Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика формы правления в России, ее влияние на систему государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании. Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие - в способах формирования институтов высшей власти. Монархия - власть наследственная, единоличная и пожизненная; республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу. Республика (дело общественное) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются парламентом. Характерные признаки: - широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов; - участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов - всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни; - разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями; - избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа; - наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан. Современная система государственного управления различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную, парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть. Парламентская (Правительство формируется на парламентской основе; руководитель Правительства является практически первым лицом, Президенту отводят представительную роль) Президентская (Президент – глава государства и глава Правительства. Президент формирует Правительство. Парламент не может выразить вотум недоверия Правительству). Смешанная (сильная Президентская власть сочетается с жестким контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство подотчетно как Парламенту, так и Президенту). Именно в силу огромного влияния на жизнь общества исполнительная власть во всех республиках имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью, выступает как вторичная власть. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В России реализована смешанная форма правления. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Используется как в странах с устойчивой демократией, так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления. Для нее характерны следующие отличительные признаки. - Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. - Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность. - Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента). - Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия между фракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту. - Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией. РФ: принцип разделения властей; Президент – глава гос-ва и не глава исполнительной власти; Правительство несет двойную ответственность перед Президентом и Парламентом. Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных (конституционных) собраниях, съездах. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей. Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента. Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту. Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства. Современной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе. 35.Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур; норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом; так и ее субъектов. К сущностным признакам федерализма относятся: 1) государство подобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций; 2) конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром; 3) недопустимость изменений границ без согласия субъектов; 4) территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов; республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое; но существует единая система границ и ее охраны; 5) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации); 6) субъекты федерации имеют свою систему законодательных; исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистемами; пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами; 7) субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов; соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству; 8) в федерации нет единого государственного бюджета; а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации; 9) гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации; 10) законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации; 11) субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений; 12) федеральный парламент обычно двухпалатный; верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно. По форме гос-территориального устройства Россия является федерацией Федерация – сложное, составное (союзное) государство, состоящих из нескольких государственных или территориальных образований, образующих единое сообщество и обладающих некой самостоятельностью. Принципы Федерализма: 1. Распределение власти по вертикали между уровнями Федерации, Субъектов Федерации, МСУ 2. Верховенство Конституции РФ, Федеральных законов над Конституциями, законами субъектов Федерации (только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) 3. Разделение властей 4. Народовластие 5. Реализация прав и свобод граждан 6. Демократический централизм: сочетание государственного и муниципального управления, демократизма, как полновластия народа, а с другой стороны – централизация, как приоритет интересов большинства 7. Гласность: осуществление власти, прямая, обратная связь, доступность информации 8. Законность, безличный характер власти 9. Двойное подчинение: требование подчинения конкретного органа власти органу общей компетенции и соответствующему вышестоящему органу по вопросам его компетенции. Направлен на обеспечение единой гос политики 10. Сочетание единоначалия и коллегиальности 11. Программно-целевой принцип 12. Делигирование полномочий РФ является конституционной федерацией, т.к. параметры жизнедеятельности гос-ва закладываются в Конституции. Наша федерация является национально-территориальной: она включает в свой состав несколько групп субъектов с различным правовым статусом (республики, области, АО), их образовали по нац признаку, остальные – по территориальному. Республики обладают большими правами (гос суверенитет), чем края и области.В связи с этим РФ с одной стороны ассиметричная, а с др-симметричная, т.к. по Конституции субъекты РФ – равноправны. 84 субъекта в составе РФ: 1 АО, 5 А округов, 2 города фед значения, 47 областей, 8 краев, 21 республика. Субъекты РФ правом на сецессию (правом свободного выхода) не обладают, но имеют ряд суверенных прав: наличие собственного законодательства, неприкосновенность границ, право на организацию гос власти. В конституции РФ закреплены предметы ведения РФ (принятие и изменение Конституции и ФЗ, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формировании федеральных органов государственной власти) и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта). Исключительная компетенция субъекта РФ определяется по остаточному принципу. Т. О. в Конституции существует мягкий характер разграничения предметов ведения иРФ и ее субъектов. Так, те и другие органы власти между собой могут передавать по согласованию друг другу «осуществление части своих полномочий». Проблема разграничения полномочий между центральной и региональной властями Конституционно-правовые основы современного российского федерализма основы конституционного строя российской федерации характеризуют Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Согласно ст. 5 конституции «российская федерация состоит из республик, краев; областей, городов федерального значения; автономной области, автономных округов – равноправных субъектов российской федерации». В связи с этим при рассмотрении проблем политико-территориального устройства республики нередко называют национально-государственными образованиями; края, области; города федерального значения – административно-территориальными образованиями; автономную область и автономные округа – национально-территориальными образованиями. Такая характеристика вызвана тем; что политико-территориальное устройство современной России основано на двух взаимосвязанных принципах – национально-территориальном и территориальном. С правовой точки зрения эти различия в названиях (республика; край, область) субъектов федерации не могут служить основанием для того; чтобы считать, что субъекты РФ имеют какие-либо различия в статусе и полномочиях; так как они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в соответствии ч. 4 ст. 5 конституции. Равноправность субъектов РФ не может быть поставлена под сомнение и в связи с тем; что в конституции вслед за упоминанием республик в скобках помещено слово «государство», а также потому; что основные законы российских республик называются конституциями, тогда как в других субъектах они именуются уставами. В этих различиях названий некоторые усматривают неравноправность субъектов РФ и даже асимметричность конституционного статуса субъектов РФ. Однако; в частности, в ч. 1 ст. 5 конституции устанавливается равноправие всех субъектов РФ (республик; краев, областей); а ч. 2 той же статьи определяет статус республик как государств; имеющих свою конституцию в отличие от других субъектов. такое несогласование создает конституционно-правовую предпосылку для фактического неравенства субъектов с неизбежными взаимными конфликтами как между ними; так и с федеральными органами. Говоря о субъектах федерации; изначально имеют в виду их равноправность, иначе не может быть полноценной федеративной системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.009 с.) |