Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы контроля деятельности государственных органов власти

Поиск

Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство Российской Федерации как орган общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции и Федеральному конституционному закону “О Правительстве Российской Федерации”, оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнитель ной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указанных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ. Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, между народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам. Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономики, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств — одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля. Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юстиции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство при родных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство экономики, Федеральная служба лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития. Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти. Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Сферы управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. Своеобразной формой межотраслевого контроля является деятельность Межведомственной комиссии по анализу предложений и приостановлению действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации. Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты у правления.

Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

-измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;

-корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Государственный контроль - форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.

Виды гос контроля в управлении:

- общий и специальный;

-Внешний (контроль, осуществляемый субъектами, организационно и функционально независимыми в своей деятельности от органов государственной власти РФ) и внутренний (контроль, осуществляемый в рамках системы органов государственной власти, служащий обеспечению: - надлежащего исполнения нижестоящими органами и должностными лицами решений вышестоящих органов и должностных лиц; - исполнения агентами и уполномоченными органов государственной власти своих обязательств;

- наблюдаемости и управляемости процессами со стороны органов государственной власти).

- межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный).

- административный надзор (наблюдение уполномоченными на то субъектами исп власти за исполнением действующих в сфере управления спец норм, общеобязательных правил, закрепленных в законе и подзаконных актах); судебный контроль (правовая оценка судами действий и решений органов исп власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и интересов граждан, привлечение виновных к ответственности); прокуроский надзор.

Прокуратура представляет единую, федеральную и централизованную систему. Прокуроры осуществляют надзор по нескольким направлениям:

1) надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами ПО и исп органами субъектов РФ, ОМС

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами

3) соблюдение законных обязанностей органами гос-ва, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами

Формы: 1. постановление – акт о возбуждении уголовного дела в отношении долж лица, нарушевшего закон 2. протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо к долж лицу, который издал этот акт 3. представление – обращение прокурора к органу или долж лицу об устранении допущенных нарушений закона 4. предостережение




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.006 с.)