ориентиры в поиске информации по проблеме.

В отличие от формата К. Поппера, Правительство имеет больше возможностей, чем утверждающая сторона, для определения темы. В Парламентских дебатах определение терминов темы часто называют «построением блока доказательств». Каждое слово темы не определяет, а передает общий смысл темы. Любая интерпретация темы возможна, если блок доказательств последовательно определяет общий смысл темы, достаточно справедлив, чтобы можно было вести дебаты за обе стороны, достаточно ясен, чтобы обе команды четко знали, что им нужно доказывать.

Давайте подробно рассмотрим, что означает «быть последовательным» в соответствии с общим смыслом темы. Например, тема «Эта Палата поддерживает смертную казнь». Правительство может начать дебаты, заявив, что «Законопроект, который мы хотим ввести, о том, что нужно ввести смертную казнь для преступников, совершивших более чем одно убийство». Или же законопроект будет состоять в том, что смертной казни должны быть подвергнуты все насильники, убийцы. Или же Правительство может заявить, что они хотят поддержать смертную казнь на философском уровне и не связывать себя никаким конкретным примером преступников, которые должны понести такое наказание. Все эти законопроекты последовательны в отношении значения темы.

Правительство может представить в дебатах позицию, с которой разумные люди просто не могут согласиться. Это значит, что следует избегать специального знания или очевидных вещей, не требующих доказательств. Если Правительство основывает свое доказательство на информации, которой Оппозиция просто не владеет, в силу ее специфичности, то Правительство должно предоставить Оппозиции достаточное количество сведений, чтобы она могла опровергнуть их блок доказательств. В таком случае можно говорить о том, что позиция Правительства справедлива.

Во время раунда дебатов нужно постоянно помнить о том, что судье должно быть ясно, что обе стороны должны доказывать. Например, рассмотрим тему «Эта Палата поддерживает открытые границы». Если Правительство не очень четко заявляет, что оно собирается доказывать, тогда оппозиция не может знать как опровергнуть блок доказательств Правительства. Утверждает ли Правительство, что границы должны быть открыты для людей и торговли? Есть ли какие-либо ограничения, которые вводит Правительство? Если Оппозиция не знает, что защищает Правительство, она не сможет опровергнуть его блок доказательств. Поэтому необходимо, чтобы Правительство четко и ясно в каждой речи заявляло, в чем состоит их позиция, и в чем должна состоять позиция оппонентов.

В публичных Парламентских дебатах (или в финальном раунде турнира) допускается возможность включить в ход дебатов «речи из зала» в качестве способа вовлечь аудиторию в ход дискуссии. Речи из зала – это речи, произносимые кем-либо из аудитории перед речами опровержения. Речи из зала должны быть короткими (до 2-х мин.) Они не должны учитываться судьями.

Чтобы управлять выступлениями из зала, спикер Палаты должен спросить, есть ли в аудитории желающие говорить в пользу Правительства или Оппозиции. Рекомендуется позволять равное количество одних и других выступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.007 с.)