Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления



предметы ведения — это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти, находится под его управлением. этот уровень власти осуществляет по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды деятельности — функции.

Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Таким образом, полномочия — это права, совмещенные с обязанностями.

Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий.

ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 6.10. 2003г. Это основополагающий базовый закон, устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяющий предмет ведения и полномочия его органов.

Предмет ведения ОМСУ - это составной элемент их правового статуса, это тот круг вопросов, решение которых закреплено за ними, находится под их управлением, т.е. круг вопросов, на которые распространяется их юрисдикция.

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Предметы ведения местного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельные государственные полномочия.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, подробно изложены в главе 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Причем они устанавливаются по всем уровням (типам) муниципальных образований: вопросы местного значения поселения (ст.14), вопросы местного значения муниципального округа (ст. 15), вопросы местного значения городского округа (ст.16).

В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ№131 к вопросам местного значения относится:

1. Организация МСУ в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе МО.

2. Правовое регулирование мун. отношений в пределах полномочий МСУ. Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе МО.

3. Управление мун. собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития мун. образования.

4. Организация, содержание и развитие мун-х служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

МО организуют, содержат и развивают мун. учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в мун. собственности.

МО создают условия для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в МО.

В ведении МО находятся также: содержание и использование мун. жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организация, содержание и развитие мун-х служб: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и мун-х учреждений топливом; мун. дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории МО; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения и мун. учреждений, обеспечение населения услугами связи; организация и содержание мун. информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; организация и содержание муниципальных архивов; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; обеспечение противопожарной безопасности в МО, организация муниципальной пожарной службы.

Осуществление контроля за соблюдением правовых актов МО, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории МО.

МО обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения МО. В ведении МО находятся вопросы контроля за использованием земель на территории МО. МО участвуют в охране окружающей среды на территории МО, а также осуществляют иную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами МО.

В ведении МО находятся также отдельные государственные полномочия.

ОМСУ не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


63.Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании

Конституция РФ (ст.130 п.2) предусматривает, что МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые ОМСУ. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением МСУ.

1 включает формы непосредственной демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса.

2 группу составляют формы представительной демократии – выборные и другие ОМСУ, когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.

Местный референдум - высшая форма народовластия на муниципальном уровне, проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Местный референдум может проводиться на всей территории МО. Решение о назначении местного референдума принимается ПО МО: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; 3) по инициативе ПО МО и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах МО, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию), подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или ОМСУ.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного ОМСУ, выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются ПО МО в сроки, предусмотренные уставом МО.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица МСУ могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом МО и подтвержденные в судебном порядке.

В целях получения согласия населения при изменении границ МО, преобразовании МО проводится голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Голосование проводится на всей территории МО или на части его территории в соответствии и назначается ПО МО.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия ПО МО, в том числе отнесенные к исключительной компетенции ПО МО. Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным.

Правотворческая инициатива граждан ФЗ №131-ФЗ предусматривает наделение граждан правом на внесение в ОМСУ собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом ПО МО и не может превышать 3 процента от числа жителей МО, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или должностным лицом МСУ, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей МО ПО МО, главой МО могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, ПО МО или главы МО. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или ПО МО, назначаются ПО МО, а по инициативе главы МО - главой МО. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава МО, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития МО, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании МО.

Опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений ОМСУ и должностными лицами МСУ, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители МО, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) ПО МО или главы МО - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный закон №131-ФЗ устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным лицам местного самоуправления.


64.Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном и образовании

В соответствии с 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:

ТОС - «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом МО и (или) нормативными правовыми актами ПО МО.

ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории

В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; 4) порядок принятия решений и др.

Органы ТОС: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и ОМСУ с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в ОМСУ проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

ТОС обычно возглавляет предсе­датель или другое по наименованию лицо, а в сельских и других малых населенных пунктах, не являющихся поселениями,— староста.

Исполнительный орган мо­жет возглавлять. директор (исполнительный директор). В небольших ТОС функции председателя и директора могут быть совмещены.

Функции Председателя ТОС: представляет интересы жителей; разрабатывает и представляет планы развития ТОС, сметы расходов; осуществляет приём граждан; предоставляет отчёт о деятельности ТОС. По отдельным вопросам деятельности ТОС могут избираться общественные комиссии (например, по работе с подростками, благоустройству, общественному порядку и т.п.). Председатель и иные должностные лица, а также органы ТОС должны быть подотчетны собра­нию (конференции).

В отличие от ОМСУ ТОС:

не имеют властных полномочий (это — общественное самоуправление), хотя и могут наделяться отдельными распорядительными полномочиями по ре­шениям муниципальных органов;

не носят обязательного характера (на какой-то части территории МО они могут действовать, на другой — нет); не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов, его устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

могут заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью;

иметь или не иметь статус юридического лиц а.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим, организовывать досуг для подростков, людей пожилого возраста и т.п. Выступая в качестве посредника между жителями и властью, ТОС может участвовать в согласовании земельных отводов, составлении планов социально-экономического развития, благоустройстве территории, составлять списки жителей, которые нуждаются в поддержке, отстаивать интересы жителей перед коммерческими организациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.029 с.)