Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дебаты как педагогическая технология

Поиск

Активное использование техники методик образовательной программы «Дебаты» в процессе обучения является одной из особенностей развития программы в России. Современные подходы к обновлению школьного образования, основывающиеся на инновационных идеях, позволяют рассматривать дебаты как эффективное средство обучения, как новую педагогическую технологию.

За период развития программы в России накоплен опыт использования методики дебатов в обучении иностранному языку, предметам общегуманитарного (литература, обществознание и т.д.) и естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.)

Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

- как форма урока;

- как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;

- как форма аттестации и тестирования учащихся.Дидактические функции использования дебатов на уроках связываются с двоякого рода задачами:

Задачи содержательного плана:

- осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

- актуализация ранее полученных знаний;

- творческое переосмысление возможностей их применения. 2. Задачи организации взаимодействия в группе:

- выполнение коллективной задачи;

- согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;

- соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.

На пересечении этих задач происходит:

- переработка сведений, информации для убедительного изложения;

- представление своей позиции, ее аргументация;

- выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы:

Классические дебаты».

Это собственно формат дебатов, где участвуют 2 команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо «рецензентами», либо судьями. Однако так или иначе задействовать каждого ученика класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.

Экспресс-дебаты».

Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

Модифицированные дебаты».

Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например:

- сокращается регламент выступлений;

- увеличивается число игроков в командах;

- допускаются вопросы из аудитории;

- организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

- осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

- создается «группа – экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

- изменяется (появляется) роль ведущего игры – учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания возможности и целесообразности их применения:

- при изучении той или иной темы, проблемы;

- в том или ином классе (в той или иной группе учащихся);

- на том или ином уроке;

- для реализации поставленных учебных целей.

Дебаты могут быть организованы на уроках по большинству учебных дисциплин. В качестве примера рассмотрим, как могут использоваться дебаты на уроках литературы (материал разработан экспертом из города Самары С. Василевской).

«Дебаты» на уроках литературы

Представляется целесообразным комплексное включение «Дебатов» в урок: начиная от использования отдельных элементов этой технологии до игры по полной программе. Возможно использование следующих видов дебатов:

Текстовые» дебаты

Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для «слабых» классов, а так же как форма контроля учителем чтения учащихся.

Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения.

Пример: «Аркадий представитель нового поколения» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Цель: путем накопления текстового материала учащиеся должны увидеть определенную близость героя дворянскому миру отцов и одновременно демократическому лагерю детей, выяснить причину двойственности героя.

Дебаты на основе литературоведческого анализа

При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение.

Пример: Н.В. Гоголь считает, что Чичиков – человек будущего.

Цель: в ходе выступлений попытаться понять авторскую позицию, трагичность творческого пути писателя.

Литературно-критические» дебаты

Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами (драма А.Н.Островского «Гроза»).

Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины.

Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы»; выявить сильные и слабые стороны обоих критиков.

Дополнительная информация: Возможен другой тип дебатов данного вида: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды школьников.

Пример: «Обломов – последний в ряду лишних людей»(Добролюбов). Утверждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая – опровергает ее с помощью своих собственных доказательств.

Проблемные» дебаты

Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.

Пример: герой, не выдержавший испытания любовью, не состоятелен как личность.

Цель: дать учащимся почувствовать, что в русской литературе существуют вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы.

Данный вид дебатов, на наш взгляд, является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «За» и «Против».

Скоростные» дебаты

Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом – весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.

Пример: тема урока: Противоречивость характера Базарова (И.С.Тургенев «Отцы и дети»).

Темы для мини-дебатов:

- Базаров любит и понимает народ.

- Базаров не способен чувствовать прекрасное.

- Базаров – истинный друг Аркадия.

- Спор с П.П. Кирсановым Базаров проиграл.

- В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Павел Петрович.

- Базаров преданный сын своих родителей.

- Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви.

Выводы. Существуют ли мини-проблемы, по которым выбор позиции очевиден? Почему по некоторым пунктам практически невозможно односложное решение проблемы. Вывод о противоречивом характере героя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.007 с.)